• Преподавателю
  • Технология
  • «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции учащихся 5-8 классов»

«Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции учащихся 5-8 классов»

         Как показывает практика, успех трудовой подготовки школьников  во многом зависит от наличия и умелого применения учителем дидактического материала. Без наглядности, одними вербальными методами невозможно достаточно четко сформировать у учащихся полное представление о плане трудовой деятельности, умение планировать предстоящую работу и решить одну из важнейших задач трудового обучения – формирование у школьников технических и технологических знаний. Программой технологии на отдельных эт...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции учащихся 5-8 классов».

(из опыта работы по теме самообразования)

Власова М.И., учитель технологии



Как показывает практика, успех трудовой подготовки школьников во многом зависит от наличия и умелого применения учителем дидактического материала. Без наглядности, одними вербальными методами невозможно достаточно четко сформировать у учащихся полное представление о плане трудовой деятельности, умение планировать предстоящую работу и решить одну из важнейших задач трудового обучения - формирование у школьников технических и технологических знаний.

Программой технологии на отдельных эта­пах обучения, начиная с 5 класса, предусмотрена работа учащихся по технологической документации.

Технологическая документация определяет последователь­ность изготовления изделий и содержит описание отдельных мар­шрутов (путей) по всем переходам.

Подготовка технологической документации имеет целью изложить в доступной для учащихся форме конструкцию объекта труда и последовательность его изготовления. В школе применяют два вида технической документации: чертеж (или технический рисунок) и технологическую карту.

Что же такое технологическая карта?

Технологическая карта - это форма технологической докумен­тации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное обо­рудование и т. п.

Основное назначение учебных технологических карт - спо­собствовать формированию и закреплению у учащихся трудовых умений по выполнению различных операций, предусмотренных тех­нологией обработки того или иного матери­ала. Многие технологические карты для общеобразовательных школ сложны для понимания их учащимися, поэтому совместно с учащимися я начала разработку технологических карт.

Технологические карты мною построены по единой схеме:

  • первый лист - изображение готового из­делия, его спецификация;

  • второй лист - чертеж изделия и чертежи шаблонов для де­талей сложной конфигурации;

  • последующие листы - собственно иллюст­ративно-технологические карты, содержащие сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде поопе­рационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выпол­нении той или иной операции.

Технологические карты составляются на изделия, состоящие из нескольких деталей и требующие для изготовления сложных опера­ций, последовательность которых нельзя нарушать. Технологиче­ски карты служат основным видом технической документации и на первых порах обучения, когда у школьников еще нет достаточных знаний и опыта для принятия самостоятельных решений относитель­но порядка изготовления изделия, а так же для закрепления технических и технологических знаний. В работе я использую общий принцип построе­ния технологической карты. Первоначально идет чертеж или технический рисунок изделия и необходимые сведения о нем. Затем излагается порядок изготовления изделия, выраженный наиболее характерными эта­пами работы. Технологическая карта по вертикали разбивается на четыре графы: в первой ука­зывается номер этапа работы; во второй кратко описывается содержание работы; в третьей помещаются эскизы (или чертежи), показывающие последовательность изготовления объек­та на основных этапах обработки; четвертая знакомит с орудиями труда, инстру­ментами и приспособлениями.

К каждому занятию я стараюсь подготовить чертеж и, если необходимо, обра­зец изделия. На разных этапах обучения различна и работа с тех­нологическими картами. На подготовительном этапе формирования тех­нологических знаний я в беседе с учащимися обсуждаю техноло­гическую последовательность изготовления изделия (процесс разметки или обработки), пользуясь при этом классной доской. После обсуждения задания учащиеся заполняют индивидуаль­ную технологическую карту самостоятельно или за мной.

Процесс ориентировки в задании и формирования технологических знаний направлен на активизацию у детей мыслительной деятельности. Поэтому уточнение представлений о последовательности предстоящей работы имеет большое значение. Индивидуальные технологические кар­ты оказывают учащимся помощь в подготовке к трудовым заданиям. Перед началом практической работы дети не только прослушивают за­дание, обсуждают его в беседе со мной, используя разборную техно­логическую карту, но и выполняют определенные действия на индивидуальной технологической карте: делают эскиз, за­писывают технологическую последовательность операций, указывают инструмент, необходимый для каждой из них. Составление и заполне­ние карты - важный этап в процессе формирования технологических знаний, позволяющий учащимся более осознанно приступить к практи­ческой работе над изделием и закрепить в памяти ее последовательность.

Индивидуальные технологические карты позволяют осуществлять диф­ференцированный подход в процессе обучения.

Как правило, одно изделие учащиеся делают несколько занятий. Заполне­ние карт производится на первом занятии при анализе образца, изучении чертежа или технического рисунка изделия. Даже выполнение, на первый взгляд, простого задания требует от учащихся определенных усилий, вни­мания, умения ориентироваться при расположении эскиза.

Работа учащихся с технологической картой постоянно усложняется. Так, после выполнения эскизов я предлагаю учащимся к каждому эскизу составить и самостоятельно записать технологическую последовательность изготовления изделия. Раз­дел технологической карты «Инструменты, оборудование и приспособ­ления» учащиеся заполняют самостоятельно. В данном случае дети учат­ся не только правильно выбирать оборудование для выполнения той или иной технологической операции, но и учатся разделять инструменты на рабочие, контрольно-измерительные и разметочные.

После объяснения и заполнения учащимися индивидуальной технологи­ческой карты я провожу инструктаж по технике безопасности и раз­решаю приступить к работе основной группе учащихся. Остальным учащимся я дополнительно объясняю, на чем следует остановить внимание, и только после дополнительного разъяснения разрешает приступить к работе.

Во время работы дети учатся выполнять изделие в строго определенной последовательности в соответствии с записью в индивидуальной техноло­гической карте. Я слежу за работой учащихся и своевременно на­правляю их действия. Если часть детей не соблюдает последовательность при изготовлении изделия, то им предлагаю выполнить сначала одну или две операции. Проверив действия детей, я разрешаю при­ступить к следующим операциям, т. е. обучение строю по принципу максимального расчленения учебного материала. Благодаря такому дей­ственному контролю с моей стороны учащиеся будут иметь полное пред­ставление о технологической последовательности изготовления изделия. Таким образом, на каждом этапе занятия ребенок должен понимать, что он делает, как делает и для чего.

Мои наблюдения за работой учащихся по данным технологи­ческим картам показали целесообразность их применения. Техническая документация в виде технологических карт доступна учащимся, она освобождает учителя от дополнитель­ных объяснений, а систематическое применение ее приучает учащих­ся к самостоятельности и дисциплине, развивает у них воображе­ние, помогает им изучать язык техники - чертеж.



© 2010-2022