Педагогический проект: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела»

В учебно-методическом пособии (далее УМП) «В помощь учителю столярного дела» рассматриваются вопросы специфики работы с учащимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта. Предлагаются материалы дидактического, технологического и общеразвивающего характера для учителей столярного дела, работающих в данном типе образовательных учреждений. УМП «В помощь учителю столярного дела» содержит девять разделов: «Столярные соединения», «Конструкции мебели», «Токарные работы», «Ф...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
"Школа с углубленной трудовой подготовкой"





Педагогический проект:

учебно-методическое пособие

«В помощь учителю столярного дела»


Педагогический проект: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела»




Автор проекта:

Зигарь Александр Владимирович,

учитель трудового обучения





г. Сургут

2013г.

Содержание



Аннотация проекта……………………………………………………………….…3

Обоснование необходимости……………………………………………………….5

Цели и задачи ………………………………………………………………………..7

Основное содержание………………………………………………………………..8

Партнеры ………………………………………………………………………….…10

Ресурсы …………………………………………………………………………..…..11

Целевая аудитория……………………………………………………………….…..12

Ожидаемые результаты………………………………………………………….…..13

Критерии эффективности………………………………………………………….....14

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………………….…15

Литература……………………………………………………………………………..16







Аннотация проекта

В учебно-методическом пособии (далее УМП) «В помощь учителю столярного дела» рассматриваются вопросы специфики работы с учащимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта. Предлагаются материалы дидактического, технологического и общеразвивающего характера для учителей столярного дела, работающих в данном типе образовательных учреждений.

УМП «В помощь учителю столярного дела» содержит девять разделов: «Столярные соединения», «Конструкции мебели», «Токарные работы», «Фурнитура», «Виды мебели», «Эскизы и детали мебели», «Техника безопасности», «Развитие речи на уроках столярного дела», «Словарная работа».

В разделе «Столярные соединения» подробно представлены практически все столярные соединения, которые используются в современном столярно-строительном производстве. Столярные соединения систематизированы по группам:

А. Соединения встык,

Б. Соединения под прямым углом,

В. Стыковые соединения наращивания и т.д.

В разделе «Конструкции мебели» содержатся различные элементы и виды стульев, кресел, кроватей, а так же представлены различные варианты столярных ножек.

Раздел «Токарные работы» включает в себя большое количество примеров деталей прошедших токарную обработку.

В разделе «Фурнитура» мы представили большой выбор петель, ручек, навесов различных видов.

Раздел «Предметы мебели» содержит различные виды как современной мебели, так и мебели прошлых лет.

В разделе «Эскизы и детали мебели» представлены детализация и чертежи изделий, которые предварительно были изготовлены, а затем включены в УМП.

Создана база дидактических материалов по деревообработки, подобраны загадки, пословицы, поговорки которые вошли в разделы УМП, «Развитие речи» на уроках столярного дела, дополненный словарем специальных терминов в разделе «Словарная работа», «Техника безопасности» - перечень по видам безопасной работы столярным инструментом и станковым оборудованием.

Это пособие можно использовать как при обучении учащихся 5-9 классов, так и при обучении в 10-12 классов профессиональной подготовки.









Обоснование необходимости

Известно, что в специальных (коррекционных) школах в качестве педагогов трудового обучения работает значительное количество учителей, не имеющих профильного образования. В силу этого они нуждаются в рекомендациях, расширяющих их профессиональные возможности в области технологии столярного производства. Предлагаемое пособие поможет учителю правильно сориентироваться в специфике работы с учащимися, существенно расширит знания при подготовке технологической документации изделий для работы на уроках, упростит работу по созданию пособий и наглядного материала для обеспечения учебного процесса.

В данное время не существует методических пособий, поурочных разработок для специальных (коррекционных) школ VIII - вида по столярному делу, а те пособия, которые существуют для общеобразовательных школ нередко не приводят полного перечня трудовых умений, указывая только наиболее распространенные профессиональные приемы, которые можно отнести к следующим группам: разметки; обработки (например, строгание торца, сверление сквозного отверстия на станке, сверление глухого отверстия); соединения деталей (выполнение соединительных швов, склеивание, соединение крепежными деталями); наладки инструмента (приспособлений); крепления деталей (заготовок) для обработки; контроля. Учитель сам дополняет количество приемов, включая наиболее эффективные из них в активный профессиональный багаж учеников.

Учебное пособие окажется полезным для учителя столярного дела при подготовке к проведению уроков и внеклассных кружковых занятий с учащимися как в специальной (коррекционной) школе, так и общеобразовательной. Значительная часть материалов технологического характера может использоваться в качестве вспомогательного материала при самостоятельном изготовлении изделий и поделок самими учащимися и людьми, занимающимися самостоятельным изготовлением столярных изделий на дачном участке и в личном хозяйстве.

В период реализации проекта по созданию УМП «В помощь учителю столярного дела» были изготовлены изделия, которые в дальнейшем вошли в УМП.

Пособие окажется полезным также при организации внеклассной кружковой работы с учащимися, поскольку содержит большое разнообразие предлагаемых конструктивных элементов, которые украсят как изделия, так и интерьер жилого помещения.

С опубликованием УМП «В помощь учителю столярного дела» для педагога, открывается перспектива решения целого ряда образовательных задач:

  • повышение интереса к предмету;

  • укрепление межпредметных связей;

  • переход от репродуктивной деятельности к преобразующей и созидательной, что является основным технологическим условием современного обучения.

Актуальность

Реализация проекта учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела» позволяет педагогу и учащимся ознакомиться со всеми видами столярных соединений, применяемых, как в строительстве, так и в мебельном производстве. В пособии нашли место конструкционные разработки наиболее популярных видов мебели: столы, стулья, комоды, кровати, и детализация к ним. Например, многообразие ножек к различным видам мебели представлено в количестве пятидесяти пяти. Отражены многие виды токарных работ по дереву, а так же мебельная фурнитура: петли, ручки, пластины. Во всех разделах пособия авторы показали историческое наследие столярного ремесла, и его связь с современным производством.

Данный проект актуален в связи с тем, что учащиеся с ОВЗ специальной (коррекционной) школы VIII-вида испытывают сложности в абстрактном мышлении, а пособие дает представление о столярном изделии более полно и конкретно, во всех деталях, с учетом масштаба и материала необходимого для изготовления изделия.

С учетом современной технологии производства в пособии даются наиболее полные сведения о технике безопасности при выполнении столярных работ.

Развитие речи всегда актуально при обучении учащихся с ОВЗ и поэтому авторы уделили ему раздел, который включает в себя стихи и загадки, а так же достаточный словарь терминов по столярному делу.

Данное пособие востребовано уже в течение двух лет учителями трудового обучения Ханты Мансийского автономного округа-Югры и Свердловской области.

Цели и задачи

Целью проекта является:

  • Создание учебно-методического пособия для учителя столярного дела специальной коррекционной школы VIII- вида.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • Изучение специальной литературы.

  • Поиск недостающих материалов в литературе и сети интернет.

  • Систематизация в УМП накопленного материала.

  • Издание УМП.






Основное содержание

План работы над проектом

п/п

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Постановка проблемы создания УМП «В помощь учителю столярного дела»

2009год

УРГПУ. ИСО. кпн, профессор В.В Коркунов.

2

Сбор информации по разделам Столярные соединения», «Конструкции мебели», «Токарные работы», «Фурнитура», «Виды мебели», «Эскизы и детали мебели», «Техника безопасности», «Развитие речи на уроках столярного дела» «Словарная работа».

2009год

Учителя трудового обучения: Зигарь А. В, Родомазов В.В УРГПУ. ИСО. кпн, профессор В.В Коркунов.

3

Конкурс эскизов столярных изделий для УМП «В помощь учителю столярного дела».

20.09.2009 - 30.09.2009

Учитель трудового обучения А. В. Зигарь

4

Определение лучших эскизов для УМП «В помощь учителю столярного дела».

01.10.2009 - 05.10.2009

Учителя трудового обучения: Зигарь А. В, Родомазов В.В УРГПУ. ИСО. кпн, профессор В.В Коркунов.

5

Разработка технологической документации столярных изделий.

05.10.2009 - 20.10.2009

Учитель трудового обучения А. В. Зигарь

6

Обеспечение мастерских ОУ пиломатериалами для изготовления макетов в соответствии с договором ОУ и ООО «Сургутмебель»

07.09.2009 - 05.10.2009

Зам. директора ОУ

7

Изготовление столярных изделий для УМП «В помощь учителю столярного дела».

10.10.2009 - 10.12.2009

Учитель трудового обучения А. В. Зигарь

8

Систематизация и отбор материалов для УМП «В помощь учителю столярного дела».

15.11.2009

УРГПУ. ИСО. кпн, профессор В.В Коркунов.

9

Подготовка материалов к печати.

Ноябрь 2009- январь 2010

УРГПУ. ИСО. кпн, профессор В.В Коркунов.

10

Редактирование УМП «В помощь учителю столярного дела».

02.2010

доктор педагогических наук, профессор А.А. Дмитриев

кандидат педагогических наук, доцент А.А. Гнатюк

11

Обсуждение УМП «В помощь учителю столярного дела» на ученом совете УРГПУ. ИСО.

Получение УДК 372. 862 (075, 8)

ББК 4426, 81/89 я 7

К 66

2010.г

УРГПУ. ИСО. кпн, профессор В.В Коркунов.

В Ханты-Мансийском автономном округе данное УМП было представлено:

1) Совет директоров ХМАО-Югры специальных (коррекционных) школ г. Ханты-Мансийск;

2) Межшкольные, городские, окружные олимпиады;

3) В Свердловской области данное пособие представил В.В.Коркунов на экспериментальных площадках в специальных (коррекционных) школах №18, №126.

При работе над реализацией проекта были учтены возможные риски и способы их устранения:

  • Нехватка пиломатериала и отделочных материалов (своевременные обращения к социальным партнерам ООО «Сургутмебель»).

  • Недостаточный опыт работы в чертежных и графических программах: «Photoshop», «AutoCAD», «CorelDraw». (Обучение на курсах при ИМЦ Департамента образования и науки г. Сургута.)


Партнеры

Партнерами проекта УМП «В помощь учителю столярного дела» является большой круг единомышленников, меценатов и энтузиастов:

  • Администрация школы;

  • Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Сургутмебель» Руда Лариса Семеновна;

  • Соавторы: учитель трудового обучения В.В. Родомазов, кпн, профессор В.В Коркунов Уральский Государственный Педагогический Университет. Институт Специального Образования.

  • Специалисты группы сопровождения дпн, профессор А.А. Дмитриев, кпн, доцент А.А. Гнатюк Уральский Государственный Педагогический Университет. Институт Специального Образования

  • Программное и компьютерное оформление: Семенов А. В.





Ресурсное обеспечение

При реализации проекта были использованы следующие ресурсы:

  • Человеческие - специалисты группы сопровождения (глава «Партнеры проекта»), команда проекта, социальные партнеры, привлеченные специалисты.

  • Сырьевые - ООО «Сургутмебель» (предоставление пиломатериалов - Приложение 1).

  • Финансовые - печать УМП «В помощь учителю столярного дела» производилась за счет средств авторов проекта.

  • Материально-технические - Станковый парк в столярной мастерской состоит: 1 сверлильный станок, 2 токарных станка, 1 заточный станок, 1 электростусло, 3 электролобзика, 2 электрофрезера, 1 электродрель, 8 верстаков. Ручной инструмент, на который ежегодно проводится технический регламент.

  • Временные - нам понадобилось два года для создания и выпуска проекта. В 2009 году мы занимались: сбором информации, проводили конкурс эскизов, разрабатывали техническую документацию, непосредственно изготавливали изделия которые вошли в УМП, систематизировали материалы по разделам и в 2010 году подготовили УМП к печати.

  • Информационные - персональный компьютер, интернет, проектор, принтер, сканер, дополнительная специальная литература.



Целевая аудитория

Участники проекта: учителя трудового обучения: Зигарь А. В, Родомазов В.В., кпн, профессор В.В. Коркунов Уральский Государственный Педагогический Университет. Институт Специального Образования.

Специалисты группы сопровождения: дпн, профессор А.А. Дмитриев, кпн, доцент А.А. Гнатюк Уральский Государственный Педагогический Университет. Институт Специального Образования.

Учебное пособие рассчитано для учителей столярного дела при подготовке и проведению уроков и внеклассных кружковых занятий с учащимися как в общеобразовательной, так и специальной школе. Значительная часть материалов технологического характера может использоваться в качестве вспомогательного материала при самостоятельном изготовлении изделий и поделок самими учащимися и людьми, занимающимися самостоятельным изготовлением столярных изделий в свободное время.





Ожидаемый результат

В 2010 году в Уральском Государственном Педагогическом Университете издано учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела» в количестве трех сот экземпляров. Поставленные задачи проекта решены полностью.

Конечным продуктом является: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела».

УМП приобретает ценность для студентов высших учебных заведений индустриально-педагогических заведений, а так же слушателей курсов повышения профессиональной подготовки.

Данное пособие было распространено в ХМАО, городе Сургуте, Екатеринбурге и их районах.

Из трехсот экземпляров УМП, не осталось ни одного свободного, кроме авторских, так что пособие за два года своей жизни доказало свою эффективность и состоятельность.





Критерии эффективности

Таким образом, с данным методическим пособием был ознакомлен широкий круг учителей трудового обучения специальных (коррекционных) школ. Нами были получены положительные отзывы, как в письменной, так и в устной форме от учителей трудового обучения Свердловской области и ХМАО-Югры. Так же к нам обращались с просьбой дополнить это пособие разделом «Учебные (творческие) проекты».

УМП «В помощь учителю столярного дела» было опубликовано тиражом в 300 экземпляров. Пособие было приобретено многими образовательными учреждениями Уральского федерального округа.






Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспектива дальнейшей жизни проекта УМП «В помощь учителю столярного дела» видится в его развитии. Издание будет дополняться и для этого уже накапливаются необходимые материалы.

Как известно спрос рождает предложения, поэтому к авторскому коллективу приходит много обращений от коллег учителей трудового обучения, в них помимо благодарности выражаются пожелания отразить в дополненном издании раздел «Учебные (творческие) проекты», что само по себе является интересным и инновационным.

Дополнения, прежде всего, коснутся раздела «Столярные изделия» и «Детализация», в пособие войдет новый раздел «Творческие проекты» где будут представлены учебные проекты и их подробное описание.





Литература.

  1. Деревянные изделия своими руками / пер. с исп.- М.: Мой Мир ГмбХ и Ко. Кг, 2004.

  2. Мебель и другие предметы обстановки: иллюстрированный справочник / Э. Уайт, Б. Робертсон; пер. с англ. - М.:АСТ: Астрель, 2005.

  3. Работы по дереву. Материалы, технология, изделия: Справочник / сост. В.И. Рыженко, В.И.Юров, - М.: Издательство Оникс, 2005.

  4. Столярное дело I, II часть. Учебное пособие для учащихся 7 и 8 классов вспомогательной школы / В.А. Мызников: - Просвещение, Москва, 1971.

  5. trudovik.ucoz.ua/load

  6. wooden-stool.ru/

  7. bibliotekar.ru/

  8. odinstol.ru/






Приложение к проекту

Педагогический проект: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела»

Педагогический проект: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела»

Поз

Название детали

Кол

Материал

Примеч

1

Сиденье-крышка

1

Сосна


2

Ножка

4

Сосна


3

Элемент спинки

2

Сосна


4

Спинка

1

Сосна


Стул с точеными ножками

Табл.

Токарная работа


  1. Педагогический проект: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела»

    Желудь

  1. Шары, перлы, бусины

  1. Бусы с катушками

  2. Балясина

  3. «Бамбук»

  4. Бусы с валиком

  1. Балясина-колокольчик

  1. Втулка с вазочкой

  2. Катушка

10 «Луковица»

11 Луковица -лапчатая

  1. Ножка-«пышка»

  2. Колонна

  3. Чаша

  4. Чаша с крышкой

  5. Двойная спираль

  6. Дынька

  7. Спираль

  8. Шпульки с бусами

  9. Кольца

  10. Колбаски

  11. Веретено

  12. Шпулька

  13. Труба

  14. Круглая

с каннелюрами

  1. Двойная спираль

  2. Ваза

  3. Вазочки

с шарами

29 Вазочка с луковицей и кольцами


Столы


  1. Немецкий косой стол

  2. Рабочий столик (столик для рукоделия)

  3. Столик со швейной машинкой

  1. Столик для бритья

  2. Английский сервировочный стол

  3. Салонный столик

  4. Преддиванный столик

  5. Демонстрационный столик

  6. Столик-геридон

10 Стол

в итальянском стиле

  1. Стол, изогнутый в форме боба

  2. Столик-комодик

  3. Стол из таверны

Педагогический проект: учебно-методическое пособие «В помощь учителю столярного дела»


21


© 2010-2022