Рабочая программа курса по выбору для 9 класса Русская кухня

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ №5 им. П.Н.Бучина






Утверждаю

Директор школы:

(Хохлова О.В.)












Рабочая программа

курса по выбору


«Традиции русской кухни»









Учитель технологии:

Сарафанова

Светлана Викторовна







Город Тутаев

2010-2011 г.г.


Пояснительная записка.


Многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение ее традиционного русского ядра. Люди, чуткие сердцем, чувствуют как в обществе - на страницах литературных произведений, на театральных подмостках, в живописи, в средствах массовой информации нарушаются священные для народа запреты, сбрасываются покровы с сокровенных сторон бытия, с человеческих отношений. Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда была сильна власть идей добра, справедливости, нравственности. У русских в настоящее время появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: Кто мы? Откуда вышли? Куда идем? Что берем от прошлого? Во имя чего живем в настоящем? Что передадим потомкам? И обернувшись к своим корням, мы, прежде всего, хотим осознать себя как граждан мировой цивилизации.

Еще в прошлом столетии И. В. Киривский (педагог и общественный деятель) писал: «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа, так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю… Забыть это правило - все равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный».

Различные явления народной жизни - ее уклад, семейно - социальные отношения, область умственной деятельности и искусства - возникают, изменяются и частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, фольклоре.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои любимые блюда и свои, присущие только ему, традиции застолья.

В наш технический век появились автоматы для приготовления блинчиков, блинов, оладий, пирожков, пончиков. С приходом этих машин пропадает поэзия древнейшего ремесла.

Программа курса по выбору " Традиции русской кухни " направлена на приобщение молодого поколения к русской культуре, способствует развитию интереса к богатейшей истории русской кухни, выбору профиля обучения, развивает интерес к профессиям повара, технолога, позволяет использовать в быту разнообразный ассортимент блюд.

Курс рассчитан на 14 часов.

Цели и задачи курса.





Цель: Способствовать выбору технологического профиля, приобщению к национальной культуре.




Задачи курса:


  • Познакомить с особенностями русской национальной кухни.


  • Познакомить с обычаями русских людей, связанных с приёмом и приготовлением пищи (праздники, обряды, традиции).


  • Познакомить с требованиями к качеству приготовления русских блюд.


  • Познакомить с технологией приготовления традиционных блюд русской кухни (каша, щи, блины, пироги, напитки).


  • Научить приготовлению блюд обрядовой кухни.


  • Развивать интерес к русской культуре, истории русской кухни.


  • Развивать интерес к профессии технолога, повара.

















Предполагаемые результаты



В результате выполнения данной программы




  • предполагается расширить кругозор учащихся;


  • познакомить с особенностями русской национальной кухни, с обычаями русского застолья;


  • вызвать интерес к профессии историка, повара, технолога;


  • воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с приготовлением и приёмом пищи.


  • предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.











Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются профессиональными пробами, которые помогают обучающимся применять полученные знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность.

Выполнение практических работ, по завершению каждого занятия, помогает определить степень усвоения материала.

Итоговый контроль по окончании занятий проводится в форме защиты творческого проекта

Учебно-тематический план.




Тема

Всего

часов


Из них:

Форма контроля

лекция

практика

1

Вводное занятие

«История русской кухни»



1

1

-


2

Русская каша


2.1. Почему так говорят: «С ним кашу не сваришь?». Обрядовое значение блюда.

2.2.Значение блюда в питании человека.

2.3 Из чего варят кашу?



2



0.75



0.25




Проведение

викторины

3

Русские щи.


3.1. «От щей добрые люди не уходят»

- историческая справка.

3.2.Ассортимент «первых» блюд.

3.3.Способы приготовления традиционных русских щей.

3.4 Первые блюда в национальной кухне.


3







0.5







0.5







Решение кроссворда

4

Выпечка

4.1. Хлеб - всему голова.

4.2. Состав хлеба.

4.3. Ассортимент хлебобулочных изделий. Пряники.

4.4 Хлеба меньшие братья -блины, пироги, кулебяки.


3

0.5

0.5

Составление схемы приготовления блюда

5

Напитки

5.1. Сбитни, меды, взвары - традиционные русские напитки.

5.2. Значение чайной церемонии на Руси.

5.3 Витаминные чаи и напитки.

3

0.75

0.25

Проведение

викторины

6

Итоговое занятие

2

-

2

Защита

проекта


Итого

14









Содержание программы


Вводное занятие.

«История русской кухни».


(1 час)


Содержание: особенности русской кухни; популярные блюда ; зависимость ассортимента блюд от места проживания народов; способы кулинарной обработки продуктов; влияние православия на русскую кухню; режим питания русичей.




Русская каша.


(2 час)

Содержание: каша - одно из распространённых блюд русской кухни; каша - обрядовое блюдо; значение блюда в питании человека: химический состав круп, пищевая ценность; ассортимент круп, виды каш, способы варки.


Практическая работа: проведение викторины по кулинарии.



Русские щи.


(3часа)


Содержание: суп почитается питательнейшей и полезнейшей пищей; ассортимент «первых» блюд; особенность приготовления русских щей - тепловой режим; «щи богатые, щи пустые (постные), щи с салом, щи суточные, щи ленивые»; запавки для щей; рецепты приготовления щей.



Практическая работа: решение кроссворда «Русские щи».



Хлеб - всему голова.


(3 часа)


Содержание: без чего не проходит не одна трапеза?; состав хлеба; пироги, блины, блинчики; пряники - лакомство на русском столе; виды пряников; пряности и начинки для пряников.


Практическая работа: составление схемы приготовления блюда «Пряники медовые».


Напитки.


(3 час)


Содержание: история русских напитков; сырьё для изготовления напитков; питательная ценность напитков; ассортимент напитков: меды, сбитень, взвары, квас; чай на русском столе; традиции чаепития.


Практическая работа: проведение викторины.



Итоговое занятие.


(2 час)


Защита творческой работы.



























Литература


  1. Е.М.Величко, Н.И. Ковалев «Русская народная кухня», 1992 г.


  1. В.В. Усов «Рыба на вашем столе», 1979 г.


  1. П.Ф. Симоненко «Образцовая кухня и практическая школа домашнего хозяйства», 1892 г.


  1. В.М. Скляренко «Украинская кухня», 2001 г.


  1. В.М.Ковалёв, Н.П.Могильный «Русская кухня: традиции и обычаи», 1992г.

© 2010-2022