Рабочая программа по кружку ««Столяр-конструктор»

Данная рабочая программа составлена учителем технологии Курбаковым Иваном Ивановичем. Состоит из пояснительной записки и учебно-тематического плана. Данный курс разработан для учащихся 5-9 классов.В данной программе курса описаны модули обучения, педагогические технологии, а так же требования того что должен знать и уметь после прохождения этого курса ученик. Учебно-тематический план содержит тему занятия и количество часов, которое делится на теоретическое и практическое занятие. После прохожде...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «ГИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Завьяловского района имени Героя Социалистического Труда А.Я. Эрнста» Алтайского края












КРУЖОК


Рабочая программа по кружку ««Столяр-конструктор»


Рабочая программа по кружку ««Столяр-конструктор»




Руководитель: учитель технологии

Курбаков Иван Иванович







Гилёвка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа «Столяр-конструктор» предназначена для обучения детей 11-16 лет углубленной профильной ориентации с целью формирования собственного взгляда на выбор профессии, связанной с обработкой материалов, развитием их творческих, художественных и конструкторских способностей. Знакомит с видами художественной обработки, анализом работы и критериями оценки, престижностью профессии. Ей могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (35 занятий, 70 часов); при углубленном изучении распределена на несколько лет.

Как показывает практика, в такой кружок учитель должен и имеет право брать не всех желающих, а лишь тех ребят, которые уже проявили на уроках трудового обучения интерес и способности к более простым видам резьбы.

Большую роль для успешной работы кружка играют мастерская и её оформление. Например, выставка лучших работ руководителя и выпускников кружка, изящно оформленный интерьер. Организация рабочих мест, наличие материала и необходимых инструментов, альбом и образцов декоративно-прикладного искусства.

Всё это возможно только при поддержке администрации школы, своевременной помощи и поддержки ею учителей трудового обучения, так как только они, увлечённые и любящие своё дело, смогут хорошо организовать декоративно-прикладную работу и привить любовь к этому прекрасному занятию детям.

Владение знаниями, умениями и навыками художественной обработки материалов позволяет успешно вести домашнее хозяйство, оформление дома, дизайн.

Цель:

- углубить знания и умения по профессиям, связанным с деревообработкой, а также обработкой других материалов;

- сформировать у учащихся собственный взгляд на выбор профессий, связанных с обработкой различных материалов;

- формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Задачи:

О б у ч а ю щ и е :

  • развивать стремление к углублению знаний;

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

  • развивать индивидуальные способности обучающихся;

В о с п и т а т е л ь н ы е :

  • воспитывать уважение к труду;

  • формировать навыки общения, умение работать в коллективе;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

  • воспитание усидчивости, терпения, самостоятельности.

П о з н а в а т е л ь н ы е :

  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • сохранение народных традиций, приобщение к народным промыслам;

  • сформировать и развить у учащихся творческое мышление, конструкторские способности.

Р а з в и в а ю щ и е :

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

  • формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;

  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

М о т и в а ц и о н н ы е :

  • создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

  • развивать активную деятельность.

Э с т е т и ч е с к и е :

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;

  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

С о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и е :

  • формирование общественной активности, реализация в социуме;

  • формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

В данной программе необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчёт), черчению (чтение и построение чертежей), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.

Как уже говорилось выше, возрастной уровень обучающихся - от 11 до 16 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.

Актуальность курса

  • научить художественному воспитанию окружающего мира через знакомство с народными промыслами (художественная обработка точением);

  • более полно представить характер профессиональной деятельности в профессиях: столяр, плотник, жестянщик, резчик по древесине, токарь, краснодеревщик и т.д.;

  • позволит творчески освоить технологию художественной обработки различных материалов;

  • приобрести навыки анализа и систематизации полученной информации, и определить пути её использования при получении дальнейшего образования;

  • позволит более полно оценить свой потенциал в выборе конкретной профессии.


Структура курса


  • изучение проводится комплексно;

  • теория 16,5 часов (занятия с использованием игровой формы и формы диалога);

  • практика 53,5 часов.

Педагогические технологии

Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают её долговременность и эффективность.

Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:

  • диагностические исследования личности обучающихся;

  • целеполагание;

  • организационно-деятельностный этап;

  • этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;

  • анализ конечного результата, рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов надёжно обеспечивает учащимся овладение определённым объёмом знаний, умений и навыков.

Модули обучения

Данная система обучения предполагает обучать детей линейной системе обучения, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности обучающихся.

Обучение включает в себя два модуля:

I модуль - базовый.

Включает в себя объём обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задаётся по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения объёма знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.

II модуль - развитие творческих способностей.

Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определённым уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).

К основным педагогическим принципам обучения относятся:

  • комплексное решение задач обучения и воспитания;

  • последовательность и непрерывность педагогического процесса, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетенции;

  • наглядность методической продукции;

  • использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

Формы и методы обучения

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения.

В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Курс рассчитан на 70 часов. По окончании курса учащийся должен знать:

  • условия работы по профессиям;

  • виды и свойства материалов;

  • способы и методы их обработки;

  • виды и назначение инструмента;

  • информацию о дальнейшем получении профессионального образования.

Должен уметь:

  • организовать своё рабочее место;

  • выбрать и оформить рисунок, материал, инструмент;

  • систематизировать и анализировать полученную информацию, соотносить её со своими способностями, устремлениями, возможностями.

Учебно - тематический план

№ п/п


Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности в учебной мастерской. Инструменты и материалы.

2

2

-

2

Пиломатериалы и древесные материалы.

2

1

1

3

Пиление столярной ножовкой.

2

0,5

1,5

4

Изготовление деталей из древесины.

2

0,5

1,5

5

Изготовление деталей из древесины.

2

-

2

6

Обработка деталей.

2

0,5

1,5

7

Обработка деталей.

2

-

2

8

Подготовка деталей к сборке.

2

0,5

1,5

9

Подготовка деталей.

2

0,5

1,5

10

Чистовая обработка.

2

-

2

11

Столярные соединения.

2

0,5

1,5

12

Соединения на клею.

2

0,5

1,5

13

Комбинированные соединения.

1

0,5

0,5


Соединение шкантами, склеивание.

1

-

1

14

Декоративная обработка древесины.

2

0,5

1,5

15

Лакирование изделия.

2

0,5

1,5

16

Сборка изделия на клею.

2

0,5

1,5

17

Соединение изделий шкантами с шурупами.

2

0,5

1,5

18

Разметка изделия.

2

0,5

1,5

19

Изготовление шаблона.

1

0,5

0,5


Выпиливание изделия.

1

-

1

20

Обработка торцов.

1

-

1


Обработка пласти.

1

-

1

21

Сборка изделия (черновая).

2

0,5

1,5

22

Сборка изделия (черновая).

1

-

1


Сборка и подгонка (черновая).

1

-

1

23

Окраска изделия.

2

0,5

1,5

24

Художественная обработка.

2

0,5

1,5

25

Сборка изделий (чистовая).

2

0,5

1,5

26

Лакирование изделия.

2

0,5

1,5

27

Творческий проект «Журнальный столик».

2

2

-

28

Подготовка материалов. Изготовление шаблонов.

2

0,5

1,5

29

Выпиливание столешницы. Приклеивание накладок.

2

0,5

1,5

30

Обработка пласти столешницы. Обработка торцов.

2

0,5

1,5

31

Выпиливание стоек. Обработка стоек.

2

0,5

1,5

32

Черновая обработка столика. Подгонка, шлифовка, выравнивание.

2

-

2

33

Разборка и покраска. Покраска столика.

2

-

2

34

Лакирование столика.

2

-

2

35

Выставка изделий. Подведение итогов года.

2

-

-


Итого

70

16,5

53,5



© 2010-2022