Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии



ТЕМА: Нестандартные формы уроков по технологии



Учитель технологии:

Тураева Л.Н.













Актау 2016 г.

Активизация познавательной деятельности на уроках технологии

Как возникает сущность потребности в знаниях? Этот вопрос волнует многих педагогов. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности. В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности. Познавательный интерес это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Интерес это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому). Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

При исследовании интересов используют следующие методы - анкетирование, сочинение, эксперементальные задания, интервью, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование. В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский поиск;

- готовность к решению задачи. Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

- эмоции и удивления;

- чувство ожидания нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости).

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным.

В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным.

В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.














Применение игрового метода на уроках технологии


Перед современной школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные перед ним задачи. С одной стороны требования к выпускнику, следовательно, и к школе возрастают год от года, а с другой - мы должны решать проблему сохранения здоровья учащихся.

Данная проблема может быть успешно решена в том случае, если учитель владеет разнообразными методами и приёмами работы с учащимися, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя.

Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности школьников. Одной из них является игровая технология.

Актуальность дидактических игр для предмета «Технология» состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разносторонние качества

личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению.

Позитивное отношение к образовательному процессу - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в процесс игры служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает утомление.

Любая личносто-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Игровая технология является таковой потому, что педагог имеет возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.

Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.

В своей работе Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. дают классификацию игры:

«Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.

Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

Игра сюжетная - игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы представленные в нескольких видах (абстрактно- логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребёнку».

В настоящее время деловая игра, как не традиционная педагогическая технология вызывает все больше интереса потому, что игра позволяет активизировать учащихся, поднять их мотивацию к обучению. Игровая технология позволяет учащимся быть полноправными активными субъектами образовательного процесса. В игре учебный материал можно представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему пониманию. В игре изменяются взаимоотношения между педагогом и учащимися, они поднимаются на уровень творческого сотрудничества, сам учитель совершенствует своё мастерство.

Игровая технология - это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика учебно-деловой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы.

Учитывая специфику предмета можно выделить несколько типов игровых технологий на уроке.

Первый тип: «игры- заигрывания»- они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую, дети воспринимают эти игры как развлечения, а педагог делает выводы. Трудовое обучение данный тип игр затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики.

Второй тип: игры моделируют технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на 2 группы:

  1. Ознакомительные игры дают теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике…

  2. Пробные тренинговые направлены на практическое применение знаний и умений, т.е. составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приёмов.

Третий тип: игры разминки - для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету. Разминки служат хорошим индикатором усвоения школьниками учебного материала, поэтому их целесообразно применять для повторения и закрепления.

Четвёртый тип: профориентационные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив. В качестве моделей служит система основных факторов выбора

профессии, где ЛПП намечается с учётом профессиональных склонностей, притязаний информированности о мире профессий, позиции окружающих.

Данный тип включает в себя ценностно-ориентационные игры, которые отражают ту нравственную позицию школьников, на фоне которой происходит выбор профессии. Построить модель этих игр сложно, так как включают понятие счастье, смысл жизни, самореализация личности…





















Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде

Каждая игра включает в себя 4 этапа (при проведении игр этапы реализуются по-разному)

  1. Подготовительный: может включать изучение программного материала (если игра имеет цель систематизации и закрепления), подготовку сценария игры и необходимого оборудования.

  2. Процессуальный: ход игры.

  3. Этап группового обсуждения: анализ игры и выводы.

  4. Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игры.




Основные требования к ведущему учебно-деловой игры


  1. От ведущего игры требуется свободная ориентация в материале по данному предмету

  2. Необходимо наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру (подсказки…) и к максимальной активизации школьников. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько мимикой, жестами, взглядом.

  3. Важно умение поддерживать дисциплину, т.е. контролировать ход игры.

  4. Нужна смелость и решительность.

  5. Каждый ведущий должен вырабатывать индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.

Не желательны две крайности в ходе игры:

  1. Потеря контроля - эта та ситуация когда ведущий игры идёт на поводу у участников.

  2. Слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников, препятствует полноценному развитию игры.

Приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины

  1. Необходимо вести игру динамично не давая участникам отвлекаться.

  2. Подключение к игре с помощью вопросов, ролей, заданий для тех, кто слишком пассивен и наоборот проявляет не игровую активность

  3. По отношению к нарушителям дисциплины нужно использовать не вербальные средства (взгляд, жест…). Ведущий не должен разбирать поведение нарушителей во время игры.

  4. Не следует путать нарушения дисциплины с отсутствием интереса. Если попытки активизировать школьников не будут удачными, то лучше их оставить в покое потому, что насильно играть не заставишь.

  5. В случае чрезмерной активности (трудно сдерживаемые восторги, затянувшиеся споры, желания высказаться всем сразу…), ведущий должен напомнить об ограниченном времени, о других условиях конкретной игры, может ввести новые условия во время игры.







Прихватка «ВАЛЕНТИНКА»



Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии





Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


  1. Для прихватки выбрать расцветки красные ткани с сердечками.
    Большие сердечки на белом фоне (ткань а) - это центр прихватки,
    маленькие белые сердечки на красном фоне (ткань б) - это боковые стороны,
    однотонная красная (ткань в) - обратная сторона прихватки и боковой части.
    Термосинтепон для прихваток (его с успехом может заменить и обычный синтепон, и фланелька).

Красная косая бейка.
У меня использована покупная хлопчатобумажная бейка. Она сделана из
полоски ткани шириной 4 см, по полсантиметра заутюжено вовнутрь, и в
итоге - удобная для обшивки 3-сантиметровая бейка. (Если такую купить
нельзя, нетрудно сделать ее самой, особенно при наличии специального
приспособления; но и без него - разве это проблема для находчивых мастериц!)


Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии



2. Вот наши шаблоны, вырезанные из картонки.

Перед выкраиванием обратите внимание:

ПРИПУСКИ ПРИБАВЛЯТЬ НЕ НУЖНО!
Направление долевой нити соблюдать желательно, но необязательно.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


3. По шаблону А выкраиваем центральную деталь.
Поскольку шаблон - половинка сердечка, то чтобы вырезать целое, надо
сначала обвести его по контуру, потом аккуратно переложить относительно
центра на другую сторону и так же обвести. Получится ровное с обеих
сторон сердечко.
Можно и по-другому - перегнуть ткань пополам по центру, обвести деталь А
и вырезать затем по обведённой половинке. А когда ткань развернете, у
вас получится цельное сердечко. Вы можете выкраивать, как привыкли.
Главное - результат.


Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии



4.Далее точно так же вырезаем деталь из ткани в, которая пойдет на обратную сторону прихватки.


Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


5. И таким же образом вырезаем термопрокладку из синтепона.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


6. Вот что у нас получилось -
три одинаковых детали из разных материалов.
Проверьте, чтобы детали были хорошо отутюжены.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


7. Теперь складываем из них заготовку-«сэндвич».
Лицевой стороной к поверхности стола кладём однотонную красную деталь,
на нее - синтепон, и поверх него лицевой стороной к себе - центральную
деталь из ткани а.
Совмещаем слои вместе максимально точно, скалываем булавками и пока откладываем в сторону.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

8. Теперь по шаблону Б выкраиваем детали:
из ткани б - это верх боковых деталей,
и точно такие же из ткани в - это подкладки для боковинок.
В принципе, эти подкладочные детали вы можете кроить из любой ткани, они не будут видны.
Должно получиться 2 внешние и 2 внутренние в зеркальном отражении

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


9. Складываем их попарно изнаночными сторонами друг к другу и скалываем булавками.
Теперь всё выкроено и приготовлено к шитью.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

10. Берём сложенные попарно с подкладкой боковые детали и обшиваем косой бейкой только прямые стороны.
Можно обычной прямой строчкой, но мне нравятся декоративные: и захват деталей крепче, и … декоративнее!

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


11. Срезаем излишки косой бейки на концах.
Подворачивать концы не нужно, они потом уйдут вовнутрь следующего этапа обшивки и будут чистыми.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

12. Подготовленные таким образом боковые детали накладываем на наш отложенный сэндвич.
Проверяем, чтобы все детали совмещались по контуру сердечка и аккуратно соединялись в центре наверху.
При необходимости можно чуть-чуть подрезать-подравнять.
Скалываем булавками все слои.


Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


13. Обшиваем сердечко по всему периметру бейкой, начиная от верхнего его центра. Не


забудьте вставить потолще иглу в машину.
Для того, чтобы потом вшить аккуратно петельку, я в начале и в конце
окантовки бейку не застрачиваю. Начальный конец бейки не подворачиваю и
укладываю чуть сдвинуто от центра. А последний конец подворачиваю и
укладываю поверх начального, доводя до центра.
На месте будущей петельки остаётся свободный, незастроченный пока участок (он отмечен кружком).

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

14.
Теперь от бейки отрезаю полоску 15 см, складываю пополам, сшиваю тем же
декоративным швом вместе и вставляю сзади прихватки под незастроченный
участок (или же спереди), перегибаю вверх и, крепко зафиксировав
пальцами, застрачиваю участок вместе с петелькой той же строчкой.
Так получается аккуратно. Отутюживаем получившуюся прихватку.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

15. И в заключение можно украсить сердечко декоративной пуговкой.
Пришиваем вручную, попутно вуалируя возможные мелкие погрешности в пришивании петельки.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

16. Когда вы сошьёте свою прихватку-«валентинку» и украсите ею кухню, или
создадите праздничный интерьерный уголок, тогда можете ещё испечь
праздничные печенюшки-«валентинки».

МАСЛЕНИЦА


Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии



МАСЛЕНИЦА Честная, широкая, весёлая, семикова племянница объедуха. Масленица - сырная неделя (седмица), справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.



Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Однако Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.



Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности , всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел свое название: Понедельник - «встреча» Вторник - «заигрыш»


Среда - «лакомка», «разгул», «перелом» Четверг - «разгуляй-четверток», «широкий» Пятница - «тещины вечерки» Суббота - «золовкины посиделки», «проводы» Воскресенье - «прощенный день»
Центральной фигурой праздника была сама Масленица - кукла из соломы, наряженная в кафтан, шапку, опоясанная кушаком, обутая в лапти. Её усаживали на сани и везли в гору с песнями - так встречали Масленицу.



Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. Блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. И, несмотря на то, что Масленица - преддверие Великого поста, а значит отмечена воздержанием в еде, маслиничные блины всенепременно полагалось отведать, но вот мяса верующие уже не употре***ли, да и свадеб в старину на Сырную не играли. Однако в дни Масленицы по церковным канонам дозволяется "вкушать сыр, масло, другие молочные продукты, яйца и рыбу", в том числе в среду и пятницу.



Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось таинством. Хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие во всю сковородку, либо с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.

Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Поэтому на Масленице - первый блин за упокой, его кладут на слуховое окошко «для душ родительских». Кое-где первый блин отдавался нищим, чтобы они помянули всех усопших.


Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии


Несмотря на приближение Великого поста, не запрещено было и на санках покататься, и в снежки поиграть. Дети катались с гор во все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.


Творческий отчет по теме самообразования Нестандартные формы уроков по технологии

В Архангельской губернии долго сохранялась традиция скатываться с горы парами, которые поженились в этом году. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди скатиться. Зеваки держали сани и не давали молодоженам скатиться до тех пор, пока жена не поцелует мужа 10 и более раз.



Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомках», т.е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться и к пятнице.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины.



Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Как правило со среды к активному катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь.



Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.


С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.




В воскресенье устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и в серьез.





Заканчивается Сырная седмица прощеным воскресеньем - «прощенный день», когда верующие просят друг у друга прощения. Обычай установлен церковью во исполнение заповеди Христа. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», - говорит Евангелие от Матфея. Поэтому масленичной традицией считается посещение родственников, друзей - чтобы «проститься» перед постом, то есть попросить прощения за возможные нанесенные обиды, примириться. А потом без обид и с миром вступить в Великий пост.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Учитель" 2000 № 1, 7 "Интерактивные методы обучения".

  2. "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".

  3. "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".

  4. "Новые педагогические и информационные технологии" Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.

  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1982

  6. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.,1981

  7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987

  8. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990

  9. . Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000

  10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

  11. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия: - М.: Просвещение, 2007

  12. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003

  13. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999

СОДЕРЖАНИЕ


Активизация познавательной деятельности на уроках технологии………………………………………..…………..2

Применение игрового метода на уроках технологии………………………………..…………………10

Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде…………………………………………………..16

Основные требования к ведущему учебно-деловой игры…………………………………………………….……17

Приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины………………………………………………….18

Прихватка «ВАЛЕНТИНКА»…………………………………………..19

МАСЛЕНИЦА……….……………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...39

СОДЕРЖАНИЕ……………...……………………….……..40




© 2010-2022