Выступление Развитие эстетических способностей учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия




Обобщение опыта


«Развитие эстетических способностей учащихся на уроках технологии»


Учитель технологии

Юсупова В.Н.




Ведущая идея моего педагогического опыта «Развцтие эстетических способностей учащихся на уроках технологии».

На протяжении ряда лет я изучала труды как классиков педагогики К.Д. Ушииского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, так и работы современных авторов Н.М.Аксариной, Ю.Борева, И.Д.Запорожца, С.М.Ковалева и др. В своей практической работе учителя технологии я использовала накопленный мною теоретический опыт, что позволило мне находить наиболее рациональные формы проведения занятий, которые бы воздействовали, образно выражаясь, не только на ум, но и на сердце, чувства учащихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» - говорил К.Д.Ушинский. Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Как известно, воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков. У

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Искусство - ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины. Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

"Радость труда ... немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает. Радость труда - красота бытия" - говорил В.А. Сухомлинский. В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки" - говорил А.В.Луначарский.

Остановимся на содержании и методах эстетического воспитания. Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.

Осваивая окружающую действительность и искусство, дети тем самым формируют у себя знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети усваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, должным и реально существующим.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Как все богатое содержание эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого "инструмента" это можно сделать? По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников, является метод.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:

  • Наблюдение за окружающей действительностью:

  • Большое значение имеют также беседы и рассказы, т.к. в них учащиеся могут высказать свое мнение.

  • Развитие самостоятельных действий - учитель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

  • Включение в трудовое воспитание - необходимо учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека. Это проявляется в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Задача учителя технологии раскрывая красоту труда, подвести учащихся к восприятию прекрасного в окружающей их жизни, предметах быта, поведение и отношение людей друг к другу,

В подростковом возрасте (10-14 лет) учащиеся уже могут сознательно оценивать и сопоставлять прекрасное и уродливое. Уже на первых занятиях можно увидеть уровень эстетического развития учащихся, так как он проявляется не только в трудовых приемах, организации рабочего места, но и в манере поведения, отношении друг к другу, во внешнем виде, умении носить одежду и т.д.

В зависимости от уровня эстетического развития не только отдельных учащихся, но и всего коллектива в целом приходится отбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на учащихся.

Каждый год, начиная с пятого класса и кончая восьмым классом, я рассказываю учащимся о сервировке стола и культуре поведения, каждый раз добавляя что-то новое. Например в пятом классе я рассказываю о сервировке чайного или кофейного стола, стола к завтраку, о том, как вести себя за столом.

В шестом классе учу сервировать стол к ужину и обеду, как принимать гостей и вести себя в гостях. В седьмом классе провожу урок в виде ролевой игры «В доме и в гостях» Здесь я рассказываю о сервировке праздничного стола. Учащиеся сами выбирают тему праздника: «День рождения», «Новый год», или просто «Приходите на обед и ли на ужин», «На чашку чая, кофе» и т.д. Предлагаю учащимся самим подобрать литературу для проведения ролевой игры и на уроке сделать сообщение. Учащиеся сами распределяют между собой роли и, готовясь к труду, прорабатывают материал. В восьмом классе, проводя урок на эту тему, я уже знакомлю учащихся с различными банкетами: банкет за столом, банкет-коктейль, банкет-чай, банкет-фуршет, шведский стол. Рассказываю, как правильно подавать блюда и напитки. В беседах с учащимися поясняю, что вкусно приготовленная пища доставляет наслаждение лишь в том случае, когда стол красиво накрыт и за ним удобно сидеть. Стулья размещаются вокруг стола таким образом, чтобы сидящим не мешали ножки стола или локти соседей.

Скатерть должна быть чистой, при ее подборе учитывается сочетание с посудой. Если посуда с пестрым узором, то скатерть должна быть однотонной, и наоборот, если сервиз спокойного однотонного цвета, то скатерть может быть яркой и т.д.

В 7-8 классах с учащимися составляем меню праздничного стола. Объясняю учащимся, что праздничный стол надо украшать цветами. Они создают хорошее настроение, придают столу торжественный вид. Ставят цветы в специально подобранной вазе в удобном месте, при этом цветы не должны заслонять собой блюда и сидящих за столом. В зависимости от времени года стол можно украсить и веточками ели, сосны, вербы.

На протяжении всех занятий по кулинарии обращаю внимание на правила поведения за столом, на приемы пользования столовыми приборами.

При прохождении темы «Консервирование» рассказываю учащимся как сохранить при консервировании первоначальный вид и цвет продукта, чтобы овощи или фрукты не мялись и не потрескались, объясняю от чего это зависит. Например, при консервировании яблок и томатов отбираются только самые крепкие плоды одинаковые по величине. При тепловой обработке надо точно придерживаться установленного времени на эту процедуру, так как от этого зависит их вид и вкус.

"Показываю учащимся приемы фигурной нарезки фруктов и овощей с помощью приспособлений. Выполняя эту операцию, учащиеся узнают, что яблоки и груши при разрезании темнеют, а если их быстро погрузить в чуть подкисленную или подсоленную воду, то они сохраняют свой цвет. На таких примерах школьники учатся совмещать полезное с красивым.

Считаю, что неотъемлемой частью эстетического воспитания является соблюдение правил личной гигиены и правильная организация рабочего места. Требую, чтобы на уроках кулинарии все девочки были в косынках и фартуках, а рукава закатаны по локоть. При первичной обработке продуктов слежу за тем, чтобы учащиеся не разбрасывали отходы по столу, а складывали их в специальную посуду. Объясняю учащимся, что при приготовлении блюд ложки, вилки и лопаточки, которыми размешивают, переворачивают и раскладывают приготовленную пищу, не должны лежать на голом столе, для этого нужно использовать специальную посуду. Также учу девочек мыть посуду в существующих условиях: сначала чайную, потом вилки, ложки, тарелки и после всего кастрюли и сковороды. Затем вся посуда ополаскивается в чистой воде и высушивается или вытирается чистым полотенцем. Это дается нелегко. Только под неусыпным контролем учителя можно добиться соблюдения всех этих правил.

Для формирования у учащихся чувства красоты большое значение имеют темы «Элементы материаловедения» и «Конструирование и моделирование одежды» раздела «Работа с тканью». Так, например, прежде чем приступить к занятиям по шитью изделий в 5-м классе, знакомлю учащихся с текстильными волокнами, обращаю внимание на различные виды переплетений и отделки ткани. В качестве закрепления материала учащиеся оформляют коллекции образцов тканей. Воспитательную работу при этом направляю на выработку умений использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнении сложной композиции. Такое задание даю на бригаду. Учащиеся приносят из дома лоскутки ткани и вместе составляют из них карточные композиции. Это могут быть персонажи мультфильмов, сказок, фигуры животных и д.р. Прежде чем приступить к конструированию простейшего изделия-фартука, прошу учащихся рассказать о его назначении и применении, затем предлагаю нарисовать эскиз своего фартука, нацеливая учащихся на творческое выполнение задания. Объясняю учащимся, что он должен быть нарядным. Рассказывая о рабочей одежде, и в частности о фартуке, отмечаю, как при помощи различных вариантов отделки, изменения конструкции фартука можно не только создать строгий рабочий вид изделия, но и украсить его, а тем самым создать у себя хорошее настроение, вызвать желание трудиться в такой рабочей одежде. А от хорошего настроения зависит и качество выполняемой работы. Как показывают наблюдения, уч-ся 5-х классов способны воспринимать сложные цвета и их сочетание в тканях, однако иногда в эскизах учащихся обнаруживаются неестественные цвета, надуманные их сочетания, нарушение пропорций. Это свидетельствует о неумении некоторых понимать красоту окружающих вещей, об отсутствии чувства гармонии. В их представлении красивый материал-это яркая, дорогая ткань. Красивый - значит очень сложный фасон, включающий разнообразные украшающие детали. При объяснении трудового задания рассказываю учащимся о свойствах, цвете и рисунке тканей, о конструкции изделия и соразмерности частей в нем, о зрительном ощущении пропорций. Обращаю внимание учащихся на соответствие фасона назначению модели, на конструктивные линии, подчеркивающие пропорции человеческого тела, элементы отделки, их соответствие форме и цвету изделия. Перед шитьем ночной сорочки в 7-ом классе даю задание по моделированию будущего изделия. При этом поощряю стремление учащихся украсить модель декоративными материалами: кусочками тесьмы или кружева. Школьники выполняют моделирование изделия, используя цветную бумагу, а затем постепенно оформляют его деталями, вырезанными из ткани, тесьмы: аккуратно наклеивает, создавая форму деталей будущей модели.

На конкретном примере убеждаю учащихся в том, что функциональное назначение сорочки определяет и выбор ее общей формы. Она должна быть простой, свободной, расклеенной или «расширенной», так отвечают школьники и объясняют, что такая форма удобна для сна. Рукава, по понятиям учащихся, должны быть «удобными», «не стягивающими руку», «просторными для плеч». Направляю внимание учащихся на внешний вид этих деталей, предлагаю рассматривать различные формы цельнокроеных рукавов. Приступая к оформлению выреза горловины сорочки, обращаю внимание школьников на выбор наиболее красивой линии. Нередко учащиеся склонны ко всякого рода изменениям украшательствам в одежде (пуговицы, банты, цветы, аппликации и т. д.). В таких случаях разъясняю учащимся, почему нельзя так делать. Для выполнения изделий рекомендую учащимся использовать малонасыщенные, светлые тона тканей так чтобы сочетание отделок не создавало впечатления пестроты, воспринималось как закономерное и подчеркивало у девочек присущие им такие возрастные черты, как нежность и легкость движений. В 8-ом классе больше внимания уделяю учету индивидуальных особенностей учащихся как при выполнении эскиза изделия, так и на этапе конструирования и моделирования, подчеркиваю, что моделирование одежды - одна из важнейших стадий швейного производства. Главным в решении эстетической задачи являются силуэт, пространственная композиция элементов изделия, выбор ткани и цветовое решение. Как показывает практика, учащиеся с большим желанием выполняют рисунки изделий, используя фломастеры, цветные карандаши и т.д., причем они учитывают свои индивидуальные особенности. Перед выполнением этой работы провожу беседы об эстетическом соответствии материала его назначению, индивидуальным особенностям каждого. Для этого использую журналы мод, напоминаю учащимся, что основной тон ткани должен гармонировать с цветом кожи, глаз и волос. Брюнеткам и шатенкам, например, подходят ткани светлых и ярких тонов: желтый, светло- оранжевый, нежно-розовый, белый, светло-зеленый, беж, серый, красный. А блондинкам идут синие, зеленые, светло-фиолетовые, красно- фиолетовые цвета в зависимости от цвета лица. Показываю образцы тканей, убеждаю школьников в том, что одежду им нужно шить из дешевых тканей, т.к. их рост и фигура еще окончательно не сформировались и они быстро вырастают из своей одежды, а кроме того, в их возрасте не принято носить вещи из дорогих тканей. Также подчеркиваю, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить и внешний вид, и фигуру человека. Так, например, для полной и невысокой девочки нужно выбирать ткань с маленьким рисунком (мелкие полоски, горошек, клеточка, орнамент с продолговатым рисунком, вытянутым по длине ткани). И наоборот, для высокой и худощавой фигуры лучше подойдут ткани светлых тонов. Подсказываю, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями фигуры путем использования элементов отделки и украшений. Учитель обслуживающего труда, как правило, знает все «особенности» своих воспитанников, их интересы и стремления. Важно вовремя дать нужный совет, оказать помощь, разъяснить, что в первую очередь окружающие смотрят не на то, модная ли одежда, а на девочку, ее лицо, фигуру, манеры, любуются ее юностью. Надо внушать подросткам, что они неповторимы своей непосредственностью, поэтому не следует стремиться быть похожими на взрослых одеждой, обувью, манерами поведения. Девочка, которая одела немыслимые туфли на каблуках или платье из дорогой ткани, уже теряют свою неповторимую прелесть, выглядит неуклюже, скована в движениях, походка у нее становится неуравновешенной и некрасивой, меняется осанка. Беседа, сравнение с другой ученицей, более подтянутой, аккуратной, замечание на уроке или похвала бывают иногда тем целительным бальзамом, который лечит от преждевременной взрослости, замкнутости или показной грубости, легкомыслия. С развитием самосознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей, к их взаимоотношениям, у подростков возникает желание найти свой идеал .

Так, например, многие восьмиклассницы склонны подражать внешнему облику своих сверстниц на Западе, считая их одежду и манеры идеалом красоты и совершенства. Учитель должен развенчивать несостоятельность такого «идеала красоты» , подчеркивать, что нельзя слепо копировать уродливые явления западной моды. В связи с этим представляется необходимым использование национального компонента обучения. На занятиях по технологии я знакомлю учащихся с особенностями русской, мордовской и татарской национальной одежды, народными орнаментами, особенностями национальной кухни народов Поволжья. Широко использую при этом журналы, выходящие на русском и татарском языках, организовываю для учащихся экскурсии в музеи г. Саранска. На мой взгляд, все это помогает им не только расширить свои эстетические познания, но и в какой-то мере сохранить культуру нашего народа. По моему убеждению учитель технологии должен постоянно вести систематическую и целенаправленную работу по эстетическому воспитанию учащихся, помня, что именно в школьные годы закладывается фундамент будущей личности, проявляются природные задатки, формируются характер и убеждения, взгляды на жизнь.


© 2010-2022