Открытый урок Чай. Как он полезен и ароматен

Открытые урокиУрок технологии. Тема: «Чай» Целевые установки и задачи урока: ü  познакомить учащихся с историей возникновения русской традиции чаепития; ü  расширить кругозор учащихся, развитие познавательного интереса; ü  воспитание уважения и любви к русским народным традициям чаепития. Эпиграф: «Чай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению». Я. Молешотт1. Организационный момент урока./Индивидуализация жизненного пространства ребёнка/- Давайте поприветствуем друг друга «по цепочке», используя комплименты.- Какие новости вы узнали сегодня?- Какая общая новость в нашем классе?(Запись на доске в таблицу)./Создание положительного психологического климата в классе/:- Давайте немного поиграем! o   Нужно встать вдоль доски от самого высокого до самого низкого (без слов).o   А теперь перестройтесь по месяцам своего  рождения (можно спрашиват... /ответы детей: - Хорошее. Прекрасное!2. Изучение нового материала.- Отгадайте, пожалуйста, что за «Новость в туеске» я Вам приготовила?(дети берут туесок и, потряхивая его, пытаются отгадать, что же там лежит?-  Семечки, крупа и т.п. Открывают – чай!)(На стенах классной комнаты висят яркие плакаты с самоварами, чайниками, расшитыми полотенцами, матрешками). - Тема нашего урока «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!»/записывают в таблицу на доске/- Что вы знаете о чае?/запись ответов в т... /запись ответов: в интернете, в энциклопедии, в телевизионной передаче, у чаеводов и т.п./
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии.

Тема: «Чай»

Целевые установки и задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей возникновения русской традиции чаепития;

  • расширить кругозор учащихся, развитие познавательного интереса;

  • воспитание уважения и любви к русским народным традициям чаепития.

Эпиграф:

«Чай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».

Я. Молешотт

1. Организационный момент урока.

/Индивидуализация жизненного пространства ребёнка/

- Давайте поприветствуем друг друга «по цепочке», используя комплименты.

- Какие новости вы узнали сегодня?

- Какая общая новость в нашем классе?

(Запись на доске в таблицу).

/Создание положительного психологического климата в классе/:

- Давайте немного поиграем!

  • Нужно встать вдоль доски от самого высокого до самого низкого (без слов).

  • А теперь перестройтесь по месяцам своего рождения (можно спрашивать).

- Какое у нас настроение?

/ответы детей: - Хорошее. Прекрасное!

2. Изучение нового материала.

- Отгадайте, пожалуйста, что за «Новость в туеске» я Вам приготовила?

(дети берут туесок и, потряхивая его, пытаются отгадать, что же там лежит?

- Семечки, крупа и т.п. Открывают - чай!)

(На стенах классной комнаты висят яркие плакаты с самоварами, чайниками, расшитыми полотенцами, матрешками).

- Тема нашего урока «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!»

/записывают в таблицу на доске/

- Что вы знаете о чае?

/запись ответов в таблицу: согревает, утоляет жажду. Тонизирует, бывает разный по цвету и вкусу/

- Что бы вы хотели узнать о чае?

/запись ответов: какой чай полезнее, растёт ли в Сибири, как часто можно употреблять, вреден ли для здоровья, с какого возраста можно давать чай детям и т.п./

- Где мы можем это узнать?

/запись ответов: в интернете, в энциклопедии, в телевизионной передаче, у чаеводов и т.п./

3. Работа в группах:

-Поработав в центрах, Вы можете многое узнать о чае.

(Звучит спокойная музыка. «Центр Естествознания», «Центр Кулинарии», «Центр Чтения и письма», «Центр Искусства»).

/учащиеся идут по различным «центрам», вписывая себя на «Доску выбора» в таблице/.

  • «Центр чтения и письма»:

Задание 1. Сложите пословицы и поговорки из слов.

/Чай пить - приятно жить.

Выпей чайку - позабудешь тоску.

С чая лиха не бывает.

Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай.

Если чай не пьешь, где силы берешь?/

Задание 2. Найдите в энциклопедии истории возникновения чаепития и прочитайте.

/Детская энциклопедия:

  • Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая:

«Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н. э. В одной древней китайской книге дается описание свойств чая:

«Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, освежает тело… сладкий покой, который ты обретаешь, употребляя этот напиток, можно ощутить, но описать его невозможно… Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас».

В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или в полуторакилограммовые «доски» долго использовали в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы - чаевые.

Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и других китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

  • Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В VIII веке он попадает в Японию.

Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.

Хотя чай стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая. Путь чая в Европейские страны был трудным и долгим. Регулярно доставлять чай в Европу начала английская Ост-Индская торговая компания. Ее купцы в 1664 году подарили английскому королю Карлу II килограмм «Китайского зелья».

Лишь в первой половине XIX века стали выращивать чай и в некоторых других странах Азии.

В 1824 году голландцы создали чайные плантации на острове Ява, в 1854 году чай стали выращивать в Индии. В нашей стране чайные кусты были высажены в 1818 году в Крыму, в Никитском ботаническом саду. А первые чайные плантации заложены в 1833 году в Грузии под Батуми. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который послал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Чай пришелся англичанам по душе и стал вытеснять спиртные напитки. В одной из книг о чае, изданной в Лондоне, утверждается, что этот хорошо утоляющий жажду, тонизирующий, согревающий напиток очень подошел для жителей европейских стран с прохладным климатом и что он спас их от злоупотребления пивом и вином.

В настоящее время в Англии пьют чая больше, чем в любой другой стране.

  • В 1638 году русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов

В. Старкова и В. Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Старков доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы; варят их в воде; приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя это чаем». Провожая русских посланников, хан подарил царю связки пушнины - соболя, бобра, барса, черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бах-га». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от груды, по их мнению, никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь через сибирские просторы. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему и пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном. Тот испил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали этим питьем лечить царя и его приближенных.

  • В 1654 году в Китай был послан боярский сын Федор Байков. Вернувшись назад, он поведал,

что чай выращивают и производят китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче. Он и повелел снарядить особого гонца в Китай за чаем. Звали царского посланника Иван Перфильев. В 1665 году он доставил своему повелителю 10 пудов чаю. Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобье от хвори и телесной усталости. Ведь лекари приписывали ему способность «освежать, очищать кровь» и умение удержать ото сна во время церковной службы. Чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.

  • В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая.

В 1696 году из Москвы в Пекин за чаем отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. километров на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. С 1870 г. чай стали загружать в трюмы кораблей в китайском порту Кантон и переправлять в Одессу.

Чай все больше распространялся в нашей стране, но был еще очень дорогим из-за трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, которые продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали.

  • Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях.

Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая народная шуточная песня середины XIX в.:

«Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как мне этот чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить».


  • «Центр Кулинарии»:

/на столе несколько чайников с заваренным чаем, рекомендациями по способам приготовления, лечения, пробуют, выписывают в тетрадь рецепты чая и т.п/

  • «Центр Искусства»:

/Рассматривают картины, репродукции разных художников с изображением сбора чая; рисую сами, делают наброски самовара и т.п./

  • «Центр Естествознания»:

/Рассматриваю разные виды сухого чая на блюдцах: крупнолистовой чай, мелколистовой, ароматизированный в пакетиках, травяной и т.п./

4. Подведение итогов урока.

/рефлексия/

- Что нового Вы сегодня узнали о чае?

/ запись ответов в таблицу: чай заваривают с тмином, пьют с лимоном, чай окрашивает воду в коричневый, бордовый цвета, бывает разный - зелёный и чёрный, с разными ароматами, полезный для здоровья и т.п./

5. Заключительное слово учителя.

- Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

- Действительно, ученые установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, танин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т. д. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. С чаем легко усваиваются белки, жиры, углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирения, если оно сопровождается чаепитием. И наоборот, скудная пища, но с чаем, поддерживает силы человека. Особенно хорошо утоляет жажду и быстро восстанавливает силы чай с лимоном. В чае много витамина Р, а лимон богат витамином С. Как известно, витамин Р способствует лучшему усвоению витамина С в организме. Чай с лимоном усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам. Чай снимает головную боль.

- Всё ли мы с Вами узнали о чае? На следующих уроках мы продолжим знакомство с русскими народными традициями в чаепитии. Спасибо за урок!







__________________________________________________________________________

Чай пить - приятно жить.

__________________________________________________________________________

Выпей чайку - позабудешь тоску.

__________________________________________________________________________

С чая лиха не бывает.

__________________________________________________________________________

Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай.

__________________________________________________________________________

Если чай не пьешь, где силы берешь?

__________________________________________________________________________












«Центр чтения и письма»






«Центр Кулинарии»






















«Центр Искусства»





















«Центр Естествознания»







© 2010-2022