- Преподавателю
- Технология
- План-конспект к уроку по технологии игровая кукла
План-конспект к уроку по технологии игровая кукла
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Талисманова Е.А. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»
Игровая народная кукла
Урок технологии в 5 классе
Подготовил:
учитель технологии
Талисманова
Елена Александровна
Мичуринск - Наукоград
План - конспект урока
Класс: 5
Дата проведения:
Тема: Игровая народная кукла
Цель: формирование навыков моделирования народной игровой куклы.
Задачи:
-
Ознакомить с культурным пространством наших предков.
-
Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
-
Развивать навыки самостоятельной работы.
Метод проведения урока: беседа, практическая работа.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образец куклы, рисунки с изображением ангелов.
Оборудование для учеников: нитки разного цвета, тесьма, ножницы, вата, лоскутики ткани, цветные карандаши.
Межпредметная связь: ИЗО, ОПК (Основы православной культуры), литература и история.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
На классной доске: написано число и тема урока, развешаны рисунки с изображением ангелов и три квадрата трех цветов (рефлексия).
Тип урока: урок - мастерская.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие класса.
- Тема сегодняшнего урока «Игровая народная кукла». Слайд 1
- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему урока.
- На уроке мы проведем небольшую экскурсию в прошлое. Как вы понимаете словосочетание «игровая кукла», «народная кукла»? (ответы детей)
Инструктаж по технике безопасности при работе острыми предметами.
- Прежде чем, приступить к практической работе, давайте поиграем, отгадаем загадки. Кто угадал ответ, начинает рассказывать правила безопасности при работе с швейными принадлежностями. Это было вашим домашним заданием.
-
Смотрите, мы раскрыли пасть, Слайд 2
В ней бумагу можно класть
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы) Слайд 3
Техника безопасности при работе с ножницами Слайд 4
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
-
Маленького роста я Слайд 5
Тонкая и острая
Носом путь вперед ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой) Слайд 6
Техника безопасности при работе с иглой Слайд 7
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. Не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Слайд 8
-
Сообщение познавательных сведений. На классной доске Рисунки ангелов
- Сегодня, ребята у нас необычный урок! Мы с свами будем делать вот такую народную игровую куклу «Ангел» (демонстрация образца) Слайд 9.
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов Слайд 10 . Было великое разнообразие тряпичных кукол с забавными названиями. Вот, например, кувадки, Слайд 11 которые делали, чтобы они охраняли только что рожденного младенца. Другая кукла, охранявшая ребенка, - это пеленашка Слайд 12. Еще проще, чем пеленашка и кувадка, были устроены куклы Мартинички Слайд 13. Были в русских деревнях еще куклы - сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка Слайд 14.
Они больше похоже на кисточки. Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось - только связывать или заматывать. Когда в деревнях родители уходили в поле работать, в доме с детьми оставались бабушки и чтобы как-то занять детей, делали из самой простой ткани, что была под рукой.
- Как вы считаете, почему у кукол не рисовали лицо? (ответы учеников)
- Лицо не рисовали, так как считалось, что кукла должна переживать, радоваться вместе со своим хозяином.
-
Практическая работа.
- Приступим к выполнению своих кукол «Ангелов» и еще раз хочу напомнить вам про технику безопасности при работе с острыми предметами. Слайд 15
Итак, для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер 20х20см. Измеряли ладонью: клали ладонь на ткань сначала по горизонтали, а потом по вертикали.
Квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.
В середину квадратика помещается кругляшок из ваты.
Вата обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а).
Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б),
а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» на груди и спине (в).
Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный золотой или серебряный шнурок.
- По ходу выполнения практической работы, учитель помогает тем, у кого возникли вопросы.
Физкультминутка. Слайд 16
- Буратино шел, шел (маршируем на месте)
- И горошину нашел (наклон вперед руки в стороны)
- А горошина упала, покатилась и пропала (наклон вниз, согнутыми в локтях руками делаем круговые движения вперед)
- Ах, ох, где то вырастет горох (повтор 2 раза) (ноги на ширине плеч, наклоны вправо, влево). Слайд 17
В конце урока ученики раскрашивают розданные заранее рисунок - раскраску «Ангел».
-
Подведение итогов.
- Что интересного узнали?
- Для чего нужны такие уроки?
- Домашнее задание - сделать самостоятельно одну из кукол рассмотренных на сегодняшнем уроке.
-
Анализ урока.
Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за пр. работу. Уборка рабочего места.
Слайд 18
- Прежде чем выйти из класса я хотела бы чтоб вы оценили наш урок таким способом: на доске висят три квадрата красный, синий и жёлтый. Каждый из этих цветов обозначает оценку. Красный цвет означает, что урок вам понравился, Синий - не понравился, а жёлтый - остались вопросы.
Список литературы:
-
С. Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы» Изд. Белый город, Москва,2007.
-
Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла» Изд. Детство - Пресс,2011.
-
Г.Л. Дайн «Русская тряпичная кукла» Издательство Культура и традиции, 2007.
-
Интернет ресурсы: igru6ka.ru/kate/russiantoy-2/