Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий            Главной целью основного общего образования является формирование у школьника целостного представления о мире, обоснованном на приобретенных способах, умениях, навыках и знаниях деятельности; обогащение опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Школьник должен уметь использовать приобретенные умения и знания в повседневной жизни, развивать познавательные интере... 1 Коммуникативные УУД ·      сотрудничество и взаимодействие ·      коммуникативно-речевые действия 2 Личностные УУД ·      смыслообразование ·      самоопределение ·      нравственно-этическая ориентация 3 Познавательные УУД ·      общеучебные ·      логические ·      постановка и решение проблем 4 Регулятивные УУД ·      организация учебной деятельности ·      саморегуляция   Универсальные учебные действия   Личностные Коммуникативные Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).   Смыслообразование (задавать вопрос: «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).   Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающееличностный моральный выбор) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).   Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).   Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).   Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).   Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные Регулятивные Общеучебные: – формулирование познавательной цели; – поиск и выделение информации; – знаково-символические; – моделирование   Логические: – анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; – подведение под понятие, выведение следствий; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – ... Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).   Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).   Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).   Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отлич...   Функции УУД заключаются в следующем: — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;   — создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   - обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любо...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий


Главной целью основного общего образования является формирование у школьника целостного представления о мире, обоснованном на приобретенных способах, умениях, навыках и знаниях деятельности; обогащение опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Школьник должен уметь использовать приобретенные умения и знания в повседневной жизни, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, работая с различными источниками информации.

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования - это веление времени. Сегодня уже всем ясно, что в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Это объясняется тем, что в современной системе образования достижение общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся не осуществима традиционными подходами к образованию школьников. Исходя из этого, учителя должны активно включиться к изучению материалов по ФГОС второго поколения и освоить новые целевые ориентации образовательного процесса. Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Источником расширения своих педагогических возможностей любой учитель может воспользоваться информацией, как в печатном, так и электронном варианте. В своей работе я сначала ознакомилась с вопросами введения ФГОС и наметила траекторию освоения методической готовности:

1.Поиск и изучение необходимой литературы, Интернет-ресурсов.

2.Опора на материал курсовой подготовки.

3.Анализ преподавания с позиции применения УУД.

Как вы знаете, наши ученики отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но и индивидуальными особенностями, которые не должны быть ликвидированы в процессе обучения. На уроках технологии изложение учебного материала ведется с учетом индивидуальных особенностей детей, чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но и их познавательную активность. В реальной жизни

познавательная деятельность учащихся далеко не всегда является активной. Гораздо чаще оказывается пассивной и перед нами (учителями) постоянно стоит вопрос: как активизировать эту деятельность. Проблемы, возникающие у учеников в начале их учебной деятельности, касаются мотивации учения и социального развития, произвольности поведения и неравномерности формирования познавательной активности.

Распространено мнение преподавателей ВУЗов о нынешнем поколении абитуриентов и студентов, что они не умеют связно выражать мысли, ставить перед собой осмысленные и соразмерные своим силам и возможностям задачи. Реальная действительность неготовности студентов к обучению в ВУЗ-ах связана с неумением самостоятельно работать с книгой, с компьютерными программами и другими источниками информации, активно усваивать материал в лекционной форме, участвовать в работе семинаров и коллоквиумов. Многие молодые люди не умеют даже осмысленно и продуктивно читать, плохо владеют грамотой и математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Тем более они не способны подходить к изучаемому материалу критически, понимать смысл и содержание научных дискуссий и споров, вырабатывать свою собственную точку зрения. Приведенные выше примеры указывают на то, что самым слабым местом остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться.

Решение этой проблемы возможна только через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Понятие «универсальные учебные действия»


Термин «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Виды УУД

1

Коммуникативные

УУД

  • сотрудничество и взаимодействие

  • коммуникативно-речевые действия

2

Личностные

УУД

  • смыслообразование

  • самоопределение

  • нравственно-этическая ориентация

3

Познавательные

УУД

  • общеучебные

  • логические

  • постановка и решение проблем

4

Регулятивные УУД

  • организация учебной деятельности

  • саморегуляция

Универсальные учебные действия

Личностные

Коммуникативные

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразование (задавать вопрос: «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнера

(контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли

Познавательные

Регулятивные

Общеучебные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- моделирование

Логические:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение

следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения

проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию -выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Функции УУД заключаются в следующем:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Преемственность в развитии УУД между начальной и основной школой я вижу в следующем:

1. Освоенные обучающимися УУД в начальной школе (познавательные, регулятивные и коммуникативные) при переходе в основную школу расширяются межпредметными понятиями

2. Овладение ключевыми компетенциями, (составляющими основу умения учиться) , и межпредметными понятиями дополняются способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике

3. В старших классах формируется самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

4. Все это способствует самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

При этом учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;

  • успеваемость по основным предметам;

  • уровень развития речи;

  • степень владения русским языком;

  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

  • стремление принимать и решать учебную задачу;

  • навыки общения со сверстниками;

  • умение контролировать свои действия на уроке.

Учащиеся переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития универсальных учебных действий сделать целенаправленным и управляемым, то необходимые результаты будут достигнуты в более короткие сроки.

Формирование УУД на уроках технологии

Учебный предмет «Технология» нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у обучающихся последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьницы учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках технологии обеспечивается целенаправленной системой различных методических приемов. В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Итак, специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

  • значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

  • специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

  • широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

  • формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Заключение


Практика введения ФГОС показывает, что сложнее всего педагогами воспринимается изменение подходов к формированию содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, а также к самому требованию создания социальной ситуации развития, связанной с самоидентификацией ребенка через личностно значимую деятельность. Думается, что пройдет некоторое время, прежде чем учителя основной школы смогут постоянно использовать в своей деятельности образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов. Но даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

10



© 2010-2022