• Преподавателю
  • Технология
  • Курсовой проект: Роль мотивации в формировании и развитии ключевых компетенций конкурентоспособного выпускника

Курсовой проект: Роль мотивации в формировании и развитии ключевых компетенций конкурентоспособного выпускника

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ ДПО (ПК) С « Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики




Кафедра управления и профессионального образования






Курсовой проект

на тему: «Роль мотивации в формировании и развитии ключевых компетенций конкурентоспособного выпускника»






Выполнила:

Ефимова Ксения Юрьевна

мастер производственного обучения

ГА ПОУ ЧР «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»




Чебоксары, 2015 г.




Содержание.

Введение. стр. 3

Глава 1. Сущность ключевых компетенций. стр. 5

Глава 2. Значение мотивации в формировании ключевых

компетенций. стр. 8

Заключение. стр. 14

Список литературы. стр. 15























Введение.

Одним из направлений развития профессионального образования является достижение нового образовательного результата - формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностная модель в обучении направлена на активную осознанную профессиональную деятельность педагогов и учебную деятельность учащихся для достижения определенной цели и конкретного результата.

Цели: Качественная подготовка обучающихся, формирование и развитие ключевых компетенций конкурентоспособного выпускника.

Задачи: Формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся в современных технологиях. Повышение качества конкурентоспособного выпускника за счет совершенствования методического обеспечения.

.Переход к компетентностно-ориентированному образованию вызван изменениями, происходящими в сфере производства и обслуживания, появлением качественно новых требований к выпускникам профессиональных училищ. Успешная профессиональная деятельность невозможна без способности и готовности развивать, умножать умения и навыки, осваивать новые технологии, принимать решения в новых нестандартных ситуациях, решать новые профессиональные задачи.

У современных работодателей высокие требования к профессиональной компетентности выпускников. Формирование у обучающихся не просто знаний, умений и навыков, а профессиональных компетенций - основная задача педагогов. Компетентностно-ориентированное образование направлено на всестороннее развитие личности, на формирование определенных нравственных, этических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать знания, умения, навыки, которые могут применяться к целому ряду жизненных ситуаций, осваивать новые технологии.

По сути, весь процесс обучения направлен на формирование и развитие компетенций обучающихся. Движущей силой любой человеческой деятельности, а, значит, и учебно-познавательной является мотивация. Поэтому, в данной работе я рассматриваю пути формирования профессиональных компетенций через мотивацию.






Сущность ключевых компетенций.

Компетенции - это способность человека решать задачи, поставленные перед ним жизнью: ставить цель, видеть проблемы, определять пути их решения, искать для этого необходимые ресурсы. Или, это результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентный человек решает профессиональные задачи, опираясь не только на знания, умения и навыки, но и на такие личностные качества, как инициатива, творчество, коммуникативность, адаптируемость и другие.

Ключевыми компетенциями для профессионально сформированной личности являются профессионализм, информативная технологичность, производственная технологичность, адаптируемость, инициативность и творчество, коммуникативность, самосовершенствование, моральная образованность и воспитанность.

Настоящий профессионал своего дела должен обладать такими качествами, как самостоятельность, трудолюбие, собранность, внимательность, точность, аккуратность и другими.

Раньше знания, полученные, в учебном заведении могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни. В современном мире от человека требуется способность быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, возникает потребность постоянно повышать свое образование и квалификацию. Важную роль в этом имеют умения и навыки поиска, обработки и анализа информации, полученной из различных источников.

Для осуществления эффективной трудовой деятельности человеку необходима определенная технологичность, проявлениями которой являются

способность к пониманию инструкции, описанной технологии, понимание научной информации, готовность работать в заданном алгоритме.

Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. Современные темпы развития экономики требуют умения приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, использовать новые возможности и ресурсы, принимать адекватные решения в обычных и нестандартных ситуациях.

Развитие любой сферы жизни человека невозможно без инновационной деятельности. Основой для инновационной деятельности является инициативность и творческая склонность.

Полноценная социальная, учебная, рабочая деятельность человека возможна только при развитой коммуникативной сфере. В век стрессов и конфликтов очень важно уметь сотрудничать с другими людьми, осуществлять совместную деятельность для достижения общей цели. Формирование умений и навыков общения, внимательности к окружающим, доброжелательности, толерантности, способности к компромиссу немаловажная задача процесса обучения. Развитие коммуникативных качеств человека определяет уровень его моральной образованности и воспитанности. Воспитанный человек должен обладать такими качествами, как добросовестность, честность, самодисциплина, ответственность.

Прогресс в развитии любого человека зависит от его стремления к самосовершенствованию. В новых социально-экономических условиях актуальной стала проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, стремиться к новому качеству через приобретение новых знаний, умений навыков, строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, осознанно ее оценивать.

Какие-то компетенции уже сформированы у учащихся на момент поступления в учебное заведение, другие могут быть сформированы и развиты только в процессе активной деятельности. Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.






Значение мотивации в формировании ключевых компетенций.

Любая деятельность человека, в том числе и учебная, проходит под влиянием ряда факторов, главными из которых являются потребности - мотивы. Основной чисто человеческой потребностью является познавательная.

Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и потребностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут дать максимальный учебно-воспитательный эффект, позволят сформировать и развить профессиональные компетенции.

Реализация принципа сознательности и активности начинается с раскрытия перед учащимися целей и задач предмета, показа его практической значимости для профессиональной подготовки. Такое ознакомление учащихся с целями предстоящей учебной работы, способствует подготовке их к активному восприятию знаний. Такая мотивация направлена как на дальние, так и на ближние перспективы учащихся. Для формирования первоначального интереса необходимо, чтобы первый урок вызвал у учащихся положительные эмоции и интерес к предмету, но в тоже время он должен включиться в «картину мира» учащихся, увязаться с их повседневным жизненным опытом. У учащихся должно возникнуть ожидание ещё более интересного и важного на последующих занятиях. Кроме того, материал должен быть доступным для всей группы. Это создаст у всех учащихся уверенность в своих возможностях преодолевать трудности. При первом знакомстве лучше избрать такие методы как рассказ, яркий, вызывающий интерес своим содержанием, а также беседу, которая может дать преподавателю богатый

материал о его новых воспитанников. Так, например, вводное занятие по предмету «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» может проводиться в форме интегрированного урока совместно с мастером производственного обучения. Это усиливает интерес учащихся к предмету и выбранной специальности, к предстоящей трудовой деятельности, формирует представление о единстве теории и практики в обучении. На первом занятии важно помочь обучающимся увидеть различные перспективы своей будущей профессиональной деятельности.

На каждом уроке, ставя цели, определяя задачи и пути их достижения, мы воспитываем у учащихся способность планировать свои действия, разрабатывать алгоритм достижения цели. Это способствует формированию готовности делать осознанный и ответственный выбор, развивает такие компетенции, как ответственность, собранность, координированность, самостоятельность.

Одним из способов мотивации является эффективная организация проведения актуализации знаний и опыта учащихся: создание вводной проблемной ситуации, проведение вводной эвристической беседы, увлекательный рассказ об истории открытия явления, закономерности, способа, который предстоит изучать. Преподаватель может задавать наводящие вопросы, поощрять догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем помогает подтвердить или опровергнуть эти догадки, используя научные данные. Так, например, изучение раздела «Основы микробиологии» по предмету «Санитария» мы начинаем с поиска ответов на такие вопросы: «Что может сделать человек, чтобы дольше сохранить продукты свежими?», «Почему при хранении в холодильнике продукты дольше остаются свежими?», «Почему продукты, имеющие высокую влажность, быстрее портятся?» и т.д. Путём размышлений, учащиеся приходят к выводу, что эти процессы связаны с развитием микробов в пищевых продуктах. Возникает необходимость в изучении

жизнедеятельности микроорганизмов, чтобы осознано подойти к выполнению санитарно-гигиенических норм и правил.

Для мотивации и актуализации может использоваться материал, подобранный самими учащимися по предварительному заданию опережающего характера. В процессе подготовки и представления данного материала у учащихся формируются разнообразные ключевые компетенции. Во-первых, подбирая необходимый материал, учащиеся приобретают навыки поиска и обработки информации из разных источников, что формирует информационную компетентность. Во-вторых, выступление перед другими учащимися с сообщением, рефератом, способствует развитию коммуникативной компетенции: умения представлять и отстаивать свою точку зрения, готовность выступать публично, культуру речи.

Создавая проблемные ситуации, преподаватель подталкивает обучающихся к изучению объекта, поощряет учащихся делать наблюдения, выдвигать гипотезы, для чего учащиеся должны использовать интуитивное и аналитическое мышление. Обучающиеся проявляют интерес к решению проблемы, обсуждают её, используют полученные на предыдущих уроках знания и предлагают свои пути решения. Всё это активизирует их деятельность, развивает познавательные интересы, повышает самооценку в ходе обсуждения. Последующее изучение этой темы представляется учащимся действительно важным, актуальным, интересным.

Ставя перед учащимися проблемные ситуации, мы формируем у них потребность и способность принимать решения в обычных и нестандартных ситуациях, умения и навыки приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, использовать новые возможности, применять жизненный опыт, то есть, формируем адаптируемость.

Важным фактором в воспитании положительной мотивации является содержание учебного материала. Для того, чтобы содержание оказало стимулирующее влияние, оно должно отвечать ряду требований: научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность и т.д.. Однако

имеются некоторые специальные приёмы, направленные на повышение мотивационного влияния содержания обучения. К ним в первую очередь относятся создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным явлениям современной жизни. С этой целью необходимо подбирать специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес. Вызвав у учащихся интерес к содержанию учебного материала, важно правильно организовать работу по его изучению. Формирование у учащихся самостоятельности, собранности, способности к пониманию инструкции, описанной технологии, готовность работать в заданном алгоритме происходит при непременном условии их собственной активности. В данном отношении большие возможности для развития познавательной активности учащихся имеет модульная технология обучения.

Значительное влияние на развитие положительных мотивов учения имеет применение в ходе занятий так называемой «методики успеха». Суть её в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности. Изначально каждый учащийся стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с ещё большей охотой. В тех же случаях, когда учащийся начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В связи с этим нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда учащийся плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала преподавателем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях обычно говорят, что учащийся не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Такой учащийся нуждается не в проработках, упрёках, нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применение более

искусных приёмов формирования у него потребности в учении. Так, например, тем учащимся, которые нуждаются в дополнительном стимулировании, необходимо сначала давать доступные для них задания, а затем уже более сложные. Слабоуспевающим учащимся могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа. В таких случаях нужно обратить внимание на то положительное, что есть в учащихся, и, опираясь на это качество, выработать у него стремление к улучшению успеваемости и поведения. Такая методика работы обеспечит стойкое стремление учащихся к самосовершенствованию, к новому качеству через приобретение новых знаний, умений и навыков, умение учиться и управлять собственным обучением, а в будущем управлять своей карьерой.

В процессе обучения важную стимулирующую функцию имеет оценка знаний учащихся. Оценка знаний позволяет не только отмечать успехи учащихся, но и выявлять недостатки в их учебной работе. У одних она вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других - выявляет недостатки в познавательной деятельности, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться и, таким образом, и тех, и других стимулирует к познавательной активности. Чтобы обладать мотивационным эффектом, оценка должна быть справедливой, объективной. При оценивании преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уметь найти верный тон для высказывания оценки. Цель оценки - не вынесение окончательного «приговора» об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшей деятельности. Объективность контроля и оценки, гласность и перспективность оценки учебных достижений учащегося дают ему толчок к самоорганизации и самооценке, что является основой самосовершенствования.

Говоря о путях развития и воспитания мотивации учения, необходимо выделить влияние на учащихся личности преподавателя, мастера, их эрудиции, педагогического мастерства, авторитета. Положительной

мотивации учения быстрее добиваются те педагоги, которые умеют раскрыть своим ученикам важность осваиваемой профессии, умеют не только убедительно рассказать о профессии, но и показать образец выполнения работы, увлечь учащихся поиском нового, привлечь к этому весь коллектив учащихся, создать в нём рабочий настрой, атмосферу сотрудничества. Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение преподавателя к учащимся, основанное на уважение и требовательности к ним. Пример творческого отношения к делу, инициативности, организованности педагога способствует формированию и развитию этих качеств и у учащихся.

Рассмотренные положения показывают, что, только развивая мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для развития у неё здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности, возможно, добиться надлежащего учебно-воспитательного эффекта, сформировать ключевые компетенции, адекватные современным условиям.





Заключение

В связи с происходящими изменениями в начальном профессиональном образовании изменились его цели. Ориентация обучения на знания сменяется компетентностно-ориентированным образованием. Оно нацелено на формирование у выпускников готовности эффективно сорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и т.п.) ресурсы для достижения поставленной цели.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата - формирование ключевых компетенций учащихся. В данном случае под ключевыми компетенциями понимается способность обучаемых самостоятельно и эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, и, прежде всего профессиональной.

Мотивационным аспектом компетентности является готовность к ее проявлению, заинтересованность в собственном профессионализме. Различные приемы и способы мотивации являются мощным средством в процессе формирования профессиональных и личностных качеств учащихся. Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся конкретной информацией.

Известно, что при наличии побуждающего мотива действия становятся более энергичными и последовательными, чем при отсутствии таковых. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожидать. Управление мотивацией учащихся - важный элемент в формировании их ключевых компетенций.

Литература.


  1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.


  1. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006.- 200 с.


  1. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.


  1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 542 с.


  1. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 367 с.

6. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучение в средних

специальных учебных заведениях. - М.: Мастерство, 2001. - 272с.

7. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -

148с.


© 2010-2022