Рабочая программа по тенологии 8 класс из расчёта 2 часа в неделю (девочки)

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

Рассмотрена на заседании

кафедры предметов эстетического цикла, физической культуры и ОБЖ

Протокол №_____

от «____»___________2014 г.

Заведующий кафедрой

____________/М.А. Жуков

Согласовано:

Куратор НМР

_______/Е.В. Андреева

Утверждена приказом от «___»_____________2014 г. №_____

Директор МБОУ СОШ № 70 __________О.Р. Прокопенко



Рабочая программа

предмета «Технологии»

8 «А», «Б», «В» класс


учителя Головкиной Надежды Викторовны






гРабочая программа по тенологии 8 класс из расчёта 2 часа в неделю (девочки). Липецк-2014 г.

Пояснительная записка

1) Цели и задачи

Цели:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение зна­ний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе про­фессиональных проб;

  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современ­ных социально-экономических условиях;

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет воо­ружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ са­мовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации се­бя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в сис­тему специально организованных профессиональных проб;

  • приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • овладение способами деятельностей:

  • умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

  • способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

  • умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;

  • освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

2) Нормативные документы на основании которых разработана программа

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ МО РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312);

  • Приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;

  • Приказ ОУ от 28.08.2014г №162 «Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в т.ч. образовательной программы ООО и СОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • Приказ от 29.08.2014г №163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФК ГОС»;

  • Приказ ОУ «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования» от 29.08.2014г №164

3) Сведения о программе

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

Рабочая программа по технологии разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по технологии 8 класса под ред. В.Д. Симоненко, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4) Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по технологии.

5) Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа в целом соответствует примерной программе основного общего образования по технологии.

В соответствии с приказом Управления образования и науки Липецкой области «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области» в программу за счет часов регионального компонента включен модуль, посвященный истории зарождения культуры, традициям народного искусства и промыслам Липецкого края в количестве 34 часов.

В основу программы модуля «Краеведения» легла авторская программа методиста Управления образования Липецкой области Ползиковой Л.В.

6) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю) из них 34 часа регионального компонента.

В том числе:

практических работ - 34 часа;

проектов - 1 час.

В приложении 1 к рабочей программе «Календарно - тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков, формы контроля, измерители, основные виды учебной деятельности учащихся.

7) Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

-Информационный поиск - задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации. Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

-Дифференцированные задания - предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

-Интеллектуальный марафон - задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

-Творческие задания - направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

-Работа в паре - задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

-Проекты - в учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего.

8) Технология обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

  • проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

  • развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

  • дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

  • игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

  • здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);

  • проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

9) Виды и формы контроля

Обучение технологии - это обучение главным образом, практическое. Применяются следующие формы организации учебной работы обучающихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы:

Текущий контроль:

  • -устный опрос;

  • -тесты;

  • -проведение практических работ;

  • -работа над проектом.

Промежуточный контроль (см. приложение № 2):

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в приложении № 2 к рабочей программе.

10) Информация об учебнике

Программа обеспечена учебником для 8 класса.

  • Учебник:

  1. Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов под ред. Симоненко В. Д. «Технология 8 класс». Москва, Вентана-Граф, 2010 г.




Содержание рабочей программы

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Введение. Охрана труда

2

Технологии ведения дома. Семейная экономика

16

Электротехнические работы

13

Творческий проект

1

Краеведение

34

Резерв

4

ИТОГО

70

Введение. Охрана труда - 2 часа

Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретических и практических частей урока.

Технологии ведения дома. Семейная экономика - 16 часов

Понятие с содержанием раздела «Экономика семьи и домашнего хозяйства», раскрытие ее значения, понятие о доходной и расходной части семейного бюджета, структура семейного бюджета, воспитание экономичности, бережливости, предприимчивости, расчетливости, планирование семейного бюджета, воспитание уважения к членам семьи и ответственность.

Практические работы: «Ресурсы семьи».

«Доходы и расходы».

«Источники доходов школьников».

«Штриховой код товара».

«Подсчет килокалорий».

«Составление варианта бухгалтерской книги».

«Расчет стоимости продукции приусадебного участка».

Электротехнические работы - 13 часов

Электричество, бытовые и нагревательные приборы и светильники, техника безопасности. Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах. Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем. Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью его вращения. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования. Проектирование полезных изделий с использованием радиодеталей, электротехнических и электронных элементов и устройств. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы: «Определение мощности электросети».

«Сращивание проводов».

«Электрический аудит школы».

«Ознакомление с устройством».

Творческий проект - 1 час

Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Этапы творческого проекта.

Краеведение - 34 часа

Традиции народного искусства - 8 часов

Введение «С чего начинается Родина?». Край наш любимый. Первые поселения. Быт, торговля, религия. Историческая картина региона в XVI - XVIII вв. Указ Петра I, железоделательные заводы. Культура XVIII - начала XX века. Беседа о достопримечательностях нашего края. Выполнение пейзажей наших мест. Информация о выборе места для избы, особенностях выполнения сруба. Праздники и обряды на Липецкой земле. Интерьер крестьянского дома. Выполнение эскизов интерьера русской избы. Подбор материала и изготовление основы макета. Оформление готового изделия. Роль декоративно-прикладного искусства в интерьере русской избы. Беседа о роли и назначении отдельных предметов быта, единстве функционального и эстетического значения вещи. Изготовление украшения для дома.

Практическая работа: «Выполнение пейзажей наших мест».

«Эскиз русской избы».

«Изготовление макета русской избы» - 2 ч.

«Изготовление украшения для дома».


Художественные промыслы Липецкого края - 18 часов

Вводная беседа о Елецком кружеве. История кружевоплетения. Материалы и инструменты. Эскизы изделий. Выполнение на картонной основе образцов в технике «нитеклеяния». Из истории вышивки. Особенности Липецкой вышивки. Тамбурный шов. Выполнение образцов в технике «нитеклеяние». Вышивка «крестиком». Имитация вышивки «крестиком» по схеме (полотенца). Особенности народного костюма. Роль цвета, формы, материала. Изготовление и использование. Традиционные костюмы районов Липецкой области. Элементы народного костюма в современной моде. Выполнение эскизов по образцам. Цветовое решение. Техника исполнения - аппликация. Секреты бабушкиного сундука. Народные традиции, приметы. «Лоскутная мозаика» в народном костюме. Изготовление простейших образцов. Куклы-обереги. Гончарный промысел. Глиняная посуда как составляющий контекст культуры. Технология изготовления глиняной посуды в древности. Современная керамика в Липецкой области. Знакомство с образцами глиняных игрушек. История романовской игрушки. Возрождённое и сохранённое ремесло. Особенности изготовления. Декор романовской игрушки. Изучение характерных особенностей. Лепка романовской игрушки.

Практические работы: «Изготовление образцов».

«Тамбурный шов» - 2 ч.

«Вышивка «крестиком» - 2 ч.

«Вышивка «гладью» - 2 ч.

«Выполнение эскизов».

«Изготовление куклы-обереги» - 3 ч.

«Лепка романовской игрушки» - 2 ч.

Современное декоративно-прикладное искусство - 8 часов

Особенности современного ткачества. Искусство гобелена. Виды гобеленов. Материалы, инструменты, приспособления. Подбор цвета. Изготовление мини-гобелена полотняным плетением. Местные промыслы: «Липецкие узоры», «Лаковая миниатюра». История возникновения промысла. Характерные особенности. Цветовое и композиционное решение. История возникновения и развития промысла. Материалы, используемые для изготовления. Холодный, горячий батик. Технология изготовления.

Практические работы: «Изготовление мини-гобелена».

«Хохломская роспись».

«Роспись по ткани» - 3 ч.


Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Практические работы

1

Введение. Охрана труда

2


2

Технологии ведения дома. Семейная экономика

16

7

3

Электротехнические работы

13

4

4

Творческий проект

1


5

Краеведение:

Традиции народного искусства

Художественные промыслы Липецкого края

Современное декоративно-прикладное искусство


8

18

8


5

13

5

6

Резерв

4


ИТОГО

70

34








































Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • правила безопасной работы;

  • применять различные виды отделок;

  • цветовую гамму, материалы и инструменты для вышивания художественной вышивки;

  • цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества, принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

  • устройства бытовых нагревательных приборов и светильников;

  • экономику приусадебного участка;

  • значение профессионального самоопределе­ния;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельно­сти;

  • возможности применения техники художественной обработки материалов;

  • виды вышивки, швов вышивки, элементы узора, последовательность вышивания

  • назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки;

  • правила безопасной эксплуатации бытовой техники;

  • пути экономии электрической энергии в быту;

  • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;

  • средства оформления интерьера;

  • назначение основных видов современной бытовой техники;

  • особенности каменного и деревянного зодчества, архитектурные стили, использованные в строительстве архитектурных ансамблей знаменитых архитекторов нашего края;

  • отличительные особенности народного костюма Липецкого края;

  • обряды и праздники обрядовое назначение тряпичной куклы;

  • историю возникновения, приемы лепки и особенности декора Романовской игрушки;

  • особенности Елецкого кружевоплетения, Липецкой вышивки;

  • о видах современного декоративно-прикладного искусства: батик, лоскутное шитье, гобелен, витраж;

  • иметь представление о проблемах современного народного искусства Липецкого края.

Уметь:

  • соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских;

  • планировать свою деятельность, выбирать пути достижения поставленной цели, рассчитывать экономические и временные затраты на выполнение работы;

  • вышивать в технике белая гладь, штриховая гладь, «Узелки» и «Рококо»;

  • уметь подбирать рисунок, цветовую гамму, материалы и инструменты для вышивания;

  • создавать ландшафтный дизайн приусадебного участка;

  • соотносить свои индивидуальные особенно­сти;

  • использовать приемы самосовер­шенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

  • объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам;

  • использовать язык декоративно-прикладного искусства и художественные материалы на уровне своего возраста при создании творческих работ;

  • работать с цветом, формой, пространством, используя средства художественной грамоты;

  • творчески относиться к собственной деятельности;

  • понимать художественно-образный язык народного и декоративно-прикладного искусств;

  • владеть первичными навыками выполнения предметов народного творчества;

  • высказывать аргументированные суждения о произведениях народного творчества и декоративно-прикладного искусства.










































Литература и средства обучения


1. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика - М.: Вита-Пресс, 2010.

  1. Приусадебный участок / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Быкова, 3. Н. Художественная вышивка / 3. Н. Быкова, Г. В. Крючкова и др. -М.: Высшая школа, 2009.

  3. Шершнев, Л. В. Электричество в нашем доме / Л. В. Шершнев. -М.: Просвещение, 2010.

  4. Быкова, 3. Н. Художественная вышивка / 3. Н. Быкова, Г. В. Крючкова и др. -М.: Высшая школа, 2011.

  5. Липецкие узоры. Москва, Внешторгиздат.

  6. Беззубцева Н. В Моя Родина - Липецкий край. Исследовательские работы по краеведению.

  7. Белогорская Р. М., Ефимова Л. В. Русская вышивка и кружево. - М.

  8. Горячева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М. «Просвещение».

  9. Липецкая энциклопедия. Гл. ред. В.В. Шахов, сост. Б. М. Шальнев, В. В.Шахов. Т.2.Липецк. Научный Центр «Липецкая Энциклопедия».

  10. Липецкая энциклопедия. Гл. ред. В.В. Шахов, сост. Б. М. Шальнев, В. В.Шахов. Т.3.Липецк. Научный Центр «Липецкая Энциклопедия».

  11. Ползикова Л. В. Художественное краеведение Липецк.

  • ЭОР:

  1. krestom.ru

  2. s-meridian.com/family/library/economy.html

  3. ya-zemlyak.ru/nar_prom.asp

11

© 2010-2022