«По следам времени…» ( Народное творчество Воронежской области) Программа элективного курса

«По следам времени…» ( Народное творчество Воронежской области) Программа элективного курса для учащихся 10 класса      В основу элективного курса «По следам времени…» положена история изучения фольклора в Воронежской области.      Настоящая программа элективного курса предназначена для класса гуманитарного профиля, рассчитана на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующими продолжить ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«По следам времени…»

( Народное творчество Воронежской области)

Программа элективного курса

для учащихся 10 класса

В основу элективного курса «По следам времени…» положена история изучения фольклора в Воронежской области.

Настоящая программа элективного курса предназначена для класса гуманитарного профиля, рассчитана на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующими продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы данного курса необходимо учитывать историко-культурный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усилить межпредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

При детальной проработанности изучения отдельных тем и произведений программа открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать данный материал.

Изучая народное творчество родного края, необходимо подчеркнуть его важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Перефразируя известные слова Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего народа, края.









Программа включает в себя:

  • Перечень фольклорных произведений родного края;

  • Краткие аннотации к темам, указывающие на направления изучения народного творчества и на важнейшие аспекты анализа произведений;

  • Историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства народного наследия.

Основные направления в реализации программы:

  • Развитие познавательной активности учащихся;

  • Формирование общих представлений о культуре русского народа;

  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

  • Формирование отношения к школе как к дому, где каждый открывает свои способности, талант;


Цель курса

  • повышать литературное образование учащихся, уровень их читательской культуры, развитие общих и социальных способностей детей и их познавательной самостоятельности;


  • формировать у учащихся представлений о русской народной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи элективного курса

  1. Показать русскую народную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.

  2. Дать представление об истоках и основных этапах развития народного творчества в родном крае, выявить закономерности его эволюции.

  3. На материале конкретных произведений фольклора раскрыть особенности художественно-образного мышления жителей родного края.





Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение народного творчества родного края должно предоставлять учащимся возможность:

  • Изучать и глубоко понимать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;

  • Познакомиться с фактами жизни и творчества людей, занимавшихся изучением народного творчества родного края;

  • Использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке фольклорных произведений; понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средств создания образов;

  • Писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения.

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» - писал Пушкин. Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей.

Основной целью я считаю вовлечение учащихся в серьезную работу по исследованию краеведческого материала, развитие умения видеть жанровую специфику фольклорных произведений. Ребята учатся анализировать и комментировать прочитанное, слышать и понимать слово, поэтому значительное внимание уделяется работе со словарями. Участие в фольклорных экспедициях, прослушивание звукозаписей фольклорных произведений формирует речевую культуру учащихся, их творческие способности.

Изучение устного народного творчества содержит также и воспитательный аспект. Обращение к фольклору поможет духовному развитию детей, воспитанию художественного вкуса, расширение кругозора. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Современный педагог призван приобщить учеников к высочайшему идеалу народной культуры.

Известный философ И.А.Ильин писал: «Русский ребенок должен почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю…, необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница».




Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности

1.

2.

3.


4.

5.

6.


7.

8.


9.

10.

Введение. Цели и задачи курса «По следам времени…»

Деятельность воронежских краеведов-фольклористов.

Творчество М.Е.Пятницкого.


Воронежские сказочники.

Народный обрядовый календарь

Малые жанры русского фольклора.


Лирические песни.

Фольклорная экспедиция «Вот моя деревня».


Посещение краеведческого музея

Заключительное занятие


1

3


1



2


3

2



1




1







1

2

Лекция учителя с элементом беседы

Индивидуальные сообщения учащихся

Прослушивание звукозаписи народных песен в исполнении хора Пятницкого.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Индивидуальные сообщения учащихся

Лекция учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, прослушивание звукозаписи

Прослушивание звукозаписи лирических песен

Индивидуальные сообщения учащихся о собранном материале

Поездка в музей

Защита проектов

Итого: 17 занятий



Содержание программы

1. Введение. Цели и задачи курса «По следам времени…»

Характеристика этапов развития фольклора в Воронежской области.

Начало собирания, обработки и анализа фольклорного материала в Воронежской области - 19 век.

Выбор темы для проекта.

2. Деятельность воронежских краеведов-фольклористов.

Первый собиратель воронежских песен и пословиц - поэт А.В.Кольцов.

Деятельность «второвского кружка».

Участие собирателя сказок А.А.Афанасьева в изучении воронежского фольклора.

3. Творчество М.Е.Пятницкого.

Биографический и творческий путь известного воронежского собирателя песен.

Прослушивание звукозаписей народных песен в исполнении хора Имени Пятницкого.

4. Воронежские сказочники.

Самобытность сказочницы Анны Куприяновны Барышниковой (Куприянихи).

Наиболее характерные стороны творчества собирательницы сказок Анны Николаевны Корольковой.

5. Народный обрядовый календарь.

Календарно-обрядовая поэзия.

Семейно-обрядовая поэзия.

Отражение фольклорных традиций в народном костюме Воронежской области.

6. Малые жанры русского фольклора.

Многообразие древнего жанра народного творчества.

Наиболее употребимые в Воронежской области пословицы, поговорки, загадки.

7. Лирические песни.

Популярнейшие произведения народноэпического творчества.

Особый род народной поэзии.

Манера исполнения лирических песен.

Прослушивание звукозаписей народных лирических песен воронежскими исполнителями.

8. Фольклорная экспедиция «Вот моя деревня».

Общение учащихся с людьми, знающими и любящими народное творчество.

Запись наиболее популярных песен Калачеевского района.

9. Посещение краеведческого музея.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

10. Заключительное занятие.

Защита проектов учащихся.


© 2010-2022