- Преподавателю
- Технология
- Разработка практико – ориентированных заданий для обучающихся строительных специальностей
Разработка практико – ориентированных заданий для обучающихся строительных специальностей
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лапкина Н.Н. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка практико - ориентированных заданий для обучающихся строительных специальностей
-
«Концепция модернизации российского образования»
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования
-
Проблемы обучения:
-
Отечественное образование основано на передаче готовых знаний и не учит получать их самостоятельно
-
Теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе из-за ориентировки обучающихся на оценку
-
Неумение выражать свое мнение, критически относиться к авторскому мнению
-
Отсутствие навыков наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения
-
Деятельностный подход как средство достижения результатов
В основе стандарта положен системно-деятельностный подход, который способствует формированию:
-
Ключевых компетенций обучающихся;
-
Готовность к решению проблемы;
-
Технологическую компетентность;
-
Готовность к использованию информационных ресурсов;
-
Готовность к самообразованию;
-
Готовность к социальному взаимодействию;
-
Коммуникативную компетентность.
-
Новые образовательные технологии, используемые в образовательном процессе: диагностическая технология внешнего оценивания компетенций освоения содержания программ обучения, технологии дистанционного обучения, кейс-технология, задачный подход, технологии сотрудничества, технология активных методов обучения, метод проектов.
-
Кейс-технология
Интерактивная образовательная технология, позволяющая интегрировать полученные знания для решения реальной практической ситуации. Ее применение на уроках дисциплин ОП.04 «Геология и грунтоведение», ОП.06 «Материаловедение» и профессионального модуля ПМ.03 Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов, позволяет формировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. Студенты анализируют информацию, отбирают ее для решения заданной задачи, выявляют ключевые проблемы, генерируют альтернативные пути решения, оценивают их, выбирают оптимальное решение, формируют программу действий и т.п.
Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.
-
Задачный подход
Одной из функций профессиональной компетентности является практико-операционная (технологическая), заключающаяся в преломление полученных знаний в практической предметной деятельности в виде умений и навыков владения, а также проектирования и организации профессиональной деятельности. В совокупности функций профессиональной компетентности среди остальных, практико-операционная является системообразующей, поскольку она проявляется в умении специалиста решать проблемные задачи, проектировать собственную деятельность, отличающуюся качеством и результативностью. Важнейшим средством, становления практико-операционной функции и операционного (алгоритмического) стиля мышления у студентов колледжа является задачный подход к организации учебного процесса.
Важную роль в изучении преподаваемых мною дисциплин играют практические работы, ценность которых состоит в том, что они вооружают студентов не только необходимыми в профессиональной деятельности знаниями, но и формируют навыки самостоятельной постановки эксперимента, проведения испытаний, фиксации и обработки результатов.
Эти навыки являются основой учебно-исследовательской работы студентов. Эффективность использования модельных задач при изучении специальных дисциплин обуславливается тем, что наибольшая познавательная активность студентов достигается в исследовании вопросов, напрямую связанных с их будущей специальностью.
-
Технологии сотрудничества
Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков.
Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности подгруппы в 3 - 5 человек). Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных подгрупп достигается усвоение всего материала. Основные принципы - индивидуальный подход, равные возможности, группы не должны быть постоянными (это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно).
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-либо познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую (осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения).
Данная педагогическая технология имеет положительные результаты при выполнении лабораторно - практических заданий. Я являюсь руководителем учебной практики, что позволяет мне организовать теоретическое обучение таким образом, чтобы его процесс и результаты ставили перед студентами актуальные проблемы практического характера. А во время непосредственно практики не только закрепляю теоретические знания, но и расширяю их посредством создания проблемных ситуаций, формируя познавательное отношение к действительности.
-
Технологии активных методов обучения: уроки-экскурсии, уроки-презентации
Сложившаяся практика - использование внеаудиторных форм учебных занятий, в частности, экскурсий на функционирующие и строящиеся объекты дорожной инфраструктуры, на предприятия по производству и лаборатории по испытанию дорожно-строительных материалов:
-
Экскурсии на существующие и строящиеся объекты (участки А/Д);
-
Экскурсии на предприятия по производству строительных материалов (АБЗ);
-
Экскурсии в лаборатории по испытанию дорожно-строительных материалов (ООО НПЦ ОНИКС).
Взаимодействие с базовыми предприятиями позволяет частично решить вопрос знакомства обучающихся с новейшими технологиями, используемыми на производстве, применяемом оборудовании, техническими средствами производства.
-
Метод проектов
В ходе освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов студенты выполняют курсовые проекты и выпускную квалификационную работу, тематики которых согласовываются с работодателями.
«+» технологии практико - ориентированного обучения:
-
Обучающиеся являются активными творцами, а не пассивными слушателями;
-
Знания имеют практическую направленность, могут применять и дальше;
-
Можно дифференцировать задания по уровню сложности.
«-» технологии практико - ориентированного обучения:
-
Не всегда удается уложиться в хронометрию занятия;
-
Большая доля работы достается сильно мотивируемым учащимся;
-
Преподаватель должен быть готов к неожиданным вопросам;
-
Много времени отнимает предварительный процесс, подготовка к занятию.