Доклад на районный семинар

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо- Казахстанская область

Акжарский район

Дауитская средняя школа



Доклад на тему

Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций .





Подготовил: учитель технологии Токсамбаев. М С







Доклад на тему: Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций.

Введение

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их в самостоятельной трудовой жизни.

Всё это предполагает: Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Реализация главной цели Трудового обучения в школе, предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными методами, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические задачи.

Задача и цели проектного обучения

Задача проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Проектная деятельность позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами и материалами, конструкциями, технологическими системами. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Использование проектных технологий, позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути . Поэтому в своей практике я использую проектные технологии, как на уроках изобразительного искусства, так и на занятиях по технологий . Они подходят детям разных возрастов, в этом я убедился при работе над проектом «Отрар», где была сформирована группа из четырех учеников из разных классов . Старшие в группе делятся знаниями с младшими членами группы и помогают им в начальной стадий. Не смотря на разный возраст и национальность, дети нашли общий язык и хорошо сработались в группе. Дети с интересом начали работу над проектом , собрали материалы по древнему городу из разных источников, изучили весь собранный материал и, опираясь на эти данные, они сделали несколько эскизов .Один из этих эскизов был выбран для дальнейшей работы над макетом древнего города. Затем поэтапно была выполнена работа по сбору материалов для макета, все расчеты и затраты, требуемые для выполнения данного проекта. Самым интересным стала работа ребят над макетом города ,крепостных стен, цитадели, системой водоснабжения города. Также с интересом дети работали над изготовлением людей ,стражников, военных разного ранга и простых жителей . Первый опыт показал, что методом проектов можно заинтересовать детей любого возраста не смотря на их активное или пассивное участие в школьной жизни , успеваемость и отношению к учебе. Этот внутри школьный проект помог мне понять, что правильно собранная группа может многое сделать для того ,чтобы достичь определенной цели . В тоже время они учатся друг у друга, работать в группе и принимать коллективное решение, возможно даже не осознавая это . Следующим шагом в освоении проектной технологий для меня стало, участие в республиканском конкурсе экологических бизнес проектов «Достижения Молодых» где мы с группой «5-ка», состоящих из учеников 10-го класса, приняли участие с проектом « фонтан на солончаковой почве» . Для защиты проекта мы с бригадиром группы «5-ка» выехали в город Алматы , где успешно защитили проект и стали обладателями гранта на сумму в девяносто восемь тысяч тенге, для постройки фонтана . В тот же год в конце августа работа над проектом была завершена и перед школой заработал фонтан , еще один завершенный проект нашей школы .

Кардинальное отличие проектных технологий от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта). А самостоятельность - важнейший фактор формирования у учащихся жизненных компетенций.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям

Завершить доклад я бы хотел основным тезисом о современном понимание метода проектов . Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить.





© 2010-2022