Классный час по теме Правда и ложь 4 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект

классного часа «Правда и ложь»

в 4 классе.

Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствует навыки культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы. Воспитывает такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».

Классный час «Правда и ложь».

Цели:

1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»;

2) содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы;

3) способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»;

4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Оформление:

1) плакаты с пословицами «Красива ложь, да от правды не уйдёшь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;

2) карточки со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия.

Ход проведения.

Организационный момент.

Вступительное слово классного руководителя:

- Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте

Владимир Высоцкий

Притча о Правде и Лжи

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных, калек, -

Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:

Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне, -

Грубая Ложь на себя одеяло стянула,

В Правду впилась - и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:

Баба как баба, и что ее ради радеть?! -

Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,

Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты

И прихватила одежды, примерив на глаз;

Деньги взяла, и часы, и еще документы, -

Сплюнула, грязно ругнулась - и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу -

И подивилась, себя оглядев делово:

Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,

Вымазал чистую Правду, а так - ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:

"Ложь это все, и на Лжи одеянье мое..."

Двое блаженных калек протокол составляли

И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже чем стервой,

Мазали глиной, спускали дворового пса...

"Духу чтоб не было, - на километр сто первый

Выселить, выслать за двадцать четыре часа!"

Тот протокол заключался обидной тирадой

(Кстати, навесили Правде чужие дела):

Дескать, какая-то мразь называется Правдой,

Ну а сама - пропилась, проспалась догола.

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, -

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла -

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет, -

Правда, в речах его правды - на ломаный грош:

"Чистая Правда со временем восторжествует, -

Если проделает то же, что явная Ложь!"

- Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).

3. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

- Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).

- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

- На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).

-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

(Истина, честность).

- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?

(Неправда, враньё, обман).

- Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? -Нет. Фантазия - это продукт воображения, мечта).

Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»

- Эх, вздыхали рыбаки, -

Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки.

- Эх, - вздыхали судаки, -

Раньше были червяки…

Червяком одним бывало,

Наедалось полреки.

- Эх, - вздыхали червяки, -

Раньше врали рыбаки!

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

Притча о Правде и лжи, Симеон Афонский

Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать.

Идет себе, видит - Ложь идет. - «Куда, человек, идешь?» - Спрашивает. - «Иду Правду искать!» - «Вот, хорошо! - Говорит Ложь. - Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе.

Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» - «Была, ушла только что! Куда - не знаем!» Пошли человек и ложь дальше правду искать.

Пришли в другой край, опять спрашивают: «Была здесь Правда?» - «Была! - Отвечают. - Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой? А кто это с тобой?» - Спрашивают люди у человека. - «Это - Ложь!» - Отвечает. А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» - Советуют...

«И то правда!» - Изумился человек и прогнал от себя Ложь.

Только прогнал, глядь - Правда заходит! - «Здравствуйте, - говорит, - добрые люди!» Вот чудеса-то!

Вопросы:

1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать и не врать).

2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней).

3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).

4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» - растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).

5. Ситуации из школьной жизни.

- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

- получили двойку;

- потеряли сменную обувь;

- опоздали на урок;

- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

- разбили красивую вазу?

- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

8. Обсуждение, анализ пословиц.

1.Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи, которые написаны на плакатах.

2.- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

9. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

- Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).

10. Чтение рассказа В.Осеевой «Ябеда».

- Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого - то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».

Учитель читает рассказ «Ябеда».

- А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? Почему?

- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?

11. Итог классного часа.

- Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: что говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

Ученик читает стихотворение.

На свете так бывает,

Порой не разберёшь:

С тобою, правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

12. Рефлексия.

Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли

по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.


© 2010-2022