- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по кружку ««Столяр-конструктор»
Рабочая программа по кружку ««Столяр-конструктор»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курбаков И.И. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «ГИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Завьяловского района имени Героя Социалистического Труда А.Я. Эрнста» Алтайского края
КРУЖОК
Руководитель: учитель технологии
Курбаков Иван Иванович
Гилёвка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа «Столяр-конструктор» предназначена для обучения детей 11-16 лет углубленной профильной ориентации с целью формирования собственного взгляда на выбор профессии, связанной с обработкой материалов, развитием их творческих, художественных и конструкторских способностей. Знакомит с видами художественной обработки, анализом работы и критериями оценки, престижностью профессии. Ей могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (35 занятий, 70 часов); при углубленном изучении распределена на несколько лет.
Как показывает практика, в такой кружок учитель должен и имеет право брать не всех желающих, а лишь тех ребят, которые уже проявили на уроках трудового обучения интерес и способности к более простым видам резьбы.
Большую роль для успешной работы кружка играют мастерская и её оформление. Например, выставка лучших работ руководителя и выпускников кружка, изящно оформленный интерьер. Организация рабочих мест, наличие материала и необходимых инструментов, альбом и образцов декоративно-прикладного искусства.
Всё это возможно только при поддержке администрации школы, своевременной помощи и поддержки ею учителей трудового обучения, так как только они, увлечённые и любящие своё дело, смогут хорошо организовать декоративно-прикладную работу и привить любовь к этому прекрасному занятию детям.
Владение знаниями, умениями и навыками художественной обработки материалов позволяет успешно вести домашнее хозяйство, оформление дома, дизайн.
Цель:
- углубить знания и умения по профессиям, связанным с деревообработкой, а также обработкой других материалов;
- сформировать у учащихся собственный взгляд на выбор профессий, связанных с обработкой различных материалов;
- формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи:
О б у ч а ю щ и е :
-
развивать стремление к углублению знаний;
-
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-
развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
-
развивать индивидуальные способности обучающихся;
В о с п и т а т е л ь н ы е :
-
воспитывать уважение к труду;
-
формировать навыки общения, умение работать в коллективе;
-
воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
-
воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
-
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
-
воспитание усидчивости, терпения, самостоятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е :
-
развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-
сохранение народных традиций, приобщение к народным промыслам;
-
сформировать и развить у учащихся творческое мышление, конструкторские способности.
Р а з в и в а ю щ и е :
-
развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
-
формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
-
содействовать формированию всесторонне развитой личности;
-
создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
М о т и в а ц и о н н ы е :
-
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
-
развивать активную деятельность.
Э с т е т и ч е с к и е :
-
воспитывать аккуратность, культуру поведения;
-
формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
С о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и е :
-
формирование общественной активности, реализация в социуме;
-
формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.
В данной программе необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчёт), черчению (чтение и построение чертежей), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.
Как уже говорилось выше, возрастной уровень обучающихся - от 11 до 16 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.
Актуальность курса
-
научить художественному воспитанию окружающего мира через знакомство с народными промыслами (художественная обработка точением);
-
более полно представить характер профессиональной деятельности в профессиях: столяр, плотник, жестянщик, резчик по древесине, токарь, краснодеревщик и т.д.;
-
позволит творчески освоить технологию художественной обработки различных материалов;
-
приобрести навыки анализа и систематизации полученной информации, и определить пути её использования при получении дальнейшего образования;
-
позволит более полно оценить свой потенциал в выборе конкретной профессии.
Структура курса
-
изучение проводится комплексно;
-
теория 16,5 часов (занятия с использованием игровой формы и формы диалога);
-
практика 53,5 часов.
Педагогические технологии
Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают её долговременность и эффективность.
Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:
-
диагностические исследования личности обучающихся;
-
целеполагание;
-
организационно-деятельностный этап;
-
этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;
-
анализ конечного результата, рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов надёжно обеспечивает учащимся овладение определённым объёмом знаний, умений и навыков.
Модули обучения
Данная система обучения предполагает обучать детей линейной системе обучения, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности обучающихся.
Обучение включает в себя два модуля:
I модуль - базовый.
Включает в себя объём обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задаётся по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения объёма знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.
II модуль - развитие творческих способностей.
Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определённым уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).
К основным педагогическим принципам обучения относятся:
-
комплексное решение задач обучения и воспитания;
-
последовательность и непрерывность педагогического процесса, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетенции;
-
наглядность методической продукции;
-
использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.
Формы и методы обучения
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения.
В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.
Курс рассчитан на 70 часов. По окончании курса учащийся должен знать:
-
условия работы по профессиям;
-
виды и свойства материалов;
-
способы и методы их обработки;
-
виды и назначение инструмента;
-
информацию о дальнейшем получении профессионального образования.
Должен уметь:
-
организовать своё рабочее место;
-
выбрать и оформить рисунок, материал, инструмент;
-
систематизировать и анализировать полученную информацию, соотносить её со своими способностями, устремлениями, возможностями.
Учебно - тематический план
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие. Техника безопасности в учебной мастерской. Инструменты и материалы.
2
2
-
2
Пиломатериалы и древесные материалы.
2
1
1
3
Пиление столярной ножовкой.
2
0,5
1,5
4
Изготовление деталей из древесины.
2
0,5
1,5
5
Изготовление деталей из древесины.
2
-
2
6
Обработка деталей.
2
0,5
1,5
7
Обработка деталей.
2
-
2
8
Подготовка деталей к сборке.
2
0,5
1,5
9
Подготовка деталей.
2
0,5
1,5
10
Чистовая обработка.
2
-
2
11
Столярные соединения.
2
0,5
1,5
12
Соединения на клею.
2
0,5
1,5
13
Комбинированные соединения.
1
0,5
0,5
Соединение шкантами, склеивание.
1
-
1
14
Декоративная обработка древесины.
2
0,5
1,5
15
Лакирование изделия.
2
0,5
1,5
16
Сборка изделия на клею.
2
0,5
1,5
17
Соединение изделий шкантами с шурупами.
2
0,5
1,5
18
Разметка изделия.
2
0,5
1,5
19
Изготовление шаблона.
1
0,5
0,5
Выпиливание изделия.
1
-
1
20
Обработка торцов.
1
-
1
Обработка пласти.
1
-
1
21
Сборка изделия (черновая).
2
0,5
1,5
22
Сборка изделия (черновая).
1
-
1
Сборка и подгонка (черновая).
1
-
1
23
Окраска изделия.
2
0,5
1,5
24
Художественная обработка.
2
0,5
1,5
25
Сборка изделий (чистовая).
2
0,5
1,5
26
Лакирование изделия.
2
0,5
1,5
27
Творческий проект «Журнальный столик».
2
2
-
28
Подготовка материалов. Изготовление шаблонов.
2
0,5
1,5
29
Выпиливание столешницы. Приклеивание накладок.
2
0,5
1,5
30
Обработка пласти столешницы. Обработка торцов.
2
0,5
1,5
31
Выпиливание стоек. Обработка стоек.
2
0,5
1,5
32
Черновая обработка столика. Подгонка, шлифовка, выравнивание.
2
-
2
33
Разборка и покраска. Покраска столика.
2
-
2
34
Лакирование столика.
2
-
2
35
Выставка изделий. Подведение итогов года.
2
-
-
Итого
70
16,5
53,5