Статья Системно-деятельностный подход на уроках технологии и экономики

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 города Белово»

Кирсанова Елена Юрьевна,

учитель технологии и экономики


Системно-деятельностный подход на уроках технологии и экономики

Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Технология деятельностного метода обучения - это разработанная последовательность деятельностных шагов, которые позволяют учителю построить деятельность обучающихся таким образом, чтобы они самостоятельно добывали информацию, делали выводы, обосновывали суждения, давали определения, приводили доказательства.

Данный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей, он позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, при которой результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода осуществляется через:

  1. Ролевые игры

  2. Работу с разными источниками информации (СМИ, интернет-ресурсы, тексты, карточки и др.)

  3. Решение экономических задач

  4. Рефлексию


  1. Ролевые игры на уроках экономики

Интерес обучающихся к занятию и его эффективность возрастают, когда наряду с классическими методами широко используются активные формы обучения. Одна из них - ролевая игра.

Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка.

Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

Ролевая игра - это активная работа учеников, заставляющая переосмысливать изучаемый материал

Ролевую игру можно проводить как в начале, так и в конце изучения темы. В первом случае с се помощью можно наглядно представить проблему, она будет выступать отправной точкой для изучения новых вопросов. Проведение игры в конце изучения темы позволяет закрепить знания, более глубоко осмыслить и обобщить материал.

Ф.-Й. Кайзер и X. Камински выделяют 8 этапов проведения ролевой игры.

На этапе предварительной подготовки объясняется новый материал, вводятся понятия, которые могут быть использованы учениками во время игры.

На втором этапе - этапе информирования - учащиеся знакомятся непосредственно с игровой проблемой.

Далее происходит распределение ролей, организация ситуации, оговариваются правила игры, раздаются задания слушателям.

Следующий этап - непосредственно игра.

После чего проводится обсуждение ее итогов.

Выделение наиболее значимых результатов.

Обобщение.

Установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями.


  1. Работа с разными источниками информации (СМИ, интернет-ресурсы, тексты, карточки и др.)

Во время данного вида деятельности обучающиеся делятся на группы, самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, делают выводы, обосновывают суждения, дают определения, приводят доказательства.

  1. Решение экономических задач дает возможность обучающимся определить и описать заданную экономическую ситуацию, закрепить полученные на уроке знания, проследить связь с практикой.


  1. Рефлексия

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:

  • Проспективная рефлексия - включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

  • Ситуативная рефлексия - выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

  • Ретроспективная рефлексия - служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

Применяя системно-деятельностный подход на своих уроках я смогла добиться положительных результатов:

  1. Высокое качество успеваемости

  2. Победы на школьном и муниципальном этапах олимпиады

  3. Высокий уровень знаний на региональном этапе олимпиады

  4. Первое и второе места на региональной олимпиаде по предпринимательству

Вывод: главная задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить обучающихся учиться. А сделать это возможно только через деятельность.



© 2010-2022