Разработка урока по технологии

Разработка урока по технологии в 7 классе по теме "Химические волокна" Цели урока: - Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них. - Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.- Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса. Тип урока: изучение нового материала.  Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические. Этот урок относиться к типу урока - объяснения нового материала. На усвоение нов...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по технологии.

1.

ФИО (полностью)

Белогурова Галина Николаевна

2.

Место работы

МКОУ «Мачешанская СОШ» Киквидзенского района Волгоградской области

3.

Должность

Учитель технологии

4.

Предмет

технология

5.

Класс

7

6.

Тема и номер урока в теме

Химические волокна №1/2

7.

Базовый учебник

Цели урока:

- Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них.

- Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.
- Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.



Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические.













Технологическая карта урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создать благоприятный настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебном занятию. Организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целепологание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Вы уже знакомы с материалами, изготовленными из натуральных волокон, - это хлопок, лен, шерсть, шелк.
Давайте с вами вспомним происхождение натуральных волокон.



Натуральные волокна прочны?

Попробуйте разорвать ткань.(ткань содержащая химические волокна)

Почему?

При производстве ткани люди долгие столетия использовали те волокна, которые давала им природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, лен, дающие хорошее и прочное волокно.

натуральные волокна недостаточно прочны.

Ткань разорвать сложнее.

Скорее всего при изготовлении ткани были добавлены какие-то добавки, которые улучшают их свойства.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Целепологание и мотивация.

Обеспечение мотивации детьми, принятие ими целей урока.

Как вы думаете,о чем мы будем говорить?

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целепологание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы.

Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Обеспечение восприятия, осмысленности и первичного запоминания детьми изученной темы.











Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.

По этому признаку они делятся на две группы: (слайд 5)

Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);

Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).

Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 6).
I этап: Получение прядильного раствора.
Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна.
Пропуск раствора через фильеры.
Количество отверстий в фильере - 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити.(слайд 7)
III этап: Отделка волокна.
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.

Ткани из синтетических волокон (слайд 8)

Сырьем для производства синтетических волокон являются газы - продукты переработки каменного угля и нефти. В результате сложных химических реакций получают синтетические волокна, которые отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.
Остановимся на наиболее распространенных из них:

Полиэфирные волокна (лавсан, кримплен и др.).

Полиамидные волокна (капрон, найлон).

Полиакрилонитрильные волокна (нитрон, акрил).

Эластановое волокно (лайкра, дорластан).

Ткани из искусственных волокон (слайд 9)

Остановимся на некоторых из них более подробно.
Вискозное волокно (слайд 10).
Сырьем для производства вискозного волокна служит древесная целлюлоза, получаемая из еловой щепки и опилок плюс химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка.
Изменяя толщину, блеск, извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка, шерсти. Вискозные волокна мягкие, гладкие, менее прочны, чем натуральный шелк. Вискоза лучше чем хлопок впитывает влагу, но имеют слабую упругость, поэтому ткани из этих волокон сильно мнутся.
Горят волокна быстро, ровно, пламя яркое, остается запах жженой бумаги. После сгорания оставляют пепел светло-серого цвета.

Ацетатное волокно (слайд 11).
Сырьем для ацетатного волокна служат отходы хлопка плюс химические вещества. Ацетатные волокна плохо впитывают влагу, обладают большей упругостью чем вискоза, поэтому почти не мнутся и хорошо сохраняют форму. Горит ацетатное волокно очень медленно, желтым пламенем, оставляя оплавленный шарик и кисловатый запах.

Свойства волокон.

Какие свойства волокон вы знаете? (после ответов слайд 12)

Зная свойства волокон на ткацких фабриках ткут ткани с заданными свойствами, соединяя натуральные волокна с химическими, улучшая внешний вид тканей и эксплуатационные свойства. (слайд 13, 14)

Сообщение учащихся:Уже в XVII в. англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце XIX в. В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 г. в подмосковном городе Мытищи.
В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.

Личностные: формирование основ экологической культуры: бережное отношение к природным хоэяйственным ресурсам. Развитие эстетического сознания через освоениехудожественного наследия народов России и мира, творческой деятельностьюэстетического характера.

Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Физкультминутка


Первичное закрепление

Лабораторная работа:
Определение состава тканей по их свойствам. (слайд 15)
Цель: научить определять вид волокна по внешнему виду; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.
Материалы, инструменты: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, игла, сосуд с водой, тигели для поджигания нитей, кювета с водой, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты. (слайд 16)

Вам необходимо в рабочих тетрадях заполнить предлагаемую таблицу.
Для этого у вас на столах лежат инструменты и материалы, необходимые для работы. На экранепоказана инструкция выполнения лабораторной работой.
Но сначала мы с вами повторим правила безопасной работы.
Инструктаж по технике безопасности:





Инструктаж во время лабораторной работы (инструктирование учащихся по выполнению операций и заданий на различных этапах).











булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;

лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;

отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью; тушить в ванночке с водой.


Закрепление изученного материала.

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов изученного материала, коррекция выявленных пробелов,


Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.


Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способом выполнения домашнего задания

Найдите спрятанные в сканворде еще 15 слов на тему «Химические волокна и ткани из них».
Читать слова можно в любом направлении, кроме диагонального.Разработка урока по технологии



Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.


е

© 2010-2022