Рабочая программа Черчение и графика

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Г.ТОСНО С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По ТЕХНОЛОГИИ «Черчение и графика»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее 9 класс


К УМК А.А. Павлова, Е.И. Корзинова ТЕХНОЛОГИЯ «Черчение и графика»

Количество часов - 34 часов в год, 34 часа за курс обучения

Программа разработана на основе - авторской программы А.А. Павловой, Е.И. Корзиновой


Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей ТЕХНОЛОГИИ

протокол № _______ от _____________20______ года

Руководитель методического объединения: Сакаряну Л.В.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа по черчению для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089). При составлении программы была использована авторская программа по черчению под общей редакцией А.А.Павловой, Е.И. Корзиновой

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Место предмета в учебном плане


Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие географической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.

  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заведений важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

  4. при обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.

  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

  6. Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений учащихся может происходить на факультативных занятиях в восьмом классе.



Цели и задачи курса.

Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • Формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека

  • Формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда

  • Развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения

  • Формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся

  • Знакомство учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  • Обучение в процессе чтения чертежей воссозданию образов предметов, анализ их формы и конструкции;

  • Развитие всех видов мышления, соприкасающихся с графической деятельностью школьников;

  • Научить пользоваться учебными и справочными материалами;

  • Привить учащимся культуру графического труда.

Особенности организации учебного процесса


Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:

  1. Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей;

  2. Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.

  3. Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методику проекций.

  4. Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.

  5. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.

  6. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, де и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.

  7. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.

  8. Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.

  9. проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.

  10. Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина - мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.

  11. Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:

    • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;

    • построение третьей проекции по двум заданным;

    • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;

    • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;

    • оперирование развертками;

    • соединение чертежа с разметкой;

    • реконструкция изображений;

    • построение изображений в аксонометрии с вырезом;

    • выполнение различных разрезов и сечений;

    • занимательные задачи;

    • графические диктанты;

    • преобразованием формы и пространственного положения объектов;

    • задачи с творческим содержанием.

  12. Работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.

  13. При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями: плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.

  14. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.




Содержание программы


Пересечение геометрических образов (2 ч.)

Пересечение геометрического тела с плоскостью, взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.

Сечения. (4ч.)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Изображения. Чертежи (6ч.)

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Стандартизация и проектная графика (2ч.)

Стандартизация, взаимозаменяемость, унификация. Определения терминов «изделие», «деталь», «сборочная единица». Знакомство с названием и назначением некоторых наиболее распространённых в технике типовых деталей и их элементов. Знакомство с технологией их изготовления. Состав технической документации. Графические документы: чертёж и эскиз детали; чертёж общего вида (ВО); сборочный чертёж (СБ); габаритный чертёж (ГЧ); схема. Текстовые документы, правила их выполнения, спецификация и основная надпись. Примеры оформления учебного титульного листа. Основные этапы проектирования изделий. Типы графических изображений, применяемых на различных стадиях проектирования изделий. Выполнение чертежей (эскизов) деталей и простановка размеров на чертежах деталей в соответствии с технологией их изготовления. Общие сведения о знаках шероховатости обрабатываемой поверхности. Простейшие примеры технических условий изготовления несложных изделий.

Стандартные детали. Чертежи соединений (5ч.)

Общие понятия о соединении деталей разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).

Разъемные и неразъемные соединения. Общие понятия и примеры.

Резьба, образование, основные понятия, элементы резьбы, условные изображения, обозначение.

Стандартные крепежные детали с резьбой. Упрощенные чертежи - чтение и выполнение.

Резьбовые и нерезьбовые разъемные соединения и их чертежи. Неразъемные соединения и их чертежи. Конструктивные соединения и их чертежи. Условности изображения неразъемных соединений.


Чертежи общего вида и сборочные (7ч.)

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.

Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.

Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Архитектурно-строительная графика. (4ч.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Размеры на строительных чертежах.

Условные обозначения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Интерьер жилого помещения.

Схемы (прикладная графика) (2ч.)

Правила выполнения и области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков. Классификация диаграмм.

Графики и диаграммы (прикладная графика) (2ч.)

Общие положения; области применения графиков и диаграмм. Правила выполнения, варианты оформления.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Важнейшей задачей курса является развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики. В процессе изучения графики школьники научатся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты.

Большая часть учебного времени будет уделяться на упражнения и самостоятельную работу. Изучение теоретического материала сочетается с выполнением обязательных графических работ. Все графические работы будут выполняться с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартов. При этом графическая деятельность будет выступать в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний и средство формирования графической грамоты.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и другие, благодаря чему у ученика создаётся общность многих психических функций. При построении чертежей эти процессы сочетаются с моторной функцией рук, что является важнейшим условием формирования пространственных отношений у ребёнка.

Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.

В результате изучения данной дисциплины графический компонент будет обеспечивать:


  1. Формирование у учащихся основ графической грамоты и навыков графической деятельности;

  2. Осуществление связи обучения с техникой, производством, технологией; знакомство учащихся с устройством деталей машин и механизмов;

  3. Подготовку учащихся к конструкторско-технологической деятельности, творческой деятельности;

  4. Развитие пространственных представлений учащихся, их наблюдательности, глазомера, измерительных навыков;

  5. Формирование художественного вкуса и элементов общей культуры.

Перечень знаний и умений, формируемый у учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертежный

  • Приёмы работы с чертёжными инструментами;

  • Простейшие геометрические построения, правила выполнения чертежей;

  • Изображения, виды, разрезы, сечения, чертеж детали;

  • Особенности выполнения чертежей различных видов;

  • Место и роль черчения и графики в процессе проектирования и создания различных изделий.

Учащиеся должны уметь:


  • Пользоваться инструментами и материалами для чертежных работ; пользоваться измерительными инструментами;

  • Выполнять геометрические построения на плоскости и чертежи простейших стандартных деталей;

  • Анализировать форму предмета и графический состав изображений;

  • Выбирать главный вид и оптимальное количество видов для выполнения чертежей;

  • Читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;

  • Пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой.



Требования к оценке знаний учащихся


Оценка «5» ставится, когда ученик:

- полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно
читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их
изображениям;

- твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
необходимости умело пользуется справочными материалами;

  • интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;

  • ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.

Оценка «4» ставится, когда ученик:

-полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет

и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще

пространственного представления;

-правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами

пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет

обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно

ведет рабочую тетрадь;

-при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка,

исправление которых требует периодической помощи учителя.

Оценка «З» ставится, когда ученик:

-основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно,

требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств;

-знает большинство изученных условностей изображения и обозначения;

обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда

своевременно, рабочую тетрадь по черчению ведет небрежно, в процессе

графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, когда ученик:

-основной программный материал не знает;

-чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические

работы, не ведет рабочую тетрадь;

-систематически допускает грубые ошибки.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.


Список литературы:

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. ТЕХНОЛОГИЯ «Черчение и графика».8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2014

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Рабочая тетрадь №1,2,3,4. Черчение и графика - М.,

Владос, 2001

Т.В. Кучукова Рабочая тетрадь №1,2,3,4,5,6,7,8,9 Черчение - М.,Вентана-Граф

, 2005

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя черчения - М., Владос, 2004

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. ТЕХНОЛОГИЯ «Черчение и графика» программно-методические материалы 8-9 классы: - М., Мнемозина, 2013

Карточки-задания по черчению Часть 1 под редакцией В.В. Степаковой. - М.: Просвещение, 2004

Карточки-задания по черчению Часть 2 под редакцией В.В. Степаковой. - М.: Просвещение, 2004

С.К. Боголюбов, Задачник почерчению М., Машиностроение, 1972

КОМПАС 3D для школьников (учебное пособие), И.В. Баранова М., ДМК Пресс, 2009

Программное обеспечение - комплект СД-дисков «Комплекс уроков по черчению 8-9 класс»

9


© 2010-2022