- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок по технологии на тему Современный этикет (7 класс)
Открытый урок по технологии на тему Современный этикет (7 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Джербашьян А.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ № 15
г-к. Кисловодска
Современный этикет
открытый урок по технологии
для учащихся 7класса
Автор : учитель технологии
МБОУ СОШ № 15
Джербашьян Альбина Аветисовна
Тема урока: Современный этикет.
Время урока:
- 2 урока по 40 минут
Вид урока:
-интегрированный
Методы урока:
-словесный, наглядно-иллюстративный, практический
Формы занятия:
- фронтальная , групповая, индивидуальная
Цели урока:
-формирование навыков культуры поведения
-проследить этапы развития этикета
-познакомить глубже с этикетом России
Задачи урока:
Познавательные:
-систематизировать и обобщить теоретические знания;
-научить учащихся применять полученные знания;
-показать значение этикета
Развивающие: -активизировать познавательную деятельность учащихся
- способствовать развитию интереса к познанию
Воспитательные -способствовать формированию норм поведения - развивать умения и навыки , необходимые для групповой работы
План урока:
1.Организационная часть. 1.) Пояснение цели и структуры занятия
2.Основная часть.
1.) Актуальность урока
2.)История этикета.
3.)Виды этикета
3.) Просмотр презентаций учащихся об этикете
4.) Энциклопедия этикета Кирила и Мифодия
3. Практическая часть.
1.) Выполнение проекта
2.)Защита проекта
3.) Физкультминутка
4. Заключительная часть.
1.) Анализ урока
2.) Подведение итогов урока
3.) Рефлексия
-4.) Выставление оценок и выдача домашнего задания
Ход урока:
1.Организацинная часть.
1.) Взаимное приветствие учителя и учащихся ,фиксация отсутствующих
2.) Пояснение цели и структуры занятия 2. Основная часть.
1.)Актуальность урока .
Актуальность урока состоит в том, что этикет является очень важной частью
жизни человека и в настоящее время. Особенно в настоящее время, когда все решается дипломатически начиная торгово-экономическими отношениями и заканчивая конфликтами между странами. И чтобы быть успешным в жизни и в делах человеку необходимо знать все правила этикета и вести себя в обществе в соответствии с ними.
Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть свя-заны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совер-шением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.
-
История этикета. Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общес-тва. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета сос-тоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и неча-янные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.
Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, на-чальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исклю-чение из социальной группы.
Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки (этикет ки) , на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведе-ния. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэ-тому не случаен первенец этикета - Дипломатический этикет. Уже древ-ние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степень торжествен-ности. На основе придворного этикета, только в более простой форме фор-мируется общегражданский этикет. В эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распрос-транившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на евро-пейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отно-шении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как извест-но, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.
В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинополь-ского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими ка-чествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время.
К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI-XVII веках, когда с распростра-нением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домо-строй», в котором изложены также и правила того, как человек должен вес-ти себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриарихального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыгра-ла очень важную роль в становления культуры поведения в России. Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь мо-лодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в общест-ве. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с поч-тением относиться к старшим .
« Над едою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи.»» Ногами везде не мотай,когда тебе пить не утирай губ рукой, но полотенцем… Не облизывай персов и не грызи костей, но обрежь ножом».
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, посте-пенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две рево-люции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был пери-од, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагро-мождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий мо-мент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпе-вают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много сто-летий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
3.) Виды этикета: Различают несколько видов этикета, в частности:
- придворный, строго регламентированный порядок и формы обхождения, принятые при дворах монархов;
- дипломатический , правила поведения дипломатов и других официальных лиц на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
- воинский , свод общепринятых в армии правил, норм поведения военно-служащих;
- общегражданский , совокупность правил, традиций и условностей, соблю-даемых людьми при общении друг с другом.
Но кроме правил этикета для всех существует профессиональный (дело-вой) этикет, в котором закреплены наиболее оптимальные формы взаимодей-ствия и правила поведения при выполнении профессиональных функций. В частности, деловой этикет можно определить как свод правил поведения в биз-несе, который представляет внешнюю сторону делового общения. Прежде все-го деловой этикет подразумевает глубокое уважение человеческой индивиду-альности.
В первую очередь необходимо соблюдение правил вербального (словесно-го) этикета. Это касается использования обращений, т.к. очень часто вместо исторически наработанных обращений "дамы", "господа", "сударь", "судары-ня", мы слышим: "Эй, мужчина!" или "Женщина, пробейте билет" и т.п. Среди деловых людей обращение "господин" особенно имеет право на жизнь, под-черкивая свободу и независимость в действиях этой социальной группы.
Следующим важным правилом является умение отвечать на вопросы, помня о чувстве меры, и на вопрос типа "Как дела?" вполне закономерным является ответ "Спасибо, нормально", а не невежливое молчание или подробные рас-суждения о своих делах.
3.)Просмотр презентаций учащихся по этикету.
1.) Просмотр презентации «Школьный этикет»
4.)Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия. «Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия » - уникальное издание, расска-зывающее о повседневном этикете, традициях, праздниках и обрядах разных народов, легших в основу современного поведения, истории этикета античного мира, Западной Европы, России и Востока, национальной кухне и особенностях делового общения в разных странах.
3.Практическая часть.
1.)Выполнение проекта.
Учитель объясняет как будет проходить урок. Для выполнения проекта класс делится на группы по 4-5 человек, по желанию или по жребию, т.е. разрезать 3-4 открытки на 4-5 частей, перемешать, правильно сложенная открытка форми-рует группу. Каждой группе выдается задание - тема проекта , представитель команды выбирает его.
Темы проектов:
-
Знакомство и представление.
-
Порядок представления.
-
Если вы представляете другого.
2- Приветствие.
-
Порядок приветствия.
-
Слова приветствия
3.Обращение
-
Как и к кому обращаться.
-
Виды обращения.
4-Извинение.
-
Как принести извинение.
-
Как не надо извиняться.
5- Столовый этикет.
-
Как сидеть за столом
-
Как правильно есть
6- Гостевой этикет
-
Как встречать гостей
-
Как принимать подарки
7- Столовый этикет
-
Как пользоваться столовыми приборами
-
Как пользоваться салфеткой
При выполнении проекта учащиеся работают с энциклопедией, необхо-димой литературой, компьютером. На выполнение проекта отводится 20 минут. Учащиеся должны подготовить мини-плакат и маленькую сценку по заданной теме.
2.Защита проекта.
-Каждой команде для защиты своего проекта отводится 5-7 мин.
-Участники команды демонстрируют свой плакат
-Участники команды демонстрируют сценку
3.)Физкультминутка
Мелкие шажки - раз, два, три (вперед)
Легкие прыжки - раз, два, три (назад)
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
4.Заключительная часть.
1.) Анализ урока.
Задачи поставленные в начале урока успешно выполнены, учащиеся получили необходимую информацию по правилам этикета.
-
Подведение итогов урока.
Учитель вместе с учениками подводит итоги урока, отмечают лучшую команду. Закрепление пройденного материала- просмотр презентации по этикету. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Что учащиеся понимают под этикетом?
-
Как выдумаете, отличается ли этикет, который соблюдает современный офицер от этикета, который соблюдали мушкетеры?
-
Из какого языка было заимствовано слово этикет?
-
Сколько видов этикета вы знаете, какие?
-
Представьте себе, что вы попали в неизвестную страну, с этикетом которой вы никогда не знакомились. Как вы поступите?
-
Рефлексия.
На экране написаны несколько недописанных предложений, учитель предлагает детям продолжить одно любое из них по усмотрению:
-Сегодня на занятии я узнала…
- Я научилась…
- Мне понравилось…
-
Выставление оценок и выдача домашнего задания.
Литература и источники:
1. Лада Исупова «Пара слов об этикете...» - #"justify">. Где зарождался этикет // Основные понятия об этикете - #"justify">. «Энциклопедии этикета Кирилла и Мефодия 2001» эл. вариант - #"justify">. Акишина А.А. Культура повседневного общения. - М., 1990.
. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.
. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.
. Воронкова Л.П. Этикет в русской культуре. - М., 1996.
. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.
. Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М., 1999.
. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18-19 вв. - СПб., 1994.
. Особенности русского застолья. - М. 1997.
. Равич М. Этикет. - СПб., 1999.
. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1997г.