- Преподавателю
- Технология
- Методические рекомендации к Портфолио выпускника
Методические рекомендации к Портфолио выпускника
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колос В.А. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
"Колледж технологии и сервиса"
(КГА ПОУ "КТИС")
Методические рекомендации
По выполнению и защите ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
по специальности «Парикмахерское искусство»
2015 г.
Оглавление
Оглавление 2
Общие положения 3
Цели и задачи портфолио 5
Требования к структуре содержания Портфолио студента. 7
Порядок защиты Портфолио студента 9
Критерии оценки Портфолио студента 10
Рекомендуемая литература
1. Кулешова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ. Учебное пособие для начального профессионального образования / Кулешова О.Н.- М.: ИЦ «Академия» 2009.
2. Кулешова О.Н. Основы дизайна прически. Учебное пособие для начального профессионального образования / Кулешова О.Н. - М.: ИЦ «Академия», 2010.
3. Моисеева И.Г. Искусство парикмахера Учебное пособие для начального профессионального образования / Моисеева И.Г. - М.: ИЦ «Методист», 2008.
4. Одинокова И.Ю. Технология парикмахерских работ Учебное пособие для начального профессионального образования. / Одинокова И.Ю. - М.: ИЦ «Академия», 2009.
5. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически Учебное пособие для начального профессионального образования./Сыромятникова И.С. - М.: ИЦ «Академия», 2007.
6. Сыромятникова И.С. История прически Учебное пособие для начального профессионального образования. /Сыромятникова И.С. - М.: «Искусство», 2011.
7. Швачко Л. С. Моделирование и художественное оформление прически. Сборник технологий. / Швачко Л.С.- Укрниктибыт, 2008.
8. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека // Перевод с англ. Е. Зайцевой. / Гордон Л. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.-120 с.
9. Полный курс рисования //пер. с англ. И.С. Бородычевой. / - М.: АСТ: Астрель, 2008.- 256 с.: ил.
10. Белозерская М. «Каталог модных причесок». Серия «Супер!» / Белозерская М. - Ростов-на-Д. «Феникс», 2006г.
11. Ветрова А.В. «Парикмахер - стилист». Серия «Учебники, учебные пособия» / Ветрова А.В. - Ростов-на- Д «Феникс», 2010г.
12. Гэннон М. «Новый взгляд на искусство стрижки, окраски и укладки волос»/ Гэннон М.- М: «Контэнт», 2009г.
13. Кэмерон П. «Прически для длинных волос» Книга 1 и 2 / Кэмерон П. - М: «Ниола 21 век», 2011г.
14. Панченко О.А. «Стрижка, прическа, моделирование» / Панченко О.А.- СПб: «Литера», 2009г.
15. Журнал YOU Professional; учредитель и издатель: ЗАО «Космопресс».
16. Журнал Долорес; учредитель ООО «Издательский дом «Долорес».
17. Журнал Куафюр; учредитель ООО «Космедиас Рус».
18. Журнал Hairs; учредитель и издатель ООО «Бьюти Пресс».
12
Приложение 1 13
Приложение 2 14
Приложение 3 15
Общие положения
1.1 Настоящие методические рекомендации регулируют требования к портфолио выпускников специальности «Парикмахерское искусство». Портфолио - это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов, является формой оценивания персональных, творческих достижений студентов КГА ПОУ «Колледжа технологии и сервиса» (далее - Колледж).
1.2 Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентами в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной, проследить индивидуальную направленность на всех этапах обучения будущего молодого специалиста и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
1.3 Настоящие методические рекомендации разработаны на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования;
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта, принятого для организации образовательного процесса среднего специального образования;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
- Положение по организации форм, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, студентов в КГА ПОУ «Колледжа технологии и сервиса»;
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
- Положение об организации и проведении конкурсов профессионального мастерства среди студентов.
1.4 Сбор информации осуществляется с помощью методик и инструментария сбора информации. Выбор методик определяется в зависимости от показателей и параметров, по которым собирается информация. В качестве методик используются программы самонаблюдения, методики проведения педагогических, социологических, психологических исследований (анкетирование, тестирование, интервьюирование). Методики выбираются с учетом возраста студента. Студент знакомится с целью исследования, с методикой и инструментарием заранее.
Каждая методика обеспечивается соответствующим инструментарием и инструкциями к нему. Весь инструментальный пакет должен быть доступен студенту как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
Информация по каждому разделу портфолио предоставляется в зависимости от цели раздела в форме текстовых и иллюстрированных материалов, а также сертификатов, дипломов, грамот, удостоверений, творческих и проектных работ, отчеты о профессиональных достижениях: ведомости, электронные работы, видеозаписи, модели, текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. и т.д.
Цели и задачи портфолио
Цель выполнения и защиты Портфолио Студента- свидетельство прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Важная цель данного элемента контроля освоенных общих и профессиональных компетенций- представить отчет по процессу образования студента, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, быть компетентным по окончанию срока обучения в данной специальности.
Портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений студента. Это альтернативный способ оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), который позволяет решить основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты оценивания и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может выступать наряду с ним.
3. Поддерживать и стимулировать мотивацию студентов;
4. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
5. Развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
6. Формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
7. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования студента;
8. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для
успешной социализации.
Формирование портфолио должно осуществляться с учетом следующих принципов:
- самооценки результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности.
- систематичности и регулярности самомониторинга. Студент систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру.
- структуризации и логичности материалов, представляемых в «Портфолио студента».
- аккуратности и эстетичности оформления «Портфолио студента».
- целостности, тематической завершенности материалов.
- наглядности и обоснованности презентации «Портфолио студента».
Требования к структуре содержания Портфолио студента.
3.1. Портфолио студента формируется с первого курса обучения.
3.2. Ответственное лицо доводит до сведения студентов информацию о структуре, содержании портфолио, требованиях, предъявляемых к его оформлению.
3.3. Студент, совместно с ответственным лицом определяют цель
формирования портфолио, его вид структуру и содержание, планируют систему действий по организации работы над портфолио, определяют вспомогательные материалы, итоговую форму предоставления защиты портфолио.
3.4. Студент, систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свой портфолио, организует их в предусмотренную структуру.
3.5. Рекомендуется формировать электронный или онлайн-портфолио. Электронный или онлайн-портфолио может быть размещен как на персональном сайте, так и на сайте учебного заведения.
Структура портфолио
4.1. С учетом использования подхода, основанного на компетенциях, может быть предложена следующая структура портфолио:
- Титульный лист (Приложение 3)
- Содержание (наименование разделов, материалов, нумерация страниц) (Приложение 2)
- Пояснительная записка (краткое описание материалов, включенных в
портфолио, определение его цели и предназначения) в соответствии с содержанием включает Разделы описательной части Портфолио студента:
Раздел 1. Информация о владельце портфолио
Включает в себя личные данные обучающегося, которые отражаются в резюме или автобиографии. В этом разделе могут помещаться: информация, помогающая проанализировать характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
Раздел 2. Портфолио документов (Документы, подтверждающие профессиональные достижения )
В этом разделе помещаются:
- проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном виде;
- исследовательские работы, рефераты и творческие работы;
- художественное творчество: разработки на модулях, технологические карты с кратким описанием технологического процесса;
- все имеющиеся у студента сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов дополнительного образования.
Раздел 3. Курсы по выбору, факультативы, кружки
В данном разделе содержится информация о посещении выпускником всех курсов, факультативов, кружков за период обучения в Колледже.
Раздел 4. Достижения во внеурочной деятельности
В данный раздел включается перечень работ по искусству или официальные документы, подтверждающие участие, достижения во внеучебной деятельност. А также студент в данный раздел помещает достижения в спорте.
4.2. Портфолио студента может быть выполнено в любом виде (творческая работа, презентация, кинофильм, плакат и т.д.). При выборе макета Портфолио студента, выполняется только титульный лист в соответствующем виде в соотношении с видом работы.
Порядок защиты Портфолио студента
Обучающийся представляет свой портфолио в день защиты Выпускной квалификационной(дипломной) работы на Государственной итоговой аттестации.
Портфолио, предъявляемый Государственной итоговой аттестации, должен иметь специфическую направленность, соответствовать профилю специальности.
Преподаватель профессионального цикла осуществляют предварительную оценку портфолио (в соответствии с требованиями к структуре и содержанию портфолио), затем принимают решение о допуске студента к защите и доводят до сведения студента не позднее 1 месяца до экзамена.
Для представления портфолио на Государственной итоговой аттестации членам государственной аттестационной комиссии. Студент должен:
- провести самооценку своего портфолио в соответствии с требованиями к портфолио. Результат самооценки зафиксировать в оценочном листе (Оценочный лист представлен в Приложении 1);
- представить свое портфолио преподавателю для оценки уровня готовности портфолио к презентации. Результат оценки фиксируется в оценочном листе;
- при достижении - выше среднего и высокого уровня готовности портфолио, студент допускается к защите портфолио на ГИА.
Критерии оценки Портфолио студента
Для портфолио может быть использована как дескриптивная, так и
количественная шкала оценивания. Выбор шкалы зависит от показателей, о которых собирается информация в разделах портфолио.
Оценивание портфолио проводится комиссией, организуемой из
педагогических работников, представителей работодателя.
Оценивать содержание портфолио следует по разделам. Каждый раздел, независимо от того, какое количество файлов в нее было включено обучающимся, оценивается интегрально.
За каждый раздел выставляется определенный балл (по пятибалльной шкале от 1 до 5):
-
1 балл - неудовлетворительный уровень (либо отсутствие материалов в разделе, либо материалы не соответствуют минимальным требованиям);
-
2 балла - ниже базового, элементарного уровня;
-
3 балла - базовый, элементарный уровень;
-
4 балла - квалифицированный уровень;
-
5 баллов - углубленный; продвинутый; высококвалифицированный уровень.
Для выявления наиболее объективной оценки портфолио необходимо определить весовой фактор, определяющий значимость каждого раздела, (10- максимальная значимость, 1 - наименьшая значимость). Далее выставленный балл (от 1 до 5) за каждый раздел перемножается на весовой фактор, таким образом, будет определен взвешенный балл каждого раздела. Далее проводится интерпретация результатов, по итоговой сумме баллов определяется уровень готовности портфолио к презентации. (Оценочный лист представлен в Приложении 1)
Рекомендуемая литература
1. Кулешова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ. Учебное пособие для начального профессионального образования / Кулешова О.Н.- М.: ИЦ «Академия» 2009.
2. Кулешова О.Н. Основы дизайна прически. Учебное пособие для начального профессионального образования / Кулешова О.Н. - М.: ИЦ «Академия», 2010.
3. Моисеева И.Г. Искусство парикмахера Учебное пособие для начального профессионального образования / Моисеева И.Г. - М.: ИЦ «Методист», 2008.
4. Одинокова И.Ю. Технология парикмахерских работ Учебное пособие для начального профессионального образования. / Одинокова И.Ю. - М.: ИЦ «Академия», 2009.
5. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически Учебное пособие для начального профессионального образования./Сыромятникова И.С. - М.: ИЦ «Академия», 2007.
6. Сыромятникова И.С. История прически Учебное пособие для начального профессионального образования. /Сыромятникова И.С. - М.: «Искусство», 2011.
7. Швачко Л. С. Моделирование и художественное оформление прически. Сборник технологий. / Швачко Л.С.- Укрниктибыт, 2008.
8. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека // Перевод с англ. Е. Зайцевой. / Гордон Л. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.-120 с.
9. Полный курс рисования //пер. с англ. И.С. Бородычевой. / - М.: АСТ: Астрель, 2008.- 256 с.: ил.
10. Белозерская М. «Каталог модных причесок». Серия «Супер!» / Белозерская М. - Ростов-на-Д. «Феникс», 2006г.
11. Ветрова А.В. «Парикмахер - стилист». Серия «Учебники, учебные пособия» / Ветрова А.В. - Ростов-на- Д «Феникс», 2010г.
12. Гэннон М. «Новый взгляд на искусство стрижки, окраски и укладки волос»/ Гэннон М.- М: «Контэнт», 2009г.
13. Кэмерон П. «Прически для длинных волос» Книга 1 и 2 / Кэмерон П. - М: «Ниола 21 век», 2011г.
14. Панченко О.А. «Стрижка, прическа, моделирование» / Панченко О.А.- СПб: «Литера», 2009г.
15. Журнал YOU Professional; учредитель и издатель: ЗАО «Космопресс».
16. Журнал Долорес; учредитель ООО «Издательский дом «Долорес».
17. Журнал Куафюр; учредитель ООО «Космедиас Рус».
18. Журнал Hairs; учредитель и издатель ООО «Бьюти Пресс».
Приложение 1
Оценочный лист портфолио студента
Ф.И.О. студента ________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ группы______________________
Профессия/специальность ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Параметры оценивания
Баллы за Разделы:
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Итог =
Самооценка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________________
Оценка мастера п/о__________________________________________________________________
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
стр
I Информация о владельце портфолио
1.1 Резюме
II Портфолио документов
2.1 Мои академические и профессиональные достижения
2.2 Курсы по выбору, факультативы, кружки.
2.3 Достижения во внеурочной деятельности
Приложение 3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
"Колледж технологии и сервиса"
(КГА ПОУ "КТИС")
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
Выполнил(а): студент(ка) гр.______