Рабочая программа по технологии для 5 класса

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ Молодотудская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю

Директор школы

___________

Л.А. Клинова

Приказ №29 от 30 августа 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии 5 класс

Сорокиной Натальи Сергеевны учителя

по биологии, технологии и ОБЖ


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 14__ от «30»августа 2015г.





с. Молодой Туд

2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка.

I. Данная программа разработана для учащихся 5 класса сельской общеобразовательной средней школы.

Нормативная база.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

  • Базисный учебный план.

Цели курса.

Основной целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессио­нальному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ори­ентированного мировоззрения, социально обоснованных цен­ностных ориентаций.

Учащийся должен овладеть необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Программа составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной шко­ле технологических знаний и опыта трудовой деятельности.




II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использова­ния материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, мест­ных социально-экономических условий обязательный мини­мум содержания основных образовательных программ по тех­нологии изучается в рамках направления «Технологии ведения дома», программа дополнена разделом «Технологии растениеводства и животноводства» т.к. мы проживаем в сельской местности.

Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производ­ства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы дизайна;

  • знакомство с миром профессий;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технической, творческой, проектной деятель­ности;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

  • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

. с экологическими требованиями к технологиям произ­водства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной;

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и техно­логической документации, измерения параметров технологи­ческого процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструк­ционных и природных поделочных материалов;

  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культу­ры труда;

  • навыками организации рабочего места;

Программа включает в се­бя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой и проект­ной деятельности внимание учащихся акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабора­торно-практические, практические работы, выполнение про­ектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на осно­ве использования межпредметных связей. Это связи с алгеб­рой и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкци­онных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов, приборов, видов современ­ных технологий; с историей и искусством при освоении тех­нологий традиционных промыслов.

III. Место предмета «технология» в базисном учебном плане.

Универсальность технологии как методологического бази­са общего образования состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая - должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, ко­торый гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонен­том общего образования школьников. Его содержание предо­ставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительнос­ти. Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимо­действие людей друг с другом, со сферой природы и с соци­умом.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» выделен учебный класс, учебного кабинета в школе нет.

Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели.




IV. Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  2. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  3. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  4. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  6. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  9. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  11. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Создания предметной и информационной среды и умений применять их, определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

2. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

3. Учиться планировать практическую деятельность на уроке;

4. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

5. Учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

6. Работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

7. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

  1. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

  2. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

  3. Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

  4. Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

  5. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

  6. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

  2. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

  3. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  4. Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе;

  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог;

  6. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  1. Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

  2. О мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  3. Усвоение представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

  4. Приобретение навыков самообслуживания;

  5. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; Усвоение правил техники безопасности;

  6. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  7. Приобретение первоначальных знаний о правилах для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

V. Содержание тем учебного курса

Технологии растениеводства 26 часов (осень-весна)

Экскурсия на пришкольно-опытный участок для ознакомления с проводимыми опытами и выращиваемыми культурами.

Безопасность труда при работе на учебно-опытном участке. Особенности с/х труда. Правила трудового распорядка, личной гигиены.

Понятие о почве. Характеристика почв, ее состав и свойства. Необходимые условия для роста и развития культурных растений.

Правила уборки урожая. Уборка урожая (моркови, свёклы, картофеля, лука).

Правила отбора и хранения семенников (капусты, моркови, свёклы). Уборка капусты. Учёт урожая.

Виды обработки почвы.

Обработка почвы с помощью с/х техники. Виды с/х техники.

Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.

Удобрение почв. Виды удобрений. Правила безопасности труда на учебно-опытном участке при работе с удобрениями. Внесение удобрений с помощью с/х техники.

Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Очистка, сортировка, определение всхожести (петрушка, свекла, календула и другие). Как влияет продолжительность освещения на рост и развитие культурных растений. Севообороты. Типы севооборотов. Составление севооборотов. Мелиорация сельскохозяйственных угодий. Посадка картофеля.

Основы животноводства. 4 часа

Животноводство и его отрасли. Птицеводство. Породы кур и их продуктивность. Птицы на подворье. Разведение кур. Выращивание утят. Промышленное птицеводство. Наблюдения и опыты с домашними птицами.

Оформление интерьера. Электрические приборы. 6 часа

Общие сведения из истории архи­тектуры и интерьера, связь архитекту­ры с природой. Интерьер жилых поме­щений и их комфортность. Современ­ные стили в интерьере.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и са­нитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приго­товления пищи и зону столовой. Обо­рудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни из­делиями собственного изготовления. Электрические приборы на кухне.

Кулинария. 16 часов

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению.

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Кухонная утварь и уход за ней. Понятие о пищевой ценности овощей. Классификация овощей. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей.

Блюда из сырых и вареных овощей. Виды салатов. Первичная обработка овощей.

Значение и виды тепловой обработки продуктов. Способы варки овощей. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Требование к качеству готовых бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы приготовления горячих напитков. Чаепитие в России и других странах мира.

Сервировка стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Правила пользования столовыми приборами. Способы складывания салфеток. Культура поведения за столом.

Элементы материаловедения. 4 часа

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессе прядения и пряжи. Основная и уточные нити. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства ткани из натуральных волокон. Производство текстильных материалов. Свойства текстильных материалов.

Художественные ремесла. 10 часа

Декоративно-прикладное искусство. Понятие «декоративно-приклад­ное искусство». Традиционные и современные виды декоратив­но-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздни­кам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образ­цов рукоделия. Выполнить проект по теме: «Художественные ремёсла». Оформление портфолио.

Защита творческого проекта.
























































VII. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Перечень материально- технического обеспечения

  1. Учебные столы, стулья.

  2. Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.

3. Утюг.

4. Электрическая плитка.

5. Микроволновая печь.

6.Сельскохозяйственный инвентарь (лопаты, грабли, мотыги, ведра, лейки).

7.Плакаты.

  1. Электронные наглядные пособия.

Перечень учебно- методического обеспечения

Для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Тех­нология. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г. - 144с.

  3. О.Н.Логвинова. Рабочая программа по технологии (технология ведения дома) 5 класс к УМК Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко. М.:Вентана- Граф 2015г. - 46с.

Для учащихся:

  1. Д. И. Трайтак, Г.В. Пичугина. Сельскохозяйственный труд 5-7 классы. Просвещение 1996 год. - 224с.

  2. В.Д. Симоненко. Технология 5 класс. Вариант для девочек. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год. -237с.
















VIII. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся получат возможность узнать:

  1. общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

  2. виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и на­резки овощей;

  3. правила санитарии и гигиены при санитарной обработке про­дуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудовани­ем, горячими жидкостями;

  4. способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

  5. виды бутербродов и горячих напитков, технологию их при­готовления, правила сервировки стола к завтраку;

  6. краткие сведения из истории архитектуры и интерьера; национальные традиции, связь архитектуры с природой; требования, предъявляемые к кухне, оборудование кухни и уход за ним.

  7. правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пря­жи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;


  1. эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­ния, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о сис­темах конструирования одежды, правила построения и оформ­ления чертежей швейных изделий, особенности строения жен­ской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;


  1. способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеж­дой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изде­лий, средства защиты их от моли.

  2. знать безопасные приемы труда при работе на сельскохозяйственном участке;

  3. иметь представление о строении почвы и ее свойствах, знать необходимые условия для роста и развития растений;

  4. знать приемы обработки почвы ручными сельскохозяйственными инструментами;

  5. знать виды удобрений и правила закладывания компостной кучи;

  6. знать правила подготовки семян и посадочного материала к посеву, правила посева и посадки овощных культур;

  7. знать краткие сведения из истории создания изделий из лоскута, возможности лоскутной техники;

  8. материалы, инструменты и приспособления для лоскутной пластики, правила подготовки материалов к работе.

В результате обучения учащиеся получат возможность научиться:

1. работать с кухонным оборудованием, инструментами, горя­чими жидкостями; определять качество овощей, проводить пер­вичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку ово­щей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутер­броды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

2. выполнять эскиз интерьера кухни; украшать интерьер тканями, росписью, различными изделиями собственного изготовления.

3. определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаноч­ную сторону ткани;

4. уметь обрабатывать почву ручными сельскохозяйственными инструментами;

5. уметь закладывать компостную кучу;

6. уметь готовить семена и посадочный материал к посеву, проводить посадку и посев овощных и цветочно-декоративных культур







© 2010-2022