Проблемное обучение в современном образовании

проблемное обуче­ние является системой правил применения ранее известных приёмов учения и преподавания, построенная с учётом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (про­блемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т. п.). Поэтому оно более всего обеспечивает развитие мыслительных способностей учащихся, его общее развитие и формирование убеждений. Не исключая, а, используя все достижения дидактики, проблемное обучени... Объектом является процесс активизации деятельности учащихся на занятиях.  Предметом исследования является проблемное обучение, как метод активизации деятельности учащихся на занятиях.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение 3

1. Использование проблемного обучения на занятиях 6

1.1. Активизация деятельности учащихся на занятиях в

процессе проблемного обучения 6

1.2.Методически аспект по использованию проблемного обучения на

занятиях.... 12

Заключение 20

Список литературы 23

Приложения 26


Введение

Современный этап развития нашего общества характеризуется изменениями во всех сферах деятельности. Это затронуло и систему образования.

Начавшаяся в середине 50 - х. годов ХХ столетия научно - техническая революция привела к изменениям в жизни общества, потребовала переоценки многих социально - значимых ценностей; она обусловила и перестройку сложившейся системы народного образования. Переход к всеобщему среднему образованию и внедрению новых программ потребовали совершенствования форм и методов обучения.

Это затронуло и систему профтехобразования, Т.к. в 1973г. были образованы училища со средним образованием. Общество поставило задачу: специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать творческие способности учащихся, их познавательную самостоятельность. Усилия учёныхИпреподавателей привели к возникновению современного процесса обучения. Предлагаемая работа излагает закономерности и способы его проблемного обучения, под которым мы понимаем современный процесс обучения, построенный с учётом принципа проблемности.

Ещё А.Сократ (469 - 399г. г до н.э.) учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину размышляя, отсюда название метода обучения - сократическая беседа, поисковая, эвристическая. Ж.Руссо (1712-1778г.г.), чтобы учащийся захотел узнать и найти знание, создал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоций, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы учащийся не только получал знания, но и искал их. Однако в полной мере проблемное обучение получило разработку в педагогике Д. Дьюи (1859 - 1952) и учёных ХХ века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая даёт ребёнку готовое знание, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предложил модели обучения, где преподаватель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые знания. Он называл это обучение через делание, в дальнейшем - через исследование. Обучение как исследование проблем разрабатывали Дж. Браунер (США), в России - и. я.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблемное обучение является системой правил применения ранее известных приёмов учения и преподавания, построенная с учётом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т. п.). Поэтому оно более всего обеспечивает развитие мыслительных способностей учащихся, его общее развитие и формирование убеждений. Не исключая, а, используя все достижения дидактики, проблемное обучение в полном смысле слова стало развивающим обучением, средством формирования научных понятий, всесторонне развитой личности, её интеллектуальной активности.

Цель исследования: обосновать эффективность проблемного обучения как метода активизации деятельности учащихся.

Объектом является процесс активизации деятельности учащихся на занятиях. Предметом исследования является проблемное обучение, как метод активизации деятельности учащихся на занятиях.

Для проверки эффективности рекомендаций по использованию на занятиях проблемного обучения необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать психолого-педагогическую и учебную литературу по активизации учебной деятельности учащихся.

2. Проанализировать методы активизирующие деятельность учащихся в процессе обучения.

3. Разработать методические рекомендации по использованию проблемного обучения как метода активизации деятельности учащихся на уроках спецтехнологии по теме «Классификация зданий и сооружений».

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации по использованию метода проблемного обучения на уроке спецтехнологии на примере изучения темы «Классификация зданий и сооружений». На уроке у учащихся проявляется самостоятельная, творческая работа, которая активизирует деятельность, развивает мышление и приводит ихКосознанному усвоению материала.

Структура квалификационной работы состоит из следующих частей: введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложения.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. -207с.

  1. Вопросы профессиональной педагогики, /Под ред. Скаткина М. Н. - М.:

Высшая школа, 1969. - 438с.

  1. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. - М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 250с.

4. Григорьев М.А. Производственное обучение столяров. - М.: Высшая школа, 1985. -174с.

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Высшая школа, 1986.

  1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.- 160с.

7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 1984- 144с.

  1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом, -М.:

Академия, 2002. - 480с.

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.: Педагогика, 1981. - 182с.

  2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1972.

11. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессиональнотехнического образования. - Минск: Высшая школа, 1977. - 256с.

12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении - М.:Высшая школа, 1972.

  1. Махмутов М.И. Совершенный урок. - М.: Педагогика, 1985. - 183с.

  2. Махмутод М.И. Организация проблемного обучения в школе - М.: Просвещение, 1977. - 239с.

  3. Муравьёв Е.М. Общие основы методики преподавания технологии общеобразовательных учреждениях - Шуя: 1996. - 156с.

16. Никитин Н. Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессиональнопедагогической деятельности: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. Образования. - М.: Мастерство, 2002. -288с.

17. Новиков А.М, Процесс и методы формировании трудовых умений, профпедагогика. - М.: Высшая школа. 1986. - 288с.





18. Основы профессиональной педагогики под редакцией Батышева С.Я.,Шапоринского С.А. - М.: Высшая школа, 1977. - 504с.

19. Педагогика. Учебное пособие для индустриально-технических техникумов профтехобразования. - М.: Высшая школа, 1970. - 367с.

20. Педагогика. Учебное пособие для студ. педагогических вузов и колледже / Под. Ред. Пидкасистого П. И. - М.: Педагогическое общество России, 1998. -640с.

21. Педагогика: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогических техникумов профтехобразования /Лында А.С., Жильцов П.А.,Жербов Н.П. - М.: Высшая школа, 1970. - 368с.

22. Педагогика /Под ред. засл. Деятеля науки РФ, Д.п.Н., проф. Педкасистого П.И.: Учебное пособие для студентов пед. учеб.заведений. - М.: Педагогическое общество «Россия». 1998. - 638с.

23. Петухов М. А. Научные основы профессионально - технической системы обучения специальным предметам /Под науч. Ред. А. П. Беляевой. - СПб.; Ульяновск, 2000.

24. Преподавание спецтехнологии столярных работ. Падуа В.З.: Метод.пособие для сред. проф-тех. училищ - М.: Высшая школа, 1982. - 159с

25. Скакун В.А. Преподавание курса. Организация и методика производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 252с.

26. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования. - М.: Высшая школа, 1980. - 232с.

27. Уман А.И. Технологический подход в обучении школьников. - Казань: Издво «Мирас», 1997. - 168с.

28. Учебный процесс в профессионально-технических заведениях. - М.: Высшая школа, 1985. - 222с.

29. Шимбирев П.Н., Огородников И.Т. Профессиональная педагогика. - М.:Государственное Учебно-педагогическое изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1954.-430с.

30. Щукина г.Е. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 159с.

31. Яковлев Н.М. Сахар А.М. Методика и техника в школе. - М.: Просвещение, 1985.- 207с.





1. Использование проблемного обучения на занятиях

1.1. Активизация деятельности учащихся на занятиях в процессе проблемного обучения

Важнейшей задачей теоретического практического обучения является воспитание самостоятельности и активности как черт личности. Самостоятельная работа - это не метод обучения, а элемент или сторона всякого метода, необходимое условие его эффективности. Самостоятельность и активность могут и должны проявляться у учащихся при слушании объяснений преподавателя. Именно поэтому воспитание самостоятельности и активности как черт личности составляют главную задачу организации самостоятельной работы учащихся. Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, является ведущей целью среднего профессионального образования. Реализовать эту цель в условиях репродуктивного обучения, основанного на усвоении (запоминании и воспроизведении) готовой информации, практически невозможно. Исследования показывают, что большую роль в деле превращения учения в сознательный активный и творческий процесс играет проблемное обучение. Уникальность проблемного обучения состоит в его многофункциональности, эффективном решение следующих задач:

- стимулирование внутренней мотивации учения;

- повышение познавательного интереса;

- развитие творческих способностей, воображения;

- создание условий для самоопределения в профессиональной образовательной среде;

- развитие коммуникативных навыков;

- прочное усвоение изученного;

- формирование убеждений;

- овладение первичными навыками исследовательской деятельности.

Квалифицированные рабочие часто сталкиваются в ходе работы с проблемами, требующими решения. Учащиеся должны готовиться к этому уже в период обучения, ибо само знание проблем есть результат процесса познания, вскрывающего противоречия между знанием и незнанием и поэтому ведущего к преодолению этого противоречия. Постоянное возникновение и разрешение противоречий - одна из движущих сил в процессе развития учащихся. При этом, по мнению Данилова, главным из них является противоречие между проблемами познания в обучении, поставленными перед учащимися,главным из них является постоянно возникающее противоречие между

и фактическим уровнем их развития, который требует решения новых задач, что связано с преодолением новых трудностей и поиском соответствующих причин и средств. В ходе этого процесса мобилизуются силы, способствующие развитию учащихся В теории проблемного обучения выделяются несколько уровней проблемности. Так, исследовательская работа являет собой самый высокий уровень, при котором обучающиеся самостоятельно выдвигают проблему и решают ее. Этому уровню соответствует исследовательский метод, форма реализации которого - проблемные практически е и теоретические задания.

Частично - поисковый уровень предполагает выдвижение проблемы (проблемной ситуации) преподавателем, а решение предлагается найти обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя. Это средний уровень проблемности, он может быть организован методом эвристического диалога, форма реализации которого - беседа эвристического характера.

Самый низкий уровень проблемности - проблемное изложение, в ходе которого преподаватель сам выдвигает проблему, создавая у студентов проблемную ситуацию, сам выдвигает гипотезы и сам их доказывает. Метод, соответствующий этому уровню, так и называется - проблемное изложение; форма его реализации - лекция проблемного характера.

Важнейшим условием успешности учения является активность учащихся в познавательной деятельности. Познавательная активность учащихся проявляется во внимательном слушании преподавателя, в сосредоточенном наблюдении изучаемых предметов и явлений, в стремлении разобраться в сущности изучаемого материала и прочно усвоить его, в активном мыслительном процессе и творческом поиске путей решения познавательных и практических задач. Характер и степень активности учащихся могут быть различными, но процесс обучения не может состояться, если они пассивны. Усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, хотя и руководимой и направляемой преподавателем. То же относится к развитию познавательных способностей учащихся - это результат их собственной мыслительной деятельности. Активизации учащихся и повышению их внимания во многом способствует проблемное изложение учебного материала. Суть его заключается в том, что преподаватель не просто сообщает закономерности, выводы, правила и т. п., но воспроизводит в какой-то мере путь их открытия. Поставив проблему, он объясняет внутренние противоречия, возникающие при ее решении, высказывает предположения, обсуждает их, опровергая возможные возражения, доказывает истину. Таким образом, преподаватель вовлекает учащихся в свои рассуждения, заставляет их мыслить вместе с собой, создает атмосферу поиска. При такой форме изложения полезно побуждать у учащихся высказывать своё мнение, делать умозаключения. Учебные занятия надо строить так, чтобы они проходили на основе активной познавательной деятельности и способствовали формированию у учащихся профессиональной самостоятельности. На основе познавательной активности учащегося развивается его познавательная самостоятельность, которая выражается в стремлении и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению новой задачи, в желании не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания. Для активизации мыслительной деятельности и развития профессиональной самостоятельности при теоретическом обучении можно рекомендовать следующие методы и средства:

- систематическое использование на уроках инструкционно - технологической документации и наглядно-технических средств;

- планирование, организация и самоконтроль трудовой деятельности;

- применение на уроках алгоритмизации и программированного обучения;

- использование проблемных методов обучения;

- применение системы производственно-технических задач;

- использование различных вопросов и заданий;

- внедрение новых эффективных структурных форм урока и различных методов инструктирования;

- самостоятельное изучение и выполнение заданий, упражнений;

- последовательное осуществление принципа индивидуализации в обучении;

- усиление межпредметных связей теоретического обучения;

- обучение приемам работ передовиков и новаторов производства.

Эффективность учебного процесса зависит как от деятельности преподавателя, так и от деятельности учащихся. В ходе обучения учащимся необходимо развивать их познавательные способности и логику мышления, учить применять знания в практической деятельности. Эффективным средством активизации учебного процесса является познавательная самостоятельность учащихся, что представляет собой проявление ими творческой активности в процессе усвоения, переработки или практического применения знаний, умений и навыков. Она предполагает, во-первых, способность учащегося активно и творчески воспринимать материал, сообщаемый преподавателем, сознательно перерабатывать его, ориентироваться в новой ситуации. Во-вторых, познавательная самостоятельность учащихся выражается в том, что учащийся без помощи преподавателя умеет разбираться в инструкционно-технологической документации, рационально выполнять приёмы и операции или изготовлять детали и изделия, усвоение которых подготовлено предшествующими занятиями, свободно пользуется справочной литературой и другими пособиями. В-третьих, она означает потребность самостоятельно мыслить, умение видеть и формулировать познавательную задачу, решать ее рационально и без посторонней помощи. В-четвертых, познавательная самостоятельность предполагает использование полученных теоретических знаний для решения практических задач. Развитию профессиональной самостоятельности и мыслительной деятельности учащихся в процессе производственного обучения способствуют технические задачи и их решения. Присоставлении заданий для самостоятельной работы учащихся рекомендуется учитывать следующие требования: задания должны быть доступными и иметь практическую направленность: технические задачи должны быть связаны с практической работой, иметь поисковые ситуации, чтобы вызывать интерес к ее решению. Активизации мыслительной деятельности и развитию профессиональной самостоятельности в процессе производственного обучения способствует также планирование личной трудовой деятельности учащихся. Сам процесс планирования предстоящей практической деятельности заключается в том, что учащийся обдумывает основные этапы предстоящего трудового процесса и на каждом этапе намечает способы, средства. Условия и сроки предстоящих действий в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Самостоятельно планировать и организовывать свою практическую деятельность учащиеся смогут только тогда, когда у них будет достаточно знаний и умений по изготовлению деталей, когда они изучат закономерности технологического процесса, которые могут использовать на практике производственного обучения.

Активность - эта та позиция, то психическое состояние личности, которое дает деятельности высокую эффективность. В процессе обучения важна не активность сама по себе, а активность познавательная, которая направлена на изменения объективной реальности, т.е. познавательная активность. Для того чтобы учащиеся были активными субъектами в обучении, необходимо формировать у них познавательную активность с помощью соответствующего построения процесса обучения. Познавательная активность учащихся в ходе обучения проявляется различным образом, например:

- осмысление содержания учебного материала;

- живое участие в ходе занятия;

- эмоционально-волевое состояние учащихся;

- стремление учиться, любознательность;

- высокие трудовые успехи;

- рациональное использование учебного времени.

Творчество - качество высококвалифицированного рабочего, которое характеризуется поиском новых путей решения производственных задач и претворением их в жизнь. Творчество в процессе учения требует предоставления учащимся возможности самостоятельно думать, развивает их мышление, способности формулировать, обосновывать и защищать свое мнение. В ходе урока должны предлагаться соответствующие его целям задания и не только воспроизводящего характера, но и творческого, проблемного. Основными путями и средствами воспитания самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются: применение различных технических устройств, инструкционных карт, эталонов, позволяющих учащимся пользоваться самоконтролем в процессе изготовления изделий или выполнения работ.

Следовательно, проблемное обучение является активизирующей деятельностью учащихся на уроках спецтехнологии, которая формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности. Таким образом, проблемное обучение вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и технической информации при решении новых познавательных задач и является важнейшим орудием педагогического руководства в управлении самостоятельной познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения.



1.2 Методический аспект по использованию проблемного обучения на занятиях

Перед теорией обучения чрезвычайно остро встала задача одновременно с поисками путей активизации учебно-познавательного процесса найти обоснованные способы подготовки проблемных уроков.

Подготовка имеет две взаимосвязанные стороны: подготовка содержания занятий, т. е. чему учить, и подготовка процесса его усвоения, т. е. как учить и прививать умение учиться. Конечно, в теории обучения этим вопросам и прежде уделял ось много внимания. В то же время с позиций проблемного обучения известные принципы планирования нуждаются в уточнении и дополнении. Различными исследователями ставят условия, соблюдение которых обеспечивает успех подготовки проблемных уроков:

1) запланированные учителем понятия и способы действия для прочно го усвоения учащимися должны возникнуть как результат самостоятельного обобщения;

2) необходимы определение учебного задания и оценка его качества (какие проблемные задания возможны на уроке, их связь с фактическим материалом, их повторяемость, доступность; какие задания использовать на уроке, какие при проверке знаний или задать на дом);

3) необходима оценка подготовленности учащихся к выполнению задания (их умение рассматривать подобные вопросы, переносить известный способ действия в новую ситуацию, создавать логическую схему ответа) и определение состава мыслительной деятельности учащихся;

4) определение понятий для объяснения их сущности учителем.

Методический аспект по использованию проблемного обучения разделяется поэтапно. Начало урока (вводный инструктаж) должно создать активное отношение к работе, вызвать познавательный интерес и потребность в овладении знаниями и умениями. Это достигается путем постановки перед учащимися проблемы. Методические средства в данном случае могут быть различными,

главная же задача - научить учащихся применять накопленные знания, а также подвести учащихся в процессе использования старых знаний и умений к новым, которые должны быть изучены на этом уроке.

Вторым этапом урока при проблемном обучении является работа преподавателя и учащихся над новыми знаниями и умениями. Результатом этого этапа должно быть первоначальное обобщение, которое достигается различными методическими средствами путем анализа и сравнения знаний, умений, решения задач и т. д.

Следующий этап - анализ ошибок и первичных обобщений. При этом преподаватель должен проводить анализ ошибок в следующем порядке: заметить ошибки; довести их до сознания учащихся; выяснить причины ошибочных действий; помочь учащимся в поисках причины брака исправлении ошибки.

Заключительным этапом может быть соотнесение общих умений, знаний и положений, установленных и приобретенных на уроке (и ранее) с возможностью их применения в конкретных условиях.

Рассмотрим примерный поурочный план урока с использованием проблемного метода обучения, для учащихся 1-го курса по предмету «Технология отделочных работ».

Тема: « Общие сведения о строительстве зданий и сооружений»

В данной теме рассматриваются следующие вопросы: 1.Классификациязданий и сооружений; 2. Общие требования к зданиям и сооружениям. 3. Основные конструктивные элементы зданий.4. Архитектура зданий. Техническая эстетика. 5. Производство общестроительных, специальных и отделочных работ.

Изложение нового материала преподаватель будет рассматривать поэтапно. Начиная урок, преподаватель предлагает учащимся в конспектах оставить место для записи темы, которая будет выведена самими учащимися по ходу изложения материала. Начинается первый этап построения проблемного урока, т. е. организуется проблемная ситуация. Помимо активизации учащихся, такой приём придаёт учебной работе определённую занимательность и повышает интерес учащихся. Преподаватель сообщает, что большая часть малярных работ проводится внутри зданий. Поэтому чтобы правильно определить назначение и виды малярных работ нужно знать, какие строительные материалы применяются для возведения зданий и сооружений. В форме фронтального опроса преподаватель предлагает перечислить известные строительные материалы, применяемые при возведения зданий. На данном этапе учащиеся вспоминают и актуализируют имеющие знания. Полученные ответы уточняются, дополняются преподавателем и записываются на доске. Скорее всего будут названы здания по наиболее ясному признаку - по назначению их в жизни человека: жилой дом, училище, завод, Дворец культуры и т.д. Преподаватель называет и объясняет этот признак, а затем задает вопрос: «Найдите сходство или различие между названными зданиями. На какие классы по назначению их можно распределить?»





ПРИЛОЖЕНИЕ

Из перечисленного списка выделим «Дверные блоки». Преподаватель задаёт учащимся вопрос: «Что входит в состав дверного блока?», при этом демонстрирует макет дверного блока, слушает ответ учащегося и уточняет его. Результатом этого этапа является наличие у студентов опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия, формируется умения соотносить ответы с образцом, четко формируют ответы, управляют своим вниманием, развивается стремление к взаимопомощи и оказанию поддержки. Следующий этап, анализ проблемного задания. Учащимся дается задание: «Разделить виды дверей на группы в зависимости от назначений зданий». Это задание им необходимо выполнить по ходу изложения нового материала преподавателем, где он рассказывает о видах дверей. Учащимся необходимо слушать внимательно и выписывать себе в тетрадь. Затем учащимся предлагается перечислить виды дверей. По ходу поступления предложений и коллективного обсуждения называемые объекты выписываются на доске. Таким образом, из созданного списка дверей можно выделить группы. Преподаватель продолжает вести эвристическую беседу с учащимися, выделяя суть неизвестного, демонстрируя плакаты и макеты дверных блоков, задает вопрос: « Чем ещё внешне отличаются друг от друга двери?». Наводящими вопросами и уточнениями преподаватель добивается самостоятельности суждений, выдвижений возможных предложений и сужение поисков делающий окончательный вывод, что при водитКследующему этапу. Данный этап реализуется коллективным обсуждением, групповой работой и изложением преподавателя, где прорабатывается каждое предложение. У учащихся формируется умения определять недостатки и достоинства предложений. Таким образом, дверные блоки различаются по конструкциям, по материалу, по назначению, по размерам и по другим отличительным признакам. Все ответы записываются на доске и в тетрадях. Далее преподаватель уточняет неназванные отличительные признаки и переходит к заключительному этапу рассматриваемого вопроса. «Только что мы сгруппировали все виды дверей на определённые классы. Как назвать проделанную нами работу?». Можно надеяться на правильный ответ: «Классификация дверных блоков». После этого учащимся необходимо выполнить практическую работу, вычертить схему «Классификация дверных блоков». Преподаватель вычерчивает на доске график схемы (рис. 1), а учащимся предлагается сами заполнить все её элементы согласно классификации. Работа занимает 15-20 минут парного урока. Один учащийся делает и заполняет схему на доске. Сверяемся, находим лучший вариант. Рассуждаем, делаем анализ и подбираем самый лучший вариант классификации. Таким образом, график-схему можно представить в такой форме (рисА) Тема эта сложная и не все учащиеся могут с первого урока разобраться, поэтому даётся задание на дом, где самостоятельно и поэтапно будут рассматривать все вопросы" например, « Дверные блоки по назначению» и т.д. Оцениваются работы учащихся коллективно, выбирая лучший вариант. График схемы позволяет сгруппировать тему и дать чёткий, краткий, но в то же время полный ответ. Эта схема нравится учащимся, и они выполняют эти работы с охотой. По такой же схеме можно дать самостоятельную работу учащимся по теме: «Классификация оконных блоков». На практике обычно учащиеся выполняют в полном объёме на формате А-4.Этим заданием заканчивается первая часть вопроса. У студента формируется способность к объяснению, оценки собственных действий и убежденность в правильности полученных результатов. Вторую часть урока целесообразно провести в форме исследовательского метода. Для этого даётся учащимся вопрос: «Какие вы видели двери в зданиях и сооружениях?». Они называют. «Чем они отличаются?» Преподаватель, разделив на две половины доску, записывает ответы учащихся на первой половине доски, а на второй - точные ответы путём исследования.

Работаем с графикой - схемой выполненной учащимися в предыдущей части урока (рис. 1). Преподаватель демонстрирует макеты различных дверей (фи-


Характеристика дверных блоков

Таблица 1.

Задаётся вопрос учащимся: «Какие из этих дверей более прочны, эстетичны, экономичны?» Данный этап отвечает уровню проблемности по степени включенности обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность в виде проблемно-поискового метода. Проблемно-поисковое упражнение предлагает решить теоретически и перенести приобретенные знания в новую нестандартную ситуацию (эвристический прием). Преподаватель уточняет ответ учащихся и составляет таблицу « Характеристика дверных блоков» (таблица 1).




l

1_ Тип дверных

Характеристика дверных блоков


блоков

филенчатые

щитовые

пластиковые


! Прочность

20-30лет

10-15лет

5-7 лет


I Эстетичность

+

-

+

I

экономичность

-

+

-






Преподаватель объясняет сущность и значение каждого общего требования. Их определяют сами учащиеся. Преподаватель последовательно ставит во-

просы:

1 )Какие качества (свойства) конструкций дверных блоков обеспечивают их

долговечность?

2) Какие факторы должен предусмотреть столяр для того, чтобы изготовление дверного блока обошлось дешевле?

3) Что необходимо учесть, чтобы защитить конструкции от воздействия влаги, колебаний температур?



© 2010-2022