Сообщение на тему «Развитие творческих способностей на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Развитие творческих способностей на уроках технологии





Развитие творческих способностей на уроках технологии

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Творческие способности - это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Сам творческий процесс поддается классификации. Например, творческие методы.

Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.

Нацеленность на поиск ответов может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.

Одновременно быстрое и качественное решение - это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного творчества).

Другими словами, изобретение или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного мыслительного процесса. И если вдруг какие-либо случайности на самом деле происходят, то что бы увидеть эти "случайности", нередко нужна внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.

Для коллективного творчества существуют методики и способы организации творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ, карты памяти (mind map).

Творческие способности, их развитие и оценка

Творческая личность предполагает наличие у нее определенных способностей.

Способность - совокупность врожденных анатомо - физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.

Способности обнаруживаются и развиваются в процессе овладения той или иной деятельностью. Развитие способностей связано с усвоением навыков и умений. Особенно важна обобщенность знаний и умений - способность человека использовать их в различных ситуациях. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам ( ЗУН ). Способность - это устойчивые функциональные возможности личности, которые определяют возможности человека к обучению, овладению ЗУН.

В научной литературе выделяются общие и специальные способности. Общие присущи в той или иной мере всем людям. Это способности, необходимые для всех видов деятельности: в труде, познании, общении и т.д. Общие способности подразделяются на сложные (способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития) и элементарные (необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления). Развитие отдельных общих способностей создает базу для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам.

Таким образом, не существует хороших и плохих способностей, а существует способность или неспособность к той или иной деятельности. Задача развития способностей включает выработку необходимых качеств способностей и стимулирование специальных способностей, в результате чего оказываются возможными высокие достижения в определенных областях деятельности. Кроме того, компенсируется развитие одних способностей за счет других.

Развитие специальных способностей связано с возрастными особенностями. Н. С. Лейтес говорит о языковой активности у детей дошкольного возраста, облегчающей им усвоение языковых форм и улучшающих мышление. Младшие школьники обладают предрасположенностью к усвоению, у школьников средних классов наблюдается особая активность и широта склонностей, а у старших школьников - склонность и способность к сознательному саморегулированию. На развитие способностей также могут оказать огромное влияние врожденные дифференциальные особенности личности - задатки, заключенные в строении мозга.

Законы развития творческих способностей

Творческие способности, как и любое явление, развиваются по своим законам. В науке определены следующие законы:

1. Закон необходимого гностического разнообразия. Отталкиваясь от закона необходимого разнообразия управления (разнообразие управляющей системы должно формулировать действие закона в виде двух «постулатов»:

- мыслительная продуктивность растёт пропорционально росту разнообразию и «мощь» гностического («тезаурусного») потенциала;

- способность к ассоциациям и аналогиям возрастает по мере увеличения разнообразия гностического потенциала. «Тезаурус» памяти (словарь, понятий, отношений, классов, свойств и т.п.) должен быть достаточно богатым творящей личности. Объект творения должен овладеть разнообразием («панорамой знаний»).

Два указанные постулата являются основанием специальной «диатропической» технология обучения детей в образовательных учреждениях. Умелая циклическая сменяемость занятий, увеличение спектров преподаваемых предметов, курсов, широкий выбор содержательных компонентов (заданий, учебных пособий и т.д.) способствуют в огромной степени развитию творческой личности.«Если способность к различному виду деятельности произрастает из множества способности к видам деятельности, то задача развития одной способности должна быть одновременно и задачей развития побочных способностях»,- отмечал известны педагог- новатор М.П. Щетинин.

Процесс восхождения разнообразия осуществляется волнообразно. Взаимодействие процессов сжатия и увеличения разнообразия находится в эволюционном развитии.

2. Закон отражения интеллектуального филогенеза в онтогенезе. Для педагогики он имеет существенное значение при структуризации фазами «эволюции знания» содержания образования. Погружение в среду творческой эволюции человечества дает возможность обеспечит природосообразность и полнее осознать себя через человечество и человечество через себя.

3.Закон движения человеческого интеллекта по спирали с забыванием части информации на определенном этапе развития интеллекта и возвращением к этой информации на новом витке спирали.

4 и 5 законы - законы дополнения и конкуренции. Они дополняют друг друга. Закон дополнения - связующее звено, компактирующее разнообразие в целое, освоение разнообразия через формирование структуры отношений согласования, совместимости, единения. Конкуренция же выступает как механизм системной селекции разнообразия. Законы дополнения и конкуренции, взаимодействуя друг с другом, образуют определенные типы ассиметрии. В одних случаях творчество реализуется при доминанте закона дополнения и фактор конкуренции не играет никакой роли. В других случаях, творчество реализуется при превалировании закона конкуренции.

6. Закон игры. Игра моделирует окружающую обстановку, дополняет информационное поле необходимым разнообразием. Она побуждает интеллект к поисковой активности. Игра разрушает психологическую инерцию, активизирует работу правого полушария мозга. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры. Игра реализует функции обучения творчеству, усиление креативности. Одновременно, формируя обученность поведению в необычных ситуациях, она обеспечивает усиление прогностичности интеллекта. Игра является составляющей дидактического творчества, способствует развитию одаренности детей.

7. Закон сомнений и антиавторитаризма. Творчеству всегда присущи критические начала. Индикатором проявления несогласованности личности с окружающей средой является недовольство. Это противоречие между желаемым и должным служит стимулом к возникновению сомнения и его движения в творческом процессе.

Готовность подвергнуть сомнению в творческом процессе любые положения, сложившиеся в жизни, науке, культуре, представляет собой антиавторитаризм. Одаренные дети в полной мере реализуют этот закон в образовательных учреждениях. Они, как правило, проявляют бунтарскую направленность, критичны в своих оценках школьных устоев, педагогических работников. Т.о. применение законов творчества может найти широкое применение в педагогической практике развития творческих способностей учащихся.

Диагностика творческих способностей

Проблема-диагностика творчества, проблема, в которой не могут разобраться сами психологи. Проверка, тестирование чужого творчества оказалось внутренне очень противоречивой задачей. Тесты творчества призваны побудить человека к изобретению новых, разнообразных, оригинальных решений. Например, требуется придумать как можно больше способов необычного употребления самого обычного предмета (карандаш, кирпич и т.д.), придумать как можно больше усовершенствований какой-нибудь игрушки, нарисовать как можно больше картинок с заданным исходным элементом и т.д. Это задания на так называемое дивергентное мышление - на способность развертывания мыслительной деятельности по множеству разнообразных путей, что является важнейшей частью творческих способностей. Оценивается общее количество ответов и их разнообразие. Оценивается и оригинальность каждого ответа. Она рассчитывается механически: как часто встречается ответов ранее обследованной группе людей. Есть стандартный список ответов разной степени оригинальности; эти списки могут различаться в разных культурах, профессиональных группах и т.д.

На основе рассчитанных таким образом оценок вычисляется суммарный балл за творческие способности. Кажется все очень просто и логично. Однако, парадокс в том, что проблема теста творчества никогда не получит окончательного решения, а любое промежуточное будет быстро обесцениваться.



© 2010-2022