Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района

Муниципальная конференция проектных работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования



Направление: наука об обществе











Проектная работа в технике оригами «Лебедь»








Выполнил: Жаровских Никита Андреевич

ученик 4«б» класса

МБОУ ООШ №13

Руководитель: Мальцева Жанна Ильинична

учитель начальных классов

МБОУ ООШ №13







Чайковский, 2012



Содержание


Введение

3

Глава 1. Теоретическая часть


  1. Искусство складывание бумаги

5

  1. История оригами

6

  1. Изделия в технике «оригами»

9

Глава 2. Социологический опрос

11

Глава 3. Проектная работа в технике «оригами» «Лебедь»

3.1. Подготовка. Материалы и инструменты

12

3.2. Этапы работы

14

3.3. Себестоимость изделия

17

Заключение

18

Библиографический список

19

Приложение

20



















Введение


Оригами - удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги. Первый раз я его услышал в 3 классе. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя, при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников, влюбленных в бумажный лист. Все мы складывали яхты, самолеты и двухтрубные кораблики, позже с огромным удовольствием учились складывать хлопушки, водяные бомбочки, пилотки, шапочки с козырьком и тюльпаны. На этом наше знакомство с оригами, как правило, заканчивалось. Поэтому мне захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве на тему «Оригами».

Актуальность:

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы.

Цель проектной работы - освоить технику оригами и использовать в жизни.

Задачи:

  • изучить историю оригами;

  • ознакомление с техникой оригами;

  • научиться создавать изделия оригами.

Объектом исследования является искусство оригами.

Гипотеза: Если я изучу технику оригами, то смогу создавать разные изделия.

Методы исследования:

  • работа с научной литературой;

  • анкетирование;

  • обработка и анализ полученных данных;

  • работа с интернет - ресурсами.






Глава 1. Теоретическая часть


  1. Искусство складывания бумаги

Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама - «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие - неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.

Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» - складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.
Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты - тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему.

В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции - бумажные модели…

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги. [4]


  1. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.

К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.

Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия…

К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль - это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера-оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура. Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.[8]


1.3.Изделия в технике оригами

Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни.

Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкое известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Ведь красиво упакованный подарок - это не просто подношение, это знак уважения и любви к одариваемому. А к чему тратить множество фраз на то, что прекрасно можно выразить без слов? Правильная упаковка расскажет о ваших чувствах!

Коробочки для упаковки. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги. Искусство оригами - прекрасный способ сделать новогодний подарок необычным и интересным.

Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок.

Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола, чтобы празднично разложить салфетки.

Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др.









Глава 2. Социологический опрос

Я провел небольшой опрос. Мне было интересно узнать, а знают ли ребята об оригами. Мое анкетирование состояло из 5 вопросов, на которые ответили 60 человек (учащиеся 2-4 классов).

  1. Вопрос: что такое оригами?

  2. Вопрос: откуда пришло оригами?

  3. Вопрос: где первый раз в жизни вы познакомились с оригами?

  4. Вопрос: где используют оригами?

  5. Вопрос: что развивает оригами?

По результатам анкетирования выявлено:

  1. 61 %-не знают, что такое оригами;

  2. 73 % - не знают, откуда пришло оригами, называют страны Италия, Таиланд, Германия;

  3. 33 % - впервые познакомились с оригами в школе, 16 % - в детском саду 16 % - дома, 2 % - в библиотеке, 33 % - не знакомы;

  4. 18 % - предположили, что для украшений, а 82 % - не знают;

  5. 23 % - считают, что оригами развивает умственные способности, 25 % - моторику, 7 % - память и воображения, 45 % - не знают, что может развить оригами.

Итак, проанализировав ответы на анкету, я выявил, что 61 % учеников не знакомы с понятием оригами. В итоге своей работы я проведу классный час, покажу ребятам способы модульного оригами.


Глава 3. Проектная работа в технике «оригами» «Лебедь»


3.1. Подготовка. Материалы и инструменты

Для работы необходима бумага. При создании лебедя можно использовать разные виды бумаги. Подходит офисная, мелованная бумага, бумага для оригами. Хорошо подходит для модульного оригами бумага из современных журналов. Я в своей работе буду использовать офисную бумагу.

Дополнительные детали. Для изготовления поделки понадобятся глазки, для украшения подойдут ленточки, пайетки, бусины.

Надо освоить изготовление «треугольного модуля»

Треугольный модуль основа поделки, для его изготовления понадобится прямоугольный листочек бумаги.

  1. Сгибаю прямоугольный листочек бумаги пополам вдоль.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Сгибаю поперёк, чтобы наметить линию середины, и разгибаю.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Загибаю края к середине.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Переворачиваю.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»


  1. Загибаю нижнюю часть вверх.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Складываю уголки, перевернув их через большой треугольник.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Разгибаю уголки и нижнюю часть.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Снова складываю уголки по намеченным линиям и поднимаю нижнюю часть вверх.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Сгибаю пополам.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

Получившийся модуль имеет два нижних уголка и два кармашка. Такие модули можно вставлять друг в друга различными способами.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

3.2. Этапы работы

При создании лебедя понадобятся 459 треугольных модулей. Размер листка бумаги А4.

  1. Беру три модуля и располагаю их, как показано на рисунке.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Вставляю уголки двух модулей в кармашки третьего модуля.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Взял еще 2 модуля и присоединил их таким же образом к первой группе.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Соединяя модули по этому принципу, выполнил кольцо из двух рядов: внутреннего и внешнего. Каждый ряд состоит из 30 модулей. Соединял модули последовательно, придерживая получающуюся цепочку руками. Последним модулем замкнул концы цепочки в кольцо.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»


  1. Взял 30 модулей и выполнил третий ряд. Обратите внимание на то, что в кармашки каждого модуля вставил уголки двух модулей.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Точно также выполнил четвертый и пятый ряды, состоящие из 30 модулей каждый.

  2. Теперь, взявшись пальцами за края заготовки, выполнил движения, как будто хотел вывернуть кольцо наизнанку. Получилась форма представленная на рисунке.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Выполнил шестой ряд из 30 модулей. Теперь надел модули сверху.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. С седьмого ряда начинаю делать крылья.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»


  1. Продолжаю делать крылья, уменьшая каждый ряд на 2 модуля.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

  1. Чтобы сделать шею, соединил модули другим способом, как показано на рисунке.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»


  1. Сделал подставку в виде двух колец из 76 модулей, соединил таким же образом как при выполнении шеи.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»



3.3.Себестоимость

№ п\п

материал

цена

Кол-во

сумма

1.

Офисная бумага

140 руб.

1

140 руб.

итого

140 руб.

И так на изготовление лебедя было потрачено 140 рублей. Время работы 5 вечеров. Можно использовать бумагу из журналов, то получится материальная выгода, затрат нуль.





Заключение


Так для чего же нужно оригами? Оригами, прежде всего - искусство, призванное дарить людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

Оригами - и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Процесс оригами трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.

Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой! Сейчас я уже освоил азбуку оригами и теперь перешёл к более сложным композициям… Гипотезу я свою подтвердил, изучил технику и могу создавать несколько изделий.

Библиографический список


  1. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  2. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003.

  3. Г.И. Долженко «100 оригами» Ярославль 2008.

  4. Т. Проснякова «Забавные фигурки» Москва 2010.

  5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.

  6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.

  7. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.

  8. А. Эм «Оригами» Минск, 2011.

  9. Н. Г. Юрина. По книге "Я познаю мир".

  10. origami.ru




Приложение

Рис. 1,2,3,4 - Изготовление треугольных модулей.

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

Рис.1 Рис.2

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

Рис.3 Рис.4

Рис.5, 6, 7, 8 - Сборка лебедя

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

Рис.5 Рис. 6

Проектная работа в технике оригами «Лебедь»Проектная работа в технике оригами «Лебедь»

Рис. 7 Рис. 8

Рис. 9 - Готовые изделия Проектная работа в технике оригами «Лебедь» Рис.9

22


© 2010-2022