Доклад -ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБСУЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

Доклад - ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБСУЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА. В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения следует прививать детям навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми. В ходе трудового процесса у учащихся проявляются, развиваются и закрепляются социально значимые качества и свойства личности, нравствен­но-эстетическое отношен...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.А.Шевцова, учитель технологии, 1 кв. категории,

МБОУ «СОШ №13 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБСУЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА


Из обычной жизни, из практики воспитания детей и молодежи известно, что труд может иметь очень сильное и разностороннее воспитывающее влияние на развитие личности. А, как известно образовательная область «Технология» как раз и способствует развитию у школьников технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, которая формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.

Но для того чтобы использовать труд в воспитательных целях, нужно знать, каким образом он воспитывает личность, каков механизм этого средства воспитания.

Воспитание подрастающих поколений в целом осуществляется за счет освоения ими социального опыта людей путем выработки на этой основе опыта своей собственной жизнедеятельности. Это происходит в процессе и результате включения их в общественные отношения, общение и общественно-необходимую деятельность. Другими словами, суть воспитания заключается в деятельности, общении и тех общественных отношениях, в которые включается личность. С объективной необходимостью у нее будут формироваться и развиваться те качества и свойства, которые проявляются в этой деятельности, общении и отношениях.

Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения.

Характерными чертами трудового обучения являются приспособление предметов внешнего мира, продуктов природы к потребностям человека; определенное отношение к природе и обществу в виде производственных и общественных отношений; отношение к предмету и результатам труда.

Главная функция труда - создание материальных и духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни в деятельности человека. Сознательным трудом людей создаются все общественные богатства. Но наряду с главной функцией труд, благодаря своему содержанию и характеру, выполняет функции воспитания, влияет на развитие личности.

Для того чтобы раскрыть в учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход.

Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. При этом назначение такого подхода заключается не только в том, чтобы все учащиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и в том, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности, у каждого учащегося выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности.

Как известно успехи учащихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Учителя технологии в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения учащихся к творческому процессу.

Работа с родителями - сложный и многогранный процесс. Это очень разные люди, требующие индивидуального подхода в общении. Поэтому планируя работу с родителями, необходимо проявлять высокую культуру общения, аргументированность предложений и просьб, всячески избегая упреков, выговоров, унижения человеческого достоинства.

Трудовая активность невозможна без целеустремленной воли, без выдержки в напряженном труде, проявления настойчивости в преодолении трудностей и достижении необходимых результатов труда.

Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет тех особенностей, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Ими могут быть различные особенности:

психические - внимание, воля, способности, мотивация;

социальные - положение в коллективе, влияние, друзья;

физические - дефекты здоровья, временные и постоянные.

В практике обучения обычно учитывают уровень знаний, умений, навыков учащихся, их познавательные способности, а также особенности, связанные с уровнем умственного развития. В понятии «умственные способности» выделяются обучаемость (способность к учению) и обученность (уровень знаний, умений и навыков).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что учащиеся отличаются по уровню, структуре способностей и потенциальным возможностям их развития. Поэтому им необходимо предлагать задания, отвечающие уровню их умственного развития, которые, прежде всего, определяется способностью самостоятельно приобретать знания и познавательным интересом.

Каждый учитель вольно или невольно создает свои традиции. Которые постепенно складываются у учащихся от года в год. Учителю главное неуклонно и систематически добиваться выполнение своих требований, поэтому к 7 классу учащиеся привыкают к педагогическим требованиям, видя их обоснованность. Происходит формирование нравственных привычек: обязанности, ответственности, желание работать с полной отдачей сил и хорошим качеством, уважение к чужому труду, соблюдения техники безопасности и т.д.

На занятиях ставиться конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный, аппетитный вид, придумать название и красиво сервировать стол. В процессе работы девочки проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, анализируют творческий процесс. При этом начинают понимать, что трудиться - значит обдумывать тот или иной способ действий и операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.

В труде отражаются личная заинтересованность и предприимчивость работающего, понимание им общественного значения, личного долга и ответственности за результаты своего труда, активное и творческое отношение к нему. Например, при выполнении практических заданий желательно не навязывать детям готового решения, а предложить найти свой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удается найти новое решения, нужно обязательно похвалить этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие ребенка.

В труде проявляется эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к его предмету и результатам. Сознание человека в процессе труда органично связано с чувством чести и достоинства, совести и гордости исполнителя жизненно важных дел. Таким образом, активное включение человека в трудовую деятельность приводит в действие все его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, координированность и соразмерность движений и усилий в работе рук, эмоциональная и волевая сферы. В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения следует прививать детям навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми. В ходе трудового процесса у учащихся проявляются, развиваются и закрепляются социально значимые качества и свойства личности, нравственно-эстетическое отношение к жизни и деятельности. Следовательно, труд выступает как мощное средство воспитания и развития личности.

Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

  2. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся технологии. Книга для учителя. Брянск: Издательство Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология», 1998.-296 с.

  3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С. Якиманская. М. - 2000. - 176с.

  4. Бабина Н.Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. научно-методический журнал. Школа и производство,200№1 стр.45.


© 2010-2022