«Применение педагогической технологии Метод проектов на уроках технологии в __5__ классе»

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»


(«ГОУ ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»)

Кафедра технологий и профессионального образования

Модуль « Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителя технологии (в условиях реализации ФГОС)»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

«Применение педагогической технологии Метод проектов на уроках технологии в __5__ классе»






Выполнил:

Шилкин Александр Николаевич

учитель технологии

МОУ «Гимназия №1»

г. Воскресенск, Воскресенский район

Проверил:

Матвеева Татьяна Михайловна,

доцент кафедры

технологий и профессионального

образования, к.п.н.



Москва 2013

Метод проектов

Метод проектов относится к современным педагогическим технологиям и является личностно-ориентированной методикой.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка

проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление

результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

На наш взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Литература:

1. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, - Волгоград: Перемена, 1995. -152 с.

2.Голуб Г.Б. "Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие" Дом Федорова, 2006 г.

3. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 94-96.















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

5класса

Тема урока: «Защита проекта»

Цель урока:

  • систематизировать знания учащихся в области проектирования;

  • оценить и закрепить знания, умения и навыки работы над проектами в учебной области «Технология»

Задачи урока:

  • Обучающие:

    • приобретение навыков публичного выступления,

    • умение отстаивать свои идеи и решения,

    • доброжелательно вести дискуссию,

    • аргументировано отвечать на вопросы,

    • умение критически оценивать свою и чужую работу.

  • Развивающие:

    • развитие умений самооценки и самоанализа,

    • развитие умений анализировать, обобщать,

    • развитие способностей преодолевать трудности,

    • развитие деловых и коммуникативных качеств.

  • Воспитательные:

    • пробудить у учащихся интерес к профессиональной проектной деятельности,

    • повысить уровень культуры,

    • воспитание художественного вкуса,

Формировать УУД:

Личностные УУД: оценивание представляемого творческого изделия, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать схемы различных по происхождению продуктов, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.

Методы проведения занятия:

  • словесные -рассказы, беседы

  • наглядные -демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.

Методы обучения:

  • Методы самостоятельной работы.

  • Методы контроля.

Оборудование:

  • лучшие проекты учащихся;

  • выставка изделий;

  • компьютер;

  • электронные носители;

  • проектор, мультимедийный экран, магнитная доска.

Структура урока:

I. Организационная часть.
II. Формулирование целей урока и постановка задач.
III. Актуализация опорных знаний.
IY. Вводный инструктаж к уроку.

Y . Защита проектов.
V. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка результатов учащимися.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

В классе выставлены изделия, выполненные учащимися, по своим проектам.

Звучит спокойная музыка.

Приветствую учащихся, стимулируя положительный, эмоциональный настрой на работу, объявляю тему и цель урока, форму проведения.

Учитель (читаю эпиграф):

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе».
А. И. Колмогоров.

II. Формулирование целей урока и постановка задач.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок «Защита проектов». Сегодня мы с вами раскроем свои таланты, своё искусство и творчество.

Ученикам представляется свобода выбора собственных целей урока, для проявления своей активности и нести ответственность за сделанный выбор.

Учитель: На занятии предстоит систематизировать знания в проектной деятельности, научиться публично выступать и отстаивать свои идеи, развить умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Направляю учащихся сформулировать главную цель занятия - формирование опыта в работе над проектами.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Предлагаю учащимся самим сформулировать ряд проблемных вопросов, ответив на которые, произойдет первичная актуализация знаний.

Вы начинающий проектант. С чего начать? Какие объекты выбрать для изучения и изготовления? Как вы считаете, что нужно сделать сначала - изучить объект или под изготовленный объект подобрать материал для исследования? Будет ли ваша идея-работа-предмет (товар) пользоваться спросом?

Ученик: Слово «творчество», как вы знаете, происходит от слова «творить», то есть искать, изобретать, создавать.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность о знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальные ценности.

Учитель: Вы завершили выполнение разных по своей форме и содержанию проектов и сегодня выносите их на обсуждение. Вы расскажете о своих трудностях и достижениях. Ответите на вопросы одноклассников.

IV. Вводный инструктаж к защите проектов.

Учитель: Каждый учащийся получит по три отметки: за пояснительную записку, за изделие и публичное выступление. Это краткое сообщение 5-7 минут, по своим проектам, которое должно содержать:

  • название темы проекта, ее обоснование;

  • краткую историческую справку (при необходимости);

  • практическое назначение;

  • дизайн-спецификацию;

  • краткую характеристику конструкции изделия - материалов, технологических

приемов;

  • краткий экономический расчет, примерную стоимость изделия;

  • экологическую справку;

  • эстетическую справку;

  • самоанализ результатов работы.

Y . Защита проектов.

Учитель: Я уверен, что вы с удовольствием представите свои проектные работы.

Желаю вам успешной защиты.

VI. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка(рефлексия) результатов учащимися.

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.

  • личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.

  • социальные: способность к коллективной деятельности. Готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.

  • литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.

  • математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.

  • художественные: разработка дизайна изделий.

  • манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями

  • технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.


Учитель: Кому мы можем сказать спасибо за совместную работу, за эмоциональную поддержку? (Эмоциональные итоги урока)

Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, приумножая славу государства Российского. А самое главное поколение умеющих быть счастливыми.

Спасибо всем за плодотворную, интересную работу.

Список использованной литературы


1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

2. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» - 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012


Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854;

2. nmasalitin.ru/load/1-1-0-190.
3. mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html

4.infourok.ru





© 2010-2022