- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 6 класс
Рабочая программа по технологии 6 класс
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полухина Т.П. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности и контроля | |||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||||
| ||||||||||
1 - 2 |
| Правила поведения в кабинете. ТБ при работе в кабинете технологии. Заготовка древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Пр. р.Выявление природных пороков в материалах и заготовках. | Изучение нового материала | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области | Выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности в школьных мастерских. Разбираться в технологии заготовки древесины, распознавать в заготовках природные пороки древесины по их внешнему виду. Организовывать рабочее место.
| |||
3 - 4 |
| Механические и физические свойства древесины. Пр.р. Исследование плотности и влажности древесины и древесных материалов. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а так же соответствующих технологий промышленного производства. | Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности | Различать физические и механические свойства древесины. Проводить исследования плотности и влажности, анализировать пригодность заготовок для изготовления изделий с учетом свойств древесины. | |||
5 - 6 |
| Чертежи деталей из древесины. Прямоугольное проектирование на одну, две и три плоскости. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации. Пр.р. Правила чтения сборочных чертежей. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Владение методами и кодами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации
| Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технического и организационного решения; Отражение в устной или письменной форме своей деятельности. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Оформлять графическую документацию, читать сборочные чертежи. Выполнять чертежи деталей из древесины имеющих призматическую, цилиндрическую и коническую форму. | |||
7 - 8 |
| Технологическая карта и ее назначение. Пр. р. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической документации | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технического и организационного решения; Отражение в устной или письменной форме своей деятельности. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений | Определять последовательность сборки изделия по технологической документации, разрабатывать технологические карты изготовления деталей из древесины. | |||
9 -10 |
| Технология соединения брусков из древесины. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Пр.р. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов: разметка, пиление, долбление; сборка деталей изделия, контроль качества.
| Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности | Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области | Изготовлять изделия из древесины, соединяя бруски. Контролировать качества полученного изделия. | |||
11-12 |
| Правила безопасности труда при работе с ручными столярными инструментами. Пр.р. Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам , чертежами и технологическим картам. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места. | Лабораторно-практическое занятие. | Подбор инструментов и оборудования с учетом требования технологии и материально-энергетических ресурсов. | Самостоятельная организация и выполнение различных технических изделий, диагностика результатов. | Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. | Соблюдать правила безопасной работы. Контролировать качества полученного изделия. | |||
13-14 |
| Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручными инструментами. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке. Пр.р. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм стандартов и ограничений с соблюдением трудовой и технологической дисциплины | Согласование координаций совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Изготовлять детали, имеющие призматическую, цилиндрическую и коническую форму ручными столярными инструментами. Контролировать качества полученного изделия. Соблюдать правила безопасной работы.
| |||
15-16 |
| Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Пр. р. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Ознакомление с устройством и оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Достижение необходимой точности движении при выполнении различных технологических операций. | Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности | Настраивать токарный станок для обработки заготовок необходимого диаметра и длины. Уметь устанавливать на шпиндель патрон, трезубец и планшайбу. Настраивать подручник для выполнения точения. Контролировать качества полученного изделия. Соблюдать правила безопасной работы.
| |||
17-18 |
| Ознакомление с видами рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах. Пр.р. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операции с помощью машин и механизмов. | Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Выполнять обработку заготовки, применять контрольно-измерительные инструменты при выполнении токарных работ. | |||
19-20 |
| Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил ТБ. Пр.р. Защитная и декоративная отделка изделия. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Достижение необходимой точности движении при выполнении различных технологических операций. | Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности | Управлять токарным станком при обработке древесины . Изготовлять детали цилиндрической и конической формы на токарном станке по чертежам с соблюдением правил безопасной работы. | |||
21-22 |
| Выявление дефектов в деталях (изделиях) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности и гигиены; Достижение необходимой точности движения при выполнении различных технологических операций. | Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешение противоречий в выполняемых технологических процессов. | Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. | Уметь распознавать и выявлять дефекты деталей (изделия) и их устранение. | |||
Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 8 часов | ||||||||||
23-24 |
| Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Оборудование и инструменты для резьбы по дереву. Пр.р. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами. Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них. | Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. | Разрабатывать изделия с учетом назначения и эстетических свойств. Выполнять поиск необходимых сведений. Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву, осваивать приемы выполнения основных операций ручными инструментами. Осваивать приемы выполнения основных операций. | |||
25-26 |
| Виды резьбы по дереву. Технология их выполнения. Геометрическая резьба. Пр.р. Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей.
| Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них. | Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. | Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву, осваивать приемы выполнения основных операций ручными инструментами с соблюдением правил безопасного труда.
| |||
27-28 |
| Выполнение подготовительных работ по созданию изделия. Пр.р. Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Соблюдение правил безопасности труда. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Дизайнерское проектирование изделия или рациональная, эстетическая организация работ. | Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет ресурсы и другие базы данных. | Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. | Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву, осваивать приемы выполнения основных операций ручными инструментами с соблюдением правил безопасного труда. | |||
29-30 |
| Пр.р. Изготовление изделий с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Соблюдение правил безопасности труда. Отделка и презентация изделия. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Изготовлять изделия декоративно-прикладного характера, содержащие художественную резьбу, по чертежам и эскизам. | |||
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов - 18 часов. | ||||||||||
31-32 |
| Элементы машиноведения. Составные части машин. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Пр.р. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов, искусственных материалов. Соблюдение правил безопасности труда. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Распознавать составные части машин, металлы и сплавы. Оценивать их технологические возможности. | |||
33-34 | 3чет | Виды, способы получения и обработки отливок из металла. Сортовой прокат. Исследование технологических свойств металлов. Пр.р. Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Распознавать виды сортового проката по их профилю, выбирать заготовку из сортового проката для изделия в соответствии с его назначением. | |||
35-36 |
| Исследование твердости и плотности металлов. Оценка возможности их использования с учетом вида и предназначение изделия. Подбор заготовок для изготовления изделия. Пр. р.Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда. | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения | Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в технологическом процессе. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности | Различать механические и технологические свойства металлов и сплавов, искусственных материалов. | |||
37-38 |
| Чертежи деталей сортового проката. Пр.р. Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонкого металла, проката и проволоки и искусственных материалов. Организация рабочего места. Пр.р. Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Спецификация. До | Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа. | Владение методами и кодами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технического и организационного решения; Отражение в устной или письменной форме своей деятельности. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Читать техническую документацию, разрабатывать чертежи деталей из сортового проката. | |||
39-40 |
| Точность обработки и качество поверхности детали. Пр.р. Изменение размеров деталей штангенциркулем. Организация рабочего места. | Изучение нового материала, практическая работа | Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения | Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. | Развитие трудолюбия и ответственность за качество своей деятельности. | Контролировать качество изготовленных изделий с помощью контрольно измерительных инструментов. Измерять детали штангенциркулем. | |||
41-42 |
| Пр.р. Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда. | Изучение нового материала, практическая работа | Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения | Согласование координации совместно-познавательной деятельности с другими ее участниками | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Контролировать качество изготовленных изделий с помощью контрольно измерительных инструментов. Измерять детали штангенциркулем. | |||
43-44 |
| Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. | Изучение нового материала, практическая работа | Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов. | Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. | Развитие трудолюбия и ответственность за качество своей деятельности. | Отрабатывать навыки работы на слесарном верстаке слесарными инструментами, выполнять по разметке резание заготовок из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей. | |||
45-46 |
| Основные технологии обработки металлов ручными инструментами, спецификаия инструментов, особенности выполнения работ. Пр.р. Резание, рубка металла, опиливание металла и пластмасс. | Изучение нового материала, практическая работа | Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов труда | Диагностика результатов обоснования и устранения ошибок с соблюдением норм и правил безопасности труда. | Самооценка готовности трудовой деятельности в сфере технического труда | Отрабатывать навыки работы на слесарном верстаке слесарными инструментами, выполнять по разметке резание заготовок из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей с соблюдением правил безопасного туда. | |||
47-48 |
| Способы механической, химической и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий. | Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа. | Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость. | Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. | Выполнять отделку поверхностей готовых изделий соблюдая правил безопасной работы. Выявлять и устранять дефекты отделки. | |||
Технологии домашнего хозяйства - 6 часов. | ||||||||||
49-50 |
| Технологии ремонтно-отделочных работ. Назначение и виды обоев. Виды клея для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест. Пр.р. Подготовка поверхности стен помещений под оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечни инструментов. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев. | Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа. | Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость. | Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. | Разрабатывать эскизы оформления стен декоративного оформления. Изучать виды обоев, выбирать обойный клей, рассчитывать нужное количество обоев на площадь стен. | |||
51-52 |
| Ознакомление с сантехническими видами инструментов и приспособлениями для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Пр.р. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ. |
|
|
|
| Знакомиться с назначение сантехнических инструментов и приспособлений. Осуществлять разборку и сборку кранов и смесителей. | |||
53-54 |
| Пр.р. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка заторных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. |
|
|
|
| Изготовлять резиновые шайбы и прокладки для вентилей и кранов. | |||
Творческий проект - 16 часов. | ||||||||||
55-56 |
| Порядок выбора темы проекта. Исследовательская и социальная деятельность. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Пр.р. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов.
| Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа. | Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.
| Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари и энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно-значимую потребительскую стоимость. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметом технологической деятельности. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Создавать эскизы и модели. Графически оформлять проект, составлять технологическую карту, подготавливать документацию на ЭВМ, оценивать себестоимость изделия, разрабатывать варианты рекламы.
| |||
57-58 |
| Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологии, порядка сборки, вариантов отделки). Пр.р. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися.
| Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа. | Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.
| Комбинирование известных алгоритмов и технико-технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области, предметной технологической деятельности. | Обосновать идею изделия, находить необходимую информацию, осуществлять коллективный анализ возможности изготовления изделия. Выбирать виды изделия. | |||
59-60 |
| Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, методофокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений. Пр.р. Выбор видов изделий. | Лабораторно-практическая работа. | Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. | Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметом технологической деятельности. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. | Разрабатывать чертежи и технологические карты. | |||
61-62 |
| Пр. р. Методы поиска научно-технической информации. Приемы ЭВМ для поиска информации и формирование базы данных. | Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа. | Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ. | Комбинирование известных алгоритмов и технико-технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области, предметной технологической деятельности. | Изготовлять детали и контролировать их размеры. | |||
63-64 |
| Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. ГОС стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании изделий. | Лабораторно-практическая работа. | Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. | Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметом технологической деятельности. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. | Уметь проектировать и конструировать детали с помощью ПК. | |||
65-66 |
| Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Пр.р. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. |
| Расчет себестоимости продукции труда, примерная экономическая оценка возможностей прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. |
|
| Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия и сравнивать ее с возможной рыночной ценой товара. | |||
67-68 |
| Разработка варианта рекламы. Пр.р. Изготовление деталей и контроль их размеров. |
| Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда. | Комбинирование известных алгоритмов и технико-технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области, предметной технологической деятельности. | Разрабатывать варианты рекламы изделия. | |||
69-70 |
| Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Пр.р. Защита проекта. | Итоговый | Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. | Приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию технологического и организационного решения, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности. | Самооценка умственных и физических способностей труда в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации. | Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта с использованием ПК. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
2. Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
3. Государственной Программы для общеобразовательных учреждений по Технологии (трудовое обучение) под редакцией Ю.Л. Хотунцева, издательство 'Просвещение'' 2007 г. 4.Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и УМК: А.Е.Глозман, Е.С.Глозман, О.Б.Ставрова «Технология» технический труд. 6 класс. Учебник для городских общеобразовательных учреждений., «Мнемозина» , М., 2004 г.
Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и дают возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в 5 классе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Цели и задачи образовательной области «Технология»
в 6 классе.
Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 6 классе являются:
-
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
-
Формирование представлений о культуре труда, производства,
-
Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,
-
Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
-
Ознакомление учащихся с миром профессий.
-
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
-
Ознакомление с основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Учащиеся VI класса должны:
уметь читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды механизмов передач;
знать виды пиломатериалов;
иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства;
иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм;
знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль;
уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля;
знать общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих станков токарной группы;
уметь осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
уметь выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках;
Вводное занятие (2 ч)
Цели обучения и его содержание. Образцы изделий, изготавливаемые учащимися. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда в учебной мастерской.
Понятие о технологическом процессе и технологической карте.
Элементы машиноведения (4 ч)
Понятие о машине и механизме. Классификация машин. Виды технологических машин. Составные части машин в зависимости от их функционального назначения: механизмы двигателей и преобразователи; исполнительные механизмы; механизмы управления, контроля и регулирования; механизмы подачи, транспортировки, сортировки.
Графическое изображение механизмов передач.
Токарный станок по дереву как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Принцип работы станков токарной группы. Операции, выполняемые на токарном станке по дереву. Кинематическая схема станка и ее чтение.
Практическая работа. Устройство токарного станка по дереву.
Технологии обработки древесины (18 ч)
Работа на токарном станке по дереву (14 ч)
Понятие о телах вращения. Виды поверхностей деталей типа тел вращения. Изображение тел вращения на чертежах. Выбор видов на чертеже, их число. Нанесение размеров с учетом базовых поверхностей.
Процесс резания при механической обработке древесины. Виды резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины. Выбор инструментов с учетом свойств древесины. Элементы режущей части, способы их контроля»
Основные требования, предъявляемые к наладке станка.
Практические работы
Чтение чертежей. Выявление технических требований, предъявляемых к детали, Определение условий получения заданной формы обрабатываемой поверхности (на примере плоскости).
Контроль правильности заточки режущих кромок «железок» для шерхебеля и рубанка, их заправка, установка и закрепление в инструменте. Проверка правильности наладки.
Изготовление изделий с самостоятельной наладкой инструмента и приспособлений.
Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения (4 ч)
Понятие о шиповых соединениях. Виды шиповых соединений и особенности технологии их изготовления. Разметка шипов и проушин.
Долота и столярные стамески, их конструкция и назначение. Приспособления для разметки и получения шипов и проушин. Последовательность и приемы разметки, запиливания шипов и проушин. Соединение деталей с помощью шкантов и нагелей. Приемы склеивания деталей с помощью зажимных приспособлений (струбцин, винтового пресса).
Организация труда и правила безопасности труда при запиливании шипов, проушин и долблении древесины.
Отделка поверхностей детали. Эстетические требования к отделке изделия.
Ознакомление с содержанием труда рабочих деревообрабатывающих профессий (плотника, столяра, токаря и т. д.).
Практические работы
Чтение чертежей изготавливаемых деталей, сборочного чертежа изделий с шиповыми соединениями. Выбор заготовок. Планирование работы.
Наладка ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой пилы) и приспособлений (стусла и др.) для обработки древесины.
Запиливание шипов и проушин. Долбление древесины. Выполнение шиповых соединений деталей. Сборка деталей на шипах и клее. Художественное оформление изделий (покрытие лаком, выжигание, резьба по дереву и др.). Контроль качества.
Примерный перечень изделий Укладочные ящики для инструментов и диафильмов, полки для книг и цветов, скворечник, вешалки для полотенец и одежды, настольная гладильная доска, готовальня для инструментов, приборов и пособий, аптечка, подставка для инструментов, приборов и пособий, подставка для карандашей, подрамники и рамки для картин, портретов, терки для штукатурных работ, угольник столярный, стусла для пиления и торцевания, штатив лабораторный, модели транспортирующих и дорожно-транспортных машин (крана, катка, грейдера, скрепера и др.).
Технологии обработки металла (16 ч)
(Изготовление изделий из сортового проката,
содержащих детали из других материалов)
Основные свойства металлов, их учет
при обработке (2 ч)
Металлы и их роль в развитии цивилизации. Краткая история слесарного искусства и художественной обработки металлов. Черные металлы - стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат» Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза).Основные свойства металлов (прочность на раз-
рыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидко-текучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой). Целесообразность обработки металла тем или иным способом (резанием, давлением, литьем, электротехническим травлением).
Понятие об обработке металлов резанием (2 ч)
Понятие о процессе и основных условиях обработки металлов резанием. Особенности резания металлов.
Методы, способы и условия получения различных форм поверхностей движением материальной точки, линии и поверхности.
Понятие о шероховатости, классах шероховатости, их условном обозначении на чертежах, способах контроля (по образцам и эталонам) и основных условиях и способах достижения допустимой шероховатости поверхности при обработке резанием (при опиливании, точении и т. д.).
Эскиз детали. Разметка заготовки (2 ч)
Порядок составления эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономное расходование материала при разметке. Правила безопасной работы при разметке.
Рубка и резание металла ножовкой (2 ч)
Назначение и устройство зубила. Приемы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.
Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой.
Опиливание металла. Распиливание отверстий (4 ч)
Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 90°. Приемы обработки криволинейных поверхностей.
Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания.
Инструмент и способы контроля точности формы и размеров обрабатываемых поверхностей и их взаимного расположения на детали.
Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.
Сборка и отделка изделия (2 ч)
Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, ее значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками.
Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями.
Проект (16 ч)
Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проекта: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве. Основные этапы проектирования. Виды приспособлений, используемых в быту для хранения аудио- и видеокассет, мелких игрушек и игр и т. д. Их назначение, требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т. д.
Этапы выполнения проекта:
выявление потребности семьи или потребительского спроса;
выбор объекта проектирования;
оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
разработка эскизного варианта изделия;
изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;
определение его примерной «цены»;
экономическое и экологическое обоснование проекта;
презентация проекта;
реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.).
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;
виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
виды пиломатериалов;
возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
устройство сливного бачка.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
выполнять шиповые соединения;
шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.