План-конспект к уроку по технологии игровая кукла

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»









Игровая народная кукла

Урок технологии в 5 классе







Подготовил:

учитель технологии

Талисманова

Елена Александровна





Мичуринск - Наукоград

План - конспект урока

Класс: 5

Дата проведения:

Тема: Игровая народная кукла

Цель: формирование навыков моделирования народной игровой куклы.

Задачи:

  1. Ознакомить с культурным пространством наших предков.

  2. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

  3. Развивать навыки самостоятельной работы.

Метод проведения урока: беседа, практическая работа.

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образец куклы, рисунки с изображением ангелов.

Оборудование для учеников: нитки разного цвета, тесьма, ножницы, вата, лоскутики ткани, цветные карандаши.

Межпредметная связь: ИЗО, ОПК (Основы православной культуры), литература и история.

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

На классной доске: написано число и тема урока, развешаны рисунки с изображением ангелов и три квадрата трех цветов (рефлексия).

Тип урока: урок - мастерская.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие класса.

- Тема сегодняшнего урока «Игровая народная кукла». Слайд 1

- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему урока.

- На уроке мы проведем небольшую экскурсию в прошлое. Как вы понимаете словосочетание «игровая кукла», «народная кукла»? (ответы детей)

Инструктаж по технике безопасности при работе острыми предметами.

- Прежде чем, приступить к практической работе, давайте поиграем, отгадаем загадки. Кто угадал ответ, начинает рассказывать правила безопасности при работе с швейными принадлежностями. Это было вашим домашним заданием.

  • Смотрите, мы раскрыли пасть, Слайд 2

В ней бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

(Ножницы) Слайд 3

Техника безопасности при работе с ножницами Слайд 4

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

  • Маленького роста я Слайд 5

Тонкая и острая

Носом путь вперед ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой) Слайд 6

Техника безопасности при работе с иглой Слайд 7

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. Не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Слайд 8

  1. Сообщение познавательных сведений. На классной доске Рисунки ангелов

- Сегодня, ребята у нас необычный урок! Мы с свами будем делать вот такую народную игровую куклу «Ангел» (демонстрация образца) Слайд 9.

На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов Слайд 10 . Было великое разнообразие тряпичных кукол с забавными названиями. Вот, например, кувадки, Слайд 11 которые делали, чтобы они охраняли только что рожденного младенца. Другая кукла, охранявшая ребенка, - это пеленашка Слайд 12. Еще проще, чем пеленашка и кувадка, были устроены куклы Мартинички Слайд 13. Были в русских деревнях еще куклы - сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка Слайд 14.

Они больше похоже на кисточки. Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось - только связывать или заматывать. Когда в деревнях родители уходили в поле работать, в доме с детьми оставались бабушки и чтобы как-то занять детей, делали из самой простой ткани, что была под рукой.

- Как вы считаете, почему у кукол не рисовали лицо? (ответы учеников)

- Лицо не рисовали, так как считалось, что кукла должна переживать, радоваться вместе со своим хозяином.


  1. Практическая работа.

- Приступим к выполнению своих кукол «Ангелов» и еще раз хочу напомнить вам про технику безопасности при работе с острыми предметами. Слайд 15

Итак, для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер 20х20см. Измеряли ладонью: клали ладонь на ткань сначала по горизонтали, а потом по вертикали.

Квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.

В середину квадратика помещается кругляшок из ваты.

Вата обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а).

Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б),

а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» на груди и спине (в).

Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный золотой или серебряный шнурок.

План-конспект к уроку по технологии игровая куклаПлан-конспект к уроку по технологии игровая кукла

- По ходу выполнения практической работы, учитель помогает тем, у кого возникли вопросы.

Физкультминутка. Слайд 16

- Буратино шел, шел (маршируем на месте)

- И горошину нашел (наклон вперед руки в стороны)

- А горошина упала, покатилась и пропала (наклон вниз, согнутыми в локтях руками делаем круговые движения вперед)

- Ах, ох, где то вырастет горох (повтор 2 раза) (ноги на ширине плеч, наклоны вправо, влево). Слайд 17

В конце урока ученики раскрашивают розданные заранее рисунок - раскраску «Ангел».

  1. Подведение итогов.

- Что интересного узнали?

- Для чего нужны такие уроки?

- Домашнее задание - сделать самостоятельно одну из кукол рассмотренных на сегодняшнем уроке.

  1. Анализ урока.

Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за пр. работу. Уборка рабочего места.

Слайд 18

- Прежде чем выйти из класса я хотела бы чтоб вы оценили наш урок таким способом: на доске висят три квадрата красный, синий и жёлтый. Каждый из этих цветов обозначает оценку. Красный цвет означает, что урок вам понравился, Синий - не понравился, а жёлтый - остались вопросы.

Список литературы:

  1. С. Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы» Изд. Белый город, Москва,2007.

  2. Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла» Изд. Детство - Пресс,2011.

  3. Г.Л. Дайн «Русская тряпичная кукла» Издательство Культура и традиции, 2007.

  4. Интернет ресурсы: igru6ka.ru/kate/russiantoy-2/



© 2010-2022