• Преподавателю
  • Технология
  • Статья Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках товароведных дисциплин

Статья Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках товароведных дисциплин

C игрой, как с уникальным явлением человеческой деятельности, каждый сталкивается с малых лет. Именно по этой причине применение игровых технологий в учебном процессе воспринимается положительно как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенное признак - четко поставленную цель с ориентацией на соответствующие педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризоваться учебно-позна...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Харченко Мария Ивановна


Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках товароведных дисциплин.

выступление на ПЦК

«Ребёнок не устаёт от работы, которая

отвечает его функциональным

жизненным потребностям»

С. Френе

C игрой, как с уникальным явлением человеческой деятельности, каждый сталкивается с малых лет. Именно по этой причине применение игровых технологий в учебном процессе воспринимается положительно как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенное признак - четко поставленную цель с ориентацией на соответствующие педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленности.

Выделяют следующие черты игровой деятельности как средства обучения:

  • мотивация к обучению;

  • отсутствие принуждения;

  • индивидуальная деятельность;

  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

  • развитие психических функций и способностей;

  • обучение с увлечением.

Цели использования игры в ходе учебного процесса:

  • формирование определенных навыков;

  • развитие определенных умений;

  • обучение умению общаться;

  • развитие необходимых способностей и психических функций;

  • запоминания материала.

Следовательно, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательней и интересней, заставляет волноваться и переживать что формирует мощный стимул к овладению профессией. Одной из причин является также то, что игра является условным воспроизведением ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Этот факт значительно повышает интерес к участию в игре, а следовательно, и в педагогическом процессе.

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты и структурные элементы:

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Личностно-волевой

Игровое состояние

оценочный

Результат игры

Мнения ученых на счет игры в педагогическом процессе в некоторых моментах могут расходиться, но в одном они всегда совпадают: принцип активности обучающегося в обучении был и остается одним из основных в дидактике. Любая технология имеет средства активизации познавательной деятельности учащихся, а в игровой технологии эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся является очень эффективной. В процессе игры у обучающегося развивается творческий подход в усвоении и систематизации материала, активно работает образное мышление, формируется как умения и навыки общения с природой вещей, так и позитивные взаимоотношения между обучающимися, между обучающимися и преподавателем, который является одним из условий эффективности воспитания и обучения.

Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на практике.

Игры - упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

«Пятый лишний». Обучающимся предлагается найти в данном наборе названий (виды плодов или овощей, ассортимент вареных колбас, виды фруктово-ягодных кондитерских изделий и т.д.) одно случайно попавшее в этот список.

Конкурс «Кто точнее?». Необходимо дать определение слову. Выигрывает тот, чье определение будет наиболее точным.

Конкурс «Кто больше?». Например, необходимо назвать как можно больше видов рыб определенного семейства и др.

Игра «О чем идет речь». Преподаватель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого - либо явления, объекта, события. Например, потребители в художественной литературе.

Игра-поиск.

Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, названия русских сказок или сказочных героев, которые встречаются по ходу рассказа преподавателя об ассортименте кондитерских изделий. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. Посредством этих игр учащиеся активно повторяют учебный материал.

Игры - соревнования.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Игра «Продолжи рассказ». В этой игре двое участников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить. Игра позволяет эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать другого человека.

Сюжетно - ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол», студенческие научно-практические конференции и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сферы обслуживания - товаровед, менеджер, маркетолог и др. Роли, которые ставят обучающихся в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся. Но такие игры требуют дополнительной подготовки, дополнительного материала и т.д.

Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре обучающиеся могут совершать «путешествия» на выставку, предприятия, производящие продукты питания и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Игра «Экскурсия». По иллюстративному материалу учащиеся проводят «экскурсию» по каким-то объектам. Примером может служить проведенное внеклассное мероприятие «Путешествие в гости».

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

  2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

  3. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.


© 2010-2022