Рабочая программа 6-8 класс технология

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по технологии реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы//Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. - М., 2004;

  • Программа «Технология: программы начального и основного общего образования»/ Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. - М.: Вентана-Граф, 2010;

  • Постановление правительства Белгородской области от 27.05.05г. №119-пп «Об организации обучения строительным специальностям в общеобразовательных учреждениях области»;

  • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 21 июня 2005 г. №1183 «Об организации обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным профессиям».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011г №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

В программе учтены рекомендации инструктивно-методического письма департамента образования культуры и молодёжной политики Белгородской области, Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2015-2016 учебном году.

Цели обучения технологии

  • Освоение технических знаний, технической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи обучения:

  • Приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, об информационных технологиях;

  • Овладение способами деятельности: умение действовать автономно - защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; способность работать с различными источниками информации; умение работать в группе, устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты.

Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 8 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем, тематика разделов сохраняется.

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает разделы:

  • Раздел 1.Растениеводство.

  • Раздел 2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

  • Раздел 3. Черчение и графика.

  • Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

  • Раздел 5. Технология ведения дома

  • Раздел 6. Строительные ремонтно-отделочные работы

  • Раздел 7.Творческие проектные работы

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ.

Обучение проводится по учебникам:

«Технология» 5 класс под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2013г

«Технология» 6 класс под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2012г

«Технология» под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2012г

«Технология» 8 класс под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2013г

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в каждом классе, в неделю - 2 часа.

Основной формой организации учебного процесса является учебно-практическая деятельность.

Изменения, внесенные в программу: Для реализации постановления правительства области №119-пп от 27 мая

2005 г «Об организации обучения строительным профессиям в

общеобразовательных учреждениях области и приказа управления

образования и науки области от 24 июня 2005 года № 1183 «Об организации

обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным

профессиям» в целях обеспечения социальной защищенности

выпускников общеобразовательных учреждений за счет получения ими

профессиональных навыков по строительным профессиям, широкого

распространения жилищного строительства в программу «Технология»

включён раздел «Строительные ремонтно - отделочные работы».

За счёт включения в программу нового раздела сокращено количество часов

на изучение технологических разделов.

Практическая часть преобладает в разделе «Основы аграрной технологии». В разделах «Создание изделий из конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» преобладает теоретическая часть, это связано со слабой оснащенностью материально-технической базы

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана на основе программы «Технология: программы начального и основного общего образования»/ Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. - М.: Вентана-Граф, 2010 г.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно-экспериментальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Кооперативная деятельность учащихся.

  13. Коллективное творчество.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования 175 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе - 35 часов. Рабочая программа разработана для обучения школьников с V по VIII класс с учетом использования времени национально-регионального компонента (35 часов в восьмом классе). В связи с тем что в 2015-2016 учебном году 34 учебные недели, в программу были внесены изменения: сокращены часы в VI, VII, VIII - по 1 часу.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 6-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения технологии на базовом уровне учащиеся должны:

Знать/ понимать

- основные технологические понятия;

- назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов,

- приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических

операций, влияние различных технологий обработки материалов и

получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов,

созданием изделий из них, получением продукции. Методы защиты

материалов от воздействия окружающей среды;

- виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных

материалов;

- традиционные виды ремесел, народных промыслов. назначение и виды

устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки;

- правила безопасной эксплуатации бытовой техники;

- пути экономии электрической энергии в быту.

- характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;

- инженерные коммуникации в жилых помещениях,

- виды ремонтно-отделочных работ;

- материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные

виды бытовых домашних работ;

- средства оформления интерьера;

- назначение основных видов современной бытовой техники.

Уметь:

- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую

информацию в различных источниках, применять конструкторскую и

технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций

для изготовления изделия или получения продукта;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения

работ; выполнять технологические операции с использованием ручных

инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования

ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества

изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные

дефекты;

- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или

получения продукта с использованием освоенных технологий и

доступных материалов;

- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу при коллективной деятельности выполнять отделку

изделий;

- осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

- выполнять разметку деталей на основе технологической документации;

- выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств

компьютерной поддержки;

- составлять учебные технологические карты;

- соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

- проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей

резанием и пластическим формованием;

- объяснять работу простых электрических устройств по их

принципиальным или функциональным схемам;

- рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать

в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.

- безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых

приборов;

- оценивать возможности подключения различных потребителей

электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки

сети при их одновременном использовании;

- осуществлять сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам;

- планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов,

инструментов, оборудования и примерных затрат;

- подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением

помещений;

- соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

- выполнять ремонтно-отделочных работы с использованием

современных материалов для ремонта и отделки помещений;

- применять средства индивидуальной защиты и гигиены.

Содержание учебного предмета

(6класс)

Вводное занятие (1ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 6 класса (универсальная линия), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Растениеводство (18 ч)

Основы аграрной технологии (осенние работы) (9ч)

Теоретические сведения. Понятие «сорт», «селекция». Требования к качеству сортов. Хозяйственно-биологические признаки сортов. Влияние экологической обстановки, климатических условий, вредителей и болезней на состояние растений. Виды овощей семейства паслёновые. Их пищевая ценность, сорта. Понятие «семеноводство». Получение семян овощных культур. Виды овощей семейства тыквенные. Их пищевая ценность, сорта. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов. Определение средней массы выращенных овощей. Виды капустных овощей. Их пищевая ценность, сорта. Виды сооружений защищённого грунта.

Практические работы. Изучение сортов капусты белокочанной. Уборка картофеля. Уборка семенников капусты, столовой свёклы, моркови. Сбор урожая тыквы, патиссонов и кабачков, корнеплодов моркови и столовой свёклы. Подготовка участка под посадку капусты. Расчёт потребности в рассаде томата и капусты для посадки в поле.

Варианты объектов труда. Капуста белокочанная различных сортов. Картофель. Семенники капусты, столовой свёклы и моркови. Урожай тыквы, патиссонов и кабачков, корнеплодов моркови и столовой свеклы. Пришкольный участок.

Основы аграрной технологии (весенние работы) (9 ч)

Теоретические сведения. Устройство «русского парника». Понятия «почвосмесь», «рамооборот». Особенности выращивания рассады овощных культур. Понятие «пикировка», технология пикировки сеянцев. Выращивание огурца и томата в парнике, весенней плёночной теплице. Выращивание огурца и томата в поле. Выращивание капусты белокочанной. Правила безопасной работы на приусадебном участке.

Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.

Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.

Практические работы. Подготовка парника к выращиванию рассады овощных культур. Пикировка сеянцев томата и капусты. Посадка рассады огурца в грунт плёночной теплицы. Экскурсия «Выращивание рассады овощных культур в защищённом грунте» на сельскохозяйственное предприятие. Посадка рассады томата в открытый грунт. Посев семян огурца в открытый грунт. Закладка коллекционного участка овощных капустных растений.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (10 ч)

Создание изделий из древесины и древесных материалов (5 ч)

Теоретические сведения. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Лесоматериалы. Виды продукции, получаемой из древесины. Пороки древесины. Влияние пороков на качество изделий. Выбор качественных заготовок.

Назначение, устройство и принцип работы лесопильной рамы. Схема раскроя лесоматериалов на пиломатериалы. Перспективные технологии получения пиломатериалов.

Последовательность конструирования изделия. Понятия вариативности, дизайна, технологичности, прочности, надёжности и экономичности изделия. Учёт направления волокон при конструировании изделий из древесины. Моделирование. Виды моделей.

Способы соединения брусков. Соединения врезкой в половину толщины бруска. Разметка и последовательность выполняемых операций. Склеивание, упрочнение шкантами, контроль точности, зачистка соединяемых брусков. Виды изделий, получаемых соединением деталей с запиленными брусками.

Способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Разметка деталей. Применяемые инструменты и приспособления. Приёмы обработки и контроль точности. Технологическая (маршрутная) карта на изготовление детали.

Понятие «технологическая машина». Составные части машин. Механизмы передачи движения. Ведущие и ведомые звенья. Соединения колеса с валом. Назначение и устройство токарного станка для точения древесины. Шпиндельные приспособления для крепления заготовок. Способы крепления заготовок. Виды и режимы точения. Кинематическая схема станка. Сущность процесса точения. Подготовка и крепление заготовки. Стамески для точения древесины, устройство их режущей части. Заточка и доводка лезвий стамесок. Технологическая карта на точение детали. Наладка и настройка токарного станка. Черновое и чистовое точение. Контроль точности изготовления детали. Шлифование и полирование поверхностей деталей из древесины. Правила безопасной работы.

Лесной, Земельный, Водный кодексы. Защитные лесные полосы, лесные массивы. Утилизация отходов. Бережное и рациональное отношение к технике, оборудованию, инструментам и материалам.

Практические работы. Выбор проекта из банка идей. Выбор изделия в качестве творческого проекта. Изучение образцов пороков древесины. Определение видов пороков. Выполнение заданий в рабочей тетради. Описание устройства и принципа работы лесопильной рамы. Изучение пиломатериалов, определение видов. Измерение и простановка размеров пиломатериалов.

Конструирование и моделирование простейшего изделия из древесины.

Изучение составных частей машин на примере школьного оборудования. Определение направлений вращения и передаточного отношения. Изучение устройства токарного станка для точения древесины. Заполнение таблицы с характеристиками станка в рабочей тетради. Чтение чертежа точеной детали. Планирование токарных работ.

Варианты объектов труда. Образцы древесины с пороками. Пиломатериалы. Эскизы и чертежи изделий из древесины цилиндрической и конической форм. Образец изделия с соединением брусков врезкой. Образцы изделий цилиндрической и конической форм. Токарный станок. Образец детали, выточенной на станке. Образцы окрашивания деталей.

Создание изделий из металлов и пластмасс (5 ч)

Теоретические сведения. Цели и задачи изучения раздела. Содержание. Банк проектов по изучаемой теме. Выбор проекта. Организация работы. Правила безопасного труда.

Свойства металлов как конструкционных материалов. Характеристика металлов и сплавов.

Сортовой металлический прокат, его виды, назначение и способы получения.

Чертежи изделий из сортового проката. Правила их выполнения. Чтение чертежа.

Устройство и назначение штангенциркуля. Приёмы измерения. Устройство шкалы нониуса. Правила отсчёта размеров.

Сущность технологического процесса создания металлических изделий из сортового проката: разработка эскизов, чертежей, технологий изготовления, технологические операции непосредственного изготовления. Профессии и специальности, связанные с обработкой металла. Чтение и составление технологической карты на изготовление металлических изделий из проката.

Резание металлических заготовок слесарной ножовкой. Устройство и настройка ножовки. Приёмы работ. Ознакомление с промышленными способами резания проката.

Назначение рубки металлических заготовок. Устройство зубила. Рабочие позы и приёмы рубки в тисках и на плите. Правила безопасной работы. Ознакомление с промышленными способами рубки.

Назначение и приёмы выполнения опиливания заготовок из сортового проката напильниками и надфилями. Виды напильников, насечек. Профили напильников и их назначение. Виды надфилей. Профили надфилей и их назначение. Приёмы опиливания.

Назначение отделки металлических изделий. Сущность процессов покрытия поверхностей изделий защитными окисными плёнками, оловом, никелем, хромом и т.п. контроль качества покрытий. Правила безопасной работы. Профессии и специальности, связанные с отделкой металлических изделий.

Практические работы. Выбор изделия в качестве творческого проекта. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов. Определение металлов на образцах. Ознакомление со свойствами металлов: обрабатываемостью ковкой и опиливанием напильником.

Ознакомление с видами сортового металлического проката и его свойствами. Опытная проверка жёсткости и прочности проката в различных направлениях.

Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката.

Измерение размеров штангенциркулем.

Запись размеров в рабочую тетрадь и простановка размеров на чертеже изделия.

Чтение и составление технологической карты на изготовление металлических изделий из проката.

Варианты объектов труда. Образцы сортового проката. Чертежи изделий. Технологическая карта на изготовление изделия из сортового проката. Образцы резания, рубки и опиливания заготовок из сортового проката. Образцы отделки поверхностей металлических изделий.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16 ч)

Швейные материалы (1 ч)

Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк. Способы их получения, первичная обработка. Виды шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения волокнистого состава тканей из натуральных волокон. Механические, гигиенические и технологические свойства натуральных тканей. Клеевые прокладочные материалы. Состав деятельности по соединению их с тканью. Понятие «фурнитура». Виды фурнитуры. Выбор тканей, нетканых материалов и фурнитуры для изготовления швейных изделий с учётом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.

Варианты объектов труда. Образцы шерстяных и шёлковых тканей, образцы прокладочных материалов. Фурнитура.

Изготовление выкроек и раскрой (2 ч)

Теоретические сведения. Изготовление выкройки швейного изделия с помощью компьютера. Банк ресурсных программ для изготовления выкройки. Изготовление выкройки конической юбки с помощью чертежа. Способы моделирования швейных изделий. Способы контроля качества выкройки.

Практические работы. Упражнения на изготовление выкройки при помощи компьютера. Изготовление выкройки конической юбки в масштабе 1:4. Моделирование выкройки юбки.

Снятие мерок для изготовления проектного изделия. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из известных способов. Подготовка выкройки к раскрою. Расчёт количества ткани для изготовления изделия. Разметка выкройки на ткани. Раскрой проектного изделия. Дублирование деталей кроя клеевой прокладкой.

Варианты объектов труда. Чертежи и выкройки швейных изделий, которые можно обработать с помощью подкройной обтачки (юбка, шорты, бермуды с цельнокроеным поясом, платье, блузка-топ и др.) ткань для проектного изделия.

Пошив изделия (8 ч)

Теоретические сведения. Выполнение ручных операций: перенос линий выкройки на детали кроя копировальными стежками; вымётывание; обмётывание прорези петли петельными стежками; пришивание тесьмы-молнии. Способы контроля качества.

Регулирующие механизмы швейной машины: регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток. Причины их возникновения и способы устранения. Технология выполнения аппликации. Применение флизофликса для соединения аппликации с материалом.

Выполнение машинных операций: растрачивание, настрачивание, обтачивание, высекание срезов детали. Способы контроля качества.

Типовая последовательность изготовления швейных изделий с проведением одной примерки на примере базовых изделий. Окончательная обработка изделия. Способы контроля качества готового изделия. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия.

Критерии оценки изделия. Оценка проектного изделия по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения.

Практические работы. Выполнение образцов: переноса линий выкройки на детали кроя копировальными стежками; вымётывания, обмётывания прорези петли петельными стежками.

Устранение дефектов машинной строчки. Выполнение аппликации, образцов расстрочного, настрочного, обтачного швов, обработка срезов подкройной обтачкой.

Составление индивидуального плана изготовления проектного изделия. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия, которые можно обработать с помощью подкройной обтачки (юбка, шорты, бермуды с цельнокроеным поясом, платье, блузка-топ и др.).

Декоративно-прикладное творчество (4 ч)

Теоретические сведения. Народная вышивка счётными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке счётными щвами. Материалы и инструменты для вышивки счётными швами. Схемы для вышивки. Подготовка к вышивке. Приёмы выполнения счётных швов. Использование компьютера в вышивке. Изготовление схем для вышивки по авторскому замыслу и с помощью ПЭВМ.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия или выбор модели из банка идей. Освоение приёмов вышивки. Изготовление схем для счётной вышивки вручную и /или с помощью ПЭВМ. Выполнение образцов счётных швов. Изготовление декоративных изделий.

Варианты объектов труда. Образцы вышивки. Декоративные изделия с вышивкой: прихватки, подкладки под горячее, салфетки или игольницы.

Черчение и графика (1 ч)

Теоретические сведения. Чертёж детали и сборочный чертёж изделия. Спецификация к сборочному чертежу. Чертежи деталей призматической и цилиндрической форм. Правила изображения. Виды изображения, размеры, материалы, основная надпись. Сборочная единица. Соединение деталей. Чтение чертежа.

Практические работы. Графическое изображение изделий. Выполнение эскизов, чертежей деталей или изделий. Чтение чертежа.

Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи деталей или изделий.

Технология ведения дома.(3 ч )

Уход за одеждой и обувью (1 ч)

Теоретические сведения. Уход за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей. Значение символов на ярлыках одежды.

Уход за обувью. Выбор технологий и средств длительного хранения одежды и обуви.

Практические работы. Расшифровка символов на ярлыках одежды из шёлка и шерсти. Выбор вида ухода за проектным изделием.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из шёлковой и шерстяной ткани. Проектное изделие.

Интерьер жилых помещений (1 ч)

Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Искусственное и естественное освещение. Общее, местное, комбинированное и декоративное освещение. Типы светильников. Энергосберегающие лампы. Правила безопасного использования ламп накаливания.

Оформление помещения декоративными тканями. Оформление оконных и дверных проёмов.

Роль бытовой техники в создании интерьера жилого помещения. Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей семьи. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

Практические работы. Подбор освещения для жилой комнаты. Изготовление макета оформления окна тканями. Подбор бытовой техники с учётом потребности семьи.

Варианты объектов труда. Макет окна. Бытовая техника.

Санитарно-технические работы (1 ч)

Теоретические сведения. Простейший ремонт сантехнического оборудования. Устройство простейшего водопроводного крана. Устройство вентильной головки. Профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом сантехнического оборудования.

Практические работы. Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки.

Варианты объектов труда. Смеситель и вентильная головка.

Строительные ремонтно-отделочные работы (14 ч)

Теоретические сведения. Профессия маляр. Виды малярных работ. Виды материалов для окраски (водоэмульсионные краски, акриловые краски).

Исторические сведения об обоях. Виды обоев и их свойства. Применение клеевых материалов для обоев различного назначения.

Практические работы. Практическая работа «Изготовление трафаретного панно». Изготовление трафарета. Набивка и набрызг.

Лабораторно-практическая работа «Изготовление подарочной упаковки». Подготовка изделия к оклеиванию. Выбор обоев. Оклейка коробки обоями. (Альтернативное изделие: абажур, обложка для кулинарной книги).

Варианты объектов труда. Панно, подарочная коробка.

Проектная деятельность (5 ч)

Теоретические сведения. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: садовый рыхлитель; разделочная доска; юбка; изделие с вышивкой; меню и блюда для ужина; домик для птиц и др.

(7 класс)

Вводное занятие (1ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 7 класса (универсальная линия), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Растениеводство (18 ч)

Основы аграрной технологии (осенние работы) (9ч)

Теоретические сведения. Классификация и характеристика плодовых растений. Основные плодовые культуры России. Строение плодовых растений. Закладка плодового сада: подготовительные работы, разметка территории, посадка сада. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Хранение плодов и овощей: температура хранения, влажность воздуха, газовый состав. Хранение корнеплодов.

Практические работы. Изучение на образцах плодоносных образований семечковых и косточковых культур. Посадка плодовых деревьев. Обрезка кустов смородины и малины. Съем урожая яблок. Закладка яблок на хранение. Сбор урожая корнеплодов и закладка их на хранение.

Варианты объектов труда. Образцы плодоносных образований семечковых и косточковых культур. Плодовые деревья. Кусты смородины и малины. Урожай яблок и корнеплодов.

Основы аграрной технологии (весенние работы) (9 ч)

Теоретические сведения. Уход за садом. Способы размножения плодовых и ягодных растений. Способы прививки плодовых культур: прививка черенком, окулировка. Размножение ягодных кустарников черенками. Структура и назначение плодового питомника. Ягодные культуры, посадка.

Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.

Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.

Практические работы. Уход за плодовыми деревьями. Выполнение прививок плодовых культур. Подготовка рассадника, заготовка черенков и их посадка. Экскурсия в плодовый питомник. Весенняя обрезка саженцев ягодных культур.

Варианты объектов труда. Плодовые деревья. Рассадник. Черенки. Саженцы ягодных культур.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (10 ч)

Создание изделий из древесины и древесных материалов (5 ч)

Теоретические сведения. Цели и задачи изучения раздела. Содержание. Банк проектов по темам изучения. Выбор проекта. Организация занятий. Безопасность работ. Теоретические сведения о физико-механических свойствах древесины: плотности, твёрдости, прочности, упругости, влажности. Цвет и запах древесины. Сушка древесины. Усушка и коробление

Ознакомление с технологической документацией и технологическим процессом. Технологическая операция, переход, установ. Правила составления и демонстрация технологических карт. ЕСТД.

Заточка инструментов для резания древесины. Округление режущей кромки и затупление лезвия. Заточной станок. Особенности и приёмы заточки. Правила безопасного труда при заточке. Правка и доводка лезвий режущих инструментов. Технологии заточки и разводки зубьев пил. Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. Назначение и конструкция стружколомателя. Правила безопасной работы.

Отклонения и допуски на размеры деталей. Определение номинального размера, наибольшего и наименьшего допустимых размеров, верхних и нижних отклонений. Их стандартное обозначение и отсчёт. Примеры расчётов. Действительный размер. Подвижное и неподвижное соединения вала и отверстия.

Ознакомление с шиповыми столярными соединениями. Шип, гнездо, проушина. Их конструктивные элементы. Виды и размеры шипов. Понятие наибольшей (оптимальной) прочности шипового соединения и связанной с ней толщиной шипа. Разметка и запиливание шипов и проушин. Пригонка соединения. Применяемые инструменты. Приёмы и безопасность выполнения. Выдалбливание и пригонка проушины и гнезда. Склеивание и зачистка шипового соединения. Промышленные способы выполнения шиповых соединений. Шиповые столярные соединения.

Виды соединений деталей из древесных материалов шкантами и шурупами с нагелями.

Характеристика цилиндрических и конических поверхностей, способы их получения точением на токарном станке. Способы получения фасонных деталей на токарном станке. Технологическая карта на получение точёной детали. Виды резцов для точения деталей. Способы контроля точности получаемых поверхностей. Профессии, рабочие специальности в деревообрабатывающей промышленности.

Практические работы. Выбор изделия в качестве творческого проекта. Выполнение заданий в рабочей тетради. Определение плотности древесины по объёму и весу образца. Определение влажности образцов древесины по взвешиванию сухого и влажного образца.

Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия (выбранного в качестве творческого проекта), заполнение спецификации. Разработка и составление технологической карты на изготовление изделия.

Расчёт отклонений и допусков на размеры вала и отверстия. Простановка их на чертеже детали. Определение вида соединения (посадки).

Расчёт размеров шипового соединения.

Варианты объектов труда. Образцы древесины. Чертёж, спецификация, технологическая карта. Образец шипового соединения. Образец углового соединения. Образец фасонной детали, полученной точением. Проектное изделие.

Создание изделий из металлов и пластмасс (5 ч)

Теоретические сведения. Цели и задачи изучения раздела. Содержание. Банк проектов по изучаемой теме. Выбор проекта. Организация работы. Правила безопасного труда.

Классификация сталей. Стали углеродистые, легированные, их термическая обработка.

Выполнение чертежей деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках. Понятие секущей плоскости, сечений и разрезов. Виды штриховки. Изображение фаски и резьбы, простановка их размеров. Применение резьбовых соединений. Допускаемые отклонения размеров.

Технологическая (операционная) карта. Установ, операция, переход, рабочий ход.

Общие сведения о назначении и устройстве токарно-винторезного станка. Передача движений. Передаточное отношение. Основные узлы токарного станка. Главное и вспомогательное движения. Кинематическая схема. Токарные работы и специальности на производстве. Виды и назначение токарных резцов для точения металлических заготовок. Углы при точении: передний, задний, заострения. Назначение органов управления станком. Настройка станка. Режимы работы станка и их переключение. Наладка станка. Крепление заготовки и резца. Выполняемые операции и приёмы работы на токарно-винторезном станке. Точение наружной цилиндрической поверхности. Подрезание торцов. Прорезание канавок. Отрезание заготовок. Правила безопасной работы.

Применение резьбовых соединений. Наружная и внутренняя резьба. Крепёжные резьбовые детали: болты, винты, шпильки, гайки. Параметры резьбы. Изображение резьбы на чертеже. Инструменты для нарезания резьбы: метчики и плашки. Приёмы нарезания резьбы.

Практические работы. Выбор изделия в качестве творческого проекта. Ознакомление со свойствами сталей и их термической обработкой. Выполнение чертежа детали с точёными и фрезерованными поверхностями. Измерение размеров изделия и простановка их на чертеже. Чтение технологической карты на изготовление детали вращения. Разработка технологической карты на точение детали вращения.

Ознакомление с устройством токарно-винторезного станка, его кинематической схемой. Изображение в рабочей тетради кинематической схемы одной из частей токарного станка. Ознакомление с токарными резцами. Определение видов резцов и их назначение. Измерение угла заострения и заднего угла.

Варианты объектов труда. Токарно-винторезный и горизонтально-фрезерный станки. Токарные резцы, фрезы. Образцы точения, подрезания торца, сверления заготовки, нарезания резьбы.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (15 ч)

Швейные материалы (1 ч)

Теоретические сведения. Технология производства химических волокон. Виды и свойства химических волокон. Сравнительная характеристика свойств тканей из волокон различного происхождения. Нетканые материалы из химических волокон. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор тканей, трикотажа, нетканых материалов и фурнитуры для изготовления швейных изделий с учётом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.

Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон. Образцы нетканых материалов, термоклеевых прокладочных материалов.

Изготовление выкроек и раскрой (2 ч)

Теоретические сведения. Использование выкроек из журналов мод. Способы корректировки выкройки в зависимости от индивидуальных особенностей фигуры. Способы моделирования швейных изделий. Приёмы подготовки выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки.

Практические работы. Упражнения на изготовление выкройки при помощи журнала мод. Изготовление выкройки прямой юбки в масштабе 1:4. Моделирование выкройки юбки.

Снятие мерок для изготовления проектного изделия. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из известных способов. Подготовка выкройки к раскрою. Расчёт количества ткани для изготовления изделия. Разметка выкройки на ткани. Раскрой проектного изделия. Варианты объектов труда. Чертежи и выкройки швейных изделий, которые можно обработать с помощью косой бейки и прямого притачного пояса(юбка, шорты, бермуды с прямым цельнокроеным поясом, платье, лиф, туника и др.). Ткань для проектного изделия.

Пошив изделия (6 ч)

Теоретические сведения. Выполнение операций: подшивание детали, выкраивание косой бейки. Способы контроля качества.

Устройство машинной иглы. Подбор машинной иглы и швейных ниток в зависимости от ткани. Последовательность установки машинной иглы. Неполадки в работе бытовой швейной машины, их устранение.

Приспособления к швейной машине: лапка для штопки повреждённого места; лапка для окантовывания среза детали бейкой; для обмётывания прорезной петли. Технология машинной штопки, окантовывания среза детали бейкой, обмётывания прорезной петли.

Уход за бытовой швейной машиной. Оборудование для ухода. Последовательность очистки и смазки бытовой швейной машины.

Выполнение окантовочного машинного шва. Стачивание двух косых беек. Обработка вытачек. Обработка притачного пояса. Способы контороля качества. Классификация машинных швов.

Типовая последовательность изготовления швейных изделий с проведением примерок на примере базовых изделий. Окончательная обработка изделия. Способы контроля качества готового изделия. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия.

Критерии оценки изделия. Оценка проектного изделия по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения.

Практические работы. Выполнение образцов подшивания детали, выкраивания косой бейки.

Подбор машинной иглы и швейных ниток в зависимости от ткани. Установка машинной иглы. Штопка повреждённого участка. Уход за бытовой швейной машиной.

Выполнение образцов окантовочного, запошивочного и двойного швов.

Составление индивидуального плана изготовления проектного изделия. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Окончательная обработка изделия. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия, которые можно обработать с помощью косой бейки и притачного пояса (юбка, шорты, бермуды, платье, лиф, туника и др.).

Декоративно-прикладное творчество (6 ч)

Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приёмы их выполнения. Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПЭВМ для получения схем. Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель. Плотность вязания. Закрепление вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия или выбор модели из банка идей. Освоение приёмов вязания крючком. Изготовление схем для вязания крючком вручную и /или с помощью ПЭВМ. Выполнение образцов вязания крючком. Изготовление декоративных изделий.

Варианты объектов труда. Образцы вязания крючком. Вязаные изделия: салфетки, прихватки, игрушки, шапка, шарф, сумка, кулон.

Черчение и графика (1 ч)

Теоретические сведения. Понятие конструкторской и технологической документации. Детали формы вращения, их конструктивные элементы, изображение и последовательность выполнения чертежа. ЕСКД. Чертёж детали, сборочный чертёж, спецификация, чертёж общего вида, электромонтажный чертёж, схемы и инструкции как конструкторские документы.

Практические работы. Графическое изображение изделий. Выполнение эскизов, чертежей деталей или изделий. Чтение чертежа.

Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи деталей или изделий.

Технология ведения дома.(3 ч )

Уход за одеждой и обувью (1 ч)

Теоретические сведения. Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Ремонт одежды декоративной заплатой.

Практические работы. Выполнение декоративной аппликации. Выполнение штопки на швейной машине. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из искусственных и синтетических тканей. Образцы ремонта одежды.

Интерьер жилых помещений (2 ч)

Теоретические сведения. Роль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений. Размещение комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Размножение цветов. Ёмкости для цветов. Требования к освещению. Понятие «ландшафтный дизайн». Использование декоративных растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход и размножение растений.

Практические работы. Уход за комнатными растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы. Уход за растениями на пришкольном участке.

Варианты объектов труда. Комнатные цветы в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

Строительные ремонтно-отделочные работы (14 ч)

Художественные изделия для оформления интерьера (14 ч)

Теоретические сведения. Виды штукатурных работ. Техника безопасности. Профессия штукатур. Основные приёмы нанесения вяжущих растворов.

Практические работы. Выбор изделия для интерьера, его дизайн (эскиз). Изготовление изделия, оформление и отделка.

Варианты объектов труда. Панно, подарочная коробка.

Проектная деятельность (8 ч)

Теоретические сведения. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Изготовление проектного изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: наличник для окна; мастерок; наряд ко дню рождения и др.



(8 класс)

Введение (1ч) Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса.

Особенности ведения сельского хозяйства (5ч)

Основные задачи с/х производства. Отрасли сельского хозяйства: животноводство и растениеводство. Особенности разведения свиней, кролей, КРС, птицы.

Растениеводство. Основы аграрной технологии (5ч)

Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры. Способы учета урожая. Обработка почвы. Удобрения. Посев и уход за с/х культурами. Уход за цветочными культурами.

Технологии ведения дома. Семейная экономика. Ремонтно-отделочные работы в доме. (16 ч)

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции

семьи. Семейная экономика как наука. Ее задачи. Виды доходов и расходов

семьи. Источники доходов школьников.

Оценка возможностей предпринимательской деятельности для

пополнения семейного бюджета. Понятия «личное предпринимательство»,

«прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства,

факторы .влияющие на них.

Потребности человека. Виды потребностей. Пирамида потребностей.

Уровень благосостояния семьи. Минимальные и оптимальные потребности

членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи.

Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский

портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах».Источники информации о товарах

или услугах. Понятие «сертификация». Задача сертификации. Виды

сертификатов.

Понятие «маркировка», 2этикетка». «вкладыш». Виды торговых

знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в

штрих коде.

Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Виды бюджета.

Структура и планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов.

Понятие «культура питания». Правила покупки продуктов питания.

Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника.

Приусадебный участок. его влияние на семейный бюджет. Варианты

использования приусадебного участка в целях предпринимательства.

Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов семьи. Бухгалтерская книга расходов школьника. Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ.

Способы закрепления настенных предметов. Способы пробивания

отверстий в стене. Последовательность установки крепежных деталей.

Устройство форточных, оконных и дверных петель. Технология установки

петель. Виды замков для дверей. Технология установки накладного замка.

Устройство врезного замка. Понятие «штукатурка». Виды вяжущих материалов и заполнителей для приготовления штукатурного раствора. Инструменты для штукатурных работ. Технология выполнения работ.

Электротехнические работы (10 ч)

Виды электроэнергии. Правила электробезопасности. Источники

электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы.

Приемники электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы,

Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы

измерительных приборов. Организация рабочего места для электрических

работ. Электромонтажные инструменты.

Назначение и устройство электрических проводов.

Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции

сращивания проводов. Организация рабочего места при паянии. Способы оконцевания проводов. Устройство и применение электромагнитов в технике. Электромагнитное реле и его устройство. Принцип действия электрического звонка. Виды электроосветительных приборов. История изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, ее мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Электроприборы. Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей

постоянного и переменного тока. Развитие электроэнергетики.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и

обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Сборка электромагнита из деталей конструктора. Исследование

зависимости силы притяжения электромагнита. Ознакомление с различными

видами электромагнита. Электрический аудит школы.

Изучение устройства и принципа действия электроутюга.

Изучение устройства электродвигателя постоянного тока. Сборка

простейшей схемы двигателя постоянного тока.

Варианты объектов труда Комплектующая амплитуда. Электросчетчик. Электроконструктор. Электропровода. Изоляционные материалы. Электромагнит. Электроутюг. Термореле. Электродвигатель. Модели из деталей конструктора.

Строительные ремонтно-отделочные работы (14 ч)

Декорирование предметов интерьера из дерева. Кухонная утварь, мебель.

Виды художественной обработки древесины. Мозаика. Инкрустация.

Традиции народной росписи по дереву. Из истории резьбы. Выжигание как

элемент декора в интерьере. Художественное выпиливание лобзиком.

Окончательная отделка изделия, лакирование.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (8 ч)

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных

промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества

(ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов

рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного

конструирования: единство функционального назначения и формы изделия.

Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии

изготовления изделия и свойств материала. Основные средства

художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их

свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.

Практические работы Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка

эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений

художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом

декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств.

Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной

обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка

поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия.

Соблюдение правил безопасности труда.

Варианты объектов труда

Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные

принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения.

Творческая, проектная деятельность (9 ч)

Творческие методы поиска новых решений. Понятие «проектирование», составление проектирования. Выбор темы проекта. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Содержание проектной документации.. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн - спецификация и дизайн - анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проверенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости изделия. Выполнение проекта. Технологическая и трудовая дисциплина. Формы проведения презентации проекта. Защита.

Практические работы

Выбор изделия на основе анализа потребностей. Подготовка

пояснительной записки. Анализ моделей - аналогов из банка идей.

Дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с

использованием информационных технологий). Составление чертежей

деталей и технологических карт их изготовления. Изготовление деталей.

Сборка изделия. Отделка изделия (по выбору). Контроль качества работы.

Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной

ценой товара. Защита проекта будущего изделия. Презентация проекта.

Варианты объекты труда

Проектные работы учащихся.

Календарно-тематическое планирование (6 класс)

№ п/п

Наименование раздела и тем

К-во часов

дата

План

Факт

1

Введение. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка.

1

Растениеводство (осенние работы)

9

2

Инструктаж по ТБ. Основы аграрной технологии.

1

3

Многообразие сельскохозяйственных растений.

1

4

Овощные культуры

1

5

Почва. Структура почвы.

1

6

Механический состав почвы.

1

7

Удобрения. Значение для роста растений и плодородия почв.

1

8

Классификация удобрений. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы.

1

9

Осенняя обработка почвы под овощные растения.

1

10

Подготовка участка к зиме.

1

Создание изделий из древесины и древесных материалов

5

11

Древесина, пиломатериалы и древесные материалы

1

12

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Охрана природы.

1

13

Пороки древесины.

1

14

Производство и применение пиломатериалов.

1

15

Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.

1

Создание изделий из металлов и пластмасс

5

16

Создание изделий из металлов. Свойства черных и цветных металлов.

1

17

Изготовление изделий из сортового проката. Назначение и устройство токарно-винторезного станка.

1

18

Резание металла слесарной ножовкой.

1

19

Рубка металла.

1

20

Отделка металлических изделий. Обобщение по теме «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».

1

Черчение и графика

1

21

Правила построения и чтения чертежей.

1

Швейные материалы

1

22

Ткани из шерстяных и шелковых волокон.

1

Изготовление выкроек и раскрой

2

23

Изготовление и моделирование выкроек.

1

24

Раскрой и дублирование деталей кроя.

1

Пошив изделия

9

25

Ручные работы.

1

26

Ручные работы.

1

27

Дефекты машинной строчки.

1

28

Машинные работы.

1

29

Машинные работы.

1

30

Технологическая последовательность пошива одежды.

1

31

Технологическая последовательность пошива одежды.

1

32

Технологическая последовательность пошива одежды.

1

33

Пошив и отделка рабочих рукавиц.

1

Декоративно-прикладное творчество

4

34

Народные промыслы. Счетная вышивка.

1

35

Подготовка к вышивке. Счетные швы. Инструктаж по ТБ.

1

36

Набор. Русская гладь. Гобеленовый шов.

1

37

Использование компьютера для вышивки.

1

Уход за одеждой и обувью.

1

38

Уход за одеждой и обувью.

1

Интерьер жилых помещений

1

39

Освещение жилого помещения. Декоративное оформление помещения

1

Санитарно-технические работы

1

40

Простейший ремонт сантехнического оборудования. Профессии, связанные с ремонтом и обслуживанием санитарно-технического оборудования.

1

Строительные материалы и их назначение

14

41

Профессия маляр.

1

42

Виды малярных работ.

1

43

Виды материалов для окраски.

1

44

Исторические сведения об обоях.

1

45

Виды обоев и их свойства.

1

46

Применение клеевых материалов для обоев различного назначения.

1

47

Практическая работа: изготовление трафаретного панно. Изготовление трафарета.

1

48

Изготовление трафаретного панно. Изготовление трафарета.

1

49

Набивка и набрызг.

1

50

Лабораторно-практическая работа «Изготовление подарочной упаковки»

1

51

Инструктаж по ТБ. Изготовление подарочной упаковки.

1

52

Подготовка изделия к оклеиванию.

1

53

Оклейка коробки обоями.

1

54

Окончательная отделка

1

Проектная деятельность

5

55

Поиск и обоснование проблемы. Выбор проекта. Анализ идей. Подбор материалов, инструментов, оборудования

1

56

Разработка необходимой документации

1

57

Изготовление проектного изделия

1

58

Экономическое обоснование

1

59

Защита проекта

1

Растениеводство.

Основы аграрной технологии (весенние работы)

9

60

Инструктаж по ТБ. Весенняя обработка почвы

1

61

Способы выращивания овощных культур

1

62

Выращивание овощей в условиях защищенного грунта.

1

63

Выращивание овощей в теплице и парнике.

1

64

Меры защиты растений от вредителей и болезней

1

65

Выращивание овощей.

1

66

Выращивание овощей.

1

67

Уход за овощными культурами.

1

68

Уход за овощными культурами.

1


Календарно-тематическое планирование (7 класс)

№ п/п

Наименование раздела и тем

К-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Введение. Санитарно-гигиенические требования. Входной контроль

1


Растениеводство (осенние работы)

9

2

Растениеводство. Инструктаж по ТБ. Знакомство с садом.

1

3

Классификация и характеристика плодовых растений

1

4

Строение плодовых растений

1

5

Закладка плодового сада

1

6

Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников

1

7

Съём урожая яблок

1

8

Сбор урожая корнеплодов

1

9

Хранение плодов и овощей

1

10

Хранение корнеплодов

1


Создание изделий из древесины и древесных материалов

5

11

Свойства древесины

1

12

Создание изделия

1

13

Заточка и настройка дереворежущих инструментов

1

14

Столярные соединения

1

15

Создание декоративно-художественных изделий из древесины

1


Создание изделий из металлов и пластмасс

5

16

Классификация и термическая обработка сталей

1

17

Назначение и устройство токарно-винторезного станка

1

18

Точение деталей на токарном станке

1

19

Нарезание резьбы

1

20

Создание декоративно-художественных изделий из металла

1


Черчение и графика

1

21

Детали формы вращения

1


Швейные материалы

1

22

Швейные материалы из химических волокон

1


Изготовление выкроек и раскрой

2

23

Изготовление выкроек.

1

24

Моделирование швейных изделий

1


Пошив изделия

6

25

Основные швейные операции, выполняемые вручную

1

26

Швейная машина: иглы и приспособления

1

27

Машинные операции и швы

1

28

Технология пошива туники

1

29

Технология пошива туники

1

30

Технология пошива прямой юбки

1


Декоративно-прикладное творчество

6

31

Инструменты и материалы для вязания крючком

1

32

Основные виды петель

1

33

Вязание полотна

1

34

Вязание полотна

1

35

Вязание по кругу

1

36

Вязание по кругу

1


Уход за одеждой и обувью.

1

37

Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей.

1


Интерьер жилых помещений

2

38

Разновидности комнатных растений. Уход за растениями

1

39

Комнатные растения в интерьере квартиры

1


Строительные материалы и их назначение

14

40

Виды штукатурных работ. Техника безопасности.

1

41

Профессия штукатур

1

42

Основные приёмы нанесения вяжущих растворов

1

43

Основные приёмы нанесения вяжущих растворов

1

44

Выбор изделия для интерьера

1

45

Дизайн выбранного изделия

1

46

Изготовление изделия

1

47

Изготовление изделия

1

48

Изготовление изделия

1

49

Изготовление изделия

1

50

Оформление изделия

1

51

Оформление изделия

1

52

Отделка изделия

1

53

Отделка изделия

1


Проектная деятельность

6

54

Поиск и обоснование проблемы. Выбор проекта. Анализ идей. Подбор материалов, инструментов, оборудования

1

55

Разработка необходимой документации

1

56

Изготовление проектного изделия

1

57

Изготовление проектного изделия

1

58

Экономическое обоснование

1

59

Презентация проекта

1


Растениеводство. Основы аграрной технологии (весенние работы)

9

60

Уход за садом

1

61

Ягодные культуры, посадка и уход

1

62

Весенняя обрезка саженцев ягодных культур.

1

63

Размножение плодовых и ягодных растений

1

64

Прививки плодовых культур

1

65

Размножение ягодных кустарников черенками

1

66

Итоговый контроль. Плодовый питомник

1

67

Подготовка рассадника, заготовка черенков и их посадка.

1

68

Уход за растениями

1


Календарно-тематическое планирование (8 класс)

№п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

Дата

Примечание

план.

факт.

Введение

1

1

Цель и задачи изучения предмета. ТБ на уроках технологии

1


Особенности сельского хозяйства. Животноводство

5

2

Специфика сельского хозяйства

1

3

Животноводство. Его направления и перспективы

1

4

Птицеводство. Рыбоводство.

1

5

Пчеловодство. Разведение кроликов

1

6

Свиноводство. скотоводство

1


Особенности сельского хозяйства. Растениеводство

5

7

Основы аграрной технологии

1

8

Осенняя обработка почвы

1

9

Технология хранения плодов и овощей

1

10

Технология хранения корнеплодов

1

11

Обобщающее повторение по теме «Сельское хозяйство»

1


Технологии ведения дома

Семейная экономика

16

12

12

Семья как экономическая ячейка общества

1

13

Потребности семьи

1

14

Предпринимательство в семье

1

15

Анализ необходимости покупки

1

16

Информация о товарах

1

17

Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета

1

18

Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета

1

19

Расходы на питание

1

20

Сбережения. Личный бюджет

1

21

Сбережения. Личный бюджет

1

22

Экономика приусадебного участка

1

23

Экономика приусадебного участка

1


Санитарно-технические работы

2

24

Инженерные коммуникации в доме.

1

25

Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт

1


Ремонтно-отделочные работы

2

26

Ремонт оконных блоков. Ремонт дверных блоков

1

27

Технология установки врезного замка. Современный ручной электроинструмент. Обобщение темы

1


Электротехнические работы

10

28

Электрический ток и его использование.

1

29

Принципиальные и монтажные электрические схемы.

1

30

Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы

1

31

Правила безопасности на уроках электротехнологии

1

32

Электрические провода

1

33

Монтаж электрической цепи

1

34

Электромагниты и их применение

1

35

Электроосветительные приборы

1

36

Бытовые электронагревательные приборы

1

37

Двигатели постоянного тока. Обобщение темы

1


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения

8

38

Художественная обработка материалов. Художественная вышивка

1

39

Атласная и штриховая гладь

1

40

Швы «узелки» и «рококо»

1

41

Двусторонняя гладь

1

42

Художественная гладь

1

43

Домашний компьютер в вышивке

1

44

Вышивание натюрморта, пейзажа

1

45

Обобщение темы

1


Строительные ремонтно-отделочные работы

14

46

Декорирование предметов интерьера из дерева. Кухонная утварь, мебель.

1

47

Декорирование предметов интерьера из дерева. Кухонная утварь, мебель.

1

48

Виды художественной обработки древесины. Мозаика. Инкрустация

1

49

Виды художественной обработки древесины. Мозаика. Инкрустация

1

50

Традиции народной росписи по дереву

1

51

Традиции народной росписи по дереву

1

52

Из истории резьбы

1

53

Из истории резьбы

1

54

Выжигание как элемент декора в интерьере

1

55

Художественное выпиливание лобзиком

1

56

Художественное выпиливание лобзиком

1

57

Окончательная отделка изделия, лакирование

1

58

Окончательная отделка изделия, лакирование

1

59

Обобщение темы

1


Проектирование и изготовление изделий

9

60

Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Основные требования к проектированию изделия

1

61

Спектр идей и сбор информации для банка данных

1

62

Планирование и организация проекта. Вариативность изделия

1

63

Выполнение проекта с учетом последовательности

1

64

Выполнение проекта с учетом последовательности

1

65

Текущий самоконтроль и корректировка деятельности

1

66

Текущий самоконтроль и корректировка деятельности

1

67

Себестоимость проекта. Рекламный проспект проекта

1

68

Защита проектной деятельности

1


Формы и средства контроля:

Контроль качества знаний учащихся осуществляется путем:

  • усвоения теоретического материала - фронтальный опрос, тесты, рефераты, презентации;

  • владение практическими навыками - изготовление изделий, практические работы.

Результатом оценки знаний и умений учащихся является отметка, выставляемая в журнал. Её ставят за фактические знания и умения, предусмотренные учебной программой.

Критерии оценки практической работы

Требования

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Организация труда

Полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности.

Работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности

Самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места

Самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя

Приемы труда

Все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ

Приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования)

Норма времени

Работа выполнена в полном объеме и в установленный срок или раньше срока

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме: 5-6 классы - 10-15 %

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме: 5-6 классы- 15-20 %

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме: 5-6классы- 30%

Качество изделия

Изделие выполнено точно по чертежу, все размеры выдержаны, отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Изделие не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Критерии оценки знаний

Оценка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Учебно-методические средства обучения

1.Технология. Программы начального и основного общего образования. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2010г

2.«Технология» 6 класс под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2013г

3.«Технология» 7 класс под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2012г

4.«Технология» под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2012г

«Технология» 8 класс под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Вентана-Граф» 2013г

5.Бешенков А.К. Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы Методическое пособие Москва «Дрофа»

Сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области: beluno.ru/

Сайт Белгородского регионального института ПКППС ipkps.bsu.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал: school.edu.ru

Сайт электронного журнала «Вестник образования» vestnik.edu.ru

Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии tehnologiya.ucoz.ru/

36


© 2010-2022