Создание здоровьесберегающих условий на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание здоровьесберегающих условий на уроках технологии.

Девять десятых нашего счастья

зависит от здоровья.


Здоровье до того перевешивает

все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий

счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр



Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является сохранение здоровья детей.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.


Здоровьесберегающие условия в учебно-воспитательном процессе школы - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Элементы учебного процесса, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье детей:

-большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно;

-интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

-недостаточная освещенность классов;
-плохой воздух школьных помещений ;
-неправильная форма и величина школьных столов;

- большой объем и сложность учебного материала,

- стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Следовательно, только устранив эти отрицательные воздействия, мы можем говорить о здоровьесберегающих технологиях, чтобы не нарушить священной заповеди педагога:

Давая знания, не отбирай здоровье…

Сохранение здоровья ребенка начинается с расписания уроков. Количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов технологии позволяет учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа». Уроки соответствуют возрастным, половым и индивидуальным возможностям учащихся, а также предполагают обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья.

На уроках трудового обучения прежде всего создаются условия для здорового развития детей:
1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемости учащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
-воздушно-тепловой режим;
-световой режим;
-режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3.Формируется здоровый образ жизни.

Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время первой фазы (первые 3 - 5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать учащимся возможность войти в работу. В период оптимальной, устойчивой работоспособности ( этот период продолжается в среднем 15 - 20 минут) нагрузка может быть максимальной, поэтому данную часть урока я посвящаю изучению нового материала. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Во время данной части урока мною проводится практическая работа, которая наоборот вызывает больший интерес, чем изучение теоретического материала. Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, соответствующее "конечному порыву", я посвящаю закреплению нового материала, обращаю внимание учащихся на узловые моменты пройденного.

На уроках трудового обучения во время выполнения заданий, работы на станках, (физическая нагрузка) учащиеся могут свободно перемещаться по кабинету- это в какой-то мере заменяет физкультминутки.

Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Большая часть домашних заданий состоит в приобретении тех иль иных материалов, необходимых для проведения следующего урока.

В кабинете трудового обучения и технологии воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение. На уроках только после повторения техники безопасности, учащимся разрешается подходить к станкам или выполнять какие-либо работы с помощью необходимых инструментов. При работе на станках учащиеся пользуются спец одеждой и обязательным является ношение защитных очков.

Преподавание предмета технологии и трудового обучения позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий. На каждом уроке повторяются правила безопасной работы, включены темы «Охрана труда, производственная санитария.»

Например: 5 кл изучение темы «Украшение интерьера жилых помещений. Принципы здорового образа жизни» подразумевает рассмотрения влияния цветовой гаммы на психо-эмоциональное состояние.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как микропеременами, отодвигают развитие утомления.
Чтобы дети меньше уставали, стараюсь чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - это необходимый элемент каждого урока. Они способствуют развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно являются для детей отдыхом.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. «Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает», - говорил Г. Лихтенберг.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Таким образом, проведение урока как здоровьесберегающей формы обучения предполагает наряду с разработанными и хорошо известными педагогами условиями (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; выполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса; создание благоприятного психологического климата на уроке) использование учителем элементарной диагностики утомляемости учащихся на уроке и применение способов снижения утомления.

А уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.


© 2010-2022