Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Фартук один из видов одежды, которую люди используют на протяжении многих веков. Мода на ношение фартуков менялась неоднократно. В наше время многие люди не считают фартук необходимым предметом своего гардероба, а правильно ли это? Как сделать фартук популярным? Наш проект призван познакомить с историей фартука, с традициями национальной одежды. Провести исследование использования фартука в школьной столовой. Разработать и изготовить самостоятельно изделие выбранного назначения. При выполнении п...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 г. ТЮМЕНИ


XIX ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ШАГ ЗА ШАГОМ»






«Фартук с нагрудником»








Автор: Тетервакова Елизавета

МАОУ СОШ № 25 города Тюмени

8А, 7Б, 7 В классы


Научный руководитель:

Хайрутдинова Елена Владимировна,

Учитель технологии

МАОУ СОШ № 25 города Тюмени


Тюмень, 2015год

Содержание:

Аннотация__________________________________________________________________ 2

Введение___________________________________________________________________________4

Научная статья______________________________________________________________________5

Вывод ____________________________________________________________________________ 10

Список литературы__________________________________________________________________11

Приложение________________________________________________________________________12









Аннотация

Фартук один из видов одежды, которую люди используют на протяжении многих веков. Мода на ношение фартуков менялась неоднократно. В наше время многие люди не считают фартук необходимым предметом своего гардероба, а правильно ли это? Как сделать фартук популярным? Наш проект призван познакомить с историей фартука, с традициями национальной одежды. Провести исследование использования фартука в школьной столовой. Разработать и изготовить самостоятельно изделие выбранного назначения. При выполнении проекта мы применяем знания полученные на уроках технологии, ИЗО, истории.







Введение

При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку, тоже самое необходимо делать и в школьной столовой.

Актуальность: Фартук - широко распространенная и почти не изменяющая часть одежды с древнейших времен до наших дней. Он должен быть удобным для работы и соответствовать своему назначению. Фартук для приготовления пищи должен предохранять платье от загрязнения, нарядный для обслуживания гостей. Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда - это халаты и комбинезоны. Возможно, что этот вид одежды со временем останется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.

Цель моей работы: Пошив фартуков в школьную столовую.

Задачи: Научиться изготовлять фартук с нагрудником; разрабатывать выкройки. Изучить способы обработки изделия; приобрести умения и навыки работы с тканью, со швейной машиной.

Объект исследования:

  • книги, журналы;

  • ткани;

  • чертежи выкроек.

Методы исследования:

  • инструкции,

  • иллюстрации;

  • практические;

  • обобщение.

Новизна исследования: Фартуки можно отнести по половой принадлежности, что мы и сделаем. Мы сошьём фартуки как на девочек, так и на мальчиков, сохранив выбранный стиль исполнения.


Научная статья

История фартука

История фартука (передника) начинается с Древнего Египта. Передник был характерной принадлежностью мужской одежды. Мужчины, состоящие на государственной службе, носили юбки с плиссированными передниками.

У римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Держался передник с помощью пояса.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится принадлежностью рабочей одежды. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава (Приложение 1).

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи - важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века (Приложение 2).

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а также является производственной одеждой. Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

Выбор материалов, инструментов, приспособлений.

Инструменты и приспособления

Ножницы, наперсток, иглы, линейка, мел, сантиметровая лента, утюг, гладильная доска, швейная машина.

Выбор модели

Фартук из льняной ткани, овальной формы с мягкими складками на поясе, накладным карманом и оборками из кружев. (Приложение 3.)

Фартук из гладкокрашеной ткани с защипками на поясе. Бретели и низ фартука отделаны оборками. Бретели, оборки и накладные карманы выполнены из отделочной ткани с печатным рисунком. (Приложение 4.)

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком и с защипками на поясе. Настрочная планка нагрудника, накладные карманы, пояс и бретели выполнены из отделочной ткани. (Приложение 5.)

Фартук из льняной, однотонной ткани. Состоит из основной детали с нашитыми на неё накладными карманами. Отделка: аппликация, тесьма. (Приложение 6.)

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, со сборкой на поясе и карманами в фигурном подрезе по линии низа. (Приложение 7.)

Фартук из хлопчатобумажной или льняной ткани, состоит из нагрудника и нижней части, расширяющейся к низу. Пояса - завязки, бретель притачивается к нагруднику. Отделка: оборка, аппликация.

Конструирование фартука с нагрудником

Описание модели. Для своей работы мы выбрала фартук с нагрудником и накладными карманами. Из ткани прямой формы с мягкими складками от верхнего среза. Нагрудник соединяется с нижней частью фартука при помощи пояса с завязывающими концами. Нагрудник выполнен с бретелями. Низ и края фартука обработаны швом в подгибку с закрытым срезом.

Построение чертежа фартука с нагрудником

Условные обозначения

Наименование

Мерки на типовую фигуру см.

Свои мерки

Дн

Длина нагрудника

15

20

Днч

Длина нижней части

35

50

Ст

Полуобхват талии

31

40

Сб

Полуобхват бедер

40

50

№ п/п

Буквенное

обозначение

Последовательность построения, название отрезка

Расчет

ная формула

Расчет, см

На типовую фигуру

На себя

Построение сетки чертежа

1

В

Построить прямой угол в т.В

-

-

2

ВН

Длина фартука

Дн+Днч

15+35=50

3

ВТ

Длина нагрудника

Дн

15

4

ВВ1

Ширина фартука

Сб:2+6

40:2+6=26

5

ВНН1В1

Построить прямоугольник

-

-

6

ТТ1 ׀ ׀ ВВ1

Линия талии

-

-

Построение нагрудника

7

ВВ2

Ширина верха

п/в=7

7

8

ТТ2

Ширина низа

ВВ2+1,5

7+1,5=8,5

9

В2Т2

Боковая сторона

-

-

Построение кармана

10

ТК=КК1

Положение точки К1

п/в=7

7

11

К1К3К4К2

Карман

Длина стороны п/в=14..15

15

12

-

Обвести контур нагрудника, нижней части и кармана

-

-

Построение пояса

13

ПП1

Ширина пояса

п/в=5

5

14

ПП2

Длина пояса

Ст+30

31+30=61

15

ПП2П3П1

Построить прямоугольник и обвести его

-

-

Построение бретелей

16

ББ1

Ширина

п/в=5

5

17

ББ2

Длина

п/в=50

50

18

ББ2Б3Б1

Построить прямоугольник и обвести его

-

-


Чертеж выкройки фартука с нагрудником

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Технология изготовления фартука

  1. Подготовка фартука к обработке: проложить контрольную линию на нагруднике, нижней части фартука, поясе прокладочными стежками (красной ниткой).

  2. Проложить прямые копировальные стежки в местах расположения карманов (двойной штопальной ноткой красного цвета).

  3. Заготовить бретели: сложить её пополам вдоль, лицевой стороной внутрь, сметать и стачать швом 1см, вывернуть на лицевую сторону и проутюжить (Приложение 9) .

  4. Заготовить карманы: обрезной срез верха карманов подогнуть на 0,5 -1 см на изнаночную сторону, ещё раз подогнуть на 2 - 2.5 см, заметать и прострочить на 0,1 см от подогнутого края; боковые и нижние срезы подогнуть на 1см на изнаночную сторону, подогнув уголки кармана, заметать; подготовленные карманы наложить и приметать к нижней часть фартука, настрочить на расстоянии 0,1 см (с трёх сторон), от подогнутого края.

  5. Заготовить нагрудник: для этого сложить лицевой стороной внутрь обе детали нагрудника. Между ними в размеченные места вложить бретели, совместив обрезные края всех деталей. Обтачать от срезов с трёх сторон. Вывернуть нагрудник на лицевую сторону, выметать и проутюжить (Приложение 10) .

  6. Обработка боковых срезов: подогнуть боковые срезы фартука на 0,5 см , ещё раз подогнуть на 1 см , заметать и прострочить на расстоянии 0,1 см от внутреннего подогнутого края.

  7. Обработка нижнего среза фартука: подогнуть обрезной край на 0,5 см на изнаночную сторону, подогнуть уголки, ещё раз подогнуть на 2 см, заметать и прострочить на 0,1 см от подогнутого края (Приложение 11) .

  8. Обработка верхнего среза нижней части фартука: заложить складки по размеченным линиям, заметать их вдоль складки.

  9. Соединение деталей фартука: к изнаночной стороне нижней части фартука приложить нагрудник нижней стороной к изнаночной стороне фартука сколоть и заметать, совместив середины (Приложение 12 ) .

  10. Наложить на нагрудник пояс, совмещая середины деталей и уравнивая срезы; боковые стороны нижней части совместить с контрольными точками на поясе. Сколоть и сметать детали на расстоянии 1 см.

  11. Обработка концов пояса. Сложить пояс вдоль, лицевой стороной внутрь, заметать и прострочить на расстоянии 1см от среза. Вывернуть на лицевую сторону, выметать и проутюжить.

  12. Срез пояса подогнуть на 1см на изнаночную сторону по всей оставшейся длине ,заметать и прострочить пояс на расстоянии 0,1 см от края.

  13. Отутюжить фартук (Приложение 13) .

Себестоимость

Наименование

Цена за ед.

Расход материала

всего

Ткань

350руб.

6,60 м

700 руб.

Нитки

10 руб.

500 м

50 руб.

Итого

750руб. 00коп.


Вывод: Фартуки в школьную столовую успешно введены и эксплуатируются. Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В ходе работы над фартуком серьезных трудностей не испытывали. Изделие соответствует предъявляемым к нему требованиям, эстетически оформлено, материал экологичен и гигиеничен, машинные строчки прямые ровные по всей длине, удалены все временные стежки, одинаковая ширина кармана и пояса по всей длине, выполнена влажно-тепловая обработка фартука. Хотелось бы разработать и сшить более сложное изделие.







Список литературы

  1. Кружок конструирования и моделирования одежды. Пособие для руководителей кружков шк. И внешк. учреждений. под ред. Л.П. Чижикова М.: Просвещение, 1985.

  2. Технология 5 класс. В.Д. Симоненко., Ю.В. Крупская, О.А. Кожина М.:Вентана-Граф, 2008.

  3. Каминская Н.М. /История костюма.-М Просвещение.,-1986








Приложения

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 1.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 2.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)\

Приложение 9.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 10.



Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 11.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Приложение 12.

Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 13.


Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)Проект по технологии тема Фартук в столовую (7 и 8 классы)

Приложение 14.


© 2010-2022