Разработка урока по экономике Защита прав потребителя

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10


МБОУ СОШ №1










«Права потребителя и их защита»





Учитель технологии

Гайбарян В.М.








.




























Цель урока:

  • Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ о «Защите прав потребителей»

Задачи:

  • Формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и применение своих знаний при решении практических задач.

  • Воспитание культуры поведения потребителя.

Оборудование урока

  • Закон РФ «О защите прав потребителя»

  • Компьютерная презентация

  • Защита прав потребителей с образцами заявлений

  • Дидактические карточки с заданиями.

  • Интернет-ресурсы

Основные понятия урока

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).







Ход урока.

Этапы урока

1 Этап урока. Актуализация и мотивация знаний.


2.Этап урока. Постановка проблемы. Целевая установка урока

Практические задачи. Диалоговое изложение







3. Изучение основных проблем урока самостоятельно в малых группах. Поиск решения проблемы



4.Этап. Первичное закрепление

Решение практических задач в группах.

5. Этап. Самостоятельная работа


6.Рефлексия.




7. Д/з

Содержание деятельности

учителя

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»(слайд2). После этого учитель и дети формулируют тему цели урока.

(демонстрация слайда с темой 3)

Изучение темы учитель может начать с решения практических задач. Учащимся предлагается несколько ситуаций, которые они должны разрешить, используя собственный опыт

Н а п р и м е р:

1) В магазине вы купили мандарины, но продавец взвесил некачественный товар. Как вы поступите в данной ситуации?

2) В магазине вы приобрели консервы, а когда пришли домой, увидели, что срок годности истёк вчера. Что вы предпримете?

3) На рынке вы купили банку молока, уронив, разбили её. Ваши действия?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что основными понятиями нашего урока являются «потребитель» и «продавец» (демонстрация схемы на слайде )

-Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) незащищеннее?

- Почему именно потребитель?

-

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с правами потребителя и формами их защиты и попробуем разрешить противоречие.

Откуда мы узнаём о своих правах?

Консультации и помощь в работе группам. Организация обсуждения.

(демонстрация на слайде права потребителя и ответственность продавца )


Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение к уроку).

Блиц-опрос ( см. приложение)

Объяснение алгоритма составления

претензии

Вспомните начало урока. Почему старику не удалось продать корову. А как вёл торг скоморох? Какие статьи закона были нарушены?

Кто в первую очередь должен защищать права потребителя?

В первую очередь мы сами! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав зависит наше благополучие.

Напишите, что нового вы узнали на уроке?

Оценка учителем работы детей.

Написать эссе по теме урока.

Содержание деятельности учащихся

Беседа. Включение ребят в деятельность.



Групповая работа с

заданиями, обсуждение в группе и в классе.

После беседы учащиеся приходят к выводу:

1. Потребитель, пользуясь тем, что покупатель всегда прав, указывает продавцам, что им продавать. Однако,

он не обладает юридическим образованием, поэтому является самым уязвимым звеном рынка.

Следовательно, его защите в законодательстве уделяется особое внимание.

О правах потребителей сказано в ряде нормативно- правовых актов: Гражданском Кодексе РФ (ГК), Законе о защите прав потребителей (ЗПП), Законе о рекламе, правилах бытового обслуживания населения, правилах о производстве и реализации продукции общественного питания и пр.

Групповая, практическая работа с Интернет-ресурсами и ЗПП

Ребята, изучают Закон о защите прав потребителя.


Решение практических задач в группах.

Опираясь на статьи закона, ребята отвечают на поставленные вопросы




Ребята составляют претензию

Индивидуальная работа



Затем школьники выполняют задание на рефлексию: Что нового я узнал на уроке?

Что мне больше всего понравилось?






Приложение1

Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения)

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору…

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя…

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

  1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора…

  2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

    • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

    • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)

    • гарантийный срок, если он установлен; )

    • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

    • срок службы или срок годности товаров (работ),

    • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

Статья 15. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом), его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением этих прав

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

  1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

  • при этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

  • в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

  1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

  1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

  1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

  1. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Гражданский кодекс РФ (извлечения)

Статья 459. Переход риска случайной гибели товара

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а так же вред, причиненный организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме…
















Приложение 2






Проверочные тесты

2. В течение скольких дней покупатель может вернуть товар, если он не подошел ему по цвету, форме и размеру

1) в теч.срока, указанного в договоре;

2)14 дней

3)15 дней.

3.Договор об исполняемом в присутствии заказчика ремонте золотой цепочки, может оформляться выдачей:

  1. гарантийного талона;

  2. кассового чека;

  3. именного сертификата.

4. Информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО:

  1. должна предоставляться в обязательном порядке;

  2. может предоставляться по желанию изготовителя или продавца;

  3. должна предоставляться по требованию потребителя.

5.Потребитель в супермаркете, проходя мимо стеллажа с упаковками молока, задел его. Несколько коробок упало, при этом один пакет разорвался, и его содержимое оказалось на полу. Потребитель:

  1. должен заплатить за разорвавшийся пакет, т.к. он разорвался по его вине;

  2. должен заплатить за разорвавшийся пакет, по требованию продавца;

  3. не должен платить за разорвавшийся пакет молока.



Решение учебно-правовых ситуаций

Учебно-правовая ситуация №1:

Вы купили в магазине пакет молока. Выходя из магазина, вы выронили пакет и разлили молоко. Вопросы

  1. Каковы дальнейшие действия покупателя и продавца?

(статья 459, статья 1064 Гражданского кодекса РФ)

Учебно-правовая ситуация №2:

В магазине электротовары вы приобрели стиральную машину. Через неделю вы обнаружили неисправность.

Вопросы

1) Определите, каковы будут ваши дальнейшие действия?

(статья 18 Закон РФ «О защите прав потребителей»)

2) В какие сроки потребитель вправе предъявить требование к продавцу в отношении недостатка товаров? (статья 19)

Учебно-правовая ситуация №3:

Вы приобрели в магазине шкаф, но после доставки выяснилось, что данный предмет мебели не подошел к интерьеру по цвету и не хватает двух полок. Когда выгружали шкаф для обмена, вы сломали дверь шкафа.

Вопросы

  1. Каковы будут ваши дальнейшие действия? (статья 25 )

  2. В каком состоянии должен быть товар, подлежащий обмену? (статья 25)




Приложение 4

Как составить претензию?

Форма претензии может быть любой, обязательных требований не существует. Каждый вправе самостоятельно определять, как написать претензию, что включать в претензию, какие требования в претензии заявить, кому предъявить претензию.

Тем не менее, основания претензии и излагаемые в ней требования должны быть понятны адресату. Требования должны базироваться на фактах и законе. Поэтому стоит придерживаться следующих правил.

1. В претензии обязательно должен быть указан адресат - продавец или исполнитель (иногда изготовитель или импортер). Обращаем внимание, что претензия составляется не на имя магазина, а на имя лица (индивидуального предпринимателя) или организации (ООО, АО или иного юридического лица) указанного в кассовом, товарном чеке или ином документе подтверждающем факт оплаты. Если продавцом или исполнителем является юридическое лицо (ООО, АО и т.д.) не указывайте в претензии конкретного адресата (директора или иного руководителя), чтобы иметь возможность вручить претензию любому работнику организации.

2. Необходимо указать от кого претензия, указав фамилию, имя и отчество потребителя и контактный адрес. По указанному адресу продавец или исполнитель направит ответ на претензию.

3. Текст претензии имеет смысл начинать с указания факта наличия договорных отношений между сторонами. Например, 27.10.2012 года между мною и ИП Ивановым А.А. был заключен договор купли-продажи куртки…

4. Далее необходимо указать факт наличия или отсутствия (истечения) гарантийного срока на товар или работы, услуги. Стоит помнить, что претензии по некачественному товару, работам и услугам можно предъявлять:

- в течении гарантийного срока товара, работы, услуги (доказывать возникновение недостатков по вине потребителя должен продавец или исполнитель)

- по окончанию гарантийного срока, но в пределах 2-х лет после передачи товара, выполнения работ, оказания услуги (доказательства наличия недостатков должен предъявлять потребитель)

- в течении 2-х лет в отношении товара, работы, услуги если гарантийный срок не устанавливался (доказательства наличия недостатков должен предъявлять потребитель).

5. Далее необходимо перечислить все имеющиеся в товаре или результате работы недостатки.

6. Желательно сослаться на положения закона, по которому потребитель вправе заявить какое-либо требование. Например, на ст.18 (по товарам) или ст.29 (по работам, услугам) Закона РФ «О защите прав потребителей».

7. Потребовать от продавца или исполнителя удовлетворения выбранного потребителем требования. Например, потребовать возврата уплаченной за некачественный товар суммы в определенном размере или повторного выполнения исполнителем работы за свой счет и в определенный срок.

8. Обязательно поставить дату составления претензии и подпись с расшифровкой.

Претензия составляется в 2-х идентичных экземплярах.


© 2010-2022