Использование проектной методики на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







СТАТЬЯ




«Использование проектной методики на уроках технологии»

Личный опыт учителя технологии МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков»

Налетовой Светланы Михайловны





Основа предмета «Технология» - практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии.

Применение на уроках технологии проектного метода дает большие возможности успешного усвоения материала. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Этот метод, с различными уровнями подготовленности даст различные результаты.

Проект - реалистический замысел желаемого результата.

Целью данной методики является формирование проектного подхода к любой деятельности, в процессе которой и формируются соответствующие качества личности.

Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального, в основе чего лежит исследование, а это всегда творчество.

Проектная деятельность учащихся (ПДУ) - высокомотивированная, самостоятельная, поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.

В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

Помощь учителя носит на каждом этапе проектирования специфический характер. Начать следует с разработки примерной тематики проектных заданий по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как учащихся, так и самого учителя, имеющейся в его распоряжении материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Если его разработка предполагает участие нескольких учеников, то необходимо четко определить реальный вклад каждого из них.

Последовательность выполнения проекта:

1. Обоснование возникшей идеи, проблемы, потребности.

2. Выбор модели.

3. Выбор материала.

4. Выбор необходимых инструментов, приспособлений и оборудования.

5. Историческое исследование.

6. Составление технологической последовательности изготовления изделия.

7. Расчет себестоимости изделия.

8.Оценивание проделанной работы.

9. Анализ ошибок.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, предлагается составить схему, в которой отражаются основные вопросы выполнения проекта.

Использование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологииИспользование проектной методики на уроках технологии





Помощь учителя в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных этапов, обсуждает последовательность и особенности оформления продукта.

«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась со следующими проблемами - у некоторых учащихся слабо развита внутренняя мотивация к деятельности, задания выполняются ради оценки, нет стремления к самопознанию. В наше время дети хотят получить сразу готовый продукт, не прикладывая к этому никаких усилий. В процессе написания проекта и получения продукта, раскрываются как таланты учащихся, так и интересные факты из истории продукта и его изготовления.

Давайте рассмотрим пример на основе любимой темы детей - кулинария - приготовление блюда. Необходимо провести параллель с национальными традициями, историей создания, технологией приготовления и полезными веществами в его составе. Но если учитывать специфичность некоторых продуктов, которые не все понимают и едят, придется отталкиваться от их полезности и тонкости приготовления. От мастерства приготовления зависит его вкусовое качество, от сочетания с другими продуктами вкусовые ощущения. Например, тыква - овощ, своеобразного вкуса, золотистого цвета, богатый витаминами…. Из тыквы варят варенье, добавляют в каши, готовят салаты, но сок имеет необыкновенно приятный вкус и цвет, особенно в сочетании с другими фруктами. Этот тонкий момент необходимо уловить и раскрыть для любознательных. Если это сработало, значит - эксперимент удался!

Ученица 6 класса работала над проектом «Витамины, содержащиеся в тыкве». Этот проект был задуман в 5 классе, по теме «Физиология питания», где раскрывался вопрос о составе тыквы: витамины, микроэлементы, минеральные вещества. В проекте сделали акцент на то, почему этот овощ полезен, при каких заболеваниях организма его нужно есть и от каких заболеваний проводить профилактику. Учащимся, особенно девчонкам тема о полезных свойствах продуктов и как правильно кушать, чтобы не поправляться нравиться. Поэтому они с удовольствием находят информацию о тех овощах и фруктах, которые растут в их огородах. Проект получился интересным. В 6 классе, я предложила продолжить проект, углубляя познания в процесс приготовления блюда. А так как этот овощ специфичен по вкусу, нужно было найти компромисс, чтобы блюдо понравилось всем (многим). Свой выбор ученица сделала в пользу сока. Соки все дети любят и, поэтому заинтриговать их и порадовать вкусовыми качествами не составило труда, тем более с мыслями о полезности сока. В 7 классе эту тему можно развить и рассмотреть вариант с приготовлением других блюд - каша, варенье, рагу.

В этом проекте переплеталась информация по технологии, биологии, природоведению, краеведении, истории, математике. И эта метапредметная связь позволяет учащимся глубже проанализировать суть темы, ее востребованность.

Также хотелось бы остановиться на способностях учащихся к выполнению различных техник в рукоделии. Вязание, вышивание, шитье - это разные по своему предназначению и выполнению техники, которые подвластны не всем, не всех захватывают. Это тоже нужно учитывать, чтобы развить и получить продукт. Поэтому здесь очень хорошо работать в группе: одна девочка вышивает, другая вяжет подзор, третья обрабатывает края полотенца на швейной машине. В такой команде у нас родился шедевр - рушник. Когда девчонки проводили историческое исследование, обнаружили очень интересные факты, которыми поделились с одноклассниками.

Два года назад команда девчонок-восьмиклассниц создала проект «Рушник». Это получился очень объемный по своей практической части проект. Предназначение рушника - ритуальные события - свадьба, похороны, приданое, ежедневная утварь… Использование рушника многогранно. И это исследование было проведено с большим интересом. Работу по изготовлению самого рушника выполнили командой. Наше изделие приняло участие на свадьбе, в чем молодожены были очень довольны.

Создание проекта это - не итоговая самостоятельная работа учащихся, а способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления продукта. Проект может быть как завершающим какую-либо тему, либо обобщающий годовой курс, либо обобщающий тему по изучению ее за 2-3 года.

Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я».

Использование проектной методики на уроках технологии повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Поэтому в первую очередь необходимо:

- развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;

- научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;

- воспитывать коммуникативные качества личности.

Проектная методика имеет свои особенности и следующие компоненты:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать продукт.

В данном этапе происходит и выбор темы проекта. На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса, которые являются продолжением изучения материала предыдущих классов, являясь усложненным логическим продолжением. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них.

2. Изготовление продукта.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:

- коммуникативных;

- навыков по преобразованию материалов;

- навыков работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях.

3. Испытание и оценка.

Продукт должен быть испытан в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и

ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.

С введением проектной методики по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, воплощать идею в жизнь, по-новому решать проблему, создавать продукт, использовать его и оценивать в реальных условиях.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. Проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя. Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся.

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложный продукт. Менее способным ученикам требуется помощь.

Благодаря проектному методу у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока, способствует развитию знаний, умений, навыков для решения

физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.


Список литературы:

1. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.

4. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

5. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана - Граф.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.__


© 2010-2022