Программа по технологии. 5 класс (ФГОС)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»


«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»

_______________ Е.Ф.Кузьменко _________________В.П. Дюличев

приказ №___­­___

от « ___» _____________ 2015 г. от «_____» ____________ 2015 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

школьным методическим объединением учителей

художественно-эстетического цикла

протокол №______ от «_____» ______________2015 г.






Рабочая программа

по технологии

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю: 2 часа

количество часов в год: 68 часов






Составитель: учитель технологии,

Зариев Владимир Владимирович













г. Симферополь

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования;

3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

4. Авторская программа «Технология. Технический труд» 5-8 классы под редакцией

В.М.Казакевича, Г.А. Молевой - М.: «Дрофа», 2014.

5.Основной образовательной (учебной) программы МБОУ «Школа-гимназия №39»


Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Технический труд. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ под ред. В.М.Казакевича, Г.А.Молевой.- М.: Дрофа, 2014.


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Главная цель учебного предмета «Технология»:

  • формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;

  • приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;

  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.



ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;

  • компьютерную поддержку каждого модуля;

  • графику и черчение;

  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;

  • основы материаловедения и машиноведения;

  • прикладную экономику и предпринимательство;

  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;

  • экологию - влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;

  • профинформацию и профориентацию;

  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;

  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;

  • творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.

Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»


Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.

Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.

Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственни­ка, семьянина, потребителя и учащегося:

  • культура труда - включает планирование и организацию трудового про­цесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества про­дукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;

    • графическая культура - знания, умения и готовность использовать графи­ческие, в том числе чертежные средства для обеспечения технологическо­го процесса;

    • культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

    • информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;

    • предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализиро­вать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, реклами­ровать свою продукцию;

    • культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуще­ствлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;

    • экологическая культура включает в себя экологические знания, понима­ние, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;

    • культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяй­ства, выполняя социальные функции семьянина;

    • потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вес­ти себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потре­бителя;

    • проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проек­та информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение допол­нительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.

В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:

- находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

- выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;

- создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

- выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;

- оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;

- ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.


МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Базисный учебный план МБОУ «Школа-гимназия №39» на этапе основного общего образования в 5 классе включает 68 учебных часов для изучения курса «Технология», из расчета 2 ч в неделю.







Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете


Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

- воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

- воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные

У учащихся будут сформированы:

 положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

 осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

 уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;


 понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

 представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

 понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

 чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.


Могут быть сформированы:

 устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

 привычка к организованности, порядку, аккуратности;


 адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

 чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

 использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

 правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;


 на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

 отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

 работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;


 изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;


 решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

 понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.



Учащиеся получат возможность научиться:

 определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

 творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;


 понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

 понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

 самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

 руководствоваться правилами при выполнении работы;

 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;


Учащиеся получат возможность научиться:

 самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

 прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;


Познавательные

Учащиеся научатся:

 находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

 анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

 анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

 выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

 использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.


Учащиеся получат возможность научиться:

 осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

 самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

 создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

 понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

 организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

 формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

 выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

 в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

 проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.


Учащиеся получат возможность научиться:

 самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.




Основное содержание рабочей программы. 5 класс

Раздел №2 «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов

на основе конструкторской и технологической документации».

Тема: «Технологии изготовления изделий с использованием

плоскостных деталей» - 20 ч.

Вводное занятие

Значение труда в жизни человека. Содержание обучения по техническому труду. Объекты труда (творческие работы, выполненные учащимися). Правила безопасного труда. Правила внутреннего распорядка в учебной мастерской.

Основные теоретические сведения

Оборудование рабочего места для работ с древесными материалами. Виды пород древесины. Свойства, определяющие внешний вид древесины. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Лесоматериалы. Отходы древесины и их рациональное использование.

Получение шпона и фанеры. Свойства фанеры и область ее применения. Эскиз, технический рисунок, чертёж детали и изделия. Правила нанесения размеров на технических рисунках и чертежах. Планирование работы по изготовлению изделия. Разметка заготовок из древесины.

Пиление древесины. Строгание древесины. Сверление древесины. Приёмы получения отверстий ручными инструментами. Соединение столярных изделий на гвоздях и шурупах. Ручные электрические машины для обработки древесины.

Отделка древесины и её назначение. Приёмы нанесения водных красителей. Выпиливание ручным лобзиком по наружному контуру.

Сведения о профессиях столяра и плотника.

Практические работы

Ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Планирование работы по изготовлению изделия. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки

древесины. Разметка заготовок из древесины. Пиление древесины. Строгание заготовок до нужных размеров. Сверление отверстий в заготовке из древесины. Отделка древесины (нанесение водных красителей). Выпиливание лобзиком. Уборка своего рабочего места.

Варианты объектов труда

Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные

изделия.

Раздел 2: «Технологии создания изделий из металлов и искусственных материалов на основе конструкторской и технологической документации».

Тема: «Технологии изготовления изделий из тонколистового металла

и проволоки» - 20 часов.

Основные теоретические сведения

Оборудование рабочего места для работ с металлами и пластмассами. Виды металлов и сплавов, их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока, способы их получения (прокатка и волочение). Применение тонколистового металла и проволоки в быту и на производстве.

Определение пластмассы, как вида конструкционного материала. Сырьё для получения пластмасс.

Технологические свойства, промышленное применение. Проблемы утилизации.

Графическое изображение деталей изделия из тонколистового металла и проволоки. Выбор рациональной конструкции изделия. Правила безопасной работы с ручными инструментами.

Технология изготовления деталей из тонколистового металла и проволоки.

Правка тонколистового металла. Разметка тонколистового металла. Резание тонколистового металла слесарными ножницами. Гибка тонколистового металла.

Технология изготовления деталей изделия из проволоки. Правка, разметка проволоки. Резка, рубка проволоки. Гибка проволоки. Отделка изделий из проволоки.

Устройство сверлильного станка. Правила и приёмы работы на сверлильном станке. Способы соединения деталей из тонколистового металла с помощью заклёпок и фальцевого шва. Отделка деталей и изделий из тонколистового металла. Общие сведения о пластмассе как о конструкционном материале.

Практические работы

Ознакомление с внешним видом образцов чёрных и цветных металлов, сплавов.

Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки.

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей, эскизов и технических рисунков. Выполнение графического изображения. Правка тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовки. Резание тонколистового металла слесарными ножницами разными способами.

Изготовление деталей изделий из проволоки. Правка заготовок из проволоки. Разметка заготовок из проволоки. Резка и рубка заготовок из проволоки. Гибка заготовок из проволоки.

Отделка изделия. Зачистка заготовок и изделий из проволоки.

Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

Раздел 3: Машиноведение

Тема: «Элементы техники» 4 часа.

Основные теоретические сведения

Понятие о технике. Понятие о техническом устройстве. Основная функция технических устройств. Понятие о машине. Классификация машин. Типовые детали рабочих машин. Подвижные и неподвижные соединения деталей.

Практические работы

Ознакомление с типовыми деталями машин.

Блок №2. «Электротехника и электроника».

Раздел: «Электротехнические работы».

Тема: «Электромонтажные работы» 4 часа.

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока. Проводники и приемники.

Электрическая цепь и ее схема. Условные обозначения на электрических схемах. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа. Правила безопасной работы с

электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с

выполнением электромонтажных и наладочных работ.

Практические работы

Чтение простой электрической схемы. Сборка простейшей электрической цепи. Проверка цепи в различных конструктивных вариантах ее выполнения.

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Монтаж проводов на электроустановочных изделиях.

Варианты объектов труда

Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств, электрифицированные наглядные пособия.

Монтажные жгуты проводов, удлинители, электроустановочные изделия, электрифицированные модели и наглядные пособия.

Блок №3. «Технологии исследовательской и опытнической деятельности».

Раздел. «Проектные работы» 18 часов.

Основные теоретические сведения.

Понятие о творчестве, творческом проекте.

Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта (историческая и техническая справки, понятие об информации, оформление списка литературы), формулировка идеи проекта.

Конструкторский этап: методы поиска новых технических решений, план разработки вариантов конструкций, выбор рациональной конструкции, конструкторская документация.

Технологический этап: технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация (план работы по изготовлению изделия).

Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.

Заключительный этап: элементы экономического (определение себестоимости изделия) и

экологического обоснования; выводы по итогам работы, письменный отчёт по проекту; защита проекта.

Практические работы

Обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление

исторической и технической справки.

Выбор рациональной конструкции изделия.

Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения (эскиз или рисунок) проектируемого изделия.

Составление плана изготовления изделия.

Изготовление изделия.

Разработка рекламного проспекта изделия.

Выводы по итогам работы, оформление отчёта о проделанной работе, защита проекта.

Варианты объектов труда

Направления проектных работ учащихся

Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.

Предметы обихода и интерьера, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.

Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.

Головоломки, инвентарь для камина, багажники для велосипедов, подставки для цветов,

подсвечники, совки, декоративные изделия.

Электротехнические работы.

Электрические щупы для поиска обрыва цепи, автономные фонари специального назначения, модели автомобилей или механизмов с электроприводом.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

лабораторно-практические

работы

контр. работы

Блок №1: «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов»

Раздел №1: «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации»

Тема: Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей.

20

8

1.

(1-2)

Вводное занятие.

1

---

Оборудование рабочего места для работ с древесными материалами.

1

---

2.

(3-4)

Дерево и древесина: строение, породы, свойства, виды пороков.

Получение шпона и фанеры.

2

1

3.

(5-6)

Эскиз, технический рисунок, чертёж детали и изделия.

2

1

4.

(7-8)

Планирование работы по изготовлению столярного изделия.

2

1

5.

(9-10)

Разметка заготовок из древесины.

Пиление древесины.

2

1

6.

(11-12)

Строгание древесины.

2

1

7.

(13-14)

Сверление древесины. Ручные электрические машины для обработки древесины.

2

1

8.

(15-16)

Соединение столярных изделий на гвоздях и шурупах. Сведения о профессиях столяра и плотника

2

---

9.

(17-18)

Выпиливание ручным лобзиком по наружному контуру.

2

1

10.

(19-20)

Отделка древесины и её назначение. Приёмы нанесения водных красителей.

2

1

Раздел № 2: «Технологии создания изделий из металлов и искусственных материалов на основе конструкторской и технологической документации»

Тема: Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки.

20

10

1

11.

(21-22)

Оборудование рабочего места по обработке металлов. Виды металлов и сплавов.

2

1

12.

(23-24)

Тонколистовой металл и проволока.

2

---

13.

(25-26)

Графическое изображение деталей изделия из тонколистового металла и проволоки.

2

1

14.

(27-28)

Правка и разметка тонколистового металла.

2

1

15.

(29-30)

Повторение пройденного материала и контроль знаний учащихся за 1 полугодие.

2

1

1

16.

(31-32)

Резание тонколистового металла слесарными ножницами. Гибка тонколистового металла.

2

1

17.

(33-34)

Способы соединения деталей из тонколистового металла с помощью фальцевого шва.

2

1

18.

(35-36)

Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём. Способы соединения деталей из тонколистового металла с помощью заклёпок.

2

1

19.

(37-38)

Отделка изделий из тонколистового металла.

2

1

20.

(39-40)

Технология изготовления деталей изделия из проволоки.

2

1

21.

(41-42)

Общие сведения о пластмассе как о конструкционном материале.

2

1

Раздел № 3. «Машиноведение»

Тема: «Механизмы технологических машин»

4

1

22.

(43-44)

Понятие о технике. Понятие о техническом устройстве. Основная функция технических устройств. Понятие о машине. Классификация машин.

2

---

23.

(45-46)

Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения деталей и механизмов. Рабочие машины. Технологические машины.

2

1

Блок №2. «Электротехника и электроника».

Раздел: «Электротехнические работы»

Тема. «Электромонтажные работы»

4

1

24

(47-48)

Общее понятие об электрическом токе. Организация рабочего места. Сборка электрических цепей.

2

1

25.

(49-50)

Виды проводов. Инструменты. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.

2

1

Блок №3. «Творческая, проектная деятельность».

Тема. Проектные работы

18

4

1

26.

(51-52)

Понятие о творчестве, творческом проекте.

Выбор и обоснование темы проекта.

2

---

27-28

(53-56)

Аналогия как метод поиска новых технических решений.

Разработка конструкторской документации по теме проекта.

4

1

29-30

(57-60)

Разработка технологической документации по теме проекта.

4

1

31-32

(61-64)

Изготовление проектируемого изделия.

4

1

33.

(65-66)

Заключительный этап проектирования. Обобщение результатов проектной деятельности. Защита проекта.

2

1

Итоговый контроль качества знаний.

2

1

34.

(67-68)

Повторение пройденного материала.

Контроль знаний учащихся за учебный год.

2

---

1

Итого:

68

66

2



Тематический план 5 класс.(ФГОС)




Разделы и темы программы

Кол-во учебных часов



Планируемые результаты



Характеристика основных видов

деятельности учащихся

1. Технологии обработки древесины и древесных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки





22


Л1; Л2; Л6; Л3; Л4; Л5; Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; П1; П2; П3; П4; П5; П6 П7; П8; П9; П10; П11; П12; П13; П14; П15; П17; П18; П20; П21; П22; П23; П24; П25; П26.

Знакомство с учебной мастерской, выставкой работ учащихся, экспозицией краеведческого (этнографического) музея. Знакомство содержанием и приемами работы с рабочей тетрадью, учебником и компьютерной поддержкой раздела (темы урока). Освоение организации рабочего места. Подготовка инструментов к работе. Планирование деятельности, составление последовательности выполнения работ Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока). Выполнение лабораторно-практической работы. Определение по внешнему признаку 3-5 пород древесины и листовых древесных материалов Оформление и чтение однодетального чертежа. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам. Освоение основных технологических приёмов измерения, разметки, пиления и зачистки заготовок из древесины Освоение приемов наладки строгальных инструментов, приёмов разметки и ручного строгания заготовок из древесины. Сверление древесины ручными инструментами. Соединение деталей на гвоздях, шурупах, клею

2. Технологии обработки металлов и искусственных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки





20

Л1; Л2; Л6; Л3; Л4; Л5; Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; П1; П2; П3; П4; П5; П6 П7; П8; П9; П10; П11; П12; П13; П14; П15; П17; П18; П20; П21; П22; П23; П24; П25; П26


Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока). Чтение и составление простейших кинематических схем Подготовка сверлильного станка к работе. Закрепление сверла и заготовки. Выполнение правил безопасной работы на сверлильном станке Составление последовательности выполнения работ. Выполнение приёмов разметки и измерения Определение по внешним признакам 2-3 видов проволоки. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам изделий из тонколистовых металлов. Подготовка ручных инструментов к работе. Выполнение технологических приёмов ручной обработки металлов. Соединение деталей фальцевым швом с помощью инструментов и приспособлений.

4. Машиноведение



4

Л1; Л2; Л6; Л3; Л4; Л5; Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; П1; П2; П3; П4; П5; П6 П7; П8; П9; П10; П11; П12; П13; П14; П15; П17; П18; П20; П21; П22; П23; П24; П25; П26

Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока). Разработка проектов планировки прихожей, детского уголка или комнаты. Организация рабочего места для выполнения работ по благоустройству дома и для изготовлении предметов труда и быта Составление графической документации на разрабатываемые изделия. Конструирование и изготовление игольницы Конструирование и изготовление подставки для салфеток. Составление графической документации на изделие. Декоративная отделка изделий. Конструирование и изготовление подставки для цветов. Составление графической документации на изделие. Контроль качества изготовленного изделия

6. Электротехнические работы



4

Л1; Л2; Л6; Л3; Л4; Л5; Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; П1; П2; П3; П4; П5; П6 П7; П8; П9; П10; П11; П12; П13; П14; П15; П17; П18; П20; П21; П22; П23; П24; П25; П26

Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока). Вычерчивание принципиальной схемы однолампового. Оконцовывание проводов. Сборка монтажной схемы однолампового осветителя из деталей электроконструктора





7. Учебное проектирование. Проектная культура







18

Л1; Л2; Л6; Л3; Л4; Л5; Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; П1; П2; П3; П4; П5; П6 П7; П8; П9; П10; П11; П12; П13; П14; П15; П17; П18; П20; П21; П22; П23; П24; П25; П26

Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока). Составление последовательности выполнения индивидуального учебного проекта. Использование источников и носителей информации. Составление графической документации. Разработка товарного знака. Использование основных технологических приёмов ручной обработки конструкционных материалов. Выполнение декоративной отделки готового изделия. Презентация проектов. Проведение выставки-конкурса на лучший проект. Использование источников и носителей информации. Составление чертежей на планируемое изделие. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам. Использование основных технологических приёмов ручной обработки конструкционных материалов. Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. Презентация проектов. Проведение конкурса (выставки) на лучший проект и передача изделий в детский сад

Итого:

68





ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»

УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ


Изучение технологии в основной школе обеспечивает дос­тижение личностных, метапредметных и предметных резуль­татов.

Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:

♦ сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе Л1;

♦ самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков Л2;

♦ мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода Л3;

♦ готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества Л4;

♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и

исследовательского мышления Л5;

♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности Л6;

♦ толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений Л7;

♦ проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности Л8;

♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины Л9.


Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

♦ умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами Р1;

♦ умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов Р2;

♦ формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности Р3;

♦ владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате Р4;

♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость Р5;

♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов Р6.


Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

В познавательной сфере:

♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций явлений социальной действительности П1;

♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов П2;

♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией П3;

♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ П4;

♦ владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ П5;

♦ применение межпредметных и внутрипредметных связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ П6.

В ценностно-мотивационной сфере:

♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни П7;

♦ уважение ценностей иных культур и мировоззрения П8;

♦ осознание своей роли в решении глобальных проблем современности П9;

♦ оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности П10;

♦ осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии П11.

В трудовой сфере:

♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению П12;

♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности П13;

♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий П14;

♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов П15;

♦ проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта П16;

♦ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности П17;

♦ соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисципли­ны, норм и правил безопасности работ, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены П18;

♦ умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников информационных технологий, для презентации результатов практической и проектной деятельности П19;

♦ умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова­нием контрольных и измерительных инструментов П20.

В физиолого-психологической сфере:

♦ сочетание образного и логического мышления в про­цессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности П21;

♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при вы­полнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками П22.

В эстетической сфере:

♦ умение эстетически и рационально оснастить рабочее мес­та, с учетом требований эргономики и научной организации труда П23;

♦ умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;

♦ разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда П24.

В коммуникативной сфере:

♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением П25;

♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации П26;

♦ умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива П27;

♦ умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, про­дукта труда или услуги П28.














ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 КЛАСС

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Выпускник научится:

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять техниче­ские рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ре­монта материальных объектов. Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно пользоваться графической документацией и тех­нико-технологической информацией, которые применяют­ся при разработке, создании и эксплуатации различных тех­нических объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ре­монта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проек­ты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продук­та или желаемого результата; планировать этапы выполне­ния работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществ­лять технологический процесс; контролировать ход и ре­зультаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользо­ваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

И осуществлять презентацию, экономическую и экологиче­скую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабаты­вать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Электротехника»

Выпускник научится:

• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориен­тироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифициро­ванных приборов и аппаратов, составлять простые электри­ческие схемы цепей бытовых устройств и моделей;

• осуществлять технологические процессы сборки или ре­монта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии. Выпускник получит возможность научиться:

• составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интер­нет):

• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

• планировать варианты личной профессиональной карь­еры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с со­держанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

•ориентироваться в информации по трудоустройству и про­должению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.













































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценки учебной деятельности по технологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и охраны труда





1









«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельству-ют о способности самостоятель-но находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было



2







«4»

В ответах допускаются незначитель-ные неточности, учащиеся почти самостоятель-но находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленно-го на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяют-ся

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются









3









«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправиль-ной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова



4









«2»

Ответы свидетельству-ют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократ-ные случаи нарушения правил т/б и дисциплины



5



«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неиспра-вимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм











Устный ответ

Оценка практических работ

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.



Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

Примерный перечень практических работ и изделий для учебных проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих технологические операции: измерение, разметку по шаблонам, разверткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам, пиление ручными инструментами, строгание, опиливание, резание, соединение, склеивание, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделку; работу на сверлильном станке; основные виды графических изображений: наброски, эскизы, технические рисунки, схемы, чертежи, технологические карты; контроль качества изделий.

Выполнение индивидуальных и коллективных учебных проектов:

  • Выполнение индивидуального учебного проекта «Подарок любимой маме».

  • Разработка и изготовление коллективного учебного проекта «Бытовой набор для детского сада».

  • Разработка и изготовление коллективного учебного проекта «Набор силуэтных фигур для песочницы подшефного детского сада».




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Учебно-методическое обеспечение программы

1.1. Список учебно-методической литературы

УМК учителя:

Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Авторская программа «Технология. Технический труд» 5-8 классы под редакцией

В.М.Казакевича, Г.А. Молевой - М.: «Дрофа», 2014.


Технология. Технический труд. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. - М.: «Дрофа», 2014.


УМК обучающегося:


Технология. Технический труд. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /

под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. - М.: «Дрофа», 2014.


1.2. Дополнительная литература


1. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4-8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение,2009.

2. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/

3. Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2009.


4. В.Н.Мадзигон. Трудовое обучение: Учеб.пособие для 5 класса.


5. Е.М.Муравьев. Слесарное дело. - М. : Просвещение, 1986

6. Б.Н.Терещук. Трудовое обучение.5 класс. - М. : Просвещение, 1996


7. Л.А.Пивоваров. Трудовое обучение в школьных мастерских. - М. : Просвещение, 1982


8. Л.А.Пивоваров. Обработка дерева и металла. - М. : Просвещение, 1984


1.3. Интернет-ресурсы

  • mioo.ru - лаборатории - лаборатория технологии

  • ftip.nspu.net - технологическое образование

  • school.rin.ru/school/doc/04/6.html - Концепция содержания образовательной области "Технология" в 12-летней школе

  • edu.nsu.ru/~nipkpro/izdanija/sovrem_ uchitel /melnikova.htm И. Ю. Мельникова. Проблемы стандартизации содержания и методов преподавания предметных циклов образовательной области Технология

  • electro.nizhny.ru/- Электротехника- сборник научно-технических статей.

  • bhv.ru/books/2001 /master/5-94157-013-9/disk.htm - Дубина А. Г., Орлова С. С, Шубина И. Ю. MS Excel в электротехнике и электронике. Примеры расчетов электрических цепей и их элементов, pасчет электросилового оборудования.

  • domovodstvo.fatal.ru - учителю технологии.

rudovik.narod.ru - Технология и трудовое обучение.


2. Материально-техническое обеспечение кабинета технологии

2.1. Учебно-практическое оборудование

- ученические столярные верстаки;

- токарный станок по обработки древесины СТД-120;

- сверлильный станок;

- заточной станок;

- наборы столярного инструмента;

- разметочный и измерительный инструмент;

- инструмент для выпиливания по древесине;

- набор слесарного инструмента;

- материал (фанера, ДВП, ДСП, древесина, тонколистовой металл и проволока, сортовой

прокат, пластмасса);

- набор материала по электротехнике;

- клей, лак, краски;

- выжигатель.


2.2. Наглядные пособия


- Плакат «Приёмы работы измерительным инструментом»;

- Плакат «Инструмент для пиления»

- Стенд «Практические задания для 5 класса»;

- Стенд «Породы древесины»;

- Стенд Строгание древесины»;

- Стенд Столярные инструменты».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Календарно-тематическое планирование 5 класс (по ФГОС)

п/п

Дата


Тема урока.

Тип урока

Планируемые результаты

Характер основных видов деятельности учащихся

Вид

контроля

Д/З

5-А

5-Б

5-В

предметные

метапредметные

личностные

п

ф

п

ф

п

ф

Раздел №1: «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской

и технологической документации»

Тема 1. Технологии изготовления изделий с использованием плоскостных деталей. 20 часов.


1.


04.

09



07.

09



01.

09


Вводное занятие. ТБ. Первичный инструктаж. Цели и задачи учебного предмета.

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;


- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.






















  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;







  • Распознавание древесных пород.

  • Чтение технического рисунка.

  • Организация рабочего места.

  • Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам.

  • Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

  • Контроль качества.

  • Соблюдение правил безопасности труда.

Знакомство с учебной мастерской. Знакомство с содержанием и приемами работы с рабочей тетрадью, учебником. Освоение организации рабочего места. Подготовка инструментов к работе. Планирование деятельности, составление последовательности выполнения работ Выполнение лабораторно-практической работы. Определение по внешнему признаку 3-5 пород древесины и листовых древесных материалов Оформление и чтение однодетального чертежа. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам. Освоение основных технологических приёмов измерения, разметки, пиления и зачистки заготовок из древесины. Освоение приемов наладки строгальных инструментов, приёмов разметки и ручного строгания заготовок из древесины. Сверление древесины ручными инструментами. Соединение деталей на гвоздях, шурупах, клею

Опрос


2.

04.

09


07.

09


01.

09


Оборудование рабочего места.

Опрос



3.


11.

09



14.

09



08.

09


Дерево и древесина. Виды древесных материалов. Обработка древесины. Лиственные и хвойные породы древесины.

Опрос



4.


11.

09



14.

09



08.

09


Пороки древесины. Технологические дефекты строения и обработки древесины. Получение шпона и фанеры.

Пр. р. № 1 «Свойства фанеры и область ее применения».

Опрос

Тест



5.


18.

09



21.09



15.09


Процесс обработки древесины.

Пр. р. № 2 «Рабочее место для обработки древесины».


Тест



6.


18.09



21.09



15.09


Планирование работы по изготовлению изделия.

Пр.р. № 4 «Разметка заготовок из древесины»





7-8


25.09



28.09



22.09


Эскиз, технический рисунок, чертёж детали и изделия.

Пр. р. № 3 «Технический рисунок, чертеж и эскиз детали изделия»


Опрос


9.

02.10


05.10


29.09


Пиление столярной

ножовкой.


Пр. работа

Опрос



10.


02.10



05.10



29.09


Пр. р. № 5 «Пиление заготовок из древесины»

Пр. работа

Опрос



11-12.


09.10



12.10



06.10


Строгание

древесины.

Пр.р. № 6 «Строгание заготовок из древесины»

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;


  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;


Пр. работа

Опрос



13.


16.10



19.10




13.10


Сверление древесины. Ручные электрические машины для обработки древесины.


Пр. работа

Опрос



14.


16.10



19.10




13.10


Пр. р. № 7 «Сверление заготовок из древесины».

Пр. работа

Опрос



15-16.


23.09



02.11



20.11


Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупами.


Пр. работа

Опрос



17-18.


06.11



09.11



03.11


Выпиливание ручным лобзиком по наружному контуру.

Пр. р. № 8 «Выпиливание лобзиком.Выжигание»

Пр. работа

Опрос



19-20.


13.11



16.11



10.11


Отделка изделий из древесины. Выжигание.


Пр. работа

Опрос


Раздел № 2: «Технологии создания изделий из металлов и искусственных материалов на основе

конструкторской и технологической документации»


Тема 2. Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. 20 часов



21-22.


20.11



23.11



17.11


Оборудование и организация слесарного рабочего места. Виды металлов и сплавов. Пр. р. № 9 «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства».

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

- подбор инструментов и оборудования с учетом


требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;


- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

- расчет себестоимости продукта труда;

-

мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение

различных творческих работ по созданию технических изделий;

- виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих


потребительную стоимость;



















  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технико-технологического и экономического

мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
















































Распознавание видов металлов.

Чтение чертежей деталей.

Организация рабочего места.

Изготовление деталей из тонколистового металла и проволоки по чертежу и технологической карте.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Соблюдение правил безопасности труда.







Чтение и составление простейших кинематических схем Подготовка сверлильного станка к работе. Закрепление сверла и заготовки. Выполнение правил безопасной работы на сверлильном станке Составление последовательности выполнения работ. Выполнение приёмов разметки и измерения Определение по внешним признакам 2-3 видов проволоки. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам изделий из тонколистовых металлов. Подготовка ручных инструментов к работе. Выполнение технологических приёмов ручной обработки металлов. Соединение деталей фальцевым швом с помощью инструментов и приспособлений.









Опрос


23-24.

27.11


30.11


24.11


Тонколистовой металл и проволока.


Пр. работа

Опрос



25-26.


04.12



07.12



01.12


Графическое изображение деталей из тонколистного металла и проволоки. Пр.р. № 11


Пр. работа

Опрос



27-28.


11.12



14.12



08.12


Правка и разметка тонколистового металла.

Пр. р. № 10 «Тонколистный металл и проволока»



Пр. работа

Опрос




29-30.



18.12




21.12




15.12


Повторение пройденного материала и контроль знаний учащихся за 1 полугодие.

Пр.р. № 12 «Правка, разметка тонколистного металла».

Пр. работа

Контр. работа



31-32.


25.12



11.01


12.11


24.11


22.12


Резание тонколистового металла слесарными ножницами. Гибка тонколистового металла.

Пр. р. № 13 «Резание тонколистного металла слесарными ножницами».


Пр. работа

Опрос



33.


15.01



18.01



12.01


Способы соединение деталей из тонколистового металла с помощью заклепок шва и фальцевого шва.

Опрос



34.


15.01



25.01



19.01


Пр. р. № 14 «Изготовление коробки для мелких деталей, корпуса совка»

Пр. работа

Опрос



35.


22.01



01.02




Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём. Способы соединения деталей из тонколистового металла с помощью заклёпок.

Опрос



36.


22.01



01.02





Пр.р. № 15 «Сборка заклепочного соединения»



Опрос




37-38.



29.01




08.02




Отделка изделий из тонколистового металла.

Пр. р. № 16 «Отделка изделий из тонколистового металла»


Пр. работа

Опрос



39-40.


05.02



15.02


20.02



Технология изготовления деталей изделия из проволоки.

Пр. р. № 17 «Способы правки проволоки. Разметка проволоки»


Пр. работа

Опрос



41-42.


12.02



22.02


20.03



Общие сведения о пластмассе.

Пр. р. № 18 «Методы резки и рубки проволоки. Гибка проволоки».


Пр. работа

Опрос


Раздел № 3. «Машиноведение»

Тема 3. Понятие о технологических машинах. 4 часа.



43.


19.02



14.03




Понятие о технике и техническом устройстве. Понятие о машине как технической системе.


В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;


развитие теоретического, технико-технологического, экономического и

исследовательского мышления

  • Характеристика составляющих элементов машины.

  • Нахождение на образцах или рисунках (фотографиях) составных элементов машин.

  • Отнесение конкретных образцов машин к определенному классу.

  • Чтение кинематических схем простых механизмов.

Опрос



44.



19.02






Классификация машин. Типовые механизмы и детали машин.



Опрос




45.



26.02






Подвижные и неподвижные соединения деталей и механизмов.

Пр. р. № 19

«Ознакомление с типовыми деталями машин»

Опрос





46.

26.02


Рабочие машины. Технологические машины и их рабочий орган. Транспортные машины. Транспортирующие машины.

Пр. работа

Опрос


Блок №2. «Электротехника и электроника».

Раздел IV. Электромонтажные работы



47.



04.03






Общее понятие об электрическом токе. Условные графические обозначения на электрических схемах.

Пр. р. № 20 «Изучение электрической цепи»



В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование


технического изделия;

- моделирование художественного оформления объекта труда;

- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

опрятное содержание рабочей одежды

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;

- публичная презентация и защита проекта технического изделия.

- выбор для решения

познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения


противоречий в выполняемых технологических процессах;



-развитие теоретического, технико-технологического, экономического и

исследовательского мышления

  • Чтение электрической схемы.


  • Сборка электрической цепи.

  • Электромонтажные работы с проводами и установочными изделиями.

  • Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке, распределительной коробке.

  • Использование пробника для поиска обрыва в цепи.

  • Соблюдения правил безопасности труда и электробезопасности.


Опрос




48.



04.03






Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.


Пр. работа


Опрос




49.



11.03






Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа.

Пр. р. № 21 «Оконцевание проводов»


Пр. работа

Опрос





50.



11.03







Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.


Опрос


Блок №3. «Творческая, проектная деятельность».

Раздел V. Творческая, проектная деятельностью. 18 часов



51-52.


25.03






Понятие о творчестве, творческом проекте.

Выбор и обоснование темы проекта.

В психофизической сфере

- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


















- самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков
































  • Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей и потребностей людей ближайшего окружения.

  • Анализ образцов подобных изделий.

  • Разработка технико-технологической документации.

  • Изготовление изделия. Примерная оценка затрат на производство.

  • Изучение рыночных цен на подобные изделия.

  • Разработка варианта

возможной рекламы.

  • Соблюдение правил безопасности труда.

Составление последовательности выполнения индивидуального учебного проекта. Использование источников и носителей информации. Составление графической документации. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам. Использование основных технологических приёмов ручной обработки конструкционных материалов. Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. Презентация проектов.

Опрос


53.

08.04






Этапы проектирования и конструирования.


Опрос



54.


08.04






Пр. р. № 22 «Порядок выбора темы проекта». Этапы выполнения проекта.

Пр. работа

Опрос


55.

15.04






Подготовительный этап.


Опрос



56.


15.04






Конструкторский этап.

Пр. р. № 23 «Разработка конструкторской документации».

Пр. работа

Опрос



57-58.


22.04






Технологический этап.

Пр. р. № 24 «Разработка технологической документации»


Пр. работа

Опрос



59-60.

26.04


27.04







Этап изготовления изделия.

Пр. р. № 25 «Изготовление изделия»



Пр. работа




61-62.



29.04






Заключительный этап. Защита творческого проекта.

Пр. р. № 26 «Экономическое обоснование. Рекламный проспект изделия»


Пр. работа





63.




06.05






Эффективные способы работы на подготовительном этапе

Пр. р. № 27 «Составление плана исследовательской работы».

Пр. работа




64.



06.05






Метод контрольных вопросов на этапе конструирования

Эстетические требования к изделию.

Пр. работа



65.


13.05






Морфологический анализ на этапе конструирования.

Пр. работа




66.


13.05






Экономическая и экологическая оценка проекта на заключительном этапе

Пр. работа



67-68.


20.05






Контроль знаний учащихся за учебный год. Подведение итогов.

Защита проектов.

Контр. работа.

Защита проекта.



© 2010-2022