Рабочая программа по швейному делу 6 класс

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Учебная программа по образовательной области «Технология» 6 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускника специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида. Рабочая программа по швейному делу для 6-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

- «Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.; - «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в ред. Постановлений Правительства РФ от 10. 03. 2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. № 919;

- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате № 4 (VIII вида), № 88 от 26.03.2010 г.

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе разработана на основе государственной программы 5-9 классы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник 2 профессионально-трудовое обучение. Под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2000г.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

- развитие познавательно-трудовой активности;

- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;

- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;

- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса

В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 6 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.

В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особо е значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.

Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:

- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции - сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;

- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;

- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии - становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Целью изучения темы «Построение чертежа» различных изделий, является «объяснение» чертежа с тем, чтобы обучающиеся могли читать чертеж, ориентироваться в нем, пользоваться готовыми выкройками и в школе и в дальнейшей самостоятельной жизни.

Темы «Раскладка выкройки на ткани», «Раскрой деталей изделий» встречаются при выполнении каждого изделия. При их изучении выполняются тренировочные упражнения, с использованием макетов из бумаги, лоскутов, но по-настоящему самостоятельно выполнить раскладку выкройки и раскрой основная масса учащихся не сможет, поэтому пошив изделий проводится, по готовому крою.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды. Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.

Согласно учебному плану на изучение курса профессионально-трудовое обучению (швейное дело) отводится - 272 часа (8 часов в неделю).

Основные формы:

- урок

- практическая работа

- самостоятельная работа

- тестирование

Основные технологии:

- личностно-ориентированное

- деятельностный подход

- уровневая дифференциация

- информационно-коммуникативные

- игровые.


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

- Беседа (диалог)

- Работа с книгой

- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

- Самостоятельная работа

- Работа по карточкам, плакатам, инструкциям

- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: - Беседа - Словесные - Практические - Наглядные.

Методы стимуляции: - Демонстрация натуральных объектов - ИКТ - Дифференцирование, разноуровневое обучение - Наглядные пособия, раздаточный материал - Создание увлекательных ситуаций и занимательных упражнений - Экскурсии - Декады трудового обучения - Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества

Коррекционная направленность обучения предполагает наряду с основными, дополнительные задачи: - планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся; - обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков; - постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней; - систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков; - связь теоретических знаний с практической работой; - совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий; - повышение работоспособности и выносливости учеников; - раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Структура курса швейного дела 6 класс

I Четверть - 70 часов

Вводное занятие - 2ч. Знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций, правил техники безопасности.

Обработка обтачкой среза ткани -10ч. Виды обтачек, применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения;

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани -12ч. Изделие: Косынка для работы. Последовательность обработки косого среза долевой обтачкой; Практические работы: Складывание ткани для раскроя косынки; Определение правильности косого среза на ткани; Определение размера долевой обтачки для обработки среза; Раскрой и соединение долевой обтачки; Обработка долевой обтачкой косынки.

Обработка сборок -8ч. Назначение, применение, способы выполнения сборки по краю изделия. Упражнения: Прокладывайте на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).

Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии - 26ч.

Фартук с закругленным срезом на поясе. Ткани для пошива, детали кроя, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани

Ремонт одежды - 6ч. Способы выполнения мелкого ремонта. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ. Упражнение: Пришивание заплаты ручным способом на образце. Практические работы: Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку); Подготовка изделия к ремонту; Определение места наложения и размера заплаты; Раскрой заплаты с прибавкой на швы; Подгибание и заметывание срезов заплаты. Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка заплаты.

Самостоятельная работа - 6ч. Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.

II Четверть- 56 часов

Вводное занятие - 2ч. План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.

Запошивочный шов -6ч. Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Упражнение: Выполнение запошивочного шва на образце. Практические работы: Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Выполнение запошивочного шва.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом -10ч. Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов. Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.

Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии - 22ч. Изделия: Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом и завязками сзади. Ткани для пошива, детали кроя, швы, контурные срезы. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки. Практические работы: Прокладывание контрольных линий (по середине деталей); Соединение деталей изделия; Сметывание деталей; Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом; Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений (кружево, тесьма); Утюжка изделия.

Практическое повторение - 12ч. Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами.

Самостоятельная работа - 4ч. Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).

III Четверть - 80 часов

Вводное занятие - 2ч.

Бытовая швейная машина с электроприводом - 8ч. Марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Умение работа на швейной машине с электроприводом. Упражнения: Регулировка натяжения верхней и нижней ниток; разборка и сборка челночного комплекта. Практические работы: Подготовка машины к работе; Пуск и остановка швейной машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом.

Обработка мягких складок - 6ч. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Упражнение: Выполнение на образце мягких не заутюженных складок. Практические работы: Разметка складок; Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.

Обработка и соединение накладных карманов с основной деталью - 10ч. Назначение, фасоны. Детали кармана с отворотом. Умение: Работать по лекалу. Упражнение: Выполнение на образце накладных карманов. Практические работы: Раскрой деталей кармана по лекалу; Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом; Обтачивание отворота; Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба; Нанесение линии настрачивания кармана на изделие; Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла - 6ч. Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани. Упражнение: Обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образцах. Практические работы: Раскрой обтачки (по крою изделия и по лекалу); Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны; Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой.

Построение чертежа и раскрой фартука для работы - 10ч. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Изделие: Фартук, фасоны, назначение, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Правила экономного расходования ткани при раскрое. Практические работы: Снятие мерок; Изготовление выкройки в натуральную величину; Обозначение мест настрачивания карманов; Раскладка выкройки на ткани.

Лабораторная работа- 2ч. Изучение свойств льняных тканей. Составление таблицы.

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой - 16ч. Изделие: Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками. Виды ткани. Обсуждение последовательности пошива на основе предметной технологической карты. Практические работы: Обработка верхнего среза карманов швом вподгибку; Настрачивание кармана; Собирание сборок или закладывание мягких складок; Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой; Соединение парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей; Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука;

Практическое повторение - 18ч. Изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника для дежурного в столовой.

Самостоятельная работа - 4ч. Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.

IV Четверть - 70 часов.

Вводное занятие - 2 ч. Виды предстоящих работ.

Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья - 12 ч.

Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов. Умение: Снятие и запись мерок. Практические работы: Снятие и запись мерок; Построение чертежа в натуральную величину; Изготовление и подготовка выкройки к раскрою; Выкройка накладной ластовицы; Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.

Пошив поясного спортивного белья - 16 ч. Виды отделок нижних срезов трусов-плавок. Практические работы: Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза; Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом; Соединение запошивочным швом боковых срезов; Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой; Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом; Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы.

Ремонт одежды - 6 ч. Виды ремонта. Форма заплат. Штопка белья. Практические работы: Определение вида ремонта; Подбор ниток и тканей; Раскрой заплатки; Подготовка места наложения заплаты; Наметывание заплаты; Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине; Подготовка ткани под штопку; Выполнение штопки; Утюжка изделия. Эстетика одежды.

Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора - 8 ч. Кепи и берет: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани. Умение: Учет рисунка ткани при раскрое изделия.

Пошив летнего головного убора - 12 ч. Изделие: Кепи из хлопчатобумажной ткани. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма). Настрочной и расстрочной швы: характеристика и их использование при пошиве головных уборов. Практические работы: Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи; Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку; Вкладывание подкладки в головку; Обработка козырька; Практические работы - 10 ч. Снятие и запись мерок; Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя; Вырезание выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой.

Контрольная работа - 4ч. Пошив головного убора по готовому крою



Распределение учебных часов по разделам технологии 6 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Вводное занятие.

8

Обработка обтачкой среза ткани.

10

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.

12

Обработка сборок.

8

Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии.

26

Ремонт одежды.

12

Запошивочный шов.

6

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия.

10

Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии.

22

Бытовая швейная машина с электроприводом.

8

Обработка мягких складок.

6

Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.

10

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.

6

Построение чертежа и раскрой фартука с нагрудником.

10

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.

16

Построение чертежа и раскрой поясного спортивного изделия.

12

Пошив поясного спортивного изделия. Трусы-плавки.

16

Построение чертежа и изготовление выкроек для детского летнего головного убора.

8

Пошив летнего головного убора.

12

Практическое повторение.

38

Самостоятельная работа.

14

Контрольная работа

4

Итого:

276

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты освоения обучающимися 6 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, я именно:

- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

Должны владеть компетенциями:

- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

Должны знать/понимать:

- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Должны уметь:

- рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). Использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;

- создавать изделия с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- осуществлять контроль качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- соблюдать технику безопасности.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I Четверть -70 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

факти-

чес- кая

Тип урока

Цели урока

Основные знания

Основные термины и понятия

Оборудование и материалы


I

Вводное занятие -2 часа

1

2

Цели и задачи обучения.

2

2.09

Вводный

Дать сведения о профессии швея. Знакомство с изделиями. Знакомство с планом работы на четверть. Вспомнить правила т/б. и правила поведения в мастерской.

Цели и задачи на предстоящий учебный год. Знать правила т/б. Правила поведения в мастерской.

Карточки - задание по т/б. Образцы швейных изделий. План работы.

Таблица профессий на швейной фабрике.


II

Обработка обтачкой среза- 10 часов

3

4

Вводное занятие Цели и задачи обучения.

2

4.09

Комбинированный

Познакомить с видами срезов и видами обтачек. Развивать умение различать срезы и обтачки. Учить раскраивать обтачки. Воспитывать внимание, речь.

Знать виды срезов. Знать виды обтачек.

Обтачка

Косая

Долевая

Поперечная

Образцы обтачек.

Образцы видов

среза ткани. Ткань.

Инструменты и

принадлежности

Карточки- задания.

5

6

Применение обтачек в изготовлении белья и лёгкого женского платья. Раскрой и правила соединения косых обтачек.

2

5.09

Комбинированный

Учить раскраивать обтачки. Учить соединять косые обтачки. Воспитывать самоконтроль. Развивать глазомер, моторику рук, речь

Знать применение обтачек. Знать правила раскроя обтачек. Навыки работы ножницами.

Прямой угол

Образцы обтачек. Образцы изделий с применением обтачек Технологическая карта. Инструменты и принадлежности

7

8

Обработка деталей одинарной косой обтачкой на образце.

2


7.09

Комбинирован-ный


Учить обрабатывать срез одинарной косой обтачкой. Воспитывать усидчивость. Развивать память, глазомер, речь.

Иметь представление о способах раскроя и соединении обтачки с деталью.

Наложить

Приметать

Притачать

Выметать Кант

Технологическая карта. Крой детали и обтачки. Принадлежности, инструменты. Швейные машины. Утюг.Т\б.

Карточки - задание.

9

10

11

12

Обработка деталей двойной косой обтачкой на образце.

4

9.09

11.09

Комбинированный


Учить обрабатывать срез двойной косой обтачкой. Воспитывать аккуратность. Развивать память, мышление, глазомер, речь.

Знать последовательность выполнения.

Наложить

Приметать

Притачать

Выметать кант

Технологическая карта. Крой детали и обтачки. Принадлежности, инструменты. Швейные машины. Утюг. Т\б.

Карточки- задание.

III

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани- 12 часов

13

14

Косой срез ткани: растяжимость и сыпучесть

2

12.09

Формирование

новых знаний

Учить определять срез ткани и делать их сравнение. Воспитывать интерес к предмету. Развивать моторику рук, память, речь.

Знать свойства косого среза.

Растяжимость

Сыпучесть

Образцы срезов ткани. Раздаточный материал. Инструменты и принадлежности. Таблица срезов.

15

16

Раскрой косынки для работы.

2

14.09

Комбинированный

Учить готовить ткань к раскрою. Учить складывать ткань для раскроя косынки. Воспитывать аккуратность. Развивать внимание, мышление, речь.

Умение определять срезы. Знать свойства косого среза.

Косынка

Раскрой

План подготовки ткани к раскрою. Коллекция тканей с разными срезами. Образец складывания ткани. Ткань. Т\б.

17

18

Раскрой и соединение долевых обтачек. Обработка косого среза долевой обтачкой на образце.


16.09

Комбинирован-

ный

Учить соединять долевые обтачки. Учить обрабатывать косой срез долевой обтачкой. Воспитывать самостоятельность. Развивать глазомер, внимание, мышление.

Способы раскроя и соединения долевых обтачек. Технология обработки.

Наложить

Отогнуть

Заметать

Настрочить

Технологическая карта. Образец соединения обтачек. Раздаточный

материал. Швейные машины.

Карточки - задание. Т\б.

19

20

21

22

Обработка долевого и поперечного срезов косынки.

4

18.09

19.09

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать долевой и поперечный срезы косынки швом вподгибку. Воспитывать трудолюбие. Развивать глазомер, память, речь.

Знать технологию выполнения.

Отогнуть

Заметать

Технологическая карта. Крой косынки. Карточки - задание. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Утюг. Т/б.

23

42

Обработка косого среза косынки

2

21.09

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать косой срез косынки. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать моторику рук, внимание, речь.

Знать технологию выполнения.

Наложить

Приметать

Притачать

Выметать

Технологическая карта. Крой косынки и обтачки.

Сигнальные карточки на срезы.

Инструменты и

принадлежности

Швейные машины. Утюг. Т\б.

IV

Обработка сборок - 8 часов

25

26

27

28

Знакомство со сборками. Выполнение сборки ручным способом на образце

4

23.09

25.09

Комбинирован-

ный

Познакомить со сборкой, с её видами, применением, способами выполнения. Учить выполнять сборку ручным способом. Воспитывать интерес к предмету. Развивать внимание.

Знать применение сборки. Способы выполнения. Технологию выполнения.

Сборка

Оборка

Ручной способ

Машинная сборка.

Образцы изделий с оборкой. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности. Ткань. Т/б.

29

30

31

32

Выполнение

сборки машинным

способом на

образце.

4

26.09

28.09

Комбинирован-

ный

Учит выполнять сборку машинным способом.

Воспитывать аккуратность в работе. Развивать моторику рук, внимание, речь.

Уметь выполнять сборки. Знать положение регулятора строчки машины для выполнения сборок.

Равномерно

Образец сборки.

Технологическая карта. Крой оборки. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины.

Карточки - задание. Т\б.

V

Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии -26 часов

33

34

Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение.

2

30.09

Формирование

новых знаний

Познакомить с

производством х/б

ткани, с полотняным

переплетением.

Воспитывать

усидчивость.

Развивать моторику рук,

мышление, внимание.

Знать как получают

х/б ткань.

Название простейших

переплетений.

Хлопок.

Ткачество

Прядение

Переплетение

Полотняное

Коллекция «хлопок» Картины по теме. Образцы переплетений. Раздаточный материал. Ножницы. Т/б.

35

36

Свойства хлопчатобумажных тканей.

2

02.10

Формирование

новых знаний

Познакомить со

свойствами х/б ткни.

Учить различать х/б

ткань. Воспитывать

самостоятельность.

Развивать внимание,

мышление, память, речь.

Знание свойств

х/б ткани.

Ощупь

Блеск

Матовое

Упругость

Таблица свойств.

Коллекция х/б тканей. Игра «убери лишнее». Тесты.

37

38

Анализ образца фартука на поясе. Ткани для пошива.

2

03.10

Формирование

новых знаний

Учить делать анализ

образца. Познакомить

с тканями для пошива.

Воспитывать

трудолюбие. Развивать

внимание, память, речь.

Знать как

сделать анализ

образца. Знать

название

тканей.

Фартук

Ситец

Сатин

Образец изделия.

План анализа образца. Коллекция образцов тканей. Игра «убери лишнее».

39

40

41

42

Раскрой фартука. Название деталей кроя и контурных срезов. План пошива.

4

05.10

07.10

Комбинированный

Учить готовить ткань

к раскрою. Учить

раскраивать детали

фартука. Познакомить

с планом пошива.

Воспитывать самок-ль.

Развивать внимание, память, речь.

Знать название

деталей кроя и

контурные

срезы. Знать

план пошива

Выкройка

Припуск

Раскрой

План пошива.

Карточки - задание.

Инструкционная карта. Образец раскладки выкроек.

Сигнальные каточки на срезы.

Инструменты. Т\б.

43

44

Подготовка деталей фартука к обработке.

2

09.10

Комбинированный

Учить производить подготовку деталей к пошиву. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, моторику рук.

Иметь представление

о способах переноса линий и точек на ткани. Уметь ими пользоваться.

Контур.

Контрольные

линии.

Копировальные стежки

Крой изделия.

Образец подготовки деталей кроя к пошиву. Инструменты и принадлежности.

45

46

Раскрой косых обтачек, их соединение и подготовка к обработке.

2

10.10

Комбинированный

Закрепить знания по раскрою косых обтачек и их соединение. Воспитывать чувство ответственности.

Развивать моторику рук.

Знать

Технологию

выполнения.

Раскрой

Инструкционная карта. Технологическая карта. Ткань. Карточки - задания. Инструменты, принадлежности.

47

48

49

50


Обработка закругленного среза основной детали фартука двойной косой обтачкой.

4

12.10

14.10

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать закруглённый срез двойной косой обтачкой.

Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, речь, внимание.

Знать

Технологию

выполнения.

Наложить

Совместить

Приметать

Притачать

Выметать

Кант

Настрочить

Крой изделия. Крой обтачки. Технологическая карта. Карточки - задание. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины.

51

52

Прокладывание сборки.

2

16.10

Комбинирован-

ный

Учить выполнять сборку.

Воспитывать интерес к профессии. Развивать память, глазомер, речь.

Знать технологию выполнения сборки.

Сборка.

Собрать

Равномерно

Стачать

Крой изделия. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности

Швейные машины. Утюг. Т/б.

53

54

Подготовка пояса перед пришиванием.

2

17.10

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать пояс. Воспитывать самостоятельность. Развивать внимание, мышление, речь.

Знать

технологию

выполнения

Пояс

Завязка

Подогнуть

Приметать

Крой пояса. Технологическая карта. Карточки - задание. Инструменты и принадлежности

Швейные машины. Т/б.

55

56

Обработка верхнего среза основной детали фартука поясом.

2

19.10

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать верхний срез фартука поясом. Воспитывать самоконтроль. Развивать память, глазомер, речь.

Знать

Технологию

выполнения

Наложить

Приметать

Притачать

Настрочить

Крой фартука. Пояс. Технологическая карта. Тесты. Швейные машина. Инструменты и принадлежности. Т/б

57

58

Окончательная отделка изделия. Утюжка.

2

21.10

Комбинирован-

ный

Учить выполнять отделку на фартуке и производить влажно-тепловую обработку.

Воспитывать эстетический вкус. Развивать мышление, внимание.

Знать виды отделки

фартуков. Знать т/б

утюгом.

Отделка

Украшение

Вышивка

Аппликация

Образцы отделок.

Раздаточный материал. Швейные принадлежности.

Утюг. Т/б.

VI

Ремонт одежды- 6 часов

59

60

Виды ремонта. Заплата. Подбор ткани для заплаты.


2


31.10

Формирование новых знаний

Учить определять вид

ремонта и форму

заплаты. Учить

подбирать ткань для

заплаты. Воспитывать бережное отношение к одежде. Развивать эстетический вкус, речь

Знать виды ремонта,

формы заплат и как

подобрать ткань для

заплаты.

Ремонт

Заплата

Образцы видов ремонта. Образцы видов форм заплат. Коллекция образцов ткани. Технология подготовки заплаты к наложению.

61

62

Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения заплаты. Раскрой заплаты.


2

24.10

Комбинирован-

ный

Учить готовить изделие к ремонту и определять место наложения заплаты. Учить выполнять раскрой заплаты. Воспитывать самоконтроль.

Развивать мышление, внимание, глазомер.

Знать, как определить место ремонта на одежде.

Наложение

Изделие. Ткань.

Образец раскроя заплаты Технология подготовки изделия к ремонту.

Инструменты,

принадлежности.

Т\б.

63

64

Наложение заплаты с изнаночной стороны ручным способом.

2

26.10

Комбинирован-

ный

Учить накладывать заплату на изделие.

Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук, память, речь.

Знать технологию наложения заплаты с изнаночной стороны.

Наложить

Приметать

Подравнять

Подгиб

Подшить

Изделие. Крой заплаты. Технологическая карта.

Образец косого стежка. Игра «убери лишнее».

Инструменты и принадлежности.

VII

65- 70

Самостоятельная работа

6

28.10

30.10

31.10

Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу. Обработка косого среза долевой обтачкой.


II ЧЕТВЕРТЬ - 56 часов

I

71

72

Вводное занятие

2

09.11

Вводный

Познакомить с планом работы на четверть.

Знать правила т/б

утюгом

II

Запошивочный шов - 6 часов

73

74

Виды соединительных швов.

Конструкция и применение запошивочного шва.

2

11.11

Формирован новых знаний.

Учить различать швы по виду, по названию.

Познакомить с применением запошивочного шва. Воспитывать интерес к предмету. Развивать внимание, мышление, речь.

Знать техническую характеристику шва и технологию выполнения.

Соединительные швы.

Запошивочный шов.

Образцы соединительных швов.

Карточки - задание. Раздаточный материал. Инструменты и принадлежности. Т/б.

75

76

Выполнение запошивочного шва способом сложения ткани с выпуском одного среза.

2

13.11

Комбинирован-

ный

Учить выполнять запошивочный шов первым способом. Воспитывать аккуратность. Развивать глазомер, внимание, речь.

Знать технологию выполнения запошивочного шва первым способом.

Сложить

Сметать

Стачать

Расправить

Припуск

Обогнуть

Настрочить

Образец шва. Технологическая карта. Ткань. Швейные машины. Принадлежности и инструменты. Игра «убери лишнее». Т/б.

77

78

Выполнение запошивочного шва вкладыванием одной детали в подогнутый срез второй.

2

14.11

Комбинирован-

ный

Учить выполнять запошивочный шов вторым способом. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук, мышление, память.

Знать технологию выполнения запошивочного шва вторым способом

Сложить

Выпустить

Стачать

Расправить

Припуск

Отогнуть

Настрочить

Образец шва. Технологическая карта.

Ткань. Швейные машины. Принадлежности и инструменты.

Карточки. Т/б.

III

Построение чертежа. Изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом - 10ч.

79

80






Ночная сорочка

с круглым вырезом. Ткани для пошива. Сатиновое и саржевое переплетение.

2








16.11

Формирование новых знаний.


Познакомить с изделием, с тканями для пошива ночной сорочки. Учить выполнять сатиновое и саржевое переплетения.

Воспитывать трудолюбие. Развивать память, мышление, речь.

Знать название тканей. Знать названия деталей контурных срезов.

Ночная

сорочка

Сатиновое переплетение.

Саржевое переплетение

Образец изделия.

Образцы тканей.

Образцы переплетений.

Тесты.

81

82

Мерки для пошива ночной сорочки.

Снятие мерок.

Определение размера изделия

2

18.11

Комбинированный

Познакомить с мерками для сорочки. Учить приёмам снятия мерок. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, речь.

Знать название мерок, правила их снятия.

Уметь снимать мерки.

Мерки

Размер

Полуобхват

Горизонтальные

Вертикальные.

Таблица мерок.

Сантиметровая лента. Манекен.

Таблица «ориентировочные точки фигуры».

83

84

85

86

Построение чертежа выкройки ночной сорочки на свой размер.

4

20.11.

21.11

Комбинирован-

ный

Учить выполнять чертёж выкройки по своим меркам. Воспитывать чувство ответственности. Развивать моторику, внимание, речь.

Развивать чертёжные навыки.

Уметь строить чертёж выкройки.

Чертёж

Выкройка

Прибавки

Образец чертежа Инструкционная карта. Бумага. Мерки.

Инструменты и принадлежности.

Таблица прибавок.

87

88

Подготовка выкройки. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей ночной сорочки. Название деталей кроя и контурных срезов.

2

23.11



Комбинирован-

ный

Учить делать подготовку выкроек и готовить ткань к раскрою. Учить экономно раскладывать выкройки на ткань и раскраивать детали сорочки. Воспитывать самоконтроль. Развивать экономические навыки. Развивать внимание.

Знать, как подготовить выкройку, подготовить ткань перед раскроем. Знать название деталей и контурных срезов.

Раскладка

Перед

Спинка

Экономия

Контур

Образец подготовки выкроек. План подготовки ткани к раскрою. Образец раскладки выкроек. Ткань. Выкройки. Инструменты и принадлежности.

Сигнальные карточки на срезы.

IV

Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии - 22 часа

89

90

Обработка срезов косой обтачкой

2

25.11

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать срезы ткани косой обтачкой. Воспитывать аккуратность. Развивать глазомер, память, речь.

Технология обработки среза косой обтачкой.

Наложить

Приметать

Притачать

Выметать

Кант

Настрочить

Ткань. Косая обтачка. Технологическая карта. Карточки-задания. Утюг. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Т/б.

91

92

Анализ образца ночной сорочки. План пошива.

2


27.11



Формирование новых знаний


Учить делать анализ образца. Учить составлять план пошива, пользуясь технологической картой. Воспитывать интерес к предмету. Развивать память, мышление, речь.

Уметь делать анализ образца. Уметь составлять план пошива

Ночная сорочка. Отделка.

Образец изделия. План пошива. Технолог. карта. Образцы отделок в изделии.

93

94

Прокладывание контрольных линий. Соединение плечевых срезов сорочки запошивочным швом.

2

28.11

Комбинирован-

ный

Учить прокладывать контрольные линии по середине деталей. Учить соединять плечевые срезы. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, внимание.

Знать технологию стежка вперёд иголка. Знать технологию запошивочного шва.

Контрольная

линия.

Сложить.

Выпустить.

Заметать

Стачать

Обогнуть

Настрочить

Крой изделия.

Образец стежка вперёд иголка.

Технологическая карта запошивочного шва. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины.

95

96

97

98

Обработка выреза горловины косой обтачкой.

4

30.11

02.12

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать горловину косой обтачкой. Воспитывать самостоятельность. Развивать внимание, моторику рук, глазомер.

Знать виды обтачек. Технологию обработки горловины косой обтачкой.

Горловина

Промерить

Наложить

Уравнять

Приметать

Обтачать

Надсечки

Отогнуть

Настрочить.

Образец изделия. Крой изделия. Крой косой обтачки. Технолог. карта. Карточки - задание. Инструменты и принадлежности Швейные машины. Т/б.

99

100

101

102

Соединение боковых срезов сорочки запошивочным швом.

4

04.12

05.12

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать боковые срезы сорочки. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, глазомер, речь.

Знать технологию выполнения. Приём выполнения запошивочного шва

Сложить

Выпустить

Обогнуть

Заметать

Стачать

Расправить

Отогнуть

Настрочить.

Образец изделия. Крой сорочки. Технологическая карта. Карточки - задания. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Т/б

103

104

104

106

Обработка пройм сорочки косой обтачкой.

4

07.12

09.12

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать проймы на сорочке косой обтачкой. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, внимание, память, речь.

Знать технологию выполнения. Знать название срезов кроя.

Пройма

Наложить

Уравнять

Приметать

Притачать

Выметать

Настрочить.

Образец изделия. Крой изделия, крой обтачки. Сигнальные карточки. Технолог. карта. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Т/б.

107

108

Обработка нижнего среза сорочки швом в подгибку.

2

11.12


Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать нижний срез сорочки швом вподгибку. Воспитывать трудолюбие. Развивать моторику рук, память, мышление, речь.

Знать технологию выполнения. Приёмы выполнения шва вподгибку.

Подогнуть

Заметать

Изнанка

Настрочить.

Изделие учащихся. Образцы швов. Технолог. карта. Игра «определи шов».

Инструменты и принадлежности. Шв. машины. Т/б

109

110

Окончательная отделка изделия. Утюжка.

2

12.12

Комбинирован-

ный

Учить подбирать отделку для изделий. Воспитывать эстетический вкус. Развивать внимание, память, речь.

Знать виды отделки швейных изделий. Приёмы влажно-тепловой обработки.

Отделка

Кружева.

Изделие. Нитки. Образцы отделки. Игра «убери лишнее». Утюг. Т/б.

V

111

-

122

Практическое повторение

12

14.12

-23.12

Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами.

VI

123

126

Самостоятельная

работа

4

25.12

26.12

Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).

III ЧЕТВЕРТЬ - 80 часов

I

127

128

Вводное занятие

2

11.01

Вводный

Воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам в мастерской. Учить соблюдать правила т/б.

Знать правила т/б.

II

Бытовая швейная машина с электрическим приводом - 8 часов

129

130

Сведения о бытовых швейных машинах.

2

13.01


Формирование новых знаний.

Познакомить с назначением, с видами выполняемых работ. Познакомить с т/б при работе на швейной машине с электроприводом. Познакомить с отличиями между машинами с разным приводом. Развивать внимание.

Знать назначение швейной машины. Знать виды выполняемых работ

Роль электро-привода.

Приводные устройства.

Прямострочные Зигзагообразые Декоративные строчки.

Правила т/б. Таблица скоростей швейные машин с электроприводом. Швейная машина.

131

132

Устройство электропривода. Правила техники безопасности.

2

15.01


Формирование новых знаний.

Познакомить с устройством электропривода, с правилами т/б. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, память, речь.

Знать устройство электропривода. Знать правила т/б.

Электропривод. Электродвигатель

Пусковая педаль.

Ремень.

Вилка.

Шнур

Плакат «приводные устройства».

Правила т/б.

Карточки - задания. Швейные машина.

133

134

Пуск и остановка швейной машины.

2

16.01


Комбинирован-

ный

Учить производить пуск и остановку швейной машины. Воспитывать самоконтроль. Развивать внимание, память, речь.

Знать название частей швейной машины. Знать правила т/б.

Маховое колесо.

Сила нажима.

Правила т/б.

Швейные машины.

135

136

Устройство челночного комплекта. Механизм регулировки.

2

18.01


Комбинирован-

ный

Познакомит с устройством чесночного комплекта, с механизмом регулировки Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, память, мышление.

Знать назначение, принцип действия регуляторов швейной машины.

Шпульный

колпачок.

Винт.

Прижимная

пружина.

Кольцо.

Челнок.

Швейные машины. Плакат «устройство челночного комплекта». Тесты.

III

Обработка мягких складок - 6 часов

137

138





Виды мягких складок и их назначение.

2

20.01

Формирование новых знаний

Познакомить с мягкими складками и с их назначением. Воспитывать интерес к предмету. Развивать внимание, эстетический вкус.

Знать виды мягких складок и их назначение.

Отделка.

Мягки складки.

Образцы складок.

Образцы изделий с

Мягкими складками. Журнал мод.

139

140

Односторонние мягкие складки.

2


22.01

Комбинирован-

ный

Познакомить с

односторонними

мягкими складками.

Учить выполнять односторонние складки.

Воспитывать

аккуратность в работе.

Развивать глазомер.

Знать технологию выполнения односторонних складок.

Односторонние

складки.

Заложить.

Внутренний сгиб.

Глубина.

Ширина.

Застрочить.

Образец односторонних складок. Ткань. Инструкционная карта.

Инструменты и принадлежности.

Швейные машины. Т/б.

141

142

Встречные складки.

2

23.01

Комбинирован

ный

Познакомить с встречными складками.

Учить делать расчёт ткани на складки и выполнять их.

Воспитывать интерес к профессии.

Развивать счётные навыки, внимание.

Знать технологию выполнения встречных складок.

Встречные.

Разметка.

Надсечки.

Заложить.

Заметать.

Образец встречных складок. Ткань. Формула расчёта.

ткани. Т/б. Инструменты и принадлежности. Инструкционная карта. Швейные машины.

IV

Обработка накладных карманов и соединение их с изделием - 10 часов

143

144


Виды и фасоны карманов, их назначение.

2

25.01

Формирование новых знаний

Познакомить с видами и фасонами карманов. Дать сведения о их назначении. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, мышление, речь.

Знать фасоны и виды карманов. Знать назначение карманов.

Накладной

карман.

Карман с отворотом.

Образцы фасонов и видов карманов. План анализа кармана.

Образцы изделий с карманами. Карточки - задание.

145

146

Обработка кармана квадратной формы

2

27.01

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать карман квадратной формы. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, моторику рук, память.

Знать способы обработки и соединение с основной деталью.

Шов

вподгибку.

Подогнуть.

Заметать.

Наложить.

Настрочить.

Образец кармана. Технолог. карта. Крой кармана. Инструменты и принадлежности. Карточки-задание. Швейные машины. Т\б.

147

148

Обработка кармана обтачкой

2

29.01

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать

карман обтачкой.

Воспитывать

Самостоятельность в

работе. Развивать речь,

моторику рук, внимание.

Знать технологию обработки.

Наложить.

Наметать.

Настрочить.

Подогнуть.

Выметать.

Образец кармана.

Крой кармана и обтачки. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности. Швейные машины.

149

150

Обработка накладного кармана с отворотом

2

30.01

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать

карман с отворотом.

Воспитывать самостоятельность в работе. Развивать моторику рук, внимание, речь.

Уметь выполнять обработку.

Отворот.

Подогнуть.

Заметать.

Приутюжить.

Сложить.

Уравнять.

Обтачать.

Надсечки.

Образец кармана.

Крой кармана и отворота. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Т/б.

151

152

Обработка боковых и нижнего срезов кармана овальной формы.

2

1.02

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать карман овальной формы. Воспитывать трудолюбие. Развивать моторику рук, речь, внимание

Уметь выполнять обработку. Знать технологию обработки.

Шаблон.

Стянуть.

Заметать.

Наложить.

Настрочить.

Образец кармана.

Крой кармана.

Технологическая карта. Инструменты и принадлежности.

Карточки - задание.

Швейные машины. Т/б.

V

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла - 6 часов

153

154


Виды обработки обрезного кроя. Способы обработки углов.

2

3.02

Формирование новых знаний

Познакомить с видами обработки среза ткани и обработкой углов на изделии. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание, глазомер, речь.

Знать виды обрезного края. Знать, какими способами можно обработать углы на изделии.

Наложить.

Обвести.

Контур.

Отложить.

Раскроить.

Подкройная обтачка.

Образцы обработок среза ткани. Образцы обработки углов в изделии. Крой обтачки. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Т/б.

155

156

Обработка углов

подкройной

обтачкой на

изнаночную

сторону.

2

5.02

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать углы подкройной обтачкой на изнаночную сторону. Воспитывать самоконтроль. Развивать глазомер, моторику рук, внимание.

Знать технологию

обработки.

Наложить.

Уравнять.

Наметать.

Обтачать.

Вывернуть.

Выметать.

Наметать.

Настрочить.

Образец обтачки.

Технологическая карта. Раздаточный материал. Инструменты и принадлежности. Швейные машины.

157

158

Обработка углов подкройной обтачкой на лицевую сторону.

2

6.02



Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать углы подкройной обтачкой на лицевую сторону. Воспитывать самоконтроль. Развивать глазомер, моторику рук, речь.

Знать

технологию

обработки.

Наложить.

Уравнять.

Наметать.

Обтачать.

Вывернуть.

Выметать.

Наметать.

Настрочить.

Образец обтачки.

Технологическая карта. Раздаточный материал. Швейные машины.

Инструменты и принадлежности.

VI

Построение чертежа и раскрой фартука на поясе -10 часов

159

160

Фасоны и назначения. Ткани для пошива фартука. Название деталей кроя. План пошива.

2

8.02

Формирование

новых знаний.

Познакомить с фасонами фартука, с их назначением. Познакомить с тканями для пошива. Учить делать анализ образца. Воспитывать трудолюбие. Развивать память, речь, внимание.

Знать фасоны

фартуков, название

деталей кроя. Знать

название тканей.

Умение составлять

план пошива.

Фартук с

нагрудником.

Фартук

цельнокроеный

Образцы фасонов фартука. Коллекция тканей. План пошива. Сигнальные карточки на срезы. Схема анализа образца.

161

162

Мерки для построения чертежа выкройки фартука с нагрудником.

2

10.02

Комбинирован-

ный

Познакомить с названием мерок для фартука. Учить приёмам снятия мерок.

Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, мышление, речь.

Знать название

мерок и правила

их снятия.

Чертёж

Размер.

Полуобхват

груди.

Полуобхват талии.

Таблица мерок.

Правила снятия мерок. Манекен.

Сантиметровая лента.

163

164

Построение

чертежа

выкройки фартука

в натуральную

величину.

2

12.02

Комбинирован-

ный

Учить выполнять чертёж выкройки фартука по своим меркам. Воспитывать чувство ответственности. Развивать моторику рук, внимание.

Навыки выполнения чертежа в натуре.

Выкройка.

Чертёж.

Образец чертежа.

Образец выкройки.

Инструкционная карта. Инструменты и принадлежности.

Свои мерки. Бумага.

165

166

167

168

Подготовка ткани

к раскрою.

Раскладка выкроек на ткань.

Раскрой деталей фартука.

4

13.02

15.02

Комбинирован-

ный

Учить готовить ткань к раскрою. Учить производить раскрой деталей фартука. Воспитывать самоконтроль. Развивать внимание, память, речь.

Подготовка ткани к

раскрою. Знать как

разложить

выкройки на

ткань. Рационально использовать ткань.

Раскладка.

Контур.

Раскрой.

Экономия.

План подготовки ткани к раскрою.

Образец раскладки выкроек. Ткань.

Выкройки. Ножницы

Приспособления. Т/б.

VII

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой - 16 часов

169

170

Подготовка

деталей к

обработке.

2

17.02

Комбинирован-

ный

Учить выполнять копировальные стежки.

Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, моторику рук, речь.

Знать. Как подготовить детали перед пошивом.

Контур.

Копировальные стежки.

Крой изделия.

Образец подготовки деталей к пошиву.

Инструменты и принадлежности.

Утюг. Т/б.

171

172

Обработка срезов

фартука швом

вподгибку.

2

19.02

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать срезы фартука швом подгибку. Воспитывать чувство ответственности.

Развивать моторику рук, память.

Технологию шва

вподгибку.

Подогнуть.

Заметать.

Крой фартука.

Технологическая карта. Карточки - задание. Инструменты и принадлежности. Швейные машины.

173

174

175

176

Обработка

карманов и

соединение их с

основной деталью.

4

20.02

22.02

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать карман и соединять его с изделием. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать глазомер, внимание, речь.

Знать технологию

соединения

кармана с изделием.

Накладной

карман.

Наметать.

Настрочить.

Крой фартука и кармана. Технологическая карта. Карточки - задания.

Инструменты и приспособления. Т\б.

Швейные машины.

177

178

Обработка

бретелей и

нагрудника.


2

24.02

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать бретели и втачивать их в нагрудник.

Воспитывать трудолюбие. Развивать память, глазомер, речь.

Знать технологию обработки бретелей и соединение их с нагрудником.

Сложить.

Сметать.

Вложить.

Обтачать.

Выметать.

Крой деталей.

Технологическая карты. Карточки - задание. Инструменты и принадлежности. Швейные машины. Т\б.

179

180

181

182

Обработка пояса

и соединение

деталей изделия

с помощью

пояса.

4

26.02

27.02

Комбинирован-

ный

Учить соединять

детали при помощи

пояса. Воспитывать

самостоятельность.

Развивать внимание.

Технологию

соединения

деталей фартука

при помощи пояса.

Вдоль.

Уравнять.

Совместить.

Стачать.

Настрочить.

Крой изделия.

Технологическая карта. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины. Тесты. Т\б.

183

184

Окончательная

Отделка.

Проверка качества готового изделия.

Утюжка.

2

29.02

Комбинирован-

ный

Учить производить

окончательную отделку

изделия. Учить

проверять качество

выполненной работы.

Учить производить вто

готового изделия.

Воспитывать эстетический вкус. Развивать мышление

Знать виды

отделки. Знать,

как проверить

качество

изделия. Т/б при

работе утюгом.

Отделка.

Нагрев утюга.

Брак.

Образец отделки.

План проверки

качества. Раздаточный материал.

Инструменты и принадлежности.

Т/б.

VIII

185

-202

Практическое

повторение

18

2.03-

16.03

Практический

Закрепить знания,

умения и навыки на

практике. Воспитывать

самостоятельность.

Развивать внимание, мышление, память.

Технологию пошива изделия.

Знать технику безопасности.

Ткань. Выкройки.

Технологические карты. Раздаточный материал. Инструменты. Швейные машины. Т/б.

IX

203

204

205

206

Самостоятельная работа.

4

18.03

19.03

Выявить знания по

пройденным темам.

Воспитывать

самостоятельность и

аккуратность в

работе. Развивать

память, мышление.

Знать

технологию

пошива изделия.

Образец изделия.

Крой деталей. Тесты.

Инструменты и принадлежности.

Швейные машины. Т/б.

IV ЧЕТВЕРТЬ - 70 часов

I

207

208

Вводное занятие

2

30.03

Вводный

Воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам в мастерской. Учить соблюдать правила т/б.

Знать правила Т/б.

II

Построение чертежа и раскрой спортивного белья- 12 часов

209

210

Трусы-плавки с

резинкой по

поясу. Фасоны и

назначение.

Ткани для

пошива.

2

1.04

Формирования

новых знаний

Познакомить с изделием:

назначение, фасоны,

ткани для изготовления. Мерки для построения

чертежа плавок. Название деталей и

контурных срезов.

Знать назначение,

ткани, мерки, название деталей и

контурных срезов.

Трусы-плавки.

Поясные

изделия.

Образец изделия.

Рисунки разных

фасонов трусов.

Коллекция тканей.

211

212

Мерки для

построения

чертежа выкройки

трусов - плавок.

Снятие мерок.

2

2.04

Комбинирован-

ный

Познакомить с мерками. Учить приёмам снятия

мерок. Воспитывать

трудолюбие,

самоконтроль.

Развивать внимание,

мышление, речь.

Знать название и

назначение мерок. Знать приёмы снятия

мерок.

Полуобхват

талии.

Полуобхват

бёдер.

Высота сиденья.

Таблица мерок.

Манекен.

Сантиметровая

лента.

213

214

Построение чертежа выкройки трусов-плавок в масштабе 1:4.

2

4.04

Комбинирован-

ный

Учить строить чертеж в масштабе. Воспитывать чувство ответственности. Развивать чертёжные навыки. Развивать моторику рук, речь, внимание.

Знать инструкцию

построения чертежа

изделия. Знать виды

линий чертежа.

Образец чертежа.

Бумага. Инструменты и принадлежности.

Инструкционная карта. Свои мерки.

215

216

Построение чертежа в натуральную величину.

Название деталей кроя и контурных срезов.

2

6.04

Комбинирован-

ный

Учить строить чертеж

в натуральную

величину. Воспитывать

трудолюбие. Развивать

чертёжные навыки.

Развивать моторику

рук, внимание, речь.

Знать инструкцию

построения чертежа изделия. Знать виды линий чертежа. Знать название деталей и контурных срезов.

Накладной

пояс.

Цельнокроеная

Задняя половина.

Передняя половина.

Образец чертежа.

Образец выкройки.

Бумага. Инструменты и принадлежности.

Инструкционная карта. Свои мерки.

217

218

219

220

Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей трусов-плавок.

4

08.04

09.04

Комбинирован-

ный

Учить рационально раскладывать выкройки на ткани. Учить производить раскрой деталей трусов. Воспитывать интерес к предмету. Развивать экономические навыки, память.


Знать правила

раскладки выкроек на ткань, приёмы раскроя.

Образец раскладки выкроек на ткань. План подготовки ткани к раскрою. Ткань. Выкройки.

Инструменты и

Приспособления. Т\б.

III

Пошив поясного спортивного белья - 16 часов

221

222

Сравнение х/б и льняных тканей.

Лабораторная работа: «Определение х/б и льняных тканей».

2

11.04

Комбинирован-

ный

Учить сравнивать х/б

и льняные ткани,

использовать эти

свойства при пошиве.

Учить определять ткани

по виду, на ощупь, по

способу горения.

Знать отличительные признаки тканей, их свойства.

Воздухопрони-цаемость.

Гигиеничность

Сминаемость

Стойкость к

износу.

Образцы тканей.

Коллекция «х/б ткани», «льняные» ткани». Таблица

свойств.

223

224

План пошива. Подготовка кроя к пошиву.

2

13.04

Комбинирован-

ный

Познакомить с планом пошива. Учить производить подготовку деталей к пошиву.

Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, моторику рук.

Знать план пошива.

Технологию

подготовки ткани к

пошиву.

Конструкцию копировального стежка.

Линия шага.

Раздвинуть.

Разрезать.

Образец изделия.

План пошива.

Карточки - задания.

Образец подготовки кроя к пошиву.

Инструменты и

Приспособления. Т\б.

225

226

Обработка

накладной

ластовицы и

соединение её с

изделием.

2

15.04

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать накладную ластовицу

и соединять её с

изделием. Воспитывать

самостоятельность.

Развивать мышление,

глазомер, речь.

Знать технологию обработки ластовицы и соединение её с трусами.

Подогнуть.

Заметать.

Наложить.

Совместить.

Наметать.

Настрочить.

Образец изделия.

Крой трусов и крой ластовицы. Инструкционная карта. Технологическая карта. Швейные машины. Инструменты и принадлежности.

227

228

229

230

Обработка боковых срезов.

4

16.04

18.04

Комбинирован-

ный

Учить соединять боковые срезы трусов запошивочным швом. Воспитывать трудолюбие. Развивать внимание, глазомер.

Знать технологию выполнения запошивочного шва.

Сложить.

Уравнять.

Сметать.

Выпустить.

Отогнуть.

.

Крой изделия. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины.

Т/б.

231

232

233

234

Обработка нижнего среза трусов косой обтачкой.

4

20.04

22.04

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать закруглённый срез косой обтачкой. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, мышление, речь.

Знать технологию обработки.

Наложить.

Уравнять.

Приметать.

Обтачать.

Надсечки.

Отогнуть.

Выметать.

Крой изделия. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины.

Т/б.

235

236

Обработка верхнего среза трусов швом вподгибку. Вдевание резиновой тесьмы.

2

23.04

Комбинирован-

ный

Учить обрабатывать

верхний срез швом вподгибку и вдевать резиновую тесьму. Воспитывать аккуратность. Развивать глазомер, моторику рук.

Технологию выполнения шва вподгибку. Технологию вдевания резинки.

Подогнуть.

Отогнуть.

Припуск.

Заметать.

Отверстие.

Крой изделия. Технологическая карта. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины.

Т/б. Карточки-задания.

IV

Ремонт одежды- 6 часов

237

238

Определение вида ремонта. Форма заплат. Подбор материалов.

2

25.04

Формирования новых знаний

Познакомить с видами ремонта, с формами заплат. Учить определять вид ремонта. Воспитывать эстетический вкус. Развивать моторику рук, внимание, мышление.

Знать виды ремонта. Материалы для ремонта. Формы заплат.

Ремонт.

Штопка.

Заплата.

Петля.

Распоровшийся

Образцы видов ремонта. Образцы видов заплат. Раздаточный материал.

Инструменты и принадлежности. Т/б. Тесты.

239

240

Штопка белья.

2

27.04

Комбинирован-

ный

Учить производить штопку белья. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать внимание, мышление, речь.

Знать, что такое штопка. Конструкцию выполнения штопки.

.

Штопка.

.

Образцы штопки. Раздаточный материал. Инструменты и принадлежности.

Игра «убери лишнее». Т\б.

241

242

Настрачивание заплаты накладным швом.

2

29.04

Комбинирован-

ный

Учить настрачивать заплату накладным швом.

Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание, глазомер, речь.

Знать и уметь выполнять работы по наложению заплаты накладным швом.

Наложить.

Приметать.

Настрочить.

.

Образцы изделий с заплатой. Инструкционная и технологическая карты. Инструменты и принадлежности. Т/б.

V

Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора. - 8 часов

243

244

Фасоны головных уборов. Анализ образца.

2

30.04




Формирования

новых знаний

Познакомить с фасонами

головных уборов. Учить делать анализ образца. Воспитывать эстетический вкус. Развивать память, речь.

Знать название фасонов головных уборов.

Головные

уборы.

Кепи.

Берет.

Шляпа.

Панама.

Образцы головных уборов. План анализа образца. Карточки - задания.

245

246

247

248

Мерки для построения чертежа выкройки кепи, козырька, берета. Снятие мерок. Построение чертежей.

4

02.05

04.05

Комбинирован-

ный

Познакомить с мерками для построения чертежей головных уборов, с приёмами их снятия. Учить изготовлять выкройки. Воспитывать усидчивость. Развивать внимание, мышление.

Знать мерки для головных уборов и приёмы их снятия.

Мерки.

Чертёж.

Выкройка.

Таблица мерок, их назначение. Манекен. Образцы выкроек. Плакат «Ориентировочные точки фигуры». Сантиметровая лента. Бумага. Инструменты.

249

250

Название деталей кроя и контурных срезов. Расчёт расхода ткани. Раскладка выкроек и раскрой деталей кепи.

2

06.05

Комбинирован-

ный

Познакомить с название деталей кроя и названием срезов. Учить делать расчёт расхода ткани. Учить делать раскладку выкроек на ткань и раскраивать детали кепи. Воспитывать экономические навыки. Развивать внимание, речь

Знать название деталей и контурных срезов. Умение делать расчёт расхода ткани. умение производить раскрой деталей.

Клин.

Козырёк

Донышко.

Околыш.

Выкройки. Образец раскладки выкроек на ткань. Сигнальные карточки на срезы.

Формула расчёта ткани. Карточки-задание. Бумага. Инструменты и приспособления.

VI

Пошив летних головных уборов - 12 часов

251

252

Ткани, применяемые для пошива головных уборов. Материалы для отделки.

2

07.05

Формирования

новых знаний

Познакомить с тканями для пошива головных уборов, с материалами для отделки. Учить подбирать отделку к фасону. Воспитывать эстетический вкус. Развивать мышление, речь.

Знать название тканей и материалов для изготовления головных уборов.

Пряжка.

Эмблема.

Хлястик.

Погончик.

.

Коллекция тканей. Образцы материалов для отделки. Карточки - задание. Игра «убери лишнее». Рисунки.

253

254


План пошива. Настрочной и расстрочной швы.

Выполнение на образце.

2

11.05

Комбинирован-

ный

Познакомить с планом пошива. Познакомить с приёмами выполнения настрочного и расстрочного швов. Учить выполнять швы на образце. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание.

Знать план пошива.

Технологию выполнения настрочного и расстрочного швов.

Расстрочной.

Настрочной.

.

План пошива. Образцы швов. Технологическая карта. Раздаточный материал. Инструменты и принадлежности.

Швейные машины. Т/б.

255

256

257

258


Стачивание клиньев верха, подкладки. Соединение деталей козырька и его отстрачивание.

.

4

13.05

14.05

Комбинирован-

ный

Учить стачивать клинья.

Учить соединять детали козырька и выполнять на нём отстрочку. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук, память, речь.

Технология соединения клиньев стачным швом.

Приёмы выполнения отстрочки козырька.

Сложить.

Наметать.

Настрочить.

Отстрочить.

Колодочка.

.

Детали кроя клиньев, подкладки, козырька.

Образец козырька с отстрочкой.

Инструменты и принадлежности.

Швейные машины. Т/б.

259260

Соединение верха, подкладки и козырька. Растрачивание клиньев.

2

16.05

Комбинирован-

ный

Учить собирать детали в готовое изделие. Учить делать расстрочку клиньев. Воспитывать усидчивость. Развивать глазомер, внимание, речь.

Приёмы соединения деталей кепи в готовое изделие. Приём выполнения расстрочного шва.

Расстрочить.

Обтачать.

Застрочить.

Вметать.

Втачать.

Образец изделия. Технологическая карта. Детали кроя.

Инструменты и принадлежности.

Швейные машины. Т/б.

261

262

Окончательная отделка изделия. Проверка качества. Утюжка

2

18.05

Комбинирован-

ный

Учить делать отделку на готовом изделии. Учить проверять качество готового изделия. Учить производить утюжку. Воспитывать эстетический вкус. Развивать мышление, память, речь.

Знать виды отделки. Знать, как проверять качество изделия.

Отделочная строчка.

Образцы отделок. Раздаточный материал. План проверки качества готового изделия. Инструменты. Утюг. Т/б.

VII

263

-272

Практическое повторение

10

20.05

21.05

23.05

25.05

27.05

Практический

Пошив трусов-плавок, головных уборов.

VIII

273-

276

Контрольная работа.

4

28.05

30.05

Контрольный

Пошив головного убора по готовому крою



Формы оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики о бучения используется текущий, промежуточный итоговый контроль. Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения, а также с помощью тестов и карточек-заданий



Учебно-методическое обеспечение

2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий. 3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ. 4.Учебно-наглядные пособия: плакаты, технологические и инструкционные карты, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ. 5.Материалы и инструменты. 6.Картотека презентаций, компьютер.

Основная литература:

1. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.:

- Просвещение, 2006 г.

2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007 г.

Дополнительная литература:

1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

3. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.

5. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.

7. Сборник тестов по проверке знаний программного материала уч-ся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида. Методическое пособие. - Казань.:

РИЦ. «Школа», 2007.

Средства обучения

  • Таблица «Детали швейной машины»;

  • Коллекция тканей, пуговиц, волокон;

  • Образцы изделий: юбка, ночная сорочка, пижама, наволочка;

  • Выкройки: юбка, ночная сорочка, пижама;

  • Образцы поузловой обработки изделий: горловина, сборки, соединительные швы, оборки;

  • Ребусы, пословицы о труде.


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»




«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Зорина Н.И.

Протокол № ___

от «____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

__________________ Лаврентьева М.А.

«____»____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор школы - интерната

_________________ Рахматуллин З.Г.

Приказ № ___

от «___»_________________2015 г.

Протокол педагогического совета №____

от «____»______________2015 г.




Рабочая программа швейного дела


6 класс


на 2015-2016 учебный год.





Разработана учителем трудового обучения

Зориной Ниной Ивановной



33


© 2010-2022