Рабочая программа по технологии для 5 класса

Рабочая программа по технологии для 5 класса рекомендую для учителей технологии.Здесь вы можете для себя взять критерий оценок, научить детей вышивать,шить фартук любого типа.Есть также требования к каждому разделу, учебно- тематический план, календарно-тематический план , после окончание курса можно ученикам дать итоговые тесты. В «Приусадебный сад и огород» можете учеников учить как надо выращивать овощей и цветочных культур,изучить понятие о сорте и правила использования органических удобрени...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по технологии для 5 классаРабочая программа по технологии для 5 классаРабочая программа по технологии для 5 классаРабочая программа по технологии для 5 классаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нурминская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района РТ

«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Директор

_______/Галиева А.Р./ директора по УР ________/Хазиев Ф.Г./

Протокол №___от _______/Насихова Г.Р./ Приказ № ___ от

«_» августа 2013 г. «___» августа 2013 г. «___» сентября 2013 г.

Рабочая программа по технологии

для 5-х классов

учителя технологии

Галиевой Алсу Раузидовны







Рассмотрено и принято

на заседании

педагогического совета,

протокол № от

«___» августа 2013г.



с. Норма

2013год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе

-Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089) (с действующими изменениями);

-Учебного плана МБОУ «Нурминская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 28.08.2013 года) и утвержденного приказом №269 от 31.08.2013г.

- Образовательной программы МБОУ «Нурминская СОШ»

- Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2-е издание издательства «Дрофа», г. Москва 2004г.;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;

- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучающихся 5-ого класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на 70 часов в 2часа в неделю на 2013-2014учебный год.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

- формирование политехнических знаний и экологической культуры;

привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

-ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

-развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

-обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

-воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

-овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

-использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;

-развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах - не более 10 минут, в 6 - 12 минут, в 7 - 16 минут. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений - практические задания и мини-проекты.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.




Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов и тем

Всего

Количество

теоретические

практические

I

Кулинария

Санитария и гигиена

Физиология питания

Технология приготовления пищи

Сервировка стола

Заготовка продуктов

16

2

2

8

2

2

10

1

2

5

1

1

6

1

0

3

1

1

II

Создание изделий и текстильных и поделочных материалов

Материаловедение

28


4

8

1

20

3

Машиноведение

4

2

2

Конструирование и моделирование одежды


4

1

3

Черчение и графика

2

1

1

Технология изготовления швейного изделия


6

0

6

Рукоделие:

Вышивка

Узелковый батик

6

2

2

1

4

1

III

IV

Технология ведения дома

Электротехнические работы

2

2

1

1

1

1

V

Творческий проект

8

2

6

VI

Приусадебный сад и огород

14

6

8

Итого:

70


28

42

Содержание тем учебного курса технологии

Приусадебный сад и огород (14 часов)

Основные теоретические сведения.

Вводный урок. Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда. Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Практические работы.

Уборка и учёт урожая овощных и цветочных культур. Закладка их на хранение. Осенняя обработка почвы на пришкольном участке. Подготовка участка к зиме. Подзимний посев семян, посадка луковиц. Выбор культур для весенних посевов и посадок, определение качеств семян, подготовка семян к посеву, внесение удобрений. Посев и посадка с/х культур. Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, наблюдение за развитием растений.

Кулинария (16 часов)

Санитария и гигиена (2 ч).

Основные теоретические сведения. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы. Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Физиология питания (2 ч).

Основные теоретические сведения. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы.

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Технология приготовления пищи (8 ч):

Бутерброды, горячие напитки(2 ч)

Основные теоретические сведения. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы.

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Блюда из яиц (2 ч)

Основные теоретические сведения. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы.

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Блюда из овощей (4 ч) Основные теоретические сведения.

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы.

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Сервировка стола (2 ч) Основные теоретические сведения.

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы.

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Заготовка продуктов (2 ч)

Основные теоретические сведения. Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов, грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы.

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Итоговая самостоятельная работа по разделу «Кулинария»

Тестирование по теоретическим вопросам раздела «Кулинария» включает заданий. Тесты позволяют контролировать знания обучающихся по разделу.

Создание изделий и текстильных и поделочных материалов(28 часов)

Вышивка (6часов) Основные теоретические сведения.

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в современном и народном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Национальные традиции вышивки татар. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета, цветовые контрасты.

Практические работы. Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, уменьшение и увеличение рисунка. Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперёд иголку», «назад иголку», петельного, «козлик», способы безузлового закрепления рабочей нити. Вышивка салфетки декоративными швами. Свободная вышивка по рисованному контуру, отделка вышивкой салфетки. Обработка краев салфетки швом «козлик».

Узелковый батик (2 часа) Основные теоретические сведения.

Виды росписи по ткани; материалы красители; технология крашения.

Практическая работа: подготовка красителя, выбор способа складывания ткан и завязывания узлов; оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Варианты объектов труда: салфетка, шарфик, кепка.

Материаловедение (4часа)

Основные теоретические сведения Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Рабочие профессии прядильного и ткацкого производства. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Краткие сведения о прядильных машинах. Основная и уточная нити в ткани. Кромка и ширина ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани Полотняное переплетение. Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические, технологические, эксплуатационные. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практическая работа. Изучение свойств нитей основы и утка; определение направления долевой нити; определение лицевой и изнаночной сторон ткани; выполнение образца полотняного переплетения.

Машиноведение (4 часа)

Основные теоретические сведения. Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, её технические характеристики. Назначение основных узлов, виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы. Подготовка универсальной швейной машины к работе. Безопасные приёмы труда при работе на швейной машине; намотка нитки на шпульку; заправка верхней и нижней нитей; выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, регулировка длины стежка.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (4 часа)

Основные теоретические сведения. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяемые для изготовления рабочей одежды. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии; использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий

Фигура человека и ее измерение. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок для построения чертежа фартука, условные обозначения мерок, необходимых для построения чертежа выкройки фартука. Расчетные формулы.

Особенности моделирования рабочей одежды. Профессия модельера. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету и др.). Выбор модели и моделирование фартука по выбранному фасону.

Практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений, построение чертежа фартука в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Черчение и графика(2 часа)

Понятия об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе. Инструменты и приспособления для построения чертежа. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Построение чертежа выкройки фартука в натуральную величину по единым меркам. Профессия чертёжника, закройщика.

Практическая работа. Изготовление выкройки и чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Технология изготовления изделия (6 часов)

Общие теоретические сведения Прямые стежки, строчки, выполняемые прямыми стежками, смёточная, замёточная, намёточная, копировальная, строчка для образования сборок, шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы при использовании колющего и режущего инструментов. Конструкция машинного шва, длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов. Их условные графические изображения и технологии выполнения. Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направлениям рисунка. Художественная отделка изделия. Назначение влажно-тепловой обработки (ВТО). Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Приемы влажно-тепловой обработки. Профессия швеи.

Практические работы. Организация рабочего места для ручных работ, подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков строчек и швов. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки фартука и головного убора, обмеловка и раскрой ткани. Перенос контрольных и контурных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технология ведения дома (2 час)

Эстетика и экология жилища Основные теоретические сведения

Из истории архитектуры, интерьера, национальные традиции, связь архитектуры с природой. Санитарное состояние кухни. Наличие вентиляции, применение воздухоочистителя. Современные системы фильтрации воды. Влияние электроприборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека. Понятие интерьера. Создание интерьера кухни. Интерьер кухни-столовой. Профессия дизайнера. Требования, предъявляемые к кухне. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и уход за ним. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватками, полотенцами, разделочными досками, подставками и др.

Практические работы. Выполнение эскиза интерьера кухни. Изготовление салфетки.

Электротехнические работы(2часа) Основные теоретические сведения Виды источников электроэнергии. Потребление электроэнергии. Электрические светильники. Современные бытовые техники. Практическая работа Подбор электрических светильников для разных комнат в доме. Творческие проектные работы (8 часов)

Основные теоретические сведения .Этапы и последовательность выполнения проекта. Оценка проделанной работы и качества изделия. Цели проекта. Разработка алгоритма проекта. Обоснование проблемы и потребности. Выбор изделия, материала, подбор инструментов и приспособлений для работы. Составление технологической последовательности изготовления изделия. Оценка проделанной работы. Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, самооценка проделанной работы и качества изделия. Предложение вниманию жюри технологической последовательности изготовления изделия.






Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения технологии учащиеся должны: знать/понимать:

  • основные технологические понятия;

  • назначения и технологические свойства материалов;

  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • для обеспечения безопасности труда;

  • для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.

В результате изучения раздела «Кулинария» обучающий должен:

знать/понимать

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» обучающий должен:

знать/понимать

  • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела «Технология ведения дома» обучающий должен:

знать/понимать

  • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники;

уметь

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; уметь составлять планировку расположения мебели на кухне и в столовой; создавать интерьер кухни;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора рациональных способов и средств ухода за бытовыми помещениями; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

В результате изучения раздела «Черчение и графика» обучающий должен:

знать/понимать

  • технологические понятия об эскиз, техническом рисунке, чертеже, масштабе, схеме, стандартизации; общие правила построения и оформления чертежа выкройки фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по единым меркам.

уметь

  • выбирать инструменты и приспособления для построения чертежа, способы графического отображения объекта или процесса; выполнять простейшие чертежи и эскизы рабочей одежды - фартука; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

В результате изучения раздела «Приусадебный сад и огород» обучающий должен:

знать/понимать

• полный технологический цикл получения 2-3-х видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

уметь

• разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.
































Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью освоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

в основном усвоил учебный материал, допускается незначительные ошибки при его

изложение своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложение словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

полностью не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и

лабораторно-практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно использует программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособии,

приборы и другие средства.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знание программного материала;

допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно и умеет пользоваться справочной литературой, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

не может спланировать выполнение работы;

не может использовать знание программного материала;

отказывается выполнять задание.

Проверка и оценки практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения4 общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности. отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлены небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получает учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта:

  1. Оригинальность темы и идеи проекта.

  2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

  3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применение и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

  4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

  5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производство).

  6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

  7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации.














Календарно-тематический план

Раздел, тема урока

Количество часов

Планируемый срок проведения

Фактический срок проведения

Примечания

1




Приусадебный сад и огород (8ч)

Вводный урок. Основные направления растениеводства.









1



4.09

2

Правила рационального и безопасного труда в растениеводстве.

1

4.09

3

Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона.

1

11.09

4

Правила сбора урожая и условия его хранения.

1

11.09

5

Особенности осенней обработки почвы ручными орудиями труда

1

18.09

6

Технология сбора семян цветочно-декоративных культур.

1

18.09

7

Технология выращивания луковичных растений.

1

25.09

8

Последовательность посадки чеснока на зиму.

1

25.09

9

Кулинария (16)

Физиология питания.

1

2.10

10

Сведения о пище и содержании в нем витаминов.

1

2.10

11

Посуда и оборудование на кухне. Уход за ними.

1

9.10

12

Санитарно-гигиенические требования на кухне.

1

9.10

13

Правила техники безопасности и личной гигиены при приготовлении пищи.

1

16.10

14

Виды тепловой обработки продуктов.

1

16.10

15

Бутерброды, горячие напитки и их виды.

1

23.10

16

Приготовление бутербродов и горячих напитков.

1

23.10

17

Блюда из яиц.

1

30.10

18

Приготовление яичницы и глазуньи.

1

30.10

19

Пищевая ценность овощей. Блюда из овощей.

1

13.11

20

Первичная обработка и формы нарезки овощей.

1

13.11

21

Приготовление салата.

1

20.11

22

Сервировка стола, правила поведения за столом.

1

20.11

23

Способы заготовки продуктов.

1

27.11

24

Правила сбора урожая и его хранения.

1

27.11





25

Создание изделий из текстильных поделочных материалов. Рукоделие. Вышивка(6).

Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства.















1



4.12

26

Правила техники безопасности. Подготовка инструментов и материалов.

1

4.12

27

Сочетание цветов. Подбор рисунка. Перевод рисунка на ткань.

1

11.12

28

Основы вышивки декоративных швов.

1

11.12

29

Вышивка салфетки декоративными швами.

1

18.11

30

Обработка краев салфетки швом «козлик». Выполнение влажно-тепловой обработки.

1

18.11

31

Узелковый батик (2)

Виды росписи по ткани. Материалы, инструменты. Технология крашения

1

25.12

32

Оформление салфеток в технике «узелковый батик». Выполнение влажно-тепловой обработки.

1

25.12







33

Творческие проектные работы(8).

Тематика творческих проектов.







1

15.01

34

Этапы их выполнения проекта. Организационно- подготовительный этап проекта.

1

15.01

35

Выбор оборудования и инструментов для проекта.

1

22.01

36

Составление технологической последовательности выполнения проекта.

1

22.01

37

Технологический этап выполнения проекта.

1

29.01

38

Конструирование, моделирование, изготовление изделия.

1

29.01

39

Заключительный этап.

1

5.02

40

Оценка работы и защита проекта.

1

5.02

41

Шитье (20). Материаловедение (4ч)

Волокна растительного происхождения. Ткачество.









1



12.02

42

Полотняное переплетение.

1

12.02

43





Инструменты и

приспособления для шитья.

1






19.02


44

Организация рабочего места.

1

19.02

45

Машиноведение (4)

Изучение строения швейных машин.

1

26.02

46

Подготовка машины к работе.

1

26.02

47

Выполнение машинных швов.

1

5.03

48

Виды машинной строчки.

1

5.03

49

Конструирование (2ч)

Требования к одежде, виды одежды

1

12.03

50

Снятие мерок для построения чертежа фартук.

1

12.03

51

Черчение и графика (2ч)

Понятия об эскизе техническом рисунке, чертеже, масштабе.







1

19.03

52

Построение чертежа фартука.

1

19.03

53

Моделирование (2ч)

Моделирование фартука выбранного фасона.







1

2.04

54

Подготовка выкройки к раскрою

1

2.04

55

Технология изготовления изделия. (6)

Подготовка и раскрой ткани







1

9.04

56

Подготовка к сметыванию. Обработка боковых срезов.

1

9.04

57

Обработка нагрудника изделия .

1

16.04

58

Обработка низа и карманов фартука.

1

16.04

59

Соединение деталей, обработка пояса.

1

23.04

60

Окончательная обработка фартука. Выполнение влажно-тепловой обработки.

1

23.04

61

Технология ведения дома.(2)

Эстетика и экология жилища. Интерьер жилых помещений







1

30.04

62

Оборудование кухни, разработка интерьера.

1

30.04

63

Электротехнические работы (2)

Виды источников электроэнергии. Потребление электроэнергии. Электрические светильники.







1

7.05

64

Современные бытовые техники

1

7.05

65

Приусадебный сад и огород (6).

Особенности весенней обработки почвы и правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды.











1



14.05


66

Виды размножения растений.

1

14.05

67

Подготовка почвы в ящиках.

1

21.05

68

Проверка, подготовка и посев семян цветов.

1

21.05

69

Условия выращивания растений.

1

28.05

70

Технология ухода за рассадой: полив, подкормка, прополка.

1

28.05



Перечень учебно-методического обеспечения.

Список литературы (основной и дополнительной)

Список литературы

1. Основная:

1. Технология. Обслуживающий труд,: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (авторы: Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова идр.); под ред. В.Д.Симоненко -4-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2009.- 192с. :ил.

2. «Технология 5 класс» (вариант для девочек), авторы: М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич) - М.: «Вентана - Граф», 2008

2. Дополнительная:

-«Технология. Технологии ведения дома»:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. -М.:Вентана-Граф,2012.-192с.:ил.

-Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани: Учеб. для учащихся 5 кл.общеобразоват.учреждений.-2-е изд.-М.: Просвещение,1999.-160с.:ил.

Информационно - компьютерная поддержка

Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения.

1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:

  • библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);

  • слайд-лекции по ключевым темам курса;

  • редакторы текста, презентаций.

  1. Схемы, плакаты, таблицы.

Интернет-ресурсы:

- «Технологии»: technologys.info/

- «Учительский портал»: uchportal.ru/

- «Пrошколу»: proshkolu.ru

- «Сеть творческих учителей»: it-n.ru

- «Федеральный центр информацинно образовательных ресурсов»:fcior.edu.ru/

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Швейная машина;

- Гладильная доска и утюг;

- компьютер, экран, проектор,принтер ;

- программное обеспечение «Microsoft Office Power Point 2007», «Microsoft Office Word 2007».

Приложения

Самостоятельная работа по теме «Кулинария»

Выберите правильный ответ.

  1. К столовым приборам не относится:

а) ложка в) вилка

б) дуршлаг г) нож

2. Является ли бутербродом хлеб с маслом?

а) нет

б) да

3. Определить, является куриное яйцо вареным или сырым, можно:

а) опустив яйцо в сосуд с водой;

б) по звуку, издаваемому яйцом при его встряхивании;

в) кручением яйца на поверхности стола;

г) по внешнему виду.

4. Когда яйцо сварено «в мешочек», у него:

а) крутые желток и белок;

б) жидкие желток и белок;

в) жидкий желток, крутой белок.

5. Винегрет заправляют:

а) сливочным маслом

б) растительным маслом

6. Сандвич - это бутерброд:

а) открытый

б) закрытый

7. Канапе - это бутерброд:

а) закрытый

б) закусочный

8. Не относится к овощам

а) кабачок

б) брюссельская капуста

в) черная смородина

г) горох

9. При сервировке стола к завтраку вилку кладут:

а) слева

б) справа

Выберите правильные ответы.

10. Салатными заправками являются:

а) майонез в) уксус

б) сметана г) растительное масло

11. Завтрак может состоять из блюд:

а) борщ г) квас

б) омлет д) шашлык

в) бутерброды е) чай

12. Доброкачественное яйцо можно определить:

а) по вкусу;

б) методом просвечивания;

в) путем опускания в горячую воду;

г) путем опускания в холодную воду.

13. Овощи, используемые при приготовлении винегрета:

а) картофель д) свекла

б) капуста е) лук

в) огурцы ж) чеснок

г) морковь з) репа

14. При нарезке лука можно использовать следующие формы:

а) кольца г) полукольца

б) кубики д) крошка

в) дольки е) брусочки

Вставьте пропущенные слова.

15. Винегрет - разновидность салата, в состав которого обязательно входит ______

Закончите фразу:

16. Искусство приготовления пищи называется ___________________

Установите соответствие:

17. Вид посуды: Название посуды:

А. Кухонная 1. Кастрюля

Б. Столовая 2. Супник

3. Селедочница

4. Тарелка

5. Сковорода

6, Миска

Итоговый тест по технологии для учащихся 5 класса

В следующих заданиях отметьте единственно правильный ответ.

1.Сельское хозяйство делится на

А) овощеводство и цветоводство
Б) растениеводство и животноводство
В) растениеводство и полеводство
2. К овощным культурам относится

А) пшеница
Б) картофель
В) малина

3.Чернушкой называются семена
А) моркови

Б) свёклы
В) лука
4.Нить основы (долевая нить) в ткани
А) растягивается

Б) не растягивается
В) при хлопке издаёт глухой звук
5.Ткань, окрашенная в один определённый цвет, называется
А) набивная

Б) пёстротканая
В) гладкокрашеная
6.Лицевую сторону набивной ткани определяют

А) по чёткости рисунка

Б) по чистоте поверхности

В) по наличию узелков

7.Какой рисунок показывает направление нити основы относительно кромки?
Рабочая программа по технологии для 5 класса

8.Как крутится маховое колесо при работе швейной машины?

А) от себя

Б) на себя

В) попеременно, то в одну, то в другую сторону

9.Определите рисунок полотняного переплетения Рабочая программа по технологии для 5 класса

10.При работе с электрическим утюгом вы почувствовали запах жжёной резины. Вы

А) выключите утюг и сообщите директору школы

Б) выключите утюг и сообщите учителю, проводящему урок
В) вызовите пожарную помощь
11.Мерки снимают
А) по правой стороне фигуры

Б) по любой стороне фигуры
В) по левой стороне фигуры
12.Измеряемый должен стоять

А) прямо, поставив руки на пояс
Б) прямо, с опущенными руками

В) прямо, с поднятыми руками
13.Эту мерку записывают полностью
А) Ст
Б) Сб
В) Ди
14.Какой чертеж соответствует эскизу?

Рабочая программа по технологии для 5 класса
А Б В
15.Что девочка забыла указать на выкройкеРабочая программа по технологии для 5 класса

А) название детали

Б) количество деталей

В) линию середины (сгиба)

Г) направление нити основы

Д) величину припусков на швы

16.Смёточные строчки выполняют

А) нитками в цвет ткани

Б) нитками, отличными от цвета ткани

В) любыми по цвету нитками

17.При выполнении машинных строчек закрепки делают
А) только в начале строчки
Б) только в конце строчки
В) в начале и в конце строчки

18.При выполнении этого шва припуски
А) заутюживаютРабочая программа по технологии для 5 класса

Б) разутюживают

В) приутюживают


19.Чтобы не запачкать свою одежду при приготовлении пищи нужно
А) снять одежду
Б) надеть фартук
В) постирать одежду после приготовления пищи

20.Порезы пальцев рук можно получить при неправильном обращении
А) с ножом
Б) разделочной доской

В) электрической плитой
21.Бутерброды бывают
А) большие и маленькие
Б) открытые и закрытые
В) высокие и низкие

22.К горячим напиткам относятся
А) компот, морс, кисель
Б) лимонад, сок, сироп
В) чай, кофе, какао
23.При заваривании чая заварку заливают
А) тёплой водой

Б) горячей водой
В) кипящей водой
24.Эта стрелка показывает зону подготовки продуктов на кухне
А Б В
Рабочая программа по технологии для 5 класса








25. Определите, на каком рисунке изображён комнатный цветок

А

Б

В

Рабочая программа по технологии для 5 класса

Рабочая программа по технологии для 5 класса

Рабочая программа по технологии для 5 класса


В следующих заданиях определите соответствие левого и правого столбцов, ответ запишите парами, например «А1», .


26. Определите соответствие между термином и его определением

А) Сметать

1) соединить две или несколько деталей машинной строчкой

Б) Заметать

2) соединить две или несколько деталей смёточной строчкой

В) Стачать

3) закрепить подогнутый срез детали смёточной строчкой

Г) Застрочить

4) закрепить подогнутый срез детали машинной строчкой

Ответ: _____________________________________
27.Определите соответствие между схемой машинного шва и его названием

А) Рабочая программа по технологии для 5 класса

1) Стачной вразутюжку

Б) Рабочая программа по технологии для 5 класса

2) Шов вподгибку с открытым срезом

В) Рабочая программа по технологии для 5 класса

3) Стачной шов взаутюжку

Ответ: ___________________________________
28.Определите соответствие между изображением вышивального шва и его названием

А) Рабочая программа по технологии для 5 класса

1) Петельный шов

Б) Рабочая программа по технологии для 5 класса

2) Тамбурный шов

В) Рабочая программа по технологии для 5 класса

3) Стебельчатый шов

Ответ: _____________________________________
29.Определите соответствие между способом варки яиц и критериями его готовности

А) Всмятку

1) Белок сварился, а желток- нет

Б) «В мешочек»

2) Белок сварился наполовину, желток не сварился.

В) Вкрутую

3) Белок и желток сварились полностью.

Ответ: _____________________________________
30.Определите соответствие между условным обозначением и видом стирки

А) Рабочая программа по технологии для 5 класса

1) Стирка запрещена

Б) Рабочая программа по технологии для 5 класса

2) Стирка в тёплой воде

В) Рабочая программа по технологии для 5 класса

3) Кипячение

Г ) Рабочая программа по технологии для 5 класса

4) Ручная стирка

Ответ: _____________________________________

31. Определите соответствие между видом растений по продолжительности жизни и его определением

А) Однолетние растения

1) В первый год жизни образуют корнеплоды, на второй- семена.

Б) Двулетние растения

2) Растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет на одном месте.

В) Многолетние растения

3) Цветут, плодоносят и образуют зрелые семена в год посева.


В следующих заданиях дайте краткий ответ.

32.Как называется эта ткань по способу отделки
Рабочая программа по технологии для 5 класса Ответ: ___________________________
33.Назовите волокно, которое получают из коробочек хлопчатника.
Ответ: ___________________________

34.Какую часть растения льна используют для получения льняного волокна?

Ответ: ____________________________

35.Как называются детали для заправки нижней нитки в швейной машине?
Ответ: _____________________________
36.Как называется мерка, которую обозначают «Ст».
Ответ: _____________________________________

37.По какой мерке определяют ширину фартука?
Ответ: _____________________________________

38.У девочки Ст=34 см. рассчитайте ей длину пояса по формуле: Ст+30.

Ответ: ____________________________

____________________________________
39.Как называется приспособление для снятия мерок, изображённое на рисунке?
Рабочая программа по технологии для 5 класса

Ответ: _______________________________
40.Как называется приспособление для натягивания ткани при вышивании, изображённое на рисунке?
Рабочая программа по технологии для 5 классаОтвет: _____________________________________


© 2010-2022