- Преподавателю
- Технология
- Рабочая прогамма кружка Художественная обработка древесины
Рабочая прогамма кружка Художественная обработка древесины
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Брандт А.Л. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
\
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А. И. Спирина»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
К УТВЕРЖДЕНИЮ: Директор МАОУ «Чердынская СОШ
Методическим советом им. А.И. Спирина»
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» ____________ Хабибрахманова С.Р.
«_12_» _11___2013г. (приказ № 258-од от «13»_12_.2013г.
(протокол № 4 от «_12_»._11__.2013г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Художественная обработка древесины»
Программы составил: учитель технологии Брандт А. Л.
г. Чердынь, 2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы
Среди различных видов трудовой деятельности человека особое место занимает художественная обработка древесины. Различные виды обработки дерева дошли до нас с древних времен, из Египта и Греции. Особая связь человека и дерева сложилась на Руси. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, русские люди брали в руки куски дерева и занимались различными видами древообработки и резьбы, украшали свой быт. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров и орнаментов, выходящих из-под руки резчика по дереву. Предлагаемая программа направлена:
-
на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;
-
на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;
-
на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с
Современное школьное образование рассматривается как система подготовки учащихся к деятельности в непрерывно изменяющихся условиях. Исходя из этого кружок «Самоделки из древесных материалов» помогает учащимся раскрыть творческие способности и дать возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности.
Работа в кружке «Самоделки из древесных материалов» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься с детьми младшего возраста. Программа кружка рассчитана на детей 10 до 15 лет,
Цель и задачи
программы
Программа "Художественная обработка древесины" разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
2. Технология для 5-9 классов.
3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
4. Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчества.
Основана на применении таких видов обработки дерева, как различные виды резьбы по дереву, инкрустация, маркетри, выпиливание и выжигание, имеющие многовековые традиции в разных культурах и у разных народов. Программа творческой технической мастерской по обработке дерева ставит перед собой следующие основные цели:
-
воспитание любви к труду;
-
углубленное развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева;
-
освоение профессиональных приемов обработки дерева;
-
формирование художественного вкуса;
-
развитие ребенка в целом, как гармоничной личности;
-
воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их;
-
становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания собственного уникального стиля в обработке дерева.
Каждое изготовленное в мастерской изделие подвергается обсуждению внутри коллектива, наиболее интересные вещи выставляются на районные и городские выставки и конкурсы. Последнее обстоятельство, связанное со сравнением результатов работы как внутри коллектива, так и за его пределами, требует от учащегося максимума самоотдачи. В программе большое внимание уделяется психофизиологическому развитию детей. Подобраны такие технологии изготовления изделий, которые развивают память, внимательность, сообразительность, а так же координацию движений, мелкую ручную моторику, усидчивость, упорство в достижении цели. Этому способствует большое количество работ связанных с рисованием, черчением, оформлением и отделкой и т.д.
Большое внимание уделяется формированию у обучающихся той системы ценностей, реализация которых обеспечивает взаиморазвитие общества и отдельной личности. Программа оптимально сочетает традиции и новации, в ней обеспечено соединение обучения и воспитания
Возраст детей, участвующих в реализации
данной образовательной программы
Программа рассчитана на три года обучения детей, имеющих интерес к обработке дерева, начиная с 10-15 лет (в отдельных случаях возможен прием учащихся более младшего возраста). К этому возрасту они уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ, без которых невозможно изготовление моделей. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия.
Набор в группы первого года обучения целесообразно проводить, начиная с более раннего возраста. На первом году обучения происходит развитие навыков ручной работы. Вырабатывается глазомер, координация движений и ловкость. Развивается память и наблюдательность, объёмное мышление.
Наибольшую пользу занятия в группе первого года обучения приносят детям 10-12 лет. При этом учитывается то, что в этом возрасте психическое развитие детей происходит очень быстро, а потому желательно иметь несколько групп первого года обучения, дифференцированных по возрасту и навыкам.
Группы второго и третьего года обучения формируются из детей, прошедших подготовку в мастерской и, за редким исключением, пришедших из других кружков аналогичного профиля. Эти дети отличаются устоявшимся интересом к работе мастерской, имеют набор необходимых навыков и знаний. При формировании таких групп возрастной фактор имеет второстепенное значение. На первый план выдвигается способность к творческой деятельности и тяга обучаемого к тому или иному направлению внутри общей программы. В зависимости от этого и формируются группы. Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим станочным оборудованием, а так же из-за количества посадочных мест, которые можно расположить в кабинете, рекомендуется следующий численный состав групп:
-
1 год обучения - 10-12 человек
-
2 год обучения - 10-12 человек
-
3 год обучения - 10 человек.
-
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы -
Основная часть программы рассчитана на 3 года. В творческую мастерскую принимаются школьники 10-15 лет, проявляющие интерес к различным видам художественной обработки дерева.
-
Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, занятия второго года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. После освоения основной части программы возможен курс совершенствования, продолжительность которого не имеет ограничений.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в помещении Столярной мастерской по обработке дерева два раза в неделю по два академических часа.
Занятия проводятся в школьной столярной мастерской, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, образцы поделок, установлены токарные и сверлильные станки, рабочие места оборудованы столярными верстаками. Мастерская имеет вентиляцию, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. Для работы кружка требуются инструменты, приспособления и материалы: ручной лобзик с пилками, столик выпиловочный, электровыжигатель, ножовки, стамески, рашпили по дереву, рубанок, кисти, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), клей для древесины синтетический (ПВА, момент столярный, универсальный), бумага чертежная и копировальная, , циркуль, краски акварельные, лак для лакирования изделий, фанера разная, обрезки досок разных размеров и толщин, брусков , плит ДВП и ДСП.
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.
Общетеоретическая часть дается обычно в виде беседы в начале занятия (не более 5-10 минут) Для лучшего восприятия материала используются образцы, рисунки, фотоматериалы и т.д.
Специальная теоретическая часть включает в себя знания, необходимые непосредственно для изготовления изделия:
-
правила чтения и составления эскизов и чертежей;
-
виды изделий из дерева;
-
способы разметки, изготовления и сборки изделий из дерева.
Специальная теоретическая часть дается перед соответствующей работой, а затем закрепляется по необходимости в течение занятий в индивидуальном порядке.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания. Работа ручным столярным инструментом. Работа на станках. Это выполняемые по образцу, небольшие по объему работы .
Техника безопасности работы со станками, инструментами и материалами дается заранее, перед началом соответствующих работ, о чем производится запись в классном журнале.
При проведении работ учащиеся должны быть одеты в спецодежду (халат или передник). В необходимых случаях (при работе на токарном и сверлильном станке) должны выдаваться специальные средства защиты (защитные очки). В помещении секции на видном месте вывешены правила техники безопасности при работе с ручным инструментом. У каждого станочного оборудования вывешены правила техники безопасности при работе с данным оборудованием. Перед работой на станочном оборудовании проводится индивидуальный инструктаж с учащимся и делается запись в журнале о допуске его к работе на станке. Кроме того, с учащимися регулярно проводятся беседы по правилам поведения на улице (осенью и весной), правилам пожарной безопасности, правилам поведения в случае террористических актов. О проведении бесед производятся записи в учебный журнал.
Практическая часть.
Практическая часть связана с непосредственным выполнением работ по изготовлению изделий из дерева. Она включает в себя этапы проектирования, изготовления, отделки изделия.
Физическое развитие детей, их психофизиологические особенности, и малые размеры помещения мастерской предполагают изготовление изделий небольших габаритов. Для хорошего освоения материала лучше качественно изготовить несколько мелких изделий, чем одно крупное. Работа с малогабаритными изделиями позволяет уделить больше внимания мелкой моторике ребенка. В качестве изделий могут выступать как мелкие предметы быта, так и модели мебели, деревянных строений и других крупных изделий, которые можно изготовить из дерева в уменьшенном масштабе. Практическая часть разбита на три уровня, каждый из которых приурочен к соответствующему году обучения в мастерской.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы учащиеся должны:
-
получить набор навыков работы с различными видами древесины, инструментами и станками;
-
ознакомиться с различными видами художественной обработки древесины;
-
ознакомиться с различными видами изделий из древесины;
-
научиться комплексному использованию различных техник обработки древесины в одном изделии;
-
получить опыт участия в выставках и конкурсах.
Программа творческой мастерской нацелена на развитие интересов учащихся в направлении художественной обработки дерева и, в частности, ориентирует на поступление в средние учебные заведения по профилю столяра-краснодеревщика.
На первом году обучения в основном достигается общекультурный уровень развития ребёнка, развиваются его психофизиологические возможности. При этом ребёнок получает ряд необходимых навыков и знаний, которые пригодятся ему в жизни.
На втором году обучения достигается углубленный уровень развития ребёнка. На этом уровне ребёнок осваивает навыки и знания, выходящие за пределы школьного курса. Резко возрастают творческие возможности обучаемого.
На третьем году обучения и, особенно, при освоении курса совершенствования достигается профессионально-ориентированный уровень развития. На этом уровне учащийся получает набор специфических навыков и знаний, который позволит ему в дальнейшем легко адаптироваться на предприятиях деревообрабатывающей отрасли и продолжить своё обучение в учебных заведениях технического направления.
Формы подведения итогов
В качестве итоговой аттестации работы учащихся секции могут быть использованы результаты:
-
коллективного обсуждения изготовленных обучаемыми изделий;
-
открытые уроки и мастер классы;
-
участие в районных и городских выставках и конкурсах;
-
результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом.
Тематический план
работы кружка «Художественная обработка древесины»
1 - й год обучения
-
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Художественное выжиганиае
6
48
54
1.
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1
2
2.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
2
3
3.
Основы композиции.
1
2
3
4.
Подготовка заготовок к работе.
1
3
4
5.
Основные приёмы выжигания.
1
4
5
6.
Отделка изделия.
1
3
4
7.
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
33
33
Выпиливание лобзиком
15
75
90
1.
Виды резьбы по дереву.
4
4
2.
Выпиливание лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
5
6
3.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
3
4
4.
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
5
6
5.
Сборочные и отделочные работы.
2
5
7
6.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
2
3
7.
Работа над конструкцией изделия.
2
6
8
8.
Построение орнамента.
1
5
6
9.
Техника выполнеия различных изделий.
1
4
5
10.
Отделка изделия.
1
6
7
11.
Изготовление изделия.
34
34
2 - й год обучения
-
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Резьба по дереву
29
187
216
1.
Вводное занятие. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
2
2
2.
Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.
2
4
6
3.
Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.
2
6
8
4.
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
6
6
5.
Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.
2
4
6
6.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
2
8
10
7.
Отделка изделия.
1
3
4
8.
Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка.
2
12
14
9.
Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.
2
8
10
10.
Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.
2
8
10
11.
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
2
19
21
12.
Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
2
18
20
13.
Изготовление набора из двух разделочных досок.
1
20
21
Токарные работы
6
70
76
14.
Технология изготовления художественных изделий токарным способом.
2
4
6
15.
Изготовление простого художественного изделия токарным способом.
2
10
12
16.
Изготовление кухонной утвари токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.
1
15
16
17.
Изготовление подставки под цветы токарным способом.
20
20
18.
Изготовление книжной полки токарным способом и декорирование её геометрической резьбой
1
21
22
19.
Итоговое занятие.
1
1
2
3 - й год обучения
-
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Резьба по дереву
15
125
144
1.
Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских.
2
2
2.
Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой.
2
16
18
3.
Мозаика по дереву (интарсия).
3
16
19
4.
Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.
2
14
16
5.
Отделка изделия.
2
2
6.
Технология изготовления художественных изделий токарным способом.
2
4
6
7.
Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.
2
10
12
8.
Изготовление подсвечника с одной стойкой.
1
15
16
9.
Изготовление подсвечника с тремя стойками.
20
20
10.
Изготовление подсвечника на пять свечей.
31
31
11.
Итоговое занятие
1
1
2
Календарно - тематическое планирование занятий
1-й год обучения.
№
п/п.
Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля
Художественное выжигание 54 часов
1.
Вводное занятие.
2
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Инструменты, приспособления для выполнения работ.
3
- Инструменты и приспособления для выжигания.
Практическая работа:
«Подготовка инструмента».
3.
Основы композиции.
3
- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Беседа
Практическая работа:
«Построение композиции. Разработка формы».
4.
Подготовка инструмента к работе.
4
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.
Практическая работа.
5.
Основные приёмы выжигания.
5
- Освоение приёмов выжигания.
Практическая работа.
10.
Отделка изделия.
4
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделий».
11.
Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием.
33
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложныморнаметом.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
Выпиливание лобзиком 90 часов
1.
Виды резьбы по дереву.
4
- народные художественные традиции;
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров.
Беседа.
Демонстрации.
2
Выпиливание лобзиком - разновидность оформления изделия.
6
- Особенности работы лобзиком;
- источники и осбенности узоров для выпиливания.
Беседа.
Демонстрации.
Практическая работа.
3.
Материалы, инструменты
и приспособления.
4
- Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и приспособлений.
Беседа.
Практическая работа
«Знакомство с видами материалов и инструментом».
6.
Технические приёмы выпиливания орнамнета.
6
- Подготовка материалов, рисунков;
- перевод рисунка на заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения деталей.
Практическая работа
«Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».
7.
Сборочные и отделочные работы.
7
-Облицовывание шпоном;
- циклевание и шливование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка.
Практическая работа
«Сборка и отделка изделий».
8.
Художественно-эстетические
Основы выпиливания лобзиком.
3
- Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;
- виды орнамента применяемые в работах лобзиком.
Беседа.
9.
Работа над конструкцией изделия.
8
- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, её изготовление, установка.
Практическая работа:
«Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка.
10.
Построение орнамента.
6
- Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаметальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Практическая работа:
«Важнейшие средства и приёмы композиции орнамета».
11.
Конструирование различных изделий.
4
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа:
12.
Техника выполнения различных конструкций изделий.
5
- Плоские изделия;
- объёмные изделия.
Практическая работа:
13.
Отделка изделия
7
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделия».
14.
Изготовление изделия.
34
Практическая работа:
2-й год обучения.
№
п/п.
Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 216 часов.
1.
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
2
Технико-технологические сведения:
- требования ОТ и ТБ при работе;
- причины травматизма;
- производственная санитария;
- причины пожаров;
- правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.
6
Технико-технологические сведения:
- возникновение и развитие;
- роль художественной традиции;
- основные сведения о предприятиях;
- перспективы развития;
- организация творческого процесса;
- ассортимент изделий.
Беседа.
Экскурсия в
п. Русскинские.
3.
Основы материаловедения. Ручная обработка дерева.
8
Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами».
4.
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
6
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа:
«Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.
5.
Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы.
6
Технико-технологические сведения:
- виды столярных соединений;
- технологическая карта;
- способы раскроя материала по заданным размерам;
- сборка изделия;
- подготовка поверхности изделия для резьбы;
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с видами столярных соединений.
Технологическая последовательность выполнения резьбы.
Требования к качеству выполнения резьбы».
6.
Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
10
Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
7.
Отделка изделия.
4
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделий».
8
Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания.
14
Технико-технологические сведения:
- нанесение элементов резьбы;
- составление сложных элементов;
- способы вычерчивания;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
9.
Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента.
10
Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы».
10.
Основы композиции. Резание.
10
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- способы вычерчивания;
- нанесение ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы».
11.
Изготовление изделия столярным способом.
21
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение композиции. Выполнение резьбы».
12.
Изготовление доски разделочной.
20
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Изготовление разделочной доски».
13.
Изготовление набора из двух разделочных досок.
22
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Изготовление разделочных досок».
14
Технология изготовления художественных изделий токарным способом.
6
Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;
- безопасные приемы работы.
Практическая работа:
«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».
15.
Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление камыша
12
Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность изготовления изделий.
Практическая работа:
«Изготовление камыша на токарном станке. Декорирование его красками».
16.
Изготовление кухонной утвари токарным способом и декорирование её геометрической резьбой.
16
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение скалки;
- точение картофелемялки;
-точение молотка;
- нанесение рисунка и резание;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
17.
Изготовление подставки под цветы
20
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стоек и шариков;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
18.
Изготовление полки токарным способом и декорирование её геометрической резьбой
22
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
-толчение балясин;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
14.
Итоговое занятие.
2
Обсуждение проделанной работы за год.
Летнее задание.
3-й год обучения.
№
п/п.
Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 144 часа.
1.
Вводное занятие.
2
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- техника пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии;
- основные направления работы;
- задачи на год.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Контурная резьба.
18
Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа:
«Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда».
3.
Мозаика по дереву (интарсия).
19
Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.
Практическая работа:
«Приемы и способы выполнения мозаичных наборов. Технология облицовки. Отделка изделия».
4.
Основы композиции. Выполнение композиции.
16
Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Беседа.
Практическая работа:
«Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Составление эскиза фриза с геометрическиморнаментом для мозаики».
5.
Отделка изделия.
2
Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Беседа.
Практическая работа:
«Отработка приемов отделки мозаичных изделий».
6.
Технология изготовления художественных изделий токарным способом.
6
Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;
- безопасные приемы работы.
Практическая работа:
«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».
7.
Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление конфетницы.
12
Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность изготовления изделий.
Практическая работа:
«Изготовление конфетницы на токарном станке. Декорирование ее резьбой».
8.
Изготовление подсвечника с одной стойкой.
16
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стойки;
- нанесение рисунка и резание;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
9.
Изготовление подсвечника с тремя стойками.
20
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стоек и шариков;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
11.
Изготовление подсвечника на пять свечей.
24
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки, стоек;
- изготовление крепежа;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».
12.
Итоговое занятие.
2
Выставка работ воспитанников, их обсуждение.
Летнее задание.
Литература:
Для учителя:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. - М., 1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно - методических материалов по технологии. - М.: Вентана - Граф, 2002.
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. - М., Уч.пед.изд, 1961.
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. - Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. - М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск, 1996.
7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 - 9 классы. - М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 - 9 классы. - М.: Просвещение, 1990.
3. Лукачи А. Игры детей мира. - М.: Молодая гвардия, 1977.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1989.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. - М.: Просвещение, 1963.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2005.
7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. - М. : Лесная промышленность,1991.