• Преподавателю
  • Технология
  • РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение федеральных государственного стандарта общего образования в основ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



РЕАЛИЗАЦИЯ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»







Выпускная работа

по образовательной программе курсов повышения квалификации


«Реализация федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования

в основной и средней школе»



Выполнил

Федоров Владимир Валентинович,

учитель технологии

МАОУ СОШ №2 г.Боровичи



ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2014

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение федеральных государственного стандарта общего образования в основной и средней школе:

- превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности;

- переход от знаниевой к развивающей парадигме;

- системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения».

- введение понятия "ключевые компетенции"

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии, поможет ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и обучиться способам деятельности в процессе самой деятельности и способам познания - общеучебным умениям, универсальным учебным действиям, а также развить творческие способности.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена. Эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повысится, если основу обучения составит учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

- проектная учебная деятельность выстраивается с учетом системно-деятельностного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;

-проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;

-осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

- учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

В Концепции ФГОС указывается, что «в отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

«Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, то это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.


План урока технологии

«Защита проекта»

Тема урока: «Защита проекта»

Цель урока. Обобщить и систематизировать, оценить проектную деятельности обучающихся.

Класс: 6

Время: 40 мин.

Задачи.

  1. Ознакомить учащихся и оценить качество проектной документации и представленных изделий;

  2. Развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.

  3. содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.

  4. Воспитывать уверенность в своих действиях и аккуратность в работе.

Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Оборудование:

  • компьютер, проектор;

  • мультимедийные презентации;

  • проектные изделия и пакеты документации;

  • нормативы оценки проектных работ;

  • оценочные листы.

Литература:

  1. Кириллова Г.Д. Теория и практика развивающего обучения. - М., 2002.

  2. Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д

Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., перераб. / Под. Ред. В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф,2008.

  1. Степанов Н.С. «Резьбы очарованье» Лениздат, 1991 г.

Ход урока

1. Организационный этап. (1 мин.)

2. Этап актуализации ранее полученных знаний. (5 мин.)

3. Защита проекта. (25 мин.)

4. Обобщение и подведение итогов, оценка результатов деятельности учащихся. (9мин.)

Прогнозируемые результаты:

  • личностные:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться;

• развитие ответственности за качество своей деятельности;

  • предметные:

в познавательной сфере:

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

в трудовой сфере:

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

в мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

в коммуникативной сфере:

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • метапредметные:

• отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Урок (занятие или их серия) является заключительным этапом проектной деятельности, направленной на практическую реализацию трудовых и технологических знаний и умений по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами. Особое место данного урока (занятия) обусловлено тем, что оценка за проект является определяющей при выставлении годовой отметки по технологии.

Предварительная работа: инструктаж по составлению доклада для защиты проекта; индивидуальные консультации.

Анализ урока

Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. Методический аппарат урока соответствовал каждому его этапу, задачам активизации обучающихся.

Этапы урока логично выстроены, есть четкая регламентация каждого.

В течение урока идет логическое переключение управления учителем и самоуправление учащимися.

На данном уроке использовалась интерактивная доска. Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, т.к. дало возможность:

- разнообразить задания для активизации знаний обучающихся;

- активизировать работу на уроке в целом;

- использовать яркую и красочную наглядность;

- увеличить темп и плотность урока.

ИКТ на данном уроке используется как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, дает возможность реализации деятельностного подхода в обучении. Подготовленные учениками при помощи компьютера презентации к уроку позволили разнообразить методические приемы на уроке и уплотнили материал и время и привлекли внимание детей. Использование ИКТ способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. Важно, что при общей продолжительности урока продолжительность работы учащихся с компьютером не превышает санитарно-гигиенических норм.

Рассматриваемый урок представляет собой полностью отчуждаемый продукт, который может использовать любой другой учитель "как есть", без дополнительной специальной подготовки. В этом есть методическая ценность данного урока. Вместе с тем в план урока можно легко внести требуемые изменения так, чтобы не разрушить целостность представленной разработки.


© 2010-2022