Разработка практико – ориентированных заданий для обучающихся строительных специальностей

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка практико - ориентированных заданий для обучающихся строительных специальностей

  1. «Концепция модернизации российского образования»

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования

  1. Проблемы обучения:

  • Отечественное образование основано на передаче готовых знаний и не учит получать их самостоятельно

  • Теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе из-за ориентировки обучающихся на оценку

  • Неумение выражать свое мнение, критически относиться к авторскому мнению

  • Отсутствие навыков наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения

  1. Деятельностный подход как средство достижения результатов

В основе стандарта положен системно-деятельностный подход, который способствует формированию:



  • Ключевых компетенций обучающихся;

  • Готовность к решению проблемы;

  • Технологическую компетентность;

  • Готовность к использованию информационных ресурсов;

  • Готовность к самообразованию;

  • Готовность к социальному взаимодействию;

  • Коммуникативную компетентность.

  1. Новые образовательные технологии, используемые в образовательном процессе: диагностическая технология внешнего оценивания компетенций освоения содержания программ обучения, технологии дистанционного обучения, кейс-технология, задачный подход, технологии сотрудничества, технология активных методов обучения, метод проектов.

  1. Кейс-технология

Интерактивная образовательная технология, позволяющая интегрировать полученные знания для решения реальной практической ситуации. Ее применение на уроках дисциплин ОП.04 «Геология и грунтоведение», ОП.06 «Материаловедение» и профессионального модуля ПМ.03 Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов, позволяет формировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. Студенты анализируют информацию, отбирают ее для решения заданной задачи, выявляют ключевые проблемы, генерируют альтернативные пути решения, оценивают их, выбирают оптимальное решение, формируют программу действий и т.п.

Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

  1. Задачный подход

Одной из функций профессиональной компетентности является практико-операционная (технологическая), заключающаяся в преломление полученных знаний в практической предметной деятельности в виде умений и навыков владения, а также проектирования и организации профессиональной деятельности. В совокупности функций профессиональной компетентности среди остальных, практико-операционная является системообразующей, поскольку она проявляется в умении специалиста решать проблемные задачи, проектировать собственную деятельность, отличающуюся качеством и результативностью. Важнейшим средством, становления практико-операционной функции и операционного (алгоритмического) стиля мышления у студентов колледжа является задачный подход к организации учебного процесса.

Важную роль в изучении преподаваемых мною дисциплин играют практические работы, ценность которых состоит в том, что они вооружают студентов не только необходимыми в профессиональной деятельности знаниями, но и формируют навыки самостоятельной постановки эксперимента, проведения испытаний, фиксации и обработки результатов.

Эти навыки являются основой учебно-исследовательской работы студентов. Эффективность использования модельных задач при изучении специальных дисциплин обуславливается тем, что наибольшая познавательная активность студентов достигается в исследовании вопросов, напрямую связанных с их будущей специальностью.



  1. Технологии сотрудничества

Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков.

Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности подгруппы в 3 - 5 человек). Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных подгрупп достигается усвоение всего материала. Основные принципы - индивидуальный подход, равные возможности, группы не должны быть постоянными (это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно).

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-либо познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую (осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения).

Данная педагогическая технология имеет положительные результаты при выполнении лабораторно - практических заданий. Я являюсь руководителем учебной практики, что позволяет мне организовать теоретическое обучение таким образом, чтобы его процесс и результаты ставили перед студентами актуальные проблемы практического характера. А во время непосредственно практики не только закрепляю теоретические знания, но и расширяю их посредством создания проблемных ситуаций, формируя познавательное отношение к действительности.

  1. Технологии активных методов обучения: уроки-экскурсии, уроки-презентации

Сложившаяся практика - использование внеаудиторных форм учебных занятий, в частности, экскурсий на функционирующие и строящиеся объекты дорожной инфраструктуры, на предприятия по производству и лаборатории по испытанию дорожно-строительных материалов:

  • Экскурсии на существующие и строящиеся объекты (участки А/Д);

  • Экскурсии на предприятия по производству строительных материалов (АБЗ);

  • Экскурсии в лаборатории по испытанию дорожно-строительных материалов (ООО НПЦ ОНИКС).

Взаимодействие с базовыми предприятиями позволяет частично решить вопрос знакомства обучающихся с новейшими технологиями, используемыми на производстве, применяемом оборудовании, техническими средствами производства.


  1. Метод проектов

В ходе освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов студенты выполняют курсовые проекты и выпускную квалификационную работу, тематики которых согласовываются с работодателями.

«+» технологии практико - ориентированного обучения:

  1. Обучающиеся являются активными творцами, а не пассивными слушателями;

  2. Знания имеют практическую направленность, могут применять и дальше;

  3. Можно дифференцировать задания по уровню сложности.

«-» технологии практико - ориентированного обучения:

  1. Не всегда удается уложиться в хронометрию занятия;

  2. Большая доля работы достается сильно мотивируемым учащимся;

  3. Преподаватель должен быть готов к неожиданным вопросам;

  4. Много времени отнимает предварительный процесс, подготовка к занятию.

© 2010-2022