Рабочая программа по технологии (10-11 классы)

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа


Программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа по технологии для 10-11 классов позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Нормативная основа реализации программы

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12 года;

- Приказа Министерства образования РФ о Федеральном перечне учебников 2015/2016 учебный год;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.11 г., регистрационный № 19993

- Приказа Министерства РФ от 05.03.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 9.03.04 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом»;

- Приказа Минобрнауки России от 20.08.08 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.04 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного.

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.10 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.04 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ;

- Приказа Минобрнауки России от 3.06.11 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.04 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказа Минобрнауки России от 01.02.12 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.04 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.06 г. № 15 - ПП «О региональном компоненте ГОС НРК Свердловской области»;

- Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.11 г. № 01 - 01/5893 «О внесении изменений в базисный учебный план»;

- Устава школы;

- Учебника по «Технологии»: Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.Д Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. Под редакцией В. Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2013.

Структура документа


Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета


Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки обучающихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу обучающимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу - компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда - изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей обучающихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение обучающимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены планируемые результаты обучения.

Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 69 часов, из расчёта 35 часов в 10 и 34 в11 классе, 1 час в неделю.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение обучающимися творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология" являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Цели

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи предмета:

1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.

2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи.

3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг;

4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения.

6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности.


Педагогические технологии, используемые в процессе обучения (элементы):

  1. Личностно-ориентированная

  2. Дифференцированное обучение.

  3. Проблемное обучение

  4. Проектные творческие технологии (Метод проектов).

  5. Здоровьесберегающая

  6. ИКТ и Интернет - технологии.

  7. Решение технологических задач.

  8. Коллективные способы обучения.

Основными методами обучения являются:

-упражнения;

-решение прикладных задач;

-практические;

-лабораторно-практические работы.

Методы контроля

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

  4. Взаимоконтроля.

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная,

- фронтальная,

- групповая,

- работа в парах.

Формы учебных занятий:

- ролевые игры,

- урок-лекция,

- семинары,

- практическое занятие,

- проектные работы,

- презентации.

Во время изучения некоторых блоков интегрируются знания и умения обучающихся, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, т.е. реализуются межпредметные связи.

Межпредметная интеграция образовательной области «Технология» осуществляется с:

  • Математикой (расчеты для построения чертежей и др.);

  • Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей);

  • Русским языком (обогащение словарного запаса, развитие речи);

  • Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);

  • ИЗО (зарисовка эскизов и др.);

  • Физикой (электричество, принцип работы различных приборов);

  • Информатика (использование ПК и программных средств);

  • Историей (история возникновения вещей и т.д.);

  • Литературой (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях, людях).

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение, запросы на образовательные услуги обучающихся и их родителей, возможности вариативности общего расписания, подготовка учителя, климатические условия.

В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым обучающимся или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.

Работа и защита проекта 10-11 классы.

В настоящее время работник, кроме профессиональных знаний на высоком уровне, дол-жен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера: работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и

т. д. Для человека в современном обществе также становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами:

- собирать не-обходимую информацию,

- факты, уметь анализировать с разных точек зрения,

- выдвигать гипотезы,

- делать выводы и заключения.

Наиболее актуальными задачами образования становятся формирова-ние у обучающихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познаватель-ной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию и перемене труда.

Одним из направлений поиска решений этих задач является деятельностный подход к обучению и, в частности, использование проектного метода обучения, позволяющего научить учащихся приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познаватель-ных и практических задач.

Работа над проектом позволяет обучающимся:

- научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно,

- пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач,

- познать самого себя и определить свои способности и границы,

- научиться брать на себя ответственную функцию в обществе,

- научиться коммуникативному общению,

- быть способными и делать способными других,

- смотреть на мир в глобальном аспекте.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала обучающегося.

Проектная деятельность развивает творческие способности обучающихся, их самостоятельность, от-ветственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над про-ектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисцип-лин, опыта взрослых (учителей, родителей).

Осуществление проектной деятельности позволяет:

•обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;

•учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;

•организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;

•комплексно использовать в процессе обучения средства информационно-коммуникационных тех-нологий;

•на практике применять теоретические знания при выполнении проекта;

•осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;

•воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей, формировать де-ловые качества личности;

• развивать инициативу и творческие способности;

• формировать навыки целеполагания, анализа, оценки результатов своего труда;

• формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, денег, времени;

•способствовать самоопределению обучающихся в выборе будущей профессиональной деятельности;

•развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;

•увеличивать объем изученного материала, повышать активность познавательной деятельности;

• формировать учебные навыки, такие как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;

• активизировать процесс обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;

• реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

Цель: обучение обучающихся основам проектной деятельности.

Задачи:

- оказание содействия становлению личности, способной реализовать себя в продуктивной" деятельности;

- формирование личности, способной к самообразованию, саморазвитию;

- развитие творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся

- формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие критического мышления;

- повышение мотивации к сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;

- формирование основ технико-технологических и дизайнерских знаний;

- создание условий для самоопределения, построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;

- формирование общетрудовых и специальных умений ручного труда, основ трудовой культуры, способности к сотрудничеству в трудовом процессе;

- обучение обучающихся самостоятельности в. приобретении новых знаний;

- формирование у обучающихся умений пользоваться полученными знаниями;

- развитие творческих и конструкторских способностей обучающихся.

В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:

- понятие проекта;

- типы проектов;

- этапы выполнения различных проектов;

- способы представления информации;

- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;

- критерии оценки проекта.

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:

- анализировать ситуацию;

- определять проблему и вытекающие из нее задачи;

- уметь ориентироваться в информационном пространстве;

- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диа-грамм и т. д.);

- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;

- ставить цель, составлять и реализовывать план проектной деятельности;

- сопоставлять цель и действие;

- владеть различными способами познавательной деятельности;

- генерировать идеи и методы решения задач;

- организовывать рабочее место и трудовой процесс;

- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;

-находить рациональные приемы работы;

- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;

- составлять план-график работ;

- моделировать варианты ожидаемых результатов;

- применять различные методы исследования;

- выбирать информацию для представления;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию.

Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать:

- объект;

- исследование;

- проблема;

- дело.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся.

Производство, труд и технологии

Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.

Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).

Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства.

Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.

Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.

Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.

Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.

Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности.

Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.

Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.

Профессиональное самоопределение и карьера

Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.

Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.



Тематический план

Разделы и темы

Количество часов

10 класс

11класс

Производство, труд и технологии



Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

16


Влияние технологий на общественное развитие.

2


Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

4


Технологическая культура и культура труда

2


Производство и окружающая среда.

4


Рынок потребительских товаров и услуг.

4


Организация производства


8

Структура современного производства.


4

Нормирование и оплата труда.


2

Научная организация труда.


2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

19

12

Проектирование в профессиональной деятельности.

4


Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

4


Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

2


Введение в психологию творческой деятельности.

2


Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

4


Функционально - стоимостной анализ.


2

Основные закономерности развития искусственных систем.


4

Защита интеллектуальной собственности.


4

Анализ результатов проектной деятельности

2


Презентация результатов проектной деятельности

2

2

Профессиональное самоопределение и карьера


8

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования


4

Планирование профессиональной карьеры


4

Творческая проектная деятельность


6

Итого

35

34













Тематическое планирование по технологии 10 класса.

Тема урока

Кол.

ч.



Содержание уроков

Темы практических (самост.)

работ

Требования к уровню подготовки уч-ся

Методы и формы обучения.

Вид контроля

«Производство, труд и технологии» (16 ч.)

1.Вводный урок. Технология как часть общечеловеческой культуры.

Технологическая культура.

2. Промышленные технологии.

Технологические уклады.

1








1

Понятие «культура», виды культуры.

Понятие« технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.

Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда.

Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий.

Попытка реконструкции исторической ситуации(открытие колеса, зарождение металлургии)

Знать/понимать:

-что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;

-основные виды культуры;

-понятие «технологическая культура»;

-влияние технологий на общественное развитие;

-три составляющие производственной технологии;

Лекция-беседа, конспектирование; работа с текстом учебника; демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий. Тестирование по теме « Технологии как часть общечеловеческой культуры»

3. Связь технологий с наукой, техникой, и производством.

1

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства.

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники

Знать/понимать:

-взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства,

-роль науки в развитии технологического прогресса;

понятия «наукоемкость» производства

Лекция-беседа с элементами конспектирования; слушание и обсуждение докладов учащихся. Устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов

4. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества


5.Энергетика и энергоресурсы.


6. Промышленные технологии и транспорт.


7. Современные сельскохозяйственные технологии

1






1



1




1

Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Исполь-зование энергии Солнца, ветра, при-ливов, геотермальных источников энергии волн и те-чений. Термоядерная энергетика. Биогазовые уста-новки Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу.

Проведение мероприятий по озеленению и/или оценке загрязненности среды

Посадка деревьев и кустарников возле школы.

Оценка запыленности воздуха. Определения наличия нитратов в пищевых продуктах

Знать/понимать:

-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;

-виды и возможности использования альтернативных источников энергии.

-причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению окружающей среды;

-что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра;

-негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Лекция-беседа; работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая работа.

Оценка приготовленных учащимися докладов; контроль по результатам практической работы

8.Природоохранные технологии.


1

Экологически устойчивое разви-тие человечества. Необходимость

нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания


Уборка мусора
около школы

или в лесу.

Выявление ме-роприятий по охране окру-жающей среды на действующем промышленном предприятии

Знать/
понимать:

- почему воз-никла необходимость в новом экологическом сознании
(морали);

- сущность, характерные
черты нового экологического сознания


Лекция-бе-седа;

решение ситуационных

задач;

слу-шание док-ладов уча-щихся;

практиче-ская работа. --

9. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.


10. Альтернативные источники энергии.


11.Экологическое сознание и мораль в техногенном мире.

1









1




1

Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов. Альтернативные источники энергии.


Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.

Подготовка докладов ( сообщений )об использовании альтернативного источника энергии

Знать/понимать:

- что такое экологический мониторинг;

-сущность безотходных технологий ( производств );

-пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов;

-какие существуют мероприятия по очистки водоемов ;

- Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Лекция-беседа; самостоятельная работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам слушание докладов и результатам практической работы

12.Перспективные

направления раз-вития

современных

технологий.


13. Современные технологии: лучевые, ультразвуковые, плазменные и послойного прототипирования.



14. Нанотехнологии.

Информационные технологии.


1







1










1





Основные виды промышленной обработки мате-риалов.

Электро-технологии и их применение.

Применение лучевых технологий:

лазерная и электронно-лучевая об-работка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототи-пирования и их с-пользование..Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатом-ной (помолекуляр-ной) сборки. Перспективы приме-нения нанотехно-логий.

Информационные технологии,

их роль в современной научно--технической революции

Посещение промышленного предприятия.

( Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).

Знать/понимать:

-виды современных электротехнологий, примеры их использования;

-сущность и области приминения лучевых и ультразвуковых технологий;

-принцип плазменной обработки материалов, примеры использования;

- метод прослойного протипирования и области его применения;

-сущность понятий

« наноматериал»

« наночастица» ;

- перспективы использования нанотехнологий;

- роль информационных технологий в технологическом развитии общества.

Лекция, демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала, образцов изделий.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы.

15.Новые принципы организации современного производства

1

Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента
промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса.
Гибкие производственные системы.
Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства

Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Знать/понимать:

- смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;

- сущность непрерывного (поточного) производства;

- что представляют собой гибкие производственные системы;

- в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства.


Лекция с элементами конспектирования, демонстрация иллюстративного материала (история становления индустриального производства, современное высокотехнологичное производство).

Письменный опрос (контроль по итогам самостоятельной работы).

16.Автоматизация технологических процессов.

1

Автоматизация производства на
основе информационных технологий. Измение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП.



Знать/понимать:

- сущность понятий «автомат» и «автоматизация производства»

- гибкая и жёсткая автоматизация;

- в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП).

Лекция , демонстрация наглядных пособий, схем учебника; практическая работа. Устный опрос; проверка самостоятельной работы.

«Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» (19 ч.)

17.Понятие творчества.


18. Изобретательство, ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

1



1

Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.

Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Упражнение на развития мышления: решение нестандартных задач.

Знать/понимать:

- сущность понятий «творчество», «творческий процесс»;

- виды творческой деятельности(художественное, научное, техническое творчество);

- изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ.

Лекция, беседа; дискуссия; упражнения на развитие мышления, тестирование.

Устный опрос; контроль по результатам практической работы.

19.Методы решения творческих задач. Мозговая атака, обратная мозговая атака. Синектика

20. Метод контрольных вопросов


21. Морфологический анализ.


22- 23. Ассоциативные методы решения задач.

1






1



1



1


2

Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Синектика.

Метод контрольных вопросов. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. .Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ.

Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение

Проведение конкурса «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка»

Знать/понимать:

- сущность и особенность методов активизации поиска решения задач;

-методы поиска оптимального варианта и их применение.

- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач.

Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа.

Устный опрос; контроль по результатам практической работы.

24. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

1

Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качество проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании..

Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика

Знать/понимать:

- требования к современному проектированию;

- понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»

- какими качествами должен обладать проектировщик

- значение эстетического фактора в проектировании

- законы художественного конструирования

Лекция-беседа; демонстрация образцов художественного дизайна; самостоятельная работа-самотестирование; Устный опрос; контроль по результатам самостоятельной работы и домашней работы.

25.Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности.

1

Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. .Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.

Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования

Знать/понимать:

- какие этапы включает в себя проектная деятельность

- как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности

- что включает понятие «алгоритм дизайна»

Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию

Объяснение нового материала; практическая работа.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы по планированию проектной деятельности.

26.Источники информации при проектировании.

Создание банка идей продуктов труда

1

Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования

Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование метода ТРИЗ).

Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования.

Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.

Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования проектного изделия. Выбор наиболее удачных вариантов.

Знать/понимать:

- роль информации в современном обществе;

- что понимается под научным подходом к проектированию;

- источники информации для дизайнера;

- что представляет собой банк идей при проектировании;

- методы формирования банка идей;

Уметь:- находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования.

- формировать банк идей для своего проектируемого изделия;

- графически оформлять идеи проектируемого изделия;

- делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа.

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; устный опрос; контроль по результатам практической работы

27-28.

Рынок потребительских товаров и услуг.

2

Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.

Составление анкеты для изучения потребительского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

Знать/понимать:

- взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;

- что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;

- методы исследования рынка потребительских товаров (услуг);


Лекция-беседа; конспектирования; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

29.Правовые отношения на рынке товаров и услуг

1

Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами)

Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции.

Изучение рынка потребительских товаров и услуг.

Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию

Знать/понимать:

- взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;

- виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами);

- назначение и виды страховых услуг;

- способы получения информации о товарах и услугах.

Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод товаров.

Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

30. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. .



31.Бизнес-план.

1







1

Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Составление бизнес-плана для проектируемого изделия.

Знать/понимать:

- сущность понятия маркетинг, реклама;

- что такое бизнес-план;

Цели и задачи бизнес-плана;

Понятие рентабельности.

Уметь:- составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия);

- рассчитывать рентабельность производства

Лекция; конспектирование; практическая работа.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы по обоснованию эффективности своего проекта.

32-33. Анализ результатов проектной деятельности

2

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов

Анализ выполненной работы

Знать/понимать:

Методы оценки качества материального объекта Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов

Лекция; конспектирование; практическая работа.

Устный опрос

34-35. Презентация результатов проектной деятельности

2

Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов

Подготовка и проведение презентации проектов

Самооценка проекта

Уметь:

-проводить презентацию и защиту своего проекта;

-анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Презентация и защита проектов. Контроль по итогам презентации и защиты проектов

ИТОГО

35









Тематическое планирование 11 класс


Номер и название темы

Кол. ч.

Содержание уроков

Темы практических работ

Требования к уровню подготовки уч-ся

Методы и формы обучения. Вид контроля

Производство. Труд и технологии. Структура современного производства, научная организация труда - 8 ч.

1.Вводный урок.Понятие профессиональной деятельности.

1

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда

Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации

Знать/ понимать: что такое профессиональная деятельность. Ее цели и функции; что является фактором успеха в профессиональной деятельности; понятие разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда

Лекция - беседа; демонстрация наглядных пособий: самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы

2.Структура и составляющие современного производства


3. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности


4.Материальная и нематериальная сферы производства



1




1







1





Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги.

Материальная и нематериальная сферы производства. Их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов.

Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно - производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятий. Посещение производственного предприятия. Определение составляющих конкретного производства

Знать/ понимать:

- понятие «отрасль»;

- определение материальной и нематериальной сфер производства;

- понятия «производственное предприятие». «производственное объединение», «научно - производственное объединение», «межотраслевой комплекс»; что такое составляющие производства; понятия «средства труда», «средства производства», «орудия производства»;что представляет собой производственный технологический процесс

Лекция - беседа; конспектирование, самостоятельная работа; экскурсия. Устный опрос. Контроль по итогам экскурсии

5- 6

Нормирование и оплата труда

2

1. система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации. Устанавливающие и контролирующие нормы труда.

2. система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, примечание и способы расчета. Роль формы заработной платы в стимулировании труда

Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий

Знать/ понимать:

- понятие «нормирование труда»;

- виды норм труда;

-понятие «тарифная система»;

- что такое тарифная система, тарифная ставка

Объяснение нового материала; конспектирование; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы

7. Культура труда и профессиональная этика


8. Профессиональная этика и ее виды.

1





1

1. понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

2. понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды.

Расчет эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по мерам его реорганизации. Повышающим эффективность учебы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности

Знать/ понимать:

- что входит в понятие «культура труда»;

- что такое научная организация труда;

- какими мерами обеспечивается безопасность труда;

- понятие охраны труда;

- что такое этика;

-что означают понятия «мораль» и «нравственность»;

- какие нормы поведения предписывает профессиональная этика;

- виды профессиональной этики

Лекция - беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос: контроль по итогам практической работы

Профессиональное самоопределение и карьера 8 ч.

9.Этапы профессионального становления и карьера








10.Планирование профессиональной карьеры

1











1

1. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная комплектность. Профессиональное мастерство.

2. понятия карьеры. Должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры

Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры

Знать/понимать:

- основные этапы профессионального становления;

- значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»;

-сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»;

- из чего складывается профессиональная подготовка

Уметь:

- планировать будущую профессиональную карьеру;

- правильно оценивать собственные профессиональные данные

Лекция - беседа; дискуссия; диспут, практическая работа. Устный опрос

11-12. Рынок труда и профессий

2

Рынок руда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования

Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования. Заработной платы. Мотивации. Удовлетворенности трудом работников различных профессий

Знать/ понимать:

- что такое рынок труда и профессий;

- что понимается под конъюнктурой рынка труда и профессий;

- способы изучения рынка труда и профессий;

- источники информации о рынке труда и профессий.

Уметь:

- находить и анализировать информацию о ситуации

Лекция; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы

13.Центры профконсультационной помощи

1

1. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации. Методы и их работы.

2. посещение центра профконсультационной помощи

Знакомство с работой центров профконсультационной помощи

Знать/ понимать:

- что такое профконсультационная помощь;

- виды профессионального консультирования;

- как и где можно получать профконсультационную помощь

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; отчет по результатам посещения центра профконсультационной помощи

14. Виды и формы получения профессионального образования


15. Региональный рынок образовательных услуг.

1





1

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг

Изучение регионального рынка образовательных услуг

Знать/ понимать:

- в чем отличие общего и профессионального образования;

- виды профессионального образования; формы получения профессионального образования;

-что входит в понятие «рынок образовательных услуг».

Уметь:

- находить нужную информацию о рынке образовательных услуг

Лекция-беседа; практическая работа. Устный опрос

16. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.

Резюме.

1

Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации

Составление автобиографии и профессионального резюме

Знать/ понимать:

- какие существуют виды самопрезентации;

- сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии;

-правила поведения при собеседовании.

Уметь:

-составлять профессиональное резюме;

- написать автобиографию

Лекция-беседа; практическая работа. Устный опрос

Технология проектирования, творческая проектная деятельность 10ч.

17-18. Функционально-стоимостный анализ.

2

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.


Знать/ понимать:

Цели и задачи ФСА,

основные этапы.

Уметь использовать ФСА для выполнения школьных проектов.

Лекция-беседа; Устный опрос

19 Проект «Мой Выбор»

1

Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и учебного заведения

Проект «Мой выбор»







Уметь:

- планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей

Практическая работа

20.Работа с информационными источниками

1

Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации.

Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации.

Проект «Мой выбор»





Знать:

Уметь работать с информационными источниками.

Практическая работа

21-22 Исследовательская часть выполнения пректа

2

Анализ профессиограммы и психограммы.

Проект «Мой выбор»

Анализ своих возможностей в соответствии с требованиями профессии.

Знатьт, что такое психограмма и профессиограмма.


Практическая работа

23. Анализ результатов проектной деятельности

1

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оценка достоверности полученных результатов.


Подготовка презентации.

Знать план анализа собственной проектной деятельности.

Знать требования к составлению презентации

Уметь составлять презентацию, работать с информационными источниками.

Практическая работа

24-25. Презентация результатов проектной деятельности

2

Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов

Подготовка и проведение презентации проектов

Самооценка проекта

Уметь:

-проводить презентацию и защиту своего проекта;

-анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Презентация и защита проектов. Контроль по итогам презентации и защиты проектов

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (4 ч.)

Основные закономерности развития искусственных систем.

26-27 Искусственные системы и ее основные понятия.


28-29. Основные закономерности развития искусственных систем.

4

Понятие об искусственной системе.

История развития техники, с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах)

Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем.


Знакомство с искусственными системати.

Иметь представление об искусственных системах.

Знать знакомые школьникам системы: устройство бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.

Уметь находит примеры развития техники с точки зрения законов развития технических систем

Уметь описывать свойства нового поколения искусственных систем с учётом закономерностей их развития.

Лекция-беседа; Устный опрос

Защита интеллектуальной собственности(4ч.)

30-31 Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы


32.Защита интеллектуальной собственности



33. Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.




2






1





1

Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений.

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.


Знакомство с выдающимися исследователями, способами защиты интеллектуальной собственности, правилами регистрации товарных знаков.

Знать выдающиеся открытия ученых.

И меть представление о свойствах нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Знать сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель.

Уметь находить информацию, пользоваться справочной литературой.

Уметь разрабатывать различные формы защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Лекция-беседа; Устный опрос

34. Итоговый урок

1

Закрепление пройденного материала


Уметь обобщать полученные знания на уроках.

Тестирование

Итого:

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материально-техническое обеспечение программы.

Для 10-11 классов на основе учебников разработаны

ЦОРы по каждой теме учебника.

Разработанные ЦОРы (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/ )

соответствуют содержанию каждого раздела в учебниках «Технология за 10,11 классы под редакцией В.Д.Симоненко;

ориентированы на современные формы обучения, обеспечивают мультимедийность обучения, учитывают возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, обеспечивают использование групповой работы;

содержат варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

основываются на достоверных материалах;

превышают по объему соответствующий раздел учебника, не расширяя, при этом, тематические подразделы; обеспечивают возможность параллельно использовать с ЦОР другие программы.

Предполагается также возможным использование комплекта ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки занятия, контрольной работы и т.п.).

В общеметодическом плане с помощью разработанных ЦОР организуется помощь учителю при подготовке к уроку:

  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

  • большое количество дополнительной и справочной информации - для углубления знаний о предмете;

  • эффективный поиск информации;

  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

  • подготовка творческих заданий;

  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память;

Помощь при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  • использование интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОР на уроке;

Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий

  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

  • развитие творческого потенциала учащихся в виртуальной предметной среде;

  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.

  2. Принтер.

  3. Цифровые образовательные ресурсы с сайтов:

  4. school-collection.edu.ru/;it-n.ru; viki.rdf.ru; proshkolu.ru; Образовательный портал«Азбука.kz» [email protected];"PwPt.ru" [email protected]

Контрольно - измерительные материалы.

10-11 классы Тесты (папка № 5)

Олимпиадные работы 5-11 классы (папка № 6)
















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Критерии оценивания.

Результатом оценки знаний и умений обучающихся является отметка, выставляемая в журнал. Ставится за фактические знания и умения, предусмотренные учебной программой. Применяя личностно-ориентированное обучение в предмете «Технология» при оценке знаний и умений отмечаются слабые и сильные стороны каждого конкретного учащегося. При этом учитываются индивидуальные особенности обучающихся: застенчивость, болезненность, замедленность умственного или физического развития, самоуверенность и др. Принимается во внимание причины, связанные с недоброкачественным материалом, неисправным инструментом, отсутствием оборудования и т. п.

  • Проверка знаний обучающихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ (контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов и т. д.)

  • Проверка умений обучающихся проводится в виде практических работ, тестов, упражнений.

Текущие и итоговые знания и умения обучающихся оцениваются по пятибалльной системе.

Устный опрос

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью освоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийсяв основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Творческие работы.


Выделяется время на обсуждение ученических творческих работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения. Периодически проводятся выставки творческих работ, что даёт учащимся возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету и является необходимым условием формирования личности.


Проверка и оценка практической работы учащихся


«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.


Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов.

Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, используются тестовые задания, при этом используются тесты нескольких видов:

  • с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;

  • на соответствие;

  • с требуемым текстовым заполнением;

  • на установление правильной последовательности действий.



Критерии оценивания проектов учащихся

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка) и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы (до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность (до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования (до 2 баллов)

Целесообразность применяемых методов

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы (до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

есть ли исследовательский аспект в работе

2

есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) (до 7 баллов)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

Компетентность участника при защите работы (до 10 баллов)

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой - то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2

Итого


37 баллов



© 2010-2022