Программа учебного курса Декоративно-прикладное творчество Воронежского края

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки и технологии

Протокол № 1

от «29» августа 2014 г.


«Утверждаю»

Директор школы

________ / Гриценко Т.С./

Приказ № 666

от « 30 » августа 2014 г.

Название программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСТОРИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА»



Направление художественно-эстетическое направление

развития личности школьника


Класс, возраст 6 «В» класс, 11-12 лет

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель технологии

Подстрешная Ольга Васильевна



пгт Подгоренский

2014 год

Пояснительная записка.


Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план школы. При разработке программы «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края» был учтен уже имеющийся опыт работы и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Содержание программы «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории, краеведения) в освоении различных видов и техник искусства.

Интерес к декоративно-прикладному искусству, традиционной культуре, к обычаям, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно-нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «воронежскому роду нету переводу».

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно-нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями. Понимать искусство человек учится всю жизнь, но его основы закладываются все-таки в детстве.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Эта деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Рукоделие - это декоративно-прикладное искусство, которое является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Обращение к народному искусству - это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом. Обучение, построенное на основе программы, способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Актуальность программы - декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она предлагает познакомить детей с историей костюма, через изобразительное искусство и прикладное творчество, т.е. через изготовление куклы, украшений, аксессуаров и швейных изделий. Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 13 лет. Обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством Воронежского края, народными ремёслами и промыслами.

Цель программы - приобщение учащихся к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.

Задачи:

-знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края;

- знакомство с бытом, нравами и обычаями;

- освоение основ техники плетения из лозы, керамики, вышивания, изготовления игрушки и сувениров, изготовления национальных кукол;

- знакомство учащихся с традиционными народными ремеслами;

- создание условий для осознанного профессионального самоопределения;

- развитие фантазии и художественного вкуса;

- приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе);

- формирование специальных знаний по предмету (основы конструирования и технологии швейных изделий, основы дизайна).

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.

1. Обучающие задачи:

- приобретение представлений декоративно-прикладного искусства Воронежского края; - усвоение элементарных знаний о быте и традициях ;

- изучение технике плетения из лозы, художественной керамике;

- изучение традиций и народных ремёсел;

- приобретение знаний о народной игрушке и способов ее изготовления;

-изучение русских народных промыслов.

2. Воспитывающие задачи:

- приобщение к народным и культурным ценностям, гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи ;

- воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

3. Развивающие задачи:

- совершенствование интеллектуального потенциала личности;

- развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;

- помощь в выборе возможных профессий.

Обучаемые знакомятся с русскими обережными куклами, видами ручных работ - вышивку простыми швами, крестом изготовление сувениров, плетение из бумажных трубочек, макраме, бисероплетение.

В конце учебного курса, как итог, проводится выставка изделий и защита исследовательского проекта.

Методы и формы обучения.

Для реализации программы используются следующие принципы обучения:

· наглядность;

· доступность;

· работа от простого к сложному;

· систематичность и последовательность;

· активность и самостоятельность;

· воспитание нравственных и эстетических чувств;

· прочное усвоение знаний, умений и навыков;

· учёт индивидуальных способностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты


Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты обучения состоят:

  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • в формировании ценностных ориентации в сфере созидательного труда и материального производства;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Личностными результатами являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технике-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно -трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор «материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально; энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • расчет себестоимости продукта труда;

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого- психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Содержание программы.

1.Введение. Правила техники безопасности. ( 1 ч.)

Теоретические сведения: даются общие сведения об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о содержании программы. Понятия «культура», «традиции», «ремёсла». Сходство и различие понятий.

2. Места проживания наших предков. Строительство жилища. (1 ч.)

Теоретические сведения: даются общие сведения о строительстве древне-русского дома, о частях крыши и других элементах дома.

Практическая деятельность: эскиз древне-русского дома.

3. Быт и основные занятия русских людей. (1 ч.)

Теоретические сведения: даются общие сведения о быте и основными занятиями русских людей.

Практическая деятельность: посещение музея русской избы.

4. Русские народные художественные промыслы.(1 ч.)

Теоретические сведения: даются общие сведения о русских народных промыслах.

Практическая деятельность: творческое задание.

5. Плетение из бересты, лозы, соломки. (3 ч.)

Теоретические сведения: знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий.

Практическая деятельность: создание изделия в технике плетения.

6. Художественная керамика. (1ч.)

Теоретические сведения: знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий.

7. Вышивка и кружево. (2ч.)

Теоретические сведения: знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий.

Практическая деятельность: создание изделия в технике вышивка.

8. Русская самодельная игрушка.(2 ч.)

Теоретические сведения: даются общие сведения о тряпичных куклах, их функциях.

Практическая деятельность: изготовление куклы.

9. Православные традиции Воронежского края.(1ч.)

Теоретические сведения: православные праздники и святые Воронежского края, святитель Митрофан, Тихон Задонский, Е.А. Болховитинов, история церквей и монастырей. Исследовательская работа.

10. Воронежский национальный костюм. (1ч.)

Теоретические сведения: традиционные костюмы, характерные для разных частей Воронежского края, костюм крестьян, помещиков и дворян, традиционный костюм Подгоренского края.

Практическая деятельность: Исследовательская работа. Создание элементов костюма.

11. Русский самовар и чаепитие на Руси. (1ч.)

Теоретические сведения: познакомить с историей русского чаепития.

Практическая деятельность: проведение чаепития.

12. Достопримечательности Воронежского края. (1 ч.)

Теоретические сведения: Виртуальное путешествие по достопримечательностям Воронежского края (Костёнки, Дивногорье, Белогорье, Костомарово, Хреновской конезавод, замок принцессы Ольденбургской, Павловский гранитный карьер и т.п.)

13. Защита исследовательских работ. (1ч.)

Практическая деятельность: защита исследовательских работ.


Тематический план


Тема занятия

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Места проживания наших предков. Строительство жилища.

1

1

-

3.

Быт и основные занятия русских людей.

1

1

-

4.

Русские народные художественные промыслы.

1

-

1

5.

Плетение из бересты, лозы, соломки.

3

1

2

6.

Художественная керамика.

1

-

1

7.

Вышивка и кружево.

2

1

1

8.

Русская самодельная игрушка.

2

1

1

9.

Православные традиции Воронежского края.

1

1

-

10.

Воронежский национальный костюм.

1

-

1

11.

Русский самовар и чаепитие на Руси.

1

1

-

12.

Достопримечательности Воронежского края.

1

1

-

13.

Защита исследовательских работ.

1

-

1

Итого

17

9

8





Контроль уровня обученности.

Учащиеся должны знать:

- историю декоративно-прикладного искусства Воронежского края;

- овладеть основными приёмами и техникой различных видов рукоделия;

- историю развития вышивки, шитья, плетения, керамики;

- соблюдать технику безопасности труда;

- знать простейшие виды ручных швов, применять их в изготовлении изделий;

- изготавливать простейшие народные игрушки;

- уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры;

- изготавливать изделия несложной конструкции;

- иметь начальное представление о конструировании и моделировании;

- развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца); - развивать общую координацию и мелкую моторику пальцев рук.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в особенностях русского народного костюма, знать и уважать традиции и ремёсла своего народа;

- уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры и куклы;

- изготавливать изделия несложной конструкции;

- должен уметь правильно выкраивать, соединять и оформлять изделие;

- подбирать материал, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;

- самостоятельно изготавливать мягкую игрушку, создавая разнообразные выразительные образы.
- проявлять аккуратность, бережливость, самостоятельность, фантазию, эстетический и художественный вкус;

- развить личностные качества;
- владеть основными навыками ручной работы6 пользоваться иглой, техникой вышивки крестом, гладью, техникой плетения из бумажных трубочек;

- уметь самостоятельно изготавливать более сложные модели игрушек.

- активно участвовать в различных творческих конкурсах;

Формы подведения итогов и оценка результатов.


Для качественного усвоения программы обучающиеся выполняют исследовательскую творческую работу.

В качестве формы контроля знаний применяется опрос, тест, творческие задания. В конце учебного курса на итоговом занятии каждый обучаемый представляет свою творческую работу. Проводится защита исследовательских творческих работ и выставка работ учащихся.



Список литературы


Основная литература:

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по учебным предметам. Техноглогия. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения). · Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49.

3. Сборник авторских программ дополнительного обр.детей / Сост. А. Г. Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2002. - 312с. · Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С.9-14

Список литературы для педагогов и детей:

1. Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» / авт.-сост. Е.А. Гурбина, М.В.Гурко, С.А.Левина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 171 с.

2. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий / авт.-сост. И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 107 с.

3. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт.-сост. Е.А.Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.: ил.

4..Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 143, [1] с.6 ил. - (Домашняя творческая мастерская Дополнительная литература:

5. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2006. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).

6. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994.

7. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке: Пособие для учителя. Воронеж, 1998.

8. Щербачев В. Куклы Горбачевой // Коммуна. 1994, 27 января.

9. Русский народный костюм: Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР: Альбом / Авт.-составитель Л.Н.Молотова. Л., 1984.

10. Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч.ред. Б.Я.Табачников. Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.-384с.

Интернет-ресурсы

ecorodinki.ru/voronezhskaya_oblast/karta/?site=rgrt3s58gg7k02mkk3pqq6elb0ЭкоРодники

zanimatika.narod.ru/RF36.htm Воронежские страницы. Интересное и познавательное о Воронежском крае

patriotvrn.ru/ Календарь памятных дат Воронежского края (2012-2016 гг.)

vantit.ru/calendrical-and-ritual-poetry/447-kalendartnye-prazdniki-i-obrjady-voronezhskoj-oblasti.htmlВантит. Воронежский эколого-исторический сайт

pabovasa60.jimdo.com/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B/ Традиции и обряды Воронежского края

ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm Российский этнографический музей

kraeved-vrn.livejournal.com/8939.html Краеведение Воронежской области

okrae.odbvrn.ru/chtoby-deti-znat-mogli-o-delakh-rodnoi-zemli/chem-slavitsya-voronezhskii-krai Детям о Воронежском крае


© 2010-2022