Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников

По-настоящему красив и счастлив тот, кто находит время и силы постигать великую культуру человечества. С.Т. Коненков    В своей статье попыталась раскрыть важнейший вопрос об эстетическом воспитании школьников на всех ступенях школы. Важность эстетического воспитания в наше время, с детьми в этом направлении на всех уроках, делая акценты, к примеру, на уроках по выполнению чертежей. Особенно на уроках декоративно-прикладного искусства, когда ребенок изготавливает своими руками изделие, он понимает всю прелесть народного творчества, и красоту окружающего мира.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


По-настоящему красив и счастлив тот,

кто находит время и силы постигать

великую культуру человечества.

С.Т. Коненков



Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации, - одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества. Технологическое образование - это один из путей преодоления глобального кризиса современной цивилизации, создания необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития человечества, и, значит, это путь в будущее.

Будущее человечество сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно,

доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Эти слова Б.М.Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно целым, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка.

Главное, что следует отсюда, заключено в требовании связать, эстетическое воспитание с учебной деятельностью, с определенным производственным уклоном учебного процесса, с умением развивать и совершенствовать художественные запросы детей через их практическую творческую деятельность. С.Т. Шацкий четко разграничивал художественное и эстетическое воспитание. Последнее, по его мнению, сводится к «воспитанию посредством искусства универсальных качеств человека, приобщению личности к искусству, к многосторонней творческой деятельности, развитию активной личности, развитию чувства патриотизма, любви к прекрасному в жизни, развитию коллективизма.

Эстетическое воспитание - воспитание через красоту, воспитание красотой, по мнению автора «Педагогической поэмы», - нераздельно связано с формированием на социалистической основе сплоченного и дружного коллектива. Таким образом, проблема активизации эстетического воспитания через приобщение подрастающего поколения к общеполезному творческому труду постоянно стояла в центре внимания передовых педагогов, и направлена на воспитание всесторонне образованного высоко нравственно и эстетически развитого нового человека.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Клощенко, Б.Т.Лихачёв, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо, С.Т.Шацкий и другие.

«Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно также невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов». В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры ( Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский ) особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте.

Задача школы - сформировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитывать культуру эстетического восприятия и чувства.

В 21 веке интенсификация и модернизация образования требуют внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого развития и воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются проблемное обучение, проектирование, уровневая дифференциация, тестовая система контроля и оценки сформированности компетентностей, игровое обучение, технология мастерских, технология развития критического мышления, а также здоровьесберегающие, исследовательские, информационно-коммуникационные и личностно-ориентированные технологии. При формировании компетентностей учащихся познавательные универсальные действия являются одним из ведущих компонентов нового образовательного стандарта. При изучении технологии должно обеспечиваться достижение:

  • Личностных результатов - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся - в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

  • Метапредметных результатов - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

  • Предметных результатов - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов


  • Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что младших и старших школьников к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Это предположение и определило тему нашего исследования: «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников». Декоративно-прикладное искусство - это искусство, служащее для художественного оформления быта, или, как принято говорить теперь среды обитания (человека), жилого и общественного интерьера, костюма. Народным декоративно-прикладным искусством - называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений. Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуется школа. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно.

Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании, формировании зрительных восприятие школьников. Ученики, занимающиеся декоративно-прикладным искусством, наблюдают красоту природы более активно и целенаправленно. Природа не только подскажет школьникам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником глубокого эстетического наслаждения. Мы должны отметить, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. 5-7 класс-это период подросткового возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики, как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности.

В школьные годы этап процесса находил выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении, эмоциональных реакций.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализации: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.

Эстетическое воспитание развивает все духовные способности ребенка, которые необходимы в различных областях творчества и формирует высокие эстетические вкусы.

Пихтовникова Т.Н. учитель технологии МБОУ СОШ № 58

высшая квалификационная категория

© 2010-2022