«Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»

Актуальность проекта Изучение традиций в народных традиций и возможность их использования в современной одежде всегда актуально и вызывает живой интерес. Можно предложить много вариантов декорирования современного платья вышивкой в народном стиле, аксессуарами в традиционной лоскутной технике (пояс),а также украсить платье такими элементами народной лоскутной техники как «уголки». Такая работа, как объединение процесса пошива современного платья и декорирование его с применением народного творче...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»



Кафедра технологий и профессионального образования





Итоговая проектная работа по вариативному модулю
«Изучение традиционных технологий рукоделия
при изготовлении народного и современного костюма»
(72 часа)





ТЕМА ПРОЕКТА:

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»




Автор - составитель:

Черных Оксана Анатольевна

учитель технологии и ИЗО,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» пос.Богородское, Сергиево-Посадский район

Руководитель: ст. преп. Гречникова
Ирина Петровна



Москва 2014

Содержание

1.Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.1. Цель и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.2. Актуальность проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.3. Этапы проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2. Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.1.Русский народный костюм. Основные сведения. Современная одежда. Описание проектного изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2.Традиционная лоскутная техника «уголки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

2.3. Русская традиционная вышивка. Ее роль в народном костюме и современном костюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.4. «Тамбурный» шов. Вышивание каймы по подолу платья. . . . . . . . . 11

2.5. Технологическая карта по изготовлению современного женского платья с элементами вышивки и лоскутной техники. . . . . . . . . . . . . . . . 14

3. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

4. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21


2

1. Введение

1.1. Цель и задачи

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения традиционнного русского народного костюма и изготовления современного платья с использованием элементов русской народной вышивки и лоскутной техники.

Задачи проекта:

- воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию;

- привитие любви к традиционной русской народной вышивке

- развитие художественно-творческих способностей на примере изготовляемого изделия;

- создание эскизов вышивки для декора платья, опираясь на народные источники;

- изучение техники лоскутного шитья «уголки».

1.2. Актуальность проекта

Изучение традиций в народных традиций и возможность их использования в современной одежде всегда актуально и вызывает живой интерес.

Можно предложить много вариантов декорирования современного платья вышивкой в народном стиле, аксессуарами в традиционной лоскутной технике (пояс),а также украсить платье такими элементами народной лоскутной техники как «уголки».

Такая работа, как объединение процесса пошива современного платья и декорирование его с применением народного творчества дает массу возможностей для развития творческих способностей и рассматривается как средство для достижения педагогических задач.

Работа над проектом, «созданием» платья можно рассматривать как средство изучения народного костюма.

Такая работа, скорее всего не останется без внимания окружающих, и это один из способов создать свою неповторимую, «эксклюзивную» вещь, что безусловно является очень важным для любой женщины.

1.3. Этапы проекта

Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа: подготовительный, технологический, заключительный.

Подготовительный этап включал в себя:

- выбор темы проекта с учетом потребности в изделии; наличия необходимых материалов, инструментов, оборудования, соответствия технологическим возможностям;

- выбор и анализ конструкции изделия с учетом оригинальности, доступности, эстетичности;

- разработка технологии изготовления изделия, составление технологической карты.

Анализ подготовительной работы показал целесообразность реализации проекта, результат которого востребован в детской аудитории, при изготовлении не требует больших затрат и отличается простотой выполнения.

Технологический этап включал в себя:

- выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом.

При этом необходимо строго соблюдать последовательность выполнения операций, соблюдая правила безопасной работы.

4

Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтение, меру художественно-эстетического вкуса.

Заключительный этап включал в себя:

- осуществление контроля качества;

- определение затрат на изготовление изделия;

- предложение возможных путей реализации.

Этапы реализации проекта:

- знакомство с традиционной народной лоскутной техникой;

- знакомство с традиционной русской вышивкой;

- знакомство с народным костюмом;

- практическое выполнение изделия.

Источниками информации для работы послужили:

- литература отечественных авторов;

- ресурсы всемирной сети Интернет.






5

2. Основная часть

2« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»

.1.Русский народный костюм. Основные сведения. Современная одежда. Выбор проектного изделия. Описание.

Первое упоминание о русском сарафане можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины. Широко распространился в России на рубеже XVII - XVIII вв. Является частью русского народного костюма: рубаха, сарафан, пояс, передник.

Круглый сарафан, простой по покрою, был наиболее распространен в Вятской губернии. Он сшивался из пяти прямоугольных полотнищ и соединялся с лифом. Сарафаны обычно щедро украшались вышивкой, оборками, цветными вставками.

На фотографии выше представлены сарафаны-кумачники (от слова «кумач» - название ткани, обычно красного или синего цвета). Сарафаны

украшены «тамбурным» швом. Этой вышивкой украшено проектное изделие.

Для изготовления проектного изделия была взята готовая выкройка из журнала «Бурда» №5, 2007 год. Модель представляет собой платье-сарафан, отрезное по линии талии, с рельефными швами на лифе, вставкой в виде пояса. Юбка состоит из 3-х полотнищ:

переднего и заднего со швом. Верхняя часть юбки собирается в складки и притачивается к поясу. На базе этого платья можно придумать массу вариантов. Выкройка лифа состоит из множества деталей, что позволяет использовать небольшие лоскуты ткани. Такой сарафан можно сшить из любой ткани: хлопчатобумажной, джинсовой, шелковой и т.д., в зависимости от назначения.

Я остановила свой выбор на темно-синей бязи в мелкий цветочек, которая по своему рисунку напоминает ткань русских сарафанов.

Лиф изделия было решено украсить «уголками» из красной бязи, верх платья окантовать бейкой из той же красной бязи (выкроены по поперечной нити), край подола юбки нашит на основную ткань. На подоле выполнена вышивка «тамбурным» швом.




7

2.2 «Уголки» - один из способов украшения русского народного костюма.

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»


Существует несколько способов изготовления «уголков». Мы рассмотрим один из них, который применяется при отделке проектного изделия.

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»


8

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»


« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»


« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»


9

2.3. Русская традиционная вышивка. Ее роль в народном костюме.

  1. « Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»

Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма. Каждая губерния имела свои характерные орнаменты и типы вышивок. В традиционной русской вышивке, отличающейся большим разнообразием, как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения, можно выделить две основные группы.

К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой. Наибольшее

распространение получили такие счётные швы, как "набор", "счётная гладь», "роспись". Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани - тамбур,

свободная гладь, владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье. Проект предусматривает изучение «тамбурного» шва.

2.4. Шов «тамбурный» отличается большой декоративностью, легко выполняется по свободному контуру, прочерченному на ткани от руки.

Они служили и служат прекрасной украшающей отделкой одежды, белья, рушников т.д.

Тамбурный шов построен на принципе ряда петель, выходящих одна из другой и является непрерывным швом, то есть каждая последующая петля цепляется за предыдущую. Название «тамбурный» происходит от круглых пялец, похожих на большой барабан - тамбурин.

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



Русский народный костюм, являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Праздничная и

будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всяких злых сил, сближать с окружающей

природой.

В проекте вышивкой украшается подол платья. В основном узоре использовались традиционный «тамбурный» шов. Материалы для работы: ткань: гладкокрашенная бязь красного цвета, катушечные нитки №10 белого цвета, специальная игла или обычная швейная игла.

«Тамбурный» шов. Вышивание каймы по подолу платья.

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»







12

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



13

2.5. Технологическая карта по изготовлению современного женского платья с элементами вышивки и лоскутной техники .

1. Выбор модели, подбор ткани, перевод выкройки на кальку из журнала согласно своим размерам.

  1. Раскрой изделия из основной и отделочной ткани.

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



  1. Разработка схемы вышивки для платья (подол).

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



4. Рассчитать место расположение вышивки на ткани для всех деталей платья.

  1. Выполнить вышивку на ткани .

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



Пошив юбки - складки, боковые швы, средний шов спинки, притачивание каймы по подолу .

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»





  1. Изготовление «уголков» для декорирования верхней части платья (лифа).

15

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



8.Изготовление лифа платья: выполнение рельефных швов с одновременным втачиванием цветного канта, соединение с поясом и втачивание «уголков».

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»





16

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»





  1. Окантовка верхней части платья бейкой (по поперечной нити).

  2. « Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»

10.Соединение лифа платья и юбки.

17

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»



11.Втачивание «молнии» (средний шов спинки).

На всех этапах выполнения изделия выполняется влажно-тепловая обработка.







18

« Декорирование современного платья с применением лоскутной техники и вышивки в народном стиле»









19

3. Заключение

При реализации проекта были изучены:

- традиционная вышивка «тамбурный» шов;

- традиционный народный костюм ( круглый сарафан)

- традиционная лоскутная техника «уголки».

Эти виды народного творчества связаны между собой и относятся к традиционной культуре русского народа. Несомненно, изучение традиционной вышивки и лоскутной техники и использование их в современном костюме является захватывающим творческим процессом, изделия выглядят самобытно и свежо.

В настоящее время законодатели моды все чаще обращаются к народным традициям при создании новых моделей одежды. Автор данного проекта тоже попытался использовать опыт предков при украшении одежды.

Вещь, сшитая своими руками всегда будет отличаться от вещи, купленной в магазине, и речь здесь идет не о качестве пошива изделия.

Несмотря на обилие товаров, предлагаемых швейной промышленностью, «магазинные» вещи однотипны, в них нет души. Платье, выполненное своими руками будет безукоризненно сидеть на фигуре, а украшенное с использованием народных технологий будет выделять своего хозяина из толпы, «защищать» его, ведь изначально вышивка и отделка одежды носили характер оберега.

Я думаю, изготовление такого изделия непременно заинтересует девочек 7-9 классов, пробудит их творческую фантазию, вызовет интерес к изучению народного костюма, истории России.

Кроме того проект не требует больших материальных затрат, благодаря выкройке верхней части платья, состоящей из множества деталей, в работе можно использовать небольшие лоскуты ткани. Прямоугольное полотнища юбки тоже можно сшить из небольших кусков ткани.

20




4. Литература


  1. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М., 1978.

  2. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., 2010

  3. Божьева Н. П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Московское художественное училище прикладного искусства. М., 2008.

  4. Гордеева В.И. Русская народная одежда. Альбом. М., 1974

  5. Иванова А.А. Ручное вышивание. М. Культура и традиции, 2004

  6. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., 1988.

  7. Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся 5-8 кл. средней школы. - Москва, «Просвещение», 1988г.

  8. «Бурда» № 5, 2007 г., журнал

  9. «Лена» № 2, 2011 г., журнал по рукоделию.


















21











© 2010-2022