Рабочая программа по технологии 6 класс

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности и контроля

Предметные

УУД

Метапредметные

УУД

Личностные

УУД

  1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (22часа)

1

-

2


Правила поведения в кабинете. ТБ при работе в кабинете технологии.

Заготовка древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Пр. р.Выявление природных пороков в материалах и заготовках.

Изучение нового материала

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области

Выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности в школьных мастерских.

Разбираться в технологии заготовки древесины, распознавать в заготовках природные пороки древесины по их внешнему виду.

Организовывать рабочее место.


3

-

4


Механические и физические свойства древесины.

Пр.р. Исследование плотности и влажности древесины и древесных материалов.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а так же соответствующих технологий промышленного производства.

Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Различать физические и механические свойства древесины.

Проводить исследования плотности и влажности, анализировать пригодность заготовок для изготовления изделий с учетом свойств древесины.

5

-

6


Чертежи деталей из древесины. Прямоугольное проектирование на одну, две и три плоскости. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации.

Пр.р. Правила чтения сборочных чертежей. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Владение методами и кодами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации


Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технического и организационного решения;

Отражение в устной или письменной форме своей деятельности.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Оформлять графическую документацию, читать сборочные чертежи. Выполнять чертежи деталей из древесины имеющих призматическую, цилиндрическую и коническую форму.

7

-

8


Технологическая карта и ее назначение.

Пр. р. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической документации

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технического и организационного решения;

Отражение в устной или письменной форме своей деятельности.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений

Определять последовательность сборки изделия по технологической документации, разрабатывать технологические карты изготовления деталей из древесины.

9

-10


Технология соединения брусков из древесины. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Пр.р. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов: разметка, пиление, долбление; сборка деталей изделия, контроль качества.


Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области

Изготовлять изделия из древесины, соединяя бруски. Контролировать качества полученного изделия.

11-12


Правила безопасности труда при работе с ручными столярными инструментами.

Пр.р. Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам , чертежами и технологическим картам. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Лабораторно-практическое занятие.

Подбор инструментов и оборудования с учетом требования технологии и материально-энергетических ресурсов.

Самостоятельная организация и выполнение различных технических изделий, диагностика результатов.

Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Соблюдать правила безопасной работы.

Контролировать качества полученного изделия.

13-14


Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручными инструментами. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке.

Пр.р. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм стандартов и ограничений с соблюдением трудовой и технологической дисциплины

Согласование координаций совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Изготовлять детали, имеющие призматическую, цилиндрическую и коническую форму ручными столярными инструментами.

Контролировать качества полученного изделия.

Соблюдать правила безопасной работы.


15-16


Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке.

Пр. р. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Ознакомление с устройством и оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Достижение необходимой точности движении при выполнении различных технологических операций.

Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Настраивать токарный станок для обработки заготовок необходимого диаметра и длины. Уметь устанавливать на шпиндель патрон, трезубец и планшайбу. Настраивать подручник для выполнения точения.

Контролировать качества полученного изделия.

Соблюдать правила безопасной работы.


17-18


Ознакомление с видами рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах.

Пр.р. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операции с помощью машин и механизмов.

Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Выполнять обработку заготовки, применять контрольно-измерительные инструменты при выполнении токарных работ.

19-20


Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил ТБ.

Пр.р. Защитная и декоративная отделка изделия.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Достижение необходимой точности движении при выполнении различных технологических операций.

Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Управлять токарным станком при обработке древесины . Изготовлять детали цилиндрической и конической формы на токарном станке по чертежам с соблюдением правил безопасной работы.

21-22


Выявление дефектов в деталях (изделиях) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и

оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности и гигиены;

Достижение необходимой точности движения при выполнении различных технологических операций.

Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешение противоречий в выполняемых технологических процессов.

Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Уметь распознавать и выявлять дефекты деталей (изделия) и их устранение.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 8 часов

23-24


Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

Пр.р. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами. Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения

Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Разрабатывать изделия с учетом назначения и эстетических свойств. Выполнять поиск необходимых сведений. Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву, осваивать приемы выполнения основных операций ручными инструментами. Осваивать приемы выполнения основных операций.

25-26


Виды резьбы по дереву. Технология их выполнения. Геометрическая резьба.

Пр.р. Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей.


Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения

Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву, осваивать приемы выполнения основных операций ручными инструментами с соблюдением правил безопасного труда.


27-28


Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.

Пр.р. Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Соблюдение правил безопасности труда.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Дизайнерское проектирование изделия или рациональная, эстетическая организация работ.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет ресурсы и другие базы данных.

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву, осваивать приемы выполнения основных операций ручными инструментами с соблюдением правил безопасного труда.

29-30


Пр.р. Изготовление изделий с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Соблюдение правил безопасности труда. Отделка и презентация изделия.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Изготовлять изделия декоративно-прикладного характера, содержащие художественную резьбу, по чертежам и эскизам.

Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов - 18 часов.

31-32


Элементы машиноведения. Составные части машин. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов.

Пр.р. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов, искусственных материалов. Соблюдение правил безопасности труда.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Распознавать составные части машин, металлы и сплавы. Оценивать их технологические возможности.

33-34

3чет

Виды, способы получения и обработки отливок из металла. Сортовой прокат. Исследование технологических свойств металлов.

Пр.р. Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Распознавать виды сортового проката по их профилю, выбирать заготовку из сортового проката для изделия в соответствии с его назначением.

35-36


Исследование твердости и плотности металлов. Оценка возможности их использования с учетом вида и предназначение изделия. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Пр. р.Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда.

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения

Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в технологическом процессе.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Различать механические и технологические свойства металлов и сплавов, искусственных материалов.

37-38


Чертежи деталей сортового проката.

Пр.р. Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонкого металла, проката и проволоки и искусственных материалов.

Организация рабочего места.

Пр.р. Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Спецификация. До

Изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.

Владение методами и кодами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технического и организационного решения;

Отражение в устной или письменной форме своей деятельности.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Читать техническую документацию, разрабатывать чертежи деталей из сортового проката.

39-40


Точность обработки и качество поверхности детали.

Пр.р. Изменение размеров деталей штангенциркулем. Организация рабочего места.

Изучение нового материала, практическая работа

Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения

Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Развитие трудолюбия и ответственность за качество своей деятельности.

Контролировать качество изготовленных изделий с помощью контрольно измерительных инструментов. Измерять детали штангенциркулем.

41-42


Пр.р. Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изучение нового материала, практическая работа

Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения

Согласование координации совместно-познавательной деятельности с другими ее участниками

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Контролировать качество изготовленных изделий с помощью контрольно измерительных инструментов. Измерять детали штангенциркулем.

43-44


Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.

Изучение нового материала, практическая работа

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов.

Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Развитие трудолюбия и ответственность за качество своей деятельности.

Отрабатывать навыки работы на слесарном верстаке слесарными инструментами, выполнять по разметке резание заготовок из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей.

45-46


Основные технологии обработки металлов ручными инструментами, спецификаия инструментов, особенности выполнения работ.

Пр.р. Резание, рубка металла, опиливание металла и пластмасс.

Изучение нового материала, практическая работа

Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов труда

Диагностика результатов обоснования и устранения ошибок с соблюдением норм и правил безопасности труда.

Самооценка готовности трудовой деятельности в сфере технического труда

Отрабатывать навыки работы на слесарном верстаке слесарными инструментами, выполнять по разметке резание заготовок из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей с соблюдением правил безопасного туда.

47-48


Способы механической, химической и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий.

Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа.

Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость.

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Выполнять отделку поверхностей готовых изделий соблюдая правил безопасной работы. Выявлять и устранять дефекты отделки.

Технологии домашнего хозяйства - 6 часов.

49-50


Технологии ремонтно-отделочных работ. Назначение и виды обоев. Виды клея для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.

Пр.р. Подготовка поверхности стен помещений под оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка.

Подбор и составление перечни инструментов. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев.

Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа.

Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов имеющих потребительную стоимость.

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Разрабатывать эскизы оформления стен декоративного оформления. Изучать виды обоев, выбирать обойный клей, рассчитывать нужное количество обоев на площадь стен.

51-52


Ознакомление с сантехническими видами инструментов и приспособлениями для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Пр.р. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.





Знакомиться с назначение сантехнических инструментов и приспособлений. Осуществлять разборку и сборку кранов и смесителей.

53-54


Пр.р. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка заторных устройств системы водоснабжения со сменными буксами.





Изготовлять резиновые шайбы и прокладки для вентилей и кранов.

Творческий проект - 16 часов.

55-56


Порядок выбора темы проекта. Исследовательская и социальная деятельность. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Пр.р. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов.


Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа.

Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.


Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари и энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно-значимую потребительскую стоимость.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметом технологической деятельности.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Создавать эскизы и модели. Графически оформлять проект, составлять технологическую карту, подготавливать документацию на ЭВМ, оценивать себестоимость изделия, разрабатывать варианты рекламы.


57-58


Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологии, порядка сборки, вариантов отделки).

Пр.р. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися.


Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа.

Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.


Комбинирование известных алгоритмов и технико-технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области, предметной технологической деятельности.

Обосновать идею изделия, находить необходимую информацию, осуществлять коллективный анализ возможности изготовления изделия. Выбирать виды изделия.

59-60


Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, методофокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.

Пр.р. Выбор видов изделий.

Лабораторно-практическая работа.

Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметом технологической деятельности. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Разрабатывать чертежи и технологические карты.

61-62


Пр. р. Методы поиска научно-технической информации. Приемы ЭВМ для поиска информации и формирование базы данных.

Комбинированный урок, лабораторно-практическая работа.

Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ.

Комбинирование известных алгоритмов и технико-технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области, предметной технологической деятельности.

Изготовлять детали и контролировать их размеры.

63-64


Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. ГОС стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).

Применение ЭВМ при проектировании изделий.

Лабораторно-практическая работа.

Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметом технологической деятельности. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Уметь проектировать и конструировать детали с помощью ПК.

65-66


Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара.

Пр.р. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара.


Расчет себестоимости продукции труда, примерная экономическая оценка возможностей прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.



Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия и сравнивать ее с возможной рыночной ценой товара.

67-68


Разработка варианта рекламы.

Пр.р. Изготовление деталей и контроль их размеров.


Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда.

Комбинирование известных алгоритмов и технико-технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области, предметной технологической деятельности.

Разрабатывать варианты рекламы изделия.

69-70


Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов.

Пр.р. Защита проекта.

Итоговый

Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

Приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию технологического и организационного решения, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Самооценка умственных и физических способностей труда в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации.

Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта с использованием ПК.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).

2. Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

3. Государственной Программы для общеобразовательных учреждений по Технологии (трудовое обучение) под редакцией Ю.Л. Хотунцева, издательство 'Просвещение'' 2007 г. 4.Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и УМК: А.Е.Глозман, Е.С.Глозман, О.Б.Ставрова «Технология» технический труд. 6 класс. Учебник для городских общеобразовательных учреждений., «Мнемозина» , М., 2004 г.

Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и дают возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в 5 классе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Цели и задачи образовательной области «Технология»

в 6 классе.

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 6 классе являются:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,

  • Формирование представлений о культуре труда, производства,

  • Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,

  • Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

  • Ознакомление учащихся с миром профессий.

  • Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

  • Ознакомление с основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учащиеся VI класса должны:

уметь читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды механизмов передач;

знать виды пиломатериалов;

иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства;

иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм;

знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль;

уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля;

знать общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих станков токарной группы;

уметь осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

уметь выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках;

Вводное занятие (2 ч)

Цели обучения и его содержание. Образцы изделий, изготавливаемые учащимися. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда в учебной мастерской.

Понятие о технологическом процессе и технологической карте.

Элементы машиноведения (4 ч)

Понятие о машине и механизме. Классификация машин. Виды технологических машин. Составные части машин в зависимости от их функционального назначения: механизмы двигателей и преобразователи; исполнительные механизмы; механизмы управления, контроля и регулирования; механизмы подачи, транспортировки, сортировки.

Графическое изображение механизмов передач.

Токарный станок по дереву как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Принцип работы станков токарной группы. Операции, выполняемые на токарном станке по дереву. Кинематическая схема станка и ее чтение.

Практическая работа. Устройство токарного станка по дереву.

Технологии обработки древесины (18 ч)

Работа на токарном станке по дереву (14 ч)

Понятие о телах вращения. Виды поверхностей деталей типа тел вращения. Изображение тел вращения на чертежах. Выбор видов на чертеже, их число. Нанесение размеров с учетом базовых поверхностей.

Процесс резания при механической обработке древесины. Виды резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины. Выбор инструментов с учетом свойств древесины. Элементы режущей части, способы их контроля»

Основные требования, предъявляемые к наладке станка.

Практические работы

Чтение чертежей. Выявление технических требований, предъявляемых к детали, Определение условий получения заданной формы обрабатываемой поверхности (на примере плоскости).

Контроль правильности заточки режущих кромок «железок» для шерхебеля и рубанка, их заправка, установка и закрепление в инструменте. Проверка правильности наладки.

Изготовление изделий с самостоятельной наладкой инструмента и приспособлений.

Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения (4 ч)

Понятие о шиповых соединениях. Виды шиповых соединений и особенности технологии их изготовления. Разметка шипов и проушин.

Долота и столярные стамески, их конструкция и назначение. Приспособления для разметки и получения шипов и проушин. Последовательность и приемы разметки, запиливания шипов и проушин. Соединение деталей с помощью шкантов и нагелей. Приемы склеивания деталей с помощью зажимных приспособлений (струбцин, винтового пресса).

Организация труда и правила безопасности труда при запиливании шипов, проушин и долблении древесины.

Отделка поверхностей детали. Эстетические требования к отделке изделия.

Ознакомление с содержанием труда рабочих деревообрабатывающих профессий (плотника, столяра, токаря и т. д.).

Практические работы

Чтение чертежей изготавливаемых деталей, сборочного чертежа изделий с шиповыми соединениями. Выбор заготовок. Планирование работы.

Наладка ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой пилы) и приспособлений (стусла и др.) для обработки древесины.

Запиливание шипов и проушин. Долбление древесины. Выполнение шиповых соединений деталей. Сборка деталей на шипах и клее. Художественное оформление изделий (покрытие лаком, выжигание, резьба по дереву и др.). Контроль качества.

Примерный перечень изделий Укладочные ящики для инструментов и диафильмов, полки для книг и цветов, скворечник, вешалки для полотенец и одежды, настольная гладильная доска, готовальня для инструментов, приборов и пособий, аптечка, подставка для инструментов, приборов и пособий, подставка для карандашей, подрамники и рамки для картин, портретов, терки для штукатурных работ, угольник столярный, стусла для пиления и торцевания, штатив лабораторный, модели транспортирующих и дорожно-транспортных машин (крана, катка, грейдера, скрепера и др.).

Технологии обработки металла (16 ч)

(Изготовление изделий из сортового проката,

содержащих детали из других материалов)

Основные свойства металлов, их учет

при обработке (2 ч)

Металлы и их роль в развитии цивилизации. Краткая история слесарного искусства и художественной обработки металлов. Черные металлы - стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат» Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза).Основные свойства металлов (прочность на раз-

рыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидко-текучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой). Целесообразность обработки металла тем или иным способом (резанием, давлением, литьем, электротехническим травлением).

Понятие об обработке металлов резанием (2 ч)

Понятие о процессе и основных условиях обработки металлов резанием. Особенности резания металлов.

Методы, способы и условия получения различных форм поверхностей движением материальной точки, линии и поверхности.

Понятие о шероховатости, классах шероховатости, их условном обозначении на чертежах, способах контроля (по образцам и эталонам) и основных условиях и способах достижения допустимой шероховатости поверхности при обработке резанием (при опиливании, точении и т. д.).

Эскиз детали. Разметка заготовки (2 ч)

Порядок составления эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономное расходование материала при разметке. Правила безопасной работы при разметке.

Рубка и резание металла ножовкой (2 ч)

Назначение и устройство зубила. Приемы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.

Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой.

Опиливание металла. Распиливание отверстий (4 ч)

Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 90°. Приемы обработки криволинейных поверхностей.

Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания.

Инструмент и способы контроля точности формы и размеров обрабатываемых поверхностей и их взаимного расположения на детали.

Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.

Сборка и отделка изделия (2 ч)

Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, ее значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками.

Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями.

Проект (16 ч)

Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проекта: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве. Основные этапы проектирования. Виды приспособлений, используемых в быту для хранения аудио- и видеокассет, мелких игрушек и игр и т. д. Их назначение, требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т. д.

Этапы выполнения проекта:

выявление потребности семьи или потребительского спроса;

выбор объекта проектирования;

оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;

разработка эскизного варианта изделия;

изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;

определение его примерной «цены»;

экономическое и экологическое обоснование проекта;

презентация проекта;

реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

 особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

 о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;

 виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

 общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

 виды пиломатериалов;

 возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

 источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

 общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

 виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;

 устройство сливного бачка.

уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

 производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;

 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

 понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

 выполнять шиповые соединения;

 шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

 применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 вести экологически здоровый образ жизни;

 использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

 планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.



© 2010-2022