• Преподавателю
  • Технология
  • Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций

Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их в самостоятельной трудовой жизни. Всё это предполагает: I. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельно...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

23


Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций


«Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций»


















Содержание.

Введение 2

  1. Задача и цели проектного обучения. 4

  2. Из истории. 5

  3. Классификация учебных проектов 7

  4. Что мы понимаем под методом проектов 8

  5. Основные требования к использованию проектных технологий. 9

  6. Общие подходы к структурированию проектов 10

  7. Классификация учебных проектов 11

Планирование работы учителем (приложение 1) 12

Пример выполнения проекта учеником. (приложение 2) 14 Вывод 22

Литература 23




Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций.

Введение.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их в самостоятельной трудовой жизни.

Всё это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Реализация главной цели Трудового обучения в школе, предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными методами, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технологические задачи.



  1. Задача и цели проектного обучения.

Задача проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.

Проектная деятельность позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами и материалами, конструкциями, технологическими системами. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Использование проектных технологий, позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.


  1. Из истории.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом - идеалистом Джоном Дьюи (1859-1952гг), а также его учеником В. Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… "Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".

Метод проектов привлек внимание и педагогов Российской империи еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ от 05.09.1931 г. «О начальной и средней школе» организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной деятельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.). С введением в 1993 году в базисный учебный план образовательной области «Технология» метод проектов вошел в ее состав, в форме самостоятельного раздела «Основы проектирования».

  1. Классификация учебных проектов (по Коллингсу).

Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на каком либо инструменте).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство домика для птиц и т.п.

4. Что мы понимаем под методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

5. Основные требования к использованию проектных технологий.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Общие подходы к структурированию проектов:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, интернете, пр.).

  6. Защита проектов, оппонирование.

  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.


7. Классификация учебных проектов.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны, производства);

  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

  • информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

  • творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

  • ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.


Планирование работы учителем (приложение 1)

(за основу взят проект «Подставка для карандашей и бумаги»)

Характеристика потребности

Разные подставки для канцелярских принадлежностей продаются в магазинах, но они достаточно дорого стоят, не учитывают индивидуальных потребностей и особенностей интерьера комнаты. Подставку, лишенную отмеченных недостатков, можно изготовить самому.

Сущность проекта

Проектирование и изготовление подставки для карандашей и бумаги, позволяющей навести порядок на столе. Учащиеся познакомятся со всеми элементами процесса ее проектирования и изготовления - от формулировки задачи до оценки проекта в конце работы над ним. Учащиеся приобретут новые и закрепят уже имеющиеся навыки работы с древесиной.

Краткая формулировка задачи

Спроектировать и изготовить подставку для карандашей и бумаги для письменного стола (как можно меньшего размера: с использованием минимума материала).

Результаты проекта

Подставки для карандашей и бумаги на письменный стол.

Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание

1. Проведение исследования: какие потребности возникают у людей во время их работы за письменным столом.

2. Ознакомление с процессом проектирования.

3. Отработка необходимых технологических операций, работа с древесиной.

Количество часов: 18.

Запуск проекта

1. Пригласить на урок специалиста, рабочим местом которого является письменный стол.

2. Просмотреть рекламные журналы.

Межпредметные связи: Рисование, черчение, математика, химия, физика.

Новые термины: Проект, планирование, товарный знак, реклама, экономическое обоснование, интерьер.

Материалы и оборудование

Дощечки, рейки, бруски, клей, лак, растворитель, морилка, рубанок, ножовка, линейка, чертилка, шкурка, нож, стамеска, тиски, киянка, лобзик, кисточка для лака.

Организация процесса обучения

Проектирование:

Определение потребности. Обоснование выбора темы проекта. Составление перечня критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. Выработка идей и выбор лучшей. Планирование работы. Оценка проекта. Защита проекта.

Изготовление:

Разметка. Пиление. Обработка рубанком, напильником и шкуркой. Склеивание. Отделка мелкой шкуркой. Окраска.

Знания, навыки:

Элементы графической грамотности. Назначение и использование столярных инструментов. Способы нанесения лаков на деревянную поверхность. Правила безопасной работы. Разработка рекламы.

Исследовательская деятельность:

Ознакомление с простейшими способами конструирования (из специальной литературы). Поиск вариантов конструкции изделия. Выбор материалов для изделия. Анализ изделия. Определение достоинств и недостатков изделия. Экономическая оценка изделия. Проработка рекламы и товарного знака.

Упражнения:

  1. до изготовления изделия: Графические упражнения. Определение свойств древесины. Способы нанесения лака на деревянную поверхность.

  2. во время изготовления изделия:

Разметка, строгание, пиление, сборка, отделка изделия из древесины.

Пример выполнения проекта учеником. (приложение 2)

Проект «Подставка для карандашей и бумаги»

Потребность

Часто бывает, что на моем рабочем столе ручки, карандаши и листы бумаги разбросаны, за что родители меня ругают. Порядок на столе поможет создать подставка для ручек, карандашей и бумаги. Подставку можно купить, но она дорогая, ее могут подарить, но ждать подарка очень долго. Лучше ее изготовить самому из отходов пиломатериалов.

Краткая формулировка задачи

Разработать и изготовить подставку на рабочий стол, предназначенную для хранения карандашей, ручек и бумаги, с учетом интерьера комнаты.

Исследование, анализ проблемы



Критерии, которым должна соответствовать подставка для карандашей и бумаги

1. Пропорциональная размерам стола.

2. Красивая.

3. Подходящая к интерьеру комнаты.

4. Дешевая.

5. Прочная.

6. Удобная.

7. Простая в изготовлении.

Выбор материала



1, 2, 3: фанера, ДВП, ДСП - высокая трудоемкость в изготовлении и отделке под интерьер комнаты.

4: пластмасса - дорого, трудоемко, плохо выглядит на деревянном полированном столе.

6, 7: бумага, картон - непрочно, трудоемко, эти материалы плохо увязываются с интерьером комнаты.

8: металл - дорого, трудоемко, нелегко обеспечить хорошее качество изготовления.

5: древесина - легко вписывается в интерьер при малотрудоемкой обработке, дешево (можно использовать и отходы), прочно и достаточно долговечно.

Выбираю вариант 5.

Выбор древесины

1. Бук - трудно найти, трудоемок в изготовлении.

2. Береза - доступная, но хрупкая, трудоемкая в изготовлении, не подходит к интерьеру.

3. Липа - хорошо обрабатывается, но трудно найти, трудоемка в отделке.

4. Сосна - доступна, хорошо обрабатывается, хорошо согласуется с материалом стола и интерьером комнаты при минимальной отделке.

Выбираю вариант 4.

Выбор покрытия

1. Морилка - не блестит, после ее нанесения остаются пятна, скрывает текстуру дерева.

2. Краска - закрывает текстуру дерева.

3. Лак - сохраняет текстуру дерева и препятствует образованию пятен. Изделие получается красивое. В качестве покрытия я выбираю лак.





Первоначальные идеи


Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций













Из четырех идей выбираю четвертую, где емкость для карандашей в виде башни, а емкость для бумаг в виде крепостной стены.

Общий вид подставкиИспользование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций




Основные размеры подставки.

Использование проектных технологий на уроках технического труда для формирования у учащихся жизненных компетенций







Для изготовления основания потребуется дощечка размером 180x60x15 мм.

Для изготовления «башни» потребуются бруски 10x10 мм:

60х10х10 в количестве 12 шт.;

40х10х10 в количестве 12 шт.;

70x10x10 в количестве 8 шт.;

50х10х10 в количестве 8 шт.

Для изготовления «крепостной стены»:

для основания брусок 110х20х 10 (для прочности подставки);

60x10x10 в количестве 16 шт.;

50х10х10 в количестве 6 шт.

Технологическая карта изготовления подставки

Основание

1. Выбрать заготовку 240x60x15 мм (данный размер заготовки взят в связи с наличием такого материала).

2. Разметить L = 180 мм.

3. Отпилить деталь.

4. Зачистить ее со всех сторон наждачной бумагой.

Крепостная стена

1. Разметить брусок 20x10, L = 110.

2. Отпилить деталь.

3. Взять брусок 10x10, L = 1500.

4. Разметить L = 50.

5. Отпилить деталь L = 50, 6 шт.

6. Разметить L = 122.

7. Отпилить L = 122, 8 шт.

8. Разметить L = 60 мм под углом 30°.

9. Распилить 8 шт. пополам под углом 30°.

10. Зачистить все детали шкуркой.

11. Склеить 11 брусков по чертежу.

12. Дать просохнуть.

13. Склеить остальные 11 брусков по чертежу.

14. Дать просохнуть.

15. Вклеить между стенками брусок 110x20x10 мм.

Башня

1. Разметить брусок 10 х 10, L =70.

2. Отпилить 8 шт., L = 70.

3. Разметить брусок 10x10, L = 60.

4. Отпилить 12 шт., L = 60.

5. Разметить брусок 10x10, L = 50.

6. Отпилить 8 шт., L = 50.

7. Разметить брусок 10x10, L = 40.

8. Отпилить 12 шт., L = 40.

9. Сделать пропилы.

10. Зачистить все бруски шкуркой.

11. Склеить башню.

Сборка изделия

1. Приклеить к основанию «крепостную стену».

2. Приклеить к основанию «башню».

3. Убрать излишки клея.

4. Дать изделию просохнуть.

5. Покрыть подставку двумя слоями лака с промежуточной сушкой.

Оценка стоимости изделия.

Для изготовления изделия потребовалось:

- 3,5м бруска 10x10, дощечка 240 х 20 х 15 мм; - брусок 110x20x10 мм;

- 50 г клея ПВА;

- 100 г лака.

Всего затрачено.

Исходя из того что 1 кг клея стоит 20 гривен, 1 кг лака стоит 40 гривен., можно провести следующий расчет стоимости одного изделия.

1. Если 1 г клея стоит 2 коп., то 2 коп. х 50 г = 100 коп. = 1 гривна.

2. 1 г лака стоит 4 коп.; 4 коп. х 100 г = 400 коп. = 4 гривны.

3. Стоимость древесины - 3 гривны.

Затраты на материал составят 1 + 4 + 3 = 8 гривен. Можно назначить цену изделия 10 гривен.

Товарный знак: Фирма «Юный мастер»

Рекламное объявление

Фирма «Юный мастер» предлагает подставки для ручек, карандашей и бумаги, которые не только помогут содержать в порядке Ваш рабочий стол, но и украсят его. Обращаться в мастерскую «Технического труда» ДОШ № 7.

Цена 10 гривен.

Самооценка.

Изделие изготовлено аккуратно и качественно. Оно удобное, переносное, дешевое, улучшает условия работы за письменным столом, изготовлено из отходов производства, все технологические операции доступны.

Моя подставка полностью соответствует намеченной задаче, хорошо вписывается в интерьер комнаты.

Для улучшения изделия можно продумать возможность его использования для других канцелярских принадлежностей (скрепки, булавки, ластик и др.).


Вывод

К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • развитие способности к активной практической деятельности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

  • проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

  • создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками.

  • поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

Использование проектных технологий на уроках технического труда - методы обучения, представляющие собой реально существующие проблемные ситуации, выбираемые самими учащимися. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленные проблемы привлекательны по формулировке и стимулируют повышение мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении эти методы, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Кардинальное отличие проектных технологий от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта). А самостоятельность - важнейший фактор формирования у учащихся жизненных компетенций.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

  2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Пособие для учителей -Минск, 2003.
    Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся/ Школа и пр-во, 1997 № 2 с. 10.

  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности// Школьные технологии.2002 №2.


© 2010-2022