• Преподавателю
  • Технология
  • Технологическая карта мастер-класса по проведению интегрированного занятия «Край рябиновый Советский»

Технологическая карта мастер-класса по проведению интегрированного занятия «Край рябиновый Советский»

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12


Технологическая карта

мастер- класса по проведению интегрированного занятия «Край рябиновый Советский»:



  • Цель мастер- класса: представление педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в проведении интегрированных занятий внеурочной деятельности с применением технологии «Педагогическая мастерская».

  • Форма мастер- класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

  • Результат мастер- класса: модель занятия внеурочной деятельности, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Этапы

Содержание этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

Развернутый конспект мастер- класса

  1. I. Презентация педагогического опыта учителем-мастером


  • Приветствие, вступительное слово мастера.

  • Постановка цели и задачи.

  • Кратко характеризуются основные идеи технологии;

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Современное занятие в современной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.

Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.

Я своей работе использую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».

В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся - здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику.

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.

Конечная цель такого занятия - образовательные продукты учеников.

Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в рабочих группах, самостоятельно «открыть» правила тепловой обработки продуктов, вывести правила техники безопасности при работе со швейной машинкой и т.д.,. Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное развитие ребенка.

Одним из видов работы «мастерской» являются интегрированные занятия. Преимуществом таких занятий является системно- деятельностный подход к решению учебной задачи. Технология «Педагогическая мастерская» может стать отличной технологией для организации внеурочных занятий интегрированного типа. На таких занятиях школьники не только открывают для себя теоретический материал , но и имеют возможность закрепить практические навыки той или иной трудовой деятельности.

Одним из таких занятий, например, может стать интегрированное занятие «Бабушкин сундук: отходы - в доходы», где наряду с формированием семейных ценностей происходит развитие навыков кройки и шитья.

  • Описываются достижения в работе;

  • Доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

  • Определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

II. Представление системы учебных занятий:


  • Краткая характеристика основных идей занятия

  • Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

изучают разработки по теме мастер-класса;

Такие занятия особенно плодотворны, если проводятся в школьной библиотеке. В таком случае с помощью библиотекаря ребята развивают свои творческие возможности, а учитель поможет закрепит предметные знания.

У вас большой опыт проведения билиографических занятий, внеклассных мероприятий. Я предлагаю Вам примерить ваш опыт на применение предлагаемой технологии в проведении внеурочных заниятий.

Интеграцию каких предметных областей со своей библиотечной сферой вы видите? Какие интегрированные занятия можете предложить прямо сейчас?

________

В ходе мастер- класса я предлагаю вам подумать над возможностями применения данной технологии в вашей работе и наметить проект какого- либо внеурочного занятия по технологии «Педагогическая мастерская»

  • Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

III. Проведение имитационной игры:


  • Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса.

  • Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

задают вопросы, получают консультации;

слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Существует некий общий алгоритм работы в мастерской:

Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Главный ресурс - индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал.

Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание.

Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах - рисунках, текстах, стихах и т.д.

Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы.

Афиширование - это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.

Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением).

Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

IV. Моделирование:


  • Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса

  • Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

Всегда целесообразно проводить интегрированные занятия тематические, т.е. посвященные каким - либо датам, событиям. Например, сейчас большинство школьных дел посвящены юбилею Советского района. И мы с вами тоже разберем технологию «педагогическая мастерская» на примере интегрированного занятия внеурочной деятельности. Итак, мы приглашаем вас в «Край рябиновый Советский»

Презентация

Замирают сердца,

В ожиданье щемясь,

Мы с волнением праздника ждём.

С юбилеем тебя,

Наш Советский район!

Мы заздравную песню поём!

Все мы любим тебя

И гордимся всегда,

Край Советский, он в сердце живёт.

Здесь студёней вода

И румяней хлеба,

И прохлада лесная зовёт.

Видишь - реки быстрей,

И рябины стройней,

Ветер с лесом дуэтом поёт,

А трава зеленей,

Колосок тяжелей,

Да заливистей птиц перезвон.

В крепкой дружбе идут

И чуваш, и мари,

И татары, и русский народ.

Мир, покой берегут

И традиции чтут:

Тех, кто дружен - беда не берёт!

Если вдаль улетим,

То родной стороны

Мы частичку с собою возьмём.

Как велик белый свет!

Но в судьбе яркий след

Ты оставишь, Советский район.

Что значит для каждого из нас Советский район?

- ответы

Да, несомненно, Советский район- это неотъемлемая часть сплоченной и динамично- развивающейся РМЭ. Мы любим нашу республику, славим ее своими делами, воспеваем в стихах и песнях. М.Казаков «Мой народ мари».

Прекрасно, что ребята знают стихи марийских поэтов. Я уверена, что и вам есть что сказать: вспомните молодые годы. Валентина Ивановна, помните, институт, студенческая весна и вы поете песню «Марий Эл». Сегодня специально для вас и всех нас, кто любит марийские песни, песня о красоте и неповторимости Марий Эл. Слова Семена Николаева, музыка Якубовича, а сопровождать нашу песню будет видеосюжет о нашей республике. Валентина Ивановна, приглашаю вас.

Вернемся к вопросу, что для нас Советский район?

Вы сказали, что это наша малая родина и для нас она дороже всего, а еще- для каждого советчанина, живущего вдали от родины- это кусочек его души, бережно хранимая память.

Если спросить, есть ли кого- то из вас близкие, по какой- то причине покинувшие Советский район и живущие далеко, то наверняка все ответите утвердительно. Не так ли?

У кого- то служит в армии сын, у кого- то далеко семья дочери, далеко от мамы сейчас Арина. Какую весточку о родном крае мы можем им подать, какую частичку родины можем подарить?

Ответы

Да, это может быть звонок, фотография, подарок, небольшой сувенир, сделанный своими руками.

Такого рода сувениров великое множество! Их сейчас можно купить во многих магазинах, но я предлагаю сделать сегодня такой сувенир своими руками! Конечно, можно сделать куклу в национальном наряде, вышить платок, но это долго!

Совсем недавно мне подарили сувенир- игольницу. Сделала его Галина Щербакова, руководитель фольклорного ансамбля « Кугезе кумыл». Посмотрите, какой он красивый и такой современный!

Я предлагаю вам сделать такой же сувенир, но с авторским дизайном, посвященным Советскому району.

Что на ваш взгляд, можно назвать символом нашего района?

- рябина

Я думаю также, поэтому и назвала наше занятие «Край рябиновый Советский».

У вас на столах - подложки с игольницами, их подготовили девочки 8 класса. А на раздатках вы видите несколько разных рисунков рябины. Вы сами можете выбрать эскиз и материал, из которого будете выполнять узор. На столах приготовлены всевозможные бусинки, бисер, пайетки. Также имеются рабочие инструменты. Если вы не нашли подходящий рисунок, то можете спроектировать эскиз сами.

Мы начинаем работать, делать сувенир. И я уверена, что вы вложите в это дело свое настроение, любовь к человеку, которому будет предназначена эта игольница.

Выполнение вышивки.


  • Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Вот мы с вами и подошли к кульминации процесса нашего творчества.

Я предлагаю Вам обратиться к познаниям, к своим открытиям на мастер- классе и подумать над тем, каким образом вы можете применить данную технологию в своей деятельности? Какие самые ближайшие библиотечные внеклассные мероприятия вы запланировали и есть ли возможность разнообразить ее применив данную технологию?

V. Рефлексия:

Обмен мнениями присутствующих, всесторонняя оценка результатов.

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Методика «Пять пальцев»

Последний этап педагогической мастерской- рефлексия. На этом этапе ученики анализируют свою деятельность на занятии, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние. Я предлагаю вам провести самооценку по методу «Пять пальцев». Листы оценивания лежат перед вами. Идея создания такого подхода, по разным источникам, принадлежит Бодо Шеферу, известному бизнес-тренеру, или Лотару Зайверту, который считается ведущим экспертом по тайм-менеджменту в Германии и Европе.

Посмотрите на ладонь правой руки, подвигайте пальчиками, и первая буква названия каждого пальца подскажет вам, о чем стоит задуматься в анализе.

А в конце сожмите пальцы в Кулак: буква К. Концентрация на цели. На этот вопрос попробую ответить я. Каковы были цели сегодняшнего занятия и каким образом я приближала к себе эти цели?

Я ставила своей целью поделиться опытом применения в деятельности учителя, библиотекаря инновационной технологии «Творческая мастерская». Я хотела заинтересовать вас возможностями и перспективами ее использования именно в вашей работе. Я видела заинтересованные лица, услышала ваши мнения и планы. Значит, цель мастерской и мастер- класса достигнута.

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

И снова звенит звонок с занятия. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя - найти эти изюминки.

Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.



© 2010-2022