Выступление на семинаре учителей технологии

Выступление на семинаре учителей технологии "Трудовое и профессиональное обучение"   В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели «политехнического воспитания» и введения технологии в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производс...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на семинаре

«ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Подготовила Павлова Н.А. учитель технологии МБОУ Дружбинская СОШ.

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели «политехнического воспитания» и введения технологии в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.

В 1937 трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности. С 1954/55 учебный год учебный предмет был восстановлен в 1-5-х классах, а с 1956/57 - во всех остальных классах средней школы. В начальной школе был введён «Ручной труд» (1 ч в неделю), в 5-7-х классах - практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках (2 ч в неделю), в 8-10-х классах - практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике. Во 2-й половине 50-х гг. в 8-10-х классах преподавался курс «Основы производства», включавший: в городской школе - машиноведение, основы промышленного производства (на примере конкретного предприятия), автодело, электротехнику, а в сельских школах - сельское хозяйство, машиноведение, основы растениеводства, животноводства, электротехнику и электрификацию сельского хозяйства.

В 1958-65 в учебный план введено производственное обучение (12 ч в неделю в 9-11-х классах), предполагавшее овладение каждым учащимся определённой профессией. Курс «Основы производства» как самостоятельный был упразднён, его разделы органически включались в программы профессиональной подготовки учащихся 9-11-х классов. В 1966 обязательное производственное обучение было отменено, т. к. выявились серьёзные недостатки в его организации: не было необходимой материальной базы, квалифицированных учительских кадров, возникли трудности в удовлетворении различных профессиональных интересов школьников. Производственное обучение сохранялось только в тех школах, которые имели соответствующие условия.

С 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

В 1977 было увеличено время на трудовое обучение в 9-10-х классах (до 4 ч в неделю), в его основу было положено свыше 20 профилей трудового обучения, в том числе электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строительного дела, машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производительному труду, а для желающих - приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученические производства, бригады и т. п.

Учебная программа по каждому профилю предусматривала общетрудовую (планирование, организация труда, самоконтроль), общепроизводственную (основные сведения о группе родственных отраслей производства, основы экономики и организации производства и труда, сведения об охране окружающей среды, научно-технический прогресс на производстве и т. п.; формирование общепроизводственных умений - вычислительных, графических и т. п.), общетехническую (основы электротехники, машиноведения, технического черчения, автоматики) и специальную (основы технологии какого-либо производства и выполнение конкретных работ по одной из профильных профессий) подготовку учащихся.

С середины 80-х гг. система Трудового и профессионального обучения была связана с реализацией школьной реформы. Предполагалась преемственность Технологии в неполной средней школе с профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях или в 10-11(12)-х классах. Начиная с 1986/87 учебного года, по мере перехода на новый учебный план, на Технологию выделяется в 1-7-х классах 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11(12)-х - 4 ч в неделю.

Увеличение времени на Технологию в 8-9-х классах было вызвано введением (1984) учебного курса «Основы производства. Выбор профессии» (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по научным основам выбора профессии; практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экономических расчётов, составлению профессиональных планов и др., а также экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние профессионально-технические училища и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, научной организации труда на производстве с применением электронно-вычислительной техники.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

К 1994 разработаны различные варианты Трудового обучения. Оно осуществляется с учётом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1-4-х классах учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. На этой ступени начинается знакомство детей с некоторыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1-4-х классах имеет два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов «Конструктор» с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплётные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п.

В 5-9-х классах учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Технологии частично дифференцировано в зависимости от производственного окружения, местных условий и включает следующие теоретические сведения и практические работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования, опытничество); экономическая подготовка; бытовой труд; экскурсии.

По желанию учащихся и при наличии материально-технических и кадровых условий в 8-9-х классах Технология может проводиться по одному из профилей, соответствующих какой-либо отрасли хозяйства, и представляет собой первый этап подготовки учащихся по массовым профессиям. Получили распространение следующие типовые профили: автодело; деревообработка; кулинария; машиностроительное черчение; машинопись и основы делопроизводства; металлообработка; обработка тканей; основы автоматики и телемеханики; основы лесного хозяйства и механизации лесотехнических работ; основы агротехники и механизации растениеводства; основы животноводства и механизации животноводческих ферм; радиоэлектроника; торговое обслуживание; электронно-вычислительная и микропроцессорная техника; электротехника. К занятиям по каждому из профилей допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к выполнению работ по избранному профилю. Иногда учащиеся 8-го класса получают возможность сначала проходить обучение по 2-3 различным профилям, после чего они могут сделать окончательный выбор.

Трудовое обучение в 10-11(12)-х классах может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. В последнем случае к окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определённой профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены.

Одним из важных условий успешности Трудового обучения выступает его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи Технологии с основами наук раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; обогащают и углубляют изучаемую тему, выявляют её многосторонние связи и отношения с другими научными знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основам наук; формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности. Основные методы Технологии в школе: упражнения, эксперимент (лабораторно-практические работы и т. п.), учебно-производственные работы (в т. ч. производительный труд), решение задач (технических, технологических, экономических расчётов), работа над технической документацией (чтение, составление, применение чертежей, схем, технологических карт и т. д.), работа с литературой (учебными пособиями, справочниками и т. д.); объяснение и изложение учителя, беседа, учебная демонстрация, методы проверки и оценки, инструктаж.

Технология в школе организуется в форме уроков, практикумов, экскурсий, трудовой практики. Занятия с учащимися проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. Руководящая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит не только школьному учителю, но и рабочему - наставнику, инженерно-техническим работникам предприятий. В соответствии с базовым учебным планом средней общеобразовательной школы ведётся разработка содержания, форм и методов подготовки учащихся к труду в рамках общеобразовательной области «Технология», в которой сохранится Трудовое и профессиональное обучение.



© 2010-2022