Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азизмамадова Виктория Григорьевна

Урок 1

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ТЕМА УРОКА: ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ

5 класс

Цели:

- познакомить учащихся с историей орнамента, прие­мами построения орнамента и его разновидностями;

- научить приемам выполне­ния орнамента в полосе;

-развивать представления о пропорцио­нальности;

- воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: образцы изделий с орнаментом; репро­дукции; образец выполненной аппликации; предметно-технологиче­ская карта изготовления аппликации, медиапроектор, ноутбук

Словарь: аппликация, орнамент, узор, ритм.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

1.Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий:

- Что обозначает слово аппликация?

- (Обобщение ответов)

Да, слово аппликация в переводе с латинского языка обозначает «прикладывание»

(внимание на слайд) Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)

Аппликация - способ создания орнаментов, изображений путем нашивания или наклеивания на ткань, бумагу и т.п. разноцветных кусочков материи или бумаги, а также рисунок, созданный таким образом. Иными словами, аппликацией называют не только сам способ создания, но и изображение, рисунок, созданный таким образом. Она, как правило, предполагает плоскостное изображение, но с ее помощью могут быть декорированы и объемные изделия.

Вот и на уроке , ребята, мы встретимся с уже хо­рошо известным вам видом работы с бумагой - аппликацией. Ви­дов аппликации много. Сегодня мы научимся выполнять декора­тивную аппликацию, а, именно, строить орнамент в полосе.

- Скажите, а где используется аппликация?

- (Обобщение) Да, аппликация является одним из древнейших способов украше­ния одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и по­ныне у многих народов.

- Как вы думаете, где народ наблюдал причудливые узоры, линии для создания аппликаций?

- (Обобщение) Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков, например: узоры на крыльях бабочек (показ слайдов): (рис. 1), птиц (рис. 2), узоры на змеиной коже или на спине гусеницы (рис. 3) рисунки листьев различных растений и их плодов, животных (рис. 4). Природа стала для человека источником создания ориги­нальных орнаментальных композиций.

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс) рис.1

Рис.2 Рис3.

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)


Рис. 4.

- Кто скажет, что обозначает слово «орнамент»?

- Обобщение. Слово «орнамент» в переводе с латинского означает украше­ние. Орнаментом называют украшение, построенное на ритмиче­ском чередовании и сочетании геометрических или изобразитель­ных элементов.

ОУрок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)рнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книж­ной графике, в ткачестве, вышивке и т. д. (рис. 5).


Рис 5.

Орнамент появился еще в глубокой древности - несколько ты­сячелетий назад.

Древние люди задолго до появления гончарного круга пробова­ли украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин.

СУрок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)о временем человек научился отражать свои зрительные впе­чатления штрихами на различных материалах: камне, кости, дере­ве (рис 6). Затем изображения стали переносить на бытовые вещи. Укра­шались одежда, утварь дома и т. д. (рис. 7)

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)

Рис. 6 Рис. 7

Народные орнаменты, дают богатый и разнообразный материал для декоративной аппликации: каждому национальному орнаменту присущи свои характерные особенности, которые обусловлены своеобразием истории культуры народа особенностями его жиз­ненного уклада, трудовой деятельности, окружающей природы, климата и т. д.

Содержание орнаментов народные художники черпают из ре­альной жизни. Но они не просто копируют ее; отталкиваясь от конкретного образа (цветка, животного и т. д.), перерабатывают его в декоративные формы. Например, в украинских орнаментах встре­чаются подсолнухи, в Грузии - завитки листьев и плоды винограда; в Киргизии -завитки рогов.

Давние времена в России орнамент служил не только укра­шением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и во­роте рубашек делались вышивки, которые служили человеку «ох­раной» от всякой нечисти. Мотив вышивок отражал верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай и т. д. Цвет в узоре также имел особое значение: красный выражал восторг, радость, поэтому он присутствовал в праздничном наряде юношей.

III.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения и упражнений в ее применении.

1.Приемы построения орнаментов.

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Простейший способ создания орнамента - взять за основу ка­кую-либо фигуру (цветок, квадрат, круг, животное и т. д.) и путем ее копирования расположить по горизонтали или по вертикали равномерно или в другом определенном порядке (рис. 8).

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)

Рис. 8

Кто знает, как называется такой прием создания орнамента? (Такое повторение узора называется ритмом).

Вторым приемом построения орнамента является расположе­ние фигур относительно оси симметрии в зеркальном отражении (рис. 9).

- Ребята, а можете ли вы получить такие листочки, вырезая всего один раз?

Как это сделать? (Ответы учащихся.)

-Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс) Правильно, ребята. Если сложить лист бумаги пополам и выре­зать орнаментальный листок один раз, то получится сразу второй листочек в зеркальном отражении.

Рис. 9

2.Что же является мотивом орнамента?

Растительные мотивы в орнаменте.

В качестве мотива орнамента художник может брать любые формы: из геометрии - геометрический орнамент, из мира природы (например, листья растений, цветы - растительный орнамент (рис. 10), силу­эты животных - животный или зооморфный орнамент (рис. 11).

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)

Рис. 10 Рис. 11

Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)Растительный орнамент обычно состоит из плавно извиваю­щихся стеблей с цветами, бутонами, листьями. Таким орнаментом украшают архитектурные сооружения, изделия из тканей, кожи, применяют в росписи по дереву, фарфору, металлу (рис. 12).

Рис.12

Все подмеченное в жизни, природе является неиссякаемым ис­точником для вдохновения народных мастеров при составлении узоров. Но природные формы для орнамента приходится изменять, упрощать - стилизовать.

На слайде показаны узоры из цветов, преобразованные для вышивки, и стилизованный узор, тоже цветка, но уже в геометрической форме (рис.13).

а).Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс)б) Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс) Урок по ДПИ, ПОСТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПОЛОСЕ (5 класс).

в)

Рис.13 а) для вышивки, б) стилизованный узор, в) геометрической формы

  1. Каковы же правила построения растительных узоров?

3.Демонстрация правил построения растительных узоров.

Учитель, объясняя построение узора, перемещает фигуры ли­стьев, цветов на магнитной доске, показывая чередование разных или одинаковых элементов, отличающихся по цвету или расположению.

Учащиеся во время объяснения определяют прием построения узора.

IV. Творческое применение и добывание знаний , освоение способов деятельности путем воспроизведения информации.

Выполнение учащимися различных задании.

Учитель. Сегодня на уроке, ребята, мы должны придумать и выполнить растительный орнамент. Я предлагаю вам украсить ап­пликацией из составленного растительного узора ткань для фарту­ка или крышку альбома.

Несмотря на то, что в обоих случаях мотив орнамента будет растительным, будет ли он одинаковым? Как вы думаете? (Ответы учащихся.)

Какие бы вы предложили элементы для узоров на ткани и на крышке альбома? (Ответы учащихся.)

Конечно, ребята, орнамент из рыб на крышке альбома будет несколько неуместным. Зато на фартуке такой узор будет выглядеть очень интересно. А для альбома очень подойдет орна­мент, состоящий из завитков.

- Как составляется орнамент в ленте или полосе?

(Знакомство с алгоритмом действия)

1.Приготовленную для орнамента полосу разбивают на равные квадраты или прямоугольники.

2.Деление обозначают пунктирными линиями, которые по окон­чании работы стирают.

3.Затем каждую часть полосы заполняют по­вторяющимися, т. е. ритмическими, элементами узора, которые вырезают заранее. Эти элементы должны быть одинаковыми по размеру, цвету, форм.

Узор в орнаменте может быть как монохромным, так и полихромным. Так, например, орнамент для переплетной крышки аль­бома я бы сделала одноцветным, а для фартука - многоцветным.

V. Вводный инструктаж.

Давайте вместе с вами определим последовательность выполнения орнамента для украшения фартука: (групповая форма работы)

Последовательность выполнения построения орнамента

1. Составление эскиза.

- Работа над орнаментальной композицией начинается с изготов­ления эскиза. Сначала продумывается, из каких элементов будет состоять узор,

Где он будет располагаться на изделии. Для фарту­ка мы в качестве узора выбрала изображение рыб.

И решили, что орнамент будет располагаться в центре по верхнему краю нагрудника.

- Затем полоса разбивается на отдельные квадраты, в каждом из которых помещается изображение рыб.

2. Вырезание деталей аппликации.

Вырезаем детали аппликации: рыбки - из бумаги синего цвета.

3. Раскладывание деталей аппликации на изделии.

Раскладываем элементы узора в центре, проверяем компози­цию. Затем накрываем готовую композицию листом белой бумаги. Через некоторое время бумагу убираем и еще раз проверяем, все ли удачно в композиции.

4. Наклеивание деталей изображения.

Детали аппликации промазываем клеем на чистом листе бума­ги, начиная от середины детали к краям.

5. Высушивание аппликации.

6. Зачем готовую аппликацию мы должны положить под гнет?

(Наклеенную аппликацию кладем под груз для того, чтобы пре­дотвратить стягивание бумаги при высыхании)

VI. Практическая работа.

Задание: построить растительный орнамент в полосе для украшения фартука или переплетной крышки альбома (на выбор) и выполнить его в технике аппликации.

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися. Оценка знаний.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролируя организацию рабочего места, соблюдение правил безопасной работы и правильность выполнения приемов работы.

VII. Подведение итогов урока.

  1. Выставка работ учащихся.

- Мнение ребят о представленных работах

- Оценка работ учителем:

Вы хорошо справились с этим заданием. Орнаменты получились у вас ориги­нальными, яркими, хорошо подходящими для данных изделий. Молодцы!

  1. Заключительное слово учителя.

Обобщение. (Сегодня на уроке вы должны были не просто изгото­вить изделие по образцу, а выполнить творческое задание, т. е. са­мим придумать рисунок для конкретного изделия).

VIII. Домашнее задание: попробуйте дома составить орнамент для оформления подарка своим близким или друзьям.


© 2010-2022