Урок социально-бытовой ориентировки в 8 классе Изделия из теста. Виды теста

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок социально-бытовой ориентировки в 8 классе Изделия из теста. Виды тестаУрок социально-бытовой ориентировки в 8 классе Изделия из теста. Виды тестаУрок социально-бытовой ориентировки в 8 классе Изделия из теста. Виды тестаУрок социально-бытовой ориентировки в 8 классе Изделия из теста. Виды тестаМетодическая разработка урока СБО

Бажина Елена Григорьевна,

учитель СБО

Дата: 18 ноября 2015 г.

Класс: 8 класс

Тема: Изделия из теста. Виды теста.

Цель: Познакомить учащихся с различными видами теста и их отличительными особенностями

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с ассортиментом изделий из различных видов теста, с технологией приготовления дрожжевого и пресного теста.

Развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся на основе упражнений анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Воспитательная: познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методическое обеспечение урока:

Технические средства: компьютер, мультимедийная установка.

Презентация «Изделия из теста. Виды теста».

Раздаточный материал: карточки с пословицами, карточки с рецептами.

Продукты для лабораторной работы: дрожжи (сухие и прессованные), мука (ржаная и пшеничная), сода, лимон, вода, молоко, крахмал, сахар, соль.

Словарная работа: пресное тесто, дрожжевое тесто, слоёное тесто, песочное тесто, бисквитное тесто, заварное тесто.

Межпредметные связи:

русский язык - написание терминологии и названий продуктов;

развитие речи - произношение скороговорок; названия разрыхлителей - пищевая сода, дрожжи.

Ход урока

1. Организационная часть.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача - быть внимательными, активными, находчивыми. Ну и, конечно же, трудолюбивыми. И показать, что мы знаем и как умеем работать.

2. Актуализация опорных знаний.

- Хлеб - символ гостеприимства и достатка. Издавна у русского народа существовал обычай угощать дорогих гостей хлебом. Сегодня, ребята, у нас на уроке гости. Так давайте не будем отходить от традиции и угостим наших гостей хлебом.

(Ученица подносит каравай гостям и учащимся)

- Что вы можете сказать о хлебе, какой он? (Ученики отвечают: мягкий, вкусный, белый, ароматный, воздушный, полезный, питательный и т. д.)

- Из чего пекут хлеб? ( Хлеб пекут из теста.)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, какие виды теста существуют. Познакомитесь с составом дрожжевого и пресного теста.

4. Изучение нового материала.

Цель: Расширение кругозора учащихся, их интереса к изучению истории возникновения хлеба.

Рассказ учителя (историческая справка):

- Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

- Археологи (Археолог - это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций) предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

- Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

- Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

- Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба.

- Во время Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, в 1942г вот таким был суточный паек ленинградца: 125г служащему, 200г рабочему - норма блокадного Ленинграда. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не один день, а недели и месяцы.

- В нашей стране вырабатывается свыше 35 млн. тонн хлебных изделий в год, около 600 различных видов хлеба.

- В нашей станице Полтавской тоже пекут хлеб. Кто знает где? (Хлеб пекут на хлебозаводе, есть у нас в станице и мини пекарни.)

Беседа об экскурсии на хлебозавод.

-В ходе экскурсии вы увидели процесс приготовления хлебных изделий и проследили все этапы производства хлеба.

- Какие профессии, существующие в хлебопекарной промышленности, вам известны? (Технолог, пекарь, тестовод.)

- Какое оборудование используется на предприятиях? (тестомесильные машины, печи, упаковочная машина.)

Вывод: Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.

5. Аукцион "Хлебобулочные изделия".

Цель: Познакомить детей с видами хлебобулочных изделий разных стран.

- Какие хлебобулочные изделия вам известны? Назовите их. (Ученики называют: каравай, батон, лаваш, сайка, булка, буханка……)

- У каждого народа существует свой ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине - паляница.

В Армении - лаваш.

У жителей Средней Азии - лепёшки.

У жителей Средиземноморья - пита (это круглая белая лепёшка)

Израиль - маца (тонкие сухие лепёшки из пресного теста)

Вывод: Мы узнали лишь несколько примеров хлебобулочных изделий народов мира, на самом деле их значительно больше.

6. Беседа.

Цель: Определить составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение.

- Почему хлеб бывает белым и чёрным? От чего это зависит? (Ответы детей)

- Изо ржи получается ржаная мука для выпечки ржаного хлеба, а из пшеницы получают пшеничную муку, из которой выпекают пшеничный хлеб.

- Цвет хлеба зависит от сорта муки.

Виды муки

ржаная

пшеничная

высший сорт

первый сорт

второй сорт

- Сорт муки зависит от сорта пшеницы и помола.

- А что собой представляет мука? (Ответы детей)

Определение:

Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи. (Записать в тетради)

Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, посмотрите, в стакане мука. Я хочу испечь хлеб. Сейчас я высыплю ее на противень и поставлю в духовку. Какое изделие у меня получится? (Ничего не получится)

- А как испечь хлеб? (Сделать тесто) Что добавить к муке? (Воду, жидкость)

Определение:

Тесто - это густая масса из муки, замешанная на жидкости. (Записать в тетради)

- Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожжевое, т.е пресное.

Виды теста


Дрожжевое

Пресное

песочное

бисквитное

заварное

слоеное

(Примеры изделий из разных видов теста)

Составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение

Продукты

Значение

Мука

Основной компонент

Сода и дрожжи

Разрыхлитель

Масло

Для пластичности

Жидкость

Скрепляет муку

Яйца

Придают вязкость

Соль и сахар

Для вкуса

Вывод:

- В зависимости от вида теста используют различные жидкости - вода, молоко, кефир и др.

- Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Для дрожжевого теста разрыхлитель - дрожжи. Дрожжи могут быть прессованные и сухие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхленность.

- Для пресного теста разрыхлитель - пищевая сода, гашённая в уксусе либо, лимонным соком.

- В некоторые сорта мучных изделий желательно добавлять крахмал, чтобы сделать их более рассыпчатыми.

7. Динамическая пауза.

- А сейчас давайте отдохнем. Предлагаю вам устроить конкурс скороговорок. Русский народ придумал много таких забавных упражнений. Проверим, кто окажется лучше всех?

  • Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

  • Птичка пончиком потчует птенчика.

  • Толст тот, кто ест торт.

8. Лабораторная работа «Определение свойств компонентов теста»

- Для приготовления теста используются различные продукты. Каждый из этих продуктов имеет свое назначение при приготовлении теста. Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу, определим свойства основных продуктов, таких как: соль, сахар, крахмал, мука, сода, дрожжи по таким критериям: растворение в жидкости, реакция на уксус, на йод и вкусовые качества.

Учащиеся ставят в штатив пробирки с продуктами в следующем порядке: соль, сода, крахмал, сахар, мука, дрожжи. Проверяют, растворяются ли продукты в воде комнатной температуры.

Чтобы доказать правильность определения продуктов, следует:

а) попробовать на вкус: сладкий, соленый, неприятный, нейтральный

б) в пробирку с раствором соды добавить столовый уксус - жидкость пенится и шипит (выделяется углекислый газ);

б) в крахмал добавить 1-2 капли йода, содержимое посинеет;

в) соль и сахар проверить на растворение в воде без осадка.

Результаты заносятся в таблицу.

Определение доброкачественности муки и продуктов

Название продукта

Вкус

Растворение

воде

Реакция на столовый уксус

Реакция на йод

сахар





соль





крахмал





сода





дрожжи





мука





Вывод: Соль, сахар добавляют в тесто для вкуса. Сода, дрожжи - для пористой структуры. Крахмал - для рассыпчатости изделия. Мука - связующий компонент.

9.Практическая работа. (Работа по группам)

Цель: Самостоятельно подобрать продукты для приготовления дрожжевого и пресного теста.

- У каждого из вас на столах лежат рецепты. Необходимо самостоятельно изучить рецепты и сравнить набор ингредиентов для приготовления дрожжевого и пресного теста. (Дети самостоятельно изучают рецепты)

- Я предлагаю встать и подойти к столу. На столе лежат карточки, на которых написаны названия продуктов, необходимых для приготовления дрожжевого и пресного теста.

Задание для первой группы: подобрать продукты для пресного теста.

Задание для второй группы: подобрать продукты для дрожжевого теста.

(Проверить правильность выполнения задания.)

Вывод: Основное отличие дрожжевого и пресного теста заключается в использовании разных видов разрыхлителей. В дрожжевом тесте - это дрожжи, в пресном - пищевая сода. Для приготовления дрожжевого теста используют воду и молоко. Для приготовления пресного теста используют молоко, воду, кефир.

10.Игра "Продолжи пословицу".

Цель: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задание: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках написано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Кто больше соберет пословиц, тот победитель.

Без хлеба - не будет и обеда.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.

Много снега - много хлеба.

Хлеб на стол - и стол престол.

Всё приедается, а хлеб - нет.

11. Итог урока.

- О чем мы говорили на уроке? (На уроке мы говорили хлебе. Мы узнали о видах теста. Узнали основные ингредиенты теста и их свойства.)

12.Рефлексия.

- Чтобы подвести итог урока, я предлагаю продолжить предложения:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

"Я буду ……

13. Домашнее задание.

Домашним заданием будет узнать у мамы (бабушки) рецепт семейного теста.


© 2010-2022