Формирование социально-трудовых компетенций на урока образовательной области «Технология»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. .Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Они рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобрете...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование социально-трудовых компетенций на урока образовательной области «Технология»Формирование социально-трудовых компетенций на урока образовательной области «Технология»Формирование социально-трудовых компетенций на урока образовательной области «Технология»Формирование социально-трудовых компетенций на урока образовательной области «Технология»Формирование социально-трудовых компетенций на уроках образовательной области «Технология»

Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Технологическое образование располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей, которых нет в других образовательных областях. Именно при обучении технологии школьники учатся мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов, что хорошо отслеживается на презентации творческих проектов.

Технологическое образование по своей сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных внепредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Именно на это ориентирован метод проектов.

Метод проектов, позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, продукте труда.

Выделим основные модули проекта:

  • выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;

  • оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;

  • сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;

  • разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;

  • планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой),

  • презентация проекта.

Ключевые компетенции формируются в процессе выполнения проекта. Акцент сделали на социально-трудовую компетенцию, в структуру которой входят:

  • выполнение роли наблюдателя, потребителя, покупателя, производителя и члена семьи;

  • права и обязанности в вопросах экономики, в области профессионального самоопределения;

  • умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной модой;

  • владеть этикой трудовых взаимоотношений.

В введении творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы, приводится историческая справка, формируется основная проблема при этом учащиеся выступают в роли наблюдателя, для определения цели овладевают навыками работы с разными источниками информации: книгами, учебниками, каталогами, CD-Rom, интернет, совершенствуют информационную компетенцию.

Указана цель проекта, поставлены задачи, выполнено обоснование значимости проекта: для проектанта, семьи, школы раскрываются возможности предполагаемого результата и использование модели, изделия на практике.

Таким образом, ученик выступает в роли производителя, покупателя и члена семьи.

Экономическое образование проекта, дает возможность представить полный расчет затрат на изготовление изделия, выполнить обоснование выбора материалов, решить конструкторскую часть проекта и все это рассматривается с учетом семейного бюджета.

Затраты при выполнении проекта минимальны, т.к. учащиеся являются производителями своего изделия.

Для формирования компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, что также включено в стандарт «Технологии», можно проводить занятия-тренинги, например, «Я ищу работу, работа ищет меня», в процессе которых учащиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделирующие различные ситуации устройства на работу и позволяющие продемонстрировать способность решать конкретные практические проблемы своей специальности, и работают с реальными объявлениями о предложении рабочих мест в местной печати - анализируют информацию, звонят по указанным телефонам, учатся правильно построить разговор, задать нужные вопросы, самому правильно составить объявление и предложить свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности.

Технологическая последовательность проекта позволяет выбрать способы обработки того или иного узла, ввести возможные и собственные оригинальные решения обработки деталей, что позволяет расширить область профессионального самоопределения учащихся.

Так как технологическая последовательность включает в себя перечень этапов, технологическую карту с указанием способов обработки описательного характера, графического изображения, с указанием инструментов, оборудования и приспособлений.

Работа над проектом - работа творческая. Поэтому автор может включать отдельные разделы или добавить то, что, по его мнению, может улучшить качество работы, уметь принимать обоснованное самостоятельное решение, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

Профессиональное самоопределение, является результатом сложных процессов: поиска и восприятия информации, размышления, переживания, сравнения, но при всем их разнообразии, можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на профессиональный выбор школьников:


  • личностные профессиональные планы учащегося (или их отсутствие);

  • способности, умения, достигнутый уровень развития старшеклассника как субъекта деятельности;

  • склонность к тем или иным видам деятельности;

  • адекватность самооценки и как следствие уровень притязаний;

  • способность к проявлению волевых усилий в достижении профессионально ориентированных целей;

  • информированность о мире труда и профессий;

  • позиция старших членов семьи;

  • позиция педагогов.

Один из аспектов социально-трудовой компетенции умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, в этом нам помогает экспертиза изделия, которая состоит из оценки изделий



Экспертиза и оценка изделий

Техническое совершенство

Инженер

Оценка

изделий

Рекомендации по совершенствованию

Заключение о

качестве

Затраты,

прибыль

Экономист

Удобство использования

Эргономист

Эстетические достоинства

Художник

Экспертиза

изделийОбщественная потребность

Социолог



что дает право


Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта.

Считаю, что разработка подобных проектов - это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Создание творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей - это дорогого стоит. Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки могут превращаться в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки - в лепнину, а обрезки ткани - в декоративные цветы или картины. Многие творческие проекты ребята защищают на районных Олимпиадах, представляют на выставках детского творчества и предметных неделя

Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии, ролевые ситуации, соревновательные элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно - самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция

Для учеников основной школы (5-9 классы) в соответствии с возрастной спецификой подростков на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков, поэтому проектную или исследовательскую деятельность организовываю в групповой и реже в индивидуальной форме. В прошлом году вязали жилеты для детей детского дома.

Умение владеть этикой трудовых взаимоотношений, владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, исполнителя, зрителя - нам помогает презентация творческих проектов - коммуникативная компетенция

Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума "Изготовление фартука". Казалось бы, обычная тема… Но, используя интегрированный подход в обучении, полагаю, мне удалось показать интеграцию образовательной области "технология" с взаимно удалёнными предметными областями, такими как физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости - всё это рассматривалось на уроке

Умение владеть этикой трудовых взаимоотношений, владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, исполнителя, зрителя - нам помогает презентация творческих проектов - коммуникативная компетенция

Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.


© 2010-2022