РП ПМ 2. 1 190629. 08 Слесарь по ремонту строительных машин

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Таштагольский многопрофильный техникум»

ГОУ СПО «ТМТ»



ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.2 «Техническое обслуживание и ремонт систем узлов, приборов автомобилей»





















Таштагол 2013 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Таштагольский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Полосухин Н.С. Мастер п/о ГОУ СПО «ТМТ»

№ ____________ от «____»__________ 20___ г.

номер

№ ____________ от «____»__________ 20___ г.

номер

№ ____________ от «____»__________ 20___ г.

номер





СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.



4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

32

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

37



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Техническое обслуживание и ремонт систем узлов, приборов автомобилей

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля - является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): техническое обслуживание и ремонт систем и агрегатов строительных машин, автомобилей, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов и агрегатов строительных машин, автомобилей:

1. ПК 1.1 Определять техническое состояние систем, агрегатов и узлов автомобилей.

2. ПК 1.2 Демонтировать системы, агрегаты и узлы автомобилей, и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

3. ПК 1.3 Собирать, регулировать и испытывать системы агрегаты и узлы автомобилей.

Уровень образования при поступлении: среднее (полное) общее; начальное профессиональное.

Лица, поступающие на обучение, должны иметь один из документов (документ о получении образования):

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании

Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей, выполнения комплекса работ по устранению неисправностей.

уметь:

- выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей.

знать:

- устройство автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;

- конструкцию и устройство автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;

- методы выявления и способы устранения неисправностей;

- технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей;

- меры безопасности при проведении работ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 220 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 330 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 110 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 110 часов;

учебной и производственной практики - 324 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности техническое обслуживание и ремонт систем и агрегатов автомобилей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.

ПК 2.2

Демонтировать системы, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

ПК 2.3

Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 2.1 - ПК 2.3

Раздел 2. Техническое обслуживание и ремонт систем узлов, приборов автомобилей.

654

220

110

110

162

162

Производственная практика, часов




Всего:

654

220

110

110

162

162





3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 2. Техническое обслуживание и ремонт систем узлов, приборов автомобилей



654


МДК 2.1 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей



330

Тема 1.1. Общее устройство автомобилей.




Содержание

6

1.

Классификация автомобилей.

1

1

2.

Индексация автомобилей.

1

1

3.

Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей.

1

1

4.

Назначение автомобилей.

1

1

5.

Общее устройство автомобилей.

1

1

6.

Расположение основных агрегатов и узлов на автомобилях изучаемых марок.

1

1

Практические занятия

4

1.

Определение индексации грузового автомобиля и прицепов.

1

2

2.

Определение индексации прицепов.

1

2

3.

Определение индексации автобусов.

1

2

4.

Определение индексации легковых автомобилей.

1

2

Тема 1.2 Двигатель.

Содержание

6


1.

Классификация двигателей.

1

1

2.

Основные параметры двигателя.

1

1

3.

Общее устройство одноцилиндрового карбюраторного двигателя.

1

1

4.

Общее устройство многоцилиндрового двигателя.

1

1

5.

Понятие о мощности двигателя

1

1

6.

Рабочий цикл многоцилиндрового двигателя

1

1

Практические работы

5


1.

Ознакомление с устройством двухтактного двигателя.

1

2

2.

Ознакомление с устройством четырехтактного двигателя.

1

2

3.

Ознакомление с устройством одноцилиндрового двигателя.

1

2

4.

Ознакомление с устройством четырехцилиндрового двигателя.

1

2

5.

Ознакомление с устройством восьмицилиндрового двигателя.

1

2

Тема 1.3 Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.

Содержание

7


1.

Устройство кривошипно-шатунных механизмов изучаемых двигателей.

1

1

2.

Устройство газораспределительного механизма.

1

1

3.

Работы, выполняемые при техническом обслуживании.

1

1

4.

Периодичность проведения ТО ГРМ.

1

1

5.

Периодичность проведения ТО КШМ.

1

1

6.

Фазы газораспределения.

1

1

7.

Устройство для регулировки теплового зазора.

1

1

Практические работы

6


1.

Разборка кривошипно-шатунных механизмов двигателя.

1

1

2.

Неисправности кривошипно-шатунного механизма, их признаки.

1

1

3.

Способы обнаружения и устранения причин неисправности КШМ.

1

1

4.

Разборка газораспределительного механизма.

1

1

5.

Неисправности газораспределительного механизма, их признаки.

1

1

6.

Способы обнаружения и устранения причин неисправности ГРМ.

1

1

Тема 1.4 Система охлаждения ДВС.

Содержание

6

1.

Назначение системы охлаждения.

1

1

2.

Устройство системы охлаждения.

1

1

3.

Расположение основных механизмов на двигателе.

1

1

4.

Устройство и принцип работы водяного насоса.

1

1

5.

Устройство для обогрева кабины автомобиля.

1

1

6.

Устройство для вентиляции кабины автомобиля.

1

1

Практические работы

5


1.

Ознакомление с устройствами системы охлаждения.

1

2

2.

Ознакомление с работой термостата.

1

2

3.

Разборка и сборка устройства для обогрева кабины.

1

2

4.

Разборка и сборка водяного насоса.

1

2

5.

Способы обнаружения и устранения причин неисправности водяного насоса.

1

2

Тема 1.5 Система смазки ДВС.

Содержание

4


1.

Устройство и работа системы смазывания.

1

1

2.

Основные неисправности системы смазки.

1

1

3.

Устройство и работа системы вентиляции картера.

1

1

4.

Расположение основных механизмов на двигателе.

1

1

Практические работы

4


1.

Демонтаж масляного насоса

1

2

2.

Разборка и чистка масляного фильтра

1

2

3.

Снятие и установка редукционного клапана.

1

2

4.

Проверка и замена масла в системе.

1

2

Тема 1.6. Система питания и ее разновидности.

Содержание

6


1.

Устройство и назначение системы питания.

1

1

2.

Смесеобразование и горение топлива в цилиндрах карбюраторного двигателя.

1

1

3.

Смесеобразование и горение топлива в цилиндрах дизельного двигателей.

1

1

4.

Понятие о детонации, признаки и причины детонационного горения.

1

1

5.

Понятие октанового числа.

1

1

6.

Понятие цетанового числа.

1

1

Практические работы

4


1.

Ознакомление с системой питания.

1

2

2.

Ознакомление с процессами смесеобразования.

1

2

3.

Определение октанового числа.

1

2

4.

Определение цетанового числа.

1

2

Тема 1.7. Система питания карбюраторных двигателей

Содержание

6


1.

Виды горючей смеси.

1

1

2.

Общее устройство и схема работы системы питания.

1

1

3.

Устройство простейшего карбюратора.

1

1

4.

Работа карбюратора на различных режимах.

1

1

5.

Устройство топливного насоса и топливных фильтров.

1

1

6.

Устройство и назначение воздушного фильтра.

1

1

Практические работы

4


1.

Ознакомление с общим устройством.

1

2

2.

Ознакомление с устройством карбюратора.

1

2

3.

Ознакомление с устройством топливного насоса.

1

2

4.

Ознакомление с устройством топливного и воздушного фильтра.

1

2

Тема 1.8. Система питания дизельных двигателей.

Содержание

5


1.

Элементы системы питания дизеля.

1

1

2.

Система подачи воздуха в двигатель.

1

1

3.

Устройство топливного насоса высокого давления.

1

1

4.

Устройство муфты опережения впрыска топлива.

1

1

5.

Устройство и назначение регулятора частоты вращения коленвала.

1

1

Практические работы

4


1.

Ознакомление с элементами дизеля.

1

2

2.

Ознакомление с устройством топливных форсунок.

1

2

3.

Ознакомление с устройством ТНВД.

1

2

4.

Ознакомление с устройством фильтров дизеля.

1

2

Тема 1.9. Электрооборудование.

Содержание

16


1.

Основные сведения по электрооборудованию автомобилей.

1

1

2.

Назначение аккумуляторной батареи.

1

1

3.

Маркировка и основные показатели работы АКБ.

1

1

4.

Устройство и принцип работы генератора.

1

1

5.

Устройство стартера.

1

1

6.

Принцип работы стартера.

1

1

7.

Назначение вспомогательных электросистем.

1

1

8.

Назначение и устройство системы освещения.

1

1

9.

Назначение и устройство световой сигнализации.

1

1

10.

Назначение и устройство сигналов поворота.

1

1

11.

Назначение и устройство звуковой сигнализации.

1

1

12.

Назначение и устройство приборов и внутренней сигнализации.

1

1

13.

Назначение и устройство датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости.

1

1

14.

Назначение и устройство датчика давления масла в смазочной системе.

1

1

15.

Назначение и устройство датчиков и указателей состояния системы электроснабжения.

1

1

16.

ТО приборов электрооборудования.

1

1

Практические работы

8


1.

Ознакомление с устройством АКБ.

1

2

2.

Ознакомление с устройством генератора.

1

2

3.

Ознакомление с устройством стартера.

1

2

4.

Ознакомление с устройством вспомогательных систем.

1

2

5.

Ознакомление с устройством системы освещения.

1

2

6.

Ознакомление с устройством световой сигнализации.

1

2

7.

Ознакомление с устройством звуковой сигнализации.

1

2

8.

Ознакомление с устройством приборов и внутренней сигнализации.

1

2

Тема 1.10. Трансмиссия.

Содержание

8


1.

Назначение и типы трансмиссий.

1

1

2.

Общее устройство сцепления.

1

1

3.

Устройство привода выключения сцепления.

1

1

4.

Общее устройство коробки передач.

1

1

5.

Общее устройство раздаточной коробки передач.

1

1

6.

Устройство элементов карданной передачи.

1

1

7.

Общее устройство ведущего моста.

1

1

8.

Общее устройство передней оси автомобиля.

1

1

Практические работы

8


1.

Ознакомление с устройством однодискового сцепления.

1

2

2.

Ознакомление с устройством двухдискового сцепления.

1

2

3.

Ознакомление с устройством привода выключения сцепления.

1

2

4.

Ознакомление с устройством коробки передач.

1

2

5.

Ознакомление с устройством раздаточной коробки передач.

1

2

6.

Ознакомление с устройством карданной передачи.

1

2

7.

Ознакомление с устройством заднее приводного автомобиля.

1

2

8.

Ознакомление с устройством переднего ведущего моста.

1

2

Тема 1.11. Ходовая часть автомобиля.

Содержание

8


1.

Устройство рамы автомобиля.

1

1

2.

Назначение и основные типы подвесок.

1

1

3.

Устройство зависимой подвески.

1

1

4.

Устройство независимой подвески.

1

1

5.

Устройство и назначение амортизаторов.

1

1

6.

Общие устройство автомобильного колеса.

1

1

7.

Назначение автомобильных шин.

1

1

8.

Маркировка автомобильных шин.

1

1

Практические работы

8


1.

Ознакомление с устройством рамы автомобиля.

1

2

2.

Ознакомление с устройством зависимой подвески.

1

2

3.

Снятие и установка рессор автомобиля.

1

2

4.

Ознакомление с устройством независимой подвески.

1

2

5.

Снятие и установка передней амортизаторной стойки.

1

2

6.

Разборка и сборка амортизатора.

1

2

7.

Определение маркировки шин.

1

2

8.

Снятие и разборка автомобильного колеса.

1

2

Тема 1.12. Рулевое управление.

Содержание

5


1.

Общее устройство и назначение рулевого управления.

1

1

2.

Привод рулевого управления изучаемых автомобилей.

1

1

3.

Типы рулевых механизмов.

1

1

4.

Устройство рулевого управления.

1

1

5.

Назначение усилителя рулевого управления.

1

1

Практические работы

5


1.

Ознакомление с устройством рулевого управления

1

2

2.

Разборка и сборка поворотных цапф.

1

2

3.

Снятие и установка насоса гидроусилителя руля.

1

2

4.

Снятие и установка тяг устойчивости.

1

2

5.

Разборка и сборка гидроусилителя руля.

1

2

Тема 1.13. Тормозные системы.

Содержание

5


1.

Назначение тормозной системы.

1

1

2.

Устройство тормозных механизмов.

1

1

3.

Приборы рабочей тормозной системы.

1

1

4.

Приборы стояночной тормозной системы.

1

1

5.

Приборы вспомогательной, запасной (аварийной) тормозной системы.

1

1

Практические работы

5


1.

Ознакомление с устройством тормозной системы.

1

2

2.

Снятие и установка задних тормозных колодок.

1

2

3.

Снятие и установка передних тормозных колодок.

1

2

4.

Разборка и сборка тормозного цилиндра.

1

2

5.

Ремонт тормозных колодок.

1

2

Тема 1.14. Кузов и дополнительное оборудование автомобиля.

Содержание

4


1.

Назначение кабины и кузова автомобиля.

1

1

2.

Устройство кабины грузового автомобиля.

1

1

3.

Платформа грузового автомобиля.

1

1

4.

Дополнительное оборудование автомобиля.

1

1

Практические работы

4


1.

Ознакомление с устройством кабины автомобиля.

1

2

2.

Ознакомление с устройством кузова автомобиля.

1

2

3.

Разборка и сборка подъемного механизма автомобиля.

1

2

4.

Ознакомление с оснащением кабины.

1

2

Тема 2.1. Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.

Содержание

4


1.

Техническое обслуживание автомобилей.

1

1

2.

Ежесменное техническое обслуживание автомобилей.

1

1

3.

Периодическое техническое обслуживание автомобилей.

1

1

4.

Технология технического обслуживания автомобилей.

1

1

Практические работы

4


1.

Ознакомление с документацией при ТО.

1

2

2.

Ознакомление с проведением ежедневного ТО.

1

2

3.

Ознакомление с проведением периодического ТО-1.

1

2

4.

Ознакомление с проведением периодического ТО-2.

1

2

Тема 2.2 Средства технического обслуживания автомобильного парка.

Содержание

3


1.

Система средств технического обслуживания.

1

1

2.

Площадка наружной мойки машин.

1

1

3.

Пост заправки автомашин топливом.

1

1

Практические работы

3


1.

Ознакомление с техническими средствами ТО.

1

2

2.

Ознакомление с порядком проведения мойки автомобиля.

1

2

3.

Ознакомление с постом заправки автомобилей.

1

2

Тема 2.3. Диагностирование.

Содержание

5


1.

Неисправности и отказы машин.

1

1

2.

Классификация отказов автомобилей

1

1

3.

Диагностирование и техническое обслуживание двигателя.

1

1

4.

Диагностирование и техническое обслуживание трансмиссии.

1

1

5.

Диагностирование и техническое обслуживание ходовой части автомобиля.

1

1

Практические работы

2


1.

Ознакомление с приборами для диагностики автомобиля.

1

2

2.

Диагностирование двигателя.

1

2

Тема 2.4. Техническое обслуживание и ремонт двигателя.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта двигателя.

1

1

Практические работы

7


1.

Обслуживание и ремонт цилиндропоршневой группы.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма.

1

2

3.

Обслуживание механизма газораспределения.

1

2

4.

Обслуживание систем охлаждения.

1

2

5.

Обслуживание систем смазки.

1

2

6.

Обслуживание ремонт систем питания карбюраторного двигателя.

1

2

7.

Обслуживание ремонт систем питания дизельного двигателя.

1

2

Тема 2.5. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта трансмиссии.

1

1

Практические работы

6


1.

Облуживание и ремонт сцепления автомобиля.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт привода сцепления.

1

2

3.

Обслуживание и ремонт коробки передач.

1

2

4.

обслуживание и ремонт привода включения коробки передач.

1

2

5.

Обслуживание и ремонт карданной передачи.

1

2

6.

Обслуживание и ремонт ведущего моста.

1

2

Тема 2.6. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта тормозной системы.

1

1

Практические работы

6


1.

Обслуживание и ремонт главного тормозного цилиндра.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт рабочего тормозного цилиндра.

1

2

3.

Обслуживание и ремонт тормозных колодок.

1

2

4.

Обслуживание и ремонт дисковых тормозных механизмов.

1

2

5.

Обслуживание и ремонт пневматических тормозных устройств.

1

2

6.

Прокачка тормозного механизма.

1

2

Тема 2.7. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта рулевого управления.

1

1

Практические работы

6


1.

Обслуживание и ремонт насоса ГУР.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт рулевой рейки.

1

2

3.

Обслуживание и ремонт рулевых тяг и наконечников.

1

2

4.

Обслуживание и ремонт гидроусилителя руля.

1

2

5.

Обслуживание и ремонт рулевой колонки.

1

2

6.

Проведение регулировочных работ.

1

2

Тема 2.8. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта электрооборудования.

1

1

Практические работы

6


1.

Обслуживание и ремонт стартера.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт генератора.

1

2

3.

Обслуживание и ремонт световой сигнализации.

1

2

4.

Обслуживание и ремонт звуковой сигнализации.

1

2

5.

Обслуживание и ремонт системы зажигания.

1

2

6.

Обслуживание и ремонт АКБ.

1

2

Тема 2.9. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта ходовой части.

1

1

Практические работы

6


1.

Обслуживание и ремонт амортизаторов.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт передних стоек автомобиля.

1

2

3.

Обслуживание и ремонт элементов подвески.

1

2

4.

Обслуживание и ремонт ступицы переднего колеса.

1

2

5.

Обслуживание и ремонт ступицы заднего колеса.

1

2

6.

Обслуживание и ремонт шин и колес автомобиля.

1

2

Тема 2.10. Техническое обслуживание и ремонт дополнительного оборудования.

Содержание

1


1.

Особенности проведения ТО и ремонта дополнительного оборудования.

1

1

Практические работы

6


1.

Обслуживание и ремонт оборудования для обогрева салона.

1

2

2.

Обслуживание и ремонт стеклоочистителей автомобиля.

1

2

3.

Обслуживание и ремонт стеклоподъемников.

1

2

4.

Обслуживание и ремонт дверных замков.

1

2

5.

Выполнение ремонтных работ по кузову и кабине автомобилей.

1

2

6.

Дифференцированный зачет.

1

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, мастера производственного обучения, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.

Общее устройство автомобилей.

  • Роль и значение автомобильного транспорта в народном хозяйстве и социальной сфере. Состояние перспективы развития автомобилестроения.

  • Преимущества и недостатки автомобилей с дизельными двигателями и газобаллонными установками в сравнении с автомобилями с карбюраторными двигателями.

Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.

  • Назначение двигателя.

  • Краткие технические характеристики двигателей изучаемых марок автомобилей.

Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.

  • Общее устройство кривошипно-шатунного механизма.

  • Общее устройство газораспределительного механизма.

Система охлаждения ДВС.

  • Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания.

Система смазки ДВС.

  • Понятие о трении. Назначение системы смазывания.

  • Основные сведения о моторных маслах.

Система питания и ее разновидности.

  • Общие сведения о топливах для двигателя внутреннего сгорания: бензины, дизельные топлива, сжатые и сжиженные газы.

  • Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах.

Система питания карбюраторных двигателей.

  • Системы очистки воздуха. Способы и устройства для подогрева горючей смеси.

Электрооборудование.

  • Виды аккумуляторов, соединение аккумуляторов в батарею.

  • Электролиты, меры предосторожности при работе с ними.

  • Гарантийные сроки службы аккумуляторных батарей. Включатели аккумуляторных батарей.

  • Применение электрической энергии на автомобиле.

  • Источники и потребители электрического тока.

Система зажигания

  • Назначение и принципиальное устройство приборов транзисторных систем зажигания.

  • Влияние момента зажигания на мощность, экономичность и тепловой режим работы двигателя.

Системы пуска. Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации.

  • Способы обнаружения и устранения неисправностей. Работы, выполняемые при техническом обслуживании стартера. Периодичность их проведения.

  • Типы и обозначение электроламп приборов освещения и сигнализации. Предохранители.

  • Правила пользования стартером.

Средства, облегчающие пуск двигателя при низких температурах.

  • Устройство и работа средств, облегчающих пуск двигателя при низких температурах, предпусковой и электрофакельный подогреватели.

Трансмиссия.

Сцепление.

  • Назначение трансмиссии автомобиля.

Коробка передач. Раздаточная коробка.

  • Общие понятия

Ходовая часть автомобиля.

  • Нормы давления и нагрузки на шины. Держатель запасного колеса.

  • Классификация шин в зависимости от назначения, типа конструкции и рисунка протектора. Маркировка шин, камер и ободных лент.

  • Влияние развала и схождения на безопасность движения, устойчивость, маневренность, накат автомобиля и износ шин.

. Рулевое управление.

  • Влияние технического состояния рулевого управления на безопасность дорожного движения.

  • Общее устройство и работа рулевого управления. Рулевой механизм.

Тормозные системы.

  • Значение герметичности тормозных систем для безопасности движения, способы контроля герметичности.

  • Типы тормозных систем. Применяемые тормозные жидкости. Общее устройство тормозной системы.

Кузов и дополнительное оборудование автомобиля.

  • Общие понятия

Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.

  • Качество и надежность машин.

Средства технического обслуживания автомобильного парка.

  • Станции технического обслуживания.

  • Пост технического диагностирования автомобилей.

Пост технического обслуживания автомобилей

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Изучение технологических карт на выполнение операций при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Анализ применяемых приспособлений и оборудования, снижающих трудоемкость ремонтных работ.

Разработка схем технологических процессов ремонта заданных узлов автомобиля.

Разработка схем-конспектов для закрепления материала и систематизации информации.

130

Виды работ учебной практики (по рабочей профессии):

  • Разборка двигателей внутреннего сгорания

  • Ремонт блока цилиндров

  • Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма

  • Разборка и сборка механизмов газораспределения

  • Разборка и сборка приборов и оборудования системы охлаждения

  • Разборка и сборка приборов и оборудования системы смазки

  • Разборка и сборка приборов и оборудования системы питания карбюраторных двигателей

  • Разборка и сборка приборов системы питания дизельных двигателей

  • Разборка и сборка системы зажигания, пуска и освещения

  • Разборка и сборка сцепления

  • Разборка и сборка коробки передач

  • Разборка и сборка заднего мостка, карданной передачи

  • Разборка и сборка рулевого управления

  • Разборка и сборка тормозной системы

  • Разборка и сборка переднего моста

  • Разборка и сборка рамы и рессор

  • Разборка и сборка колес

Выполнение ремонта деталей автомобиля;

  • Подтяжка крепления (корпус подшипников распределительного вала, агрегаты, узлы, детали шасси и двигателя);

  • Регулировка цепи привода механизма газораспределения;

  • Чистка фильтра топливного насоса;

  • Замена фильтра тонкой очистки топлива;

  • Чистка деталей карбюратора;

  • Регулировка уровня топлива в поплавковой камере;

  • Чистка шлангов системы вентиляции картера;

  • Чистка пламегасителя;

  • Замена фильтрующего элемента в воздушном фильтре;

  • Регулировка ГРМ;

  • Регулировка оборотов холостого хода;

  • Контроль токсичности отработавших газов;

  • Замена масляного фильтра, масла в картере двигателя, в кпп, раздаточной коробке;

  • Смена охлаждающей жидкости, смазки;

  • Проверка передних и задних тормозных колодок;

  • Развал-схождение передних колес;

  • Замена тормозной жидкости и свечей зажигания;

  • Чистка коллектор стартера;

  • Проверка степени износа и прилегания щеток;

  • Смазка деталей привода стартера;

  • Чистка контактных колец генератора;

  • Снятие и установка агрегатов и узлов автомобиля;

  • Заменить пружину клапана (при снятой крышке головки цилиндров)

  • Снять и установить крышку головки цилиндров

  • Снять, очистить и установить выпускной трубопровод (одна сторона)

  • Снять, очистить и установить выпускной трубопровод

  • Снять и установить поддон картера двигателя

  • Снять и установить масляный теплообменник

  • Снять и установить масляный насос

  • Снять и установить фильтр очистки масла с очисткой

  • Снять и установить тормозные колодки (при снятом тормозном барабане)

  • Снять и установить разжимной кулак (при снятых тормозных колодках)

  • Заменить при снятой ступице сальник ступицы

  • Заменить при снятой ступице подшипник ступицы

  • Снять и установить рычаг поворотной цапфы

  • Снять и установить рулевой механизм в сборе с рулевой сошкой

  • Снять и установить рулевое колесо

  • Снять и установить гидроусилитель рулевого управления

  • Снять и установить поперечную рулевую тягу

  • Снять и установить продольную рулевую тягу

  • Снять и установить переднюю рессору

  • Снять и установить заднюю рессору

  • Снять и установить переднюю или заднюю реактивную штангу

  • Снять и установить передний или задний амортизатор

  • Снять и установить регулировочный рычаг разжимного кулака

  • Заменить диафрагму топливного насоса со снятием и установкой насоса

  • Снять и установить генератор

  • Снять и установить стартер

  • Снять и установить прерыватель-распределитель

  • Зачистить и отрегулировать контакты прерывателя-распределителя

  • Снять, очистить, отрегулировать зазор между электродами и установить свечи зажигания

  • Снять и установить электродвигатель стеклоочистителя

  • Снять и установить стеклоочиститель

  • Снять и установить спидометр

  • Снять и установить амперметр

  • Снять и установить манометр воздуха

  • Снять и установить указатель температуры воды

108


Виды работ производственной практики (по рабочей профессии):

  • Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами

  • Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на предприятии. Ознакомление с гаражом АТП

  • Использование диагностических приборов и технического оборудования

  • Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) подвижного состава

  • Техническое обслуживание №1 (ТО-1) подвижного состава

  • Техническое обслуживание №2 (ТО-2) подвижного состава

  • Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма

  • Ремонт деталей газораспределительного механизма

  • Ремонт деталей системы охлаждения

  • Ремонт деталей системы смазки

  • Ремонт системы питания карбюраторного двигателя и топливной системы дизеля

  • Ремонт электрооборудования

  • Ремонт механизмов и деталей трансмиссии

  • Ремонт механизмов управления

  • Ремонт деталей ходовой части

  • Ремонт автомобильных шин

  • Ремонт кузова и кабины

- Выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;

Определение неисправностей и объем работ по их устранению и ремонту;

Определение способов и средств ремонта;

Использование специального инструмента, приборов, оборудования.

72






4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

учебных кабинетов:

- устройства автомобилей;

мастерских:

- электрооборудования автомобилей;

- технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- комплект деталей, инструментов, приспособлений;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (по устройству автомобилей).

Технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, ноутбук);

- лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

Электрооборудования автомобилей:

Рабочие места по количеству обучающихся.

Система электроснабжения, система зажигания и пуска двигателя, контрольно - измерительные приборы, система освещения и световой сигнализации, дополнительное оборудование, общая схема электрооборудования.

Технического обслуживания и ремонта автомобилей:

Рабочие места по количеству обучающихся.

Ванна для слива масла из картера двигателя, ванна для слива масла из корпусов задних мостов; ванна моечная передвижная; подставка ростовая; стол монтажный; домкрат гидравлический; станок сверлильный; станок точильный двухсторонний; шприц для промывки деталей.

Ручной измерительный инструмент: Приспособления и приборы для разборки и сборки двигателя, для снятия установки поршневых колец; устройство для притирки клапанов, зарядное устройство; оборудование, приборы, приспособления для ремонта электрооборудования автомобилей.

Автомобиль с карбюраторным двигателем легковой; двигатель автомобильный карбюраторный с навесным оборудованием;

Комплекты: сборочных единиц и агрегатов систем двигателей автомобилей (кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм и т.д.);

Приборы электрооборудования автомобилей;

Комплект сборочных единиц и деталей колесных тормозов с гидравлическим приводом; сборочных единиц и деталей колесных тормозов с пневматическим приводом;

Сцепление автомобиля в сборе (различных марок),

Коробка передач автомобиля (различных марок; раздаточная коробка;

Мост передний, задний (различных марок);

Сборочных единиц и агрегатов ходовой части автомобиля;

Сборочных единиц и агрегатов рулевого управления автомобиля.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Наименование рабочего места

Оборудование

Инструмент, оснащение, приспособления

Электроцех

Стенд по проверке стартеров, генераторов, свечей.

Набор гаечных ключей, отвёрток, контролька.

Моторный цех

Стенды для разборки двигателя, стенд обкатки.

Набор гаечных ключей, головок, электросталь, съёмники.

ТО-1

Нагнетатели, шприц.

Набор гаечных ключей, шприц.

ТО-2

Смотровая яма, домкраты, козелки, съёмники.

Набор гаечных ключей, воротки, электросталь, козловой кран.

Агрегатный цех

Электрооборудование, система питания, трансмиссия, стенды.

Набор гаечных ключей, торцевые головки, отвёртки.

Шиномонтаж

Компрессор, вулканизаторы, стенд по разборке и накачке колёс.

Сырая резина, наждачная бумага, наждак, гайковёрт, монтажные лопатки.

Медницкий цех

Стенд по проверке герметичности радиаторов.

Инструмент для пайки.

Кузнечный цех

Стенд по восстановлению рессор.

Пресс, кузнечный горн, ванна для закалки.



4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. «Автослесарь» - Чумаченко Ю.Т. - 2006 г.

  2. «Грузовой автомобиль» - Родичев В.А. Академия. 2005 г.

  3. «Автомобили. Устройство и техническое обслуживание» - А.Г.Пузанков, Гриф МО РФ, 2007 г.

Дополнительные источники:

  1. Автомобильный электрик. Электрооборудование и электронные системы автомобилей: Учебное пособие Чумаченко Ю.Т. Феникс. 2006 г.

  2. Акимов С. В. Электрооборудование автомобилей. − М.: Изд. «За рулём», 2003. − 383 с.

  3. «Автомобильный практикум» - Чумаченко Ю.Т.; Феникс. 2002г

  4. «Легковые автомобили» - Родичев В.А.; Академия. 2006г.

  5. viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста

  6. Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник СПО, ИЦ "Академия" 2010.

  7. Савич Е.Л. Инструментальный контроль автотранспортных средств: учеб. пособие/ Е.Л. Савич, А.С. Кручек. - Минск: Новое знание, 2008. - 399 с.

  8. С. В. Березин. Справочник автомеханика Издательство: Феникс, 2008 г., 352 с.

  9. Власов В.М. техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник СПО, ИЦ ″Академия″ 2008.

Отечественные журналы:

  1. «Мастер-автомеханик», htpp://avtomeh.panor.ru;

  2. «Автомир»;

  3. «За рулем».









4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла, и одним учебно-методическим печатными/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин:

  1. Материаловедение

  2. Охрана труда

  3. Электротехника

  4. Черчение

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Мастера: квалификация на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.





5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Определять техническое состояние систем, агрегатов и узлов автомобилей.

  • соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля его агрегатов и систем;

  • правильность выполнения планово предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей;

- демонстрация навыков технического обслуживания и ремонта автомобиля, его агрегатов и систем.

- тестирование.

- оценка соответствия нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ.

Демонтировать системы, агрегаты и узлы автомобилей, и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

- правильность демонтажа систем, агрегатов и узлов автомобилей;

- правильность выполнения комплекса работ по выявлению и устранению неисправностей;

-


  • зачеты по темам на учебной практике;

- оценка работы на производственной практике.

Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы автомобилей.

  • изложение правил сборки и регулировки автомобиля, его агрегатов и узлов;

  • обоснованный выбор инструментов, оборудования для проведения сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей.

- наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения

  • демонстрация интереса к будущей профессии

  • активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;


  • Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.

  • тестирование

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • правильный выбор и применение способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобиля;

  • грамотное составление плана лабораторно-практической работы;

  • демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения лабораторных, практических работ, заданий во время учебной, производственной практики;

  • соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ

  • оценка выполнения лабораторно-практической работы

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • решение стандартных профессиональных задач в области собственной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

  • Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • эффективный поиск необходимой информации;

  • использование различных источников, включая электронные

Выполнение и защита реферативных работ

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • работа с различными прикладными программами

Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Тестирование

Проверка практических навыков


3



© 2010-2022