Урок, РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА (7 класс)

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азизмамадова Виктория Григорьевна

Урок 4 - 5

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ТЕМА УРОКА: РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА

7 КЛАСС

Тип урока: комбинированный

Цель: создание эскиза коврика с использованием геометрического орнамента

Задачи:

- продолжить обучение приемам строить узоры из элементов геометрического орнамента народов Севера

- развивать чувство композиции и цвета и понимание того, что творчество дает возможность самовыражаться и самореализоваться

- воспитывать аккуратность, добиваясь качественного выполнения работы, прививая учащимся художественный вкус.

Материалы:

Бумага А4, краски гуашь, кисть №1, №2

Оборудование:

1. мультимедийный проектор

2. экран

3. листы с отпечатанным текстом (алгоритм)

4. доска

Методы проведения занятий

- формальная часть: информационно рецептивный (объяснительно -иллюстративный, беседа)

- содержательная часть: процесс выполнения работы

- аналитическая часть: анализ выполнения работы

Словарь: (на доске)

Кумалан, мозаика, лобаши, ритм, геометрический орнамент

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Приветствие.

II. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

1.Беседа. На прошлом уроке мы знакомились с геометрическим орнаментом.

- Кто мне ответит, что такое геометрический орнамент, из каких фигур он состоит? (Ответы учащихся.)

- А что означают эти фигуры или элементы узоров, давайте раскроем символику отдельных элементов; (солнце, стрела) O,Δ,◊ и т.д.

Правильно, а еще солнце (O) редкий гость в северных краях, оно несет тепло, жизнь и плодородие всему живому

- как вы думаете, что означает Δ стрела. (Ответы учащихся.)

Да, правильно, а еще отражает символику, связанную с плодородием в результате охоты, молитвы.

Что означает ◊? (Ответы учащихся.)

Да! А еще ◊ связан с символом женского начала с культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепление могущества общины

Как вы думаете, что означает шахматный узор?

Молодцы! Да, это противостояние и взаимопроникновение двух жизненных начал жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла, бесконечность жизни

Итак, вывод: люди изображали эти символы и наносили их на предметы быта с целью уберечь себя от злых духов. Так как люди верили что изобразив символы на поверхности предмета они защищают себя от несчастья и бед. Именно эта вера поднимала дух людей в их сложной жизни и давала силу и веру в себя.

А теперь посмотрим на доску, прочитайте слова!

Какие слова вам знакомы?

Запишите слова, которые для вас новые-

Кумалан - эвенкийский меховой коврик

Лобаши - шкура оленя снятая со лба и головы

III. Постановка цели занятия перед учащимися.

Сегодня на уроке мы будем разрабатывать эскиз эвенкийского коврика - кумалана, с использованием геометрического орнамента, с последующей раскраской в черно-белом варианте (Рис. 1)

.

Урок, РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА (7 класс)

Рис. 1

III. Организация восприятия и осмысления новой информации.

1.Сообщение учителя с элементами беседы.

Обще признанными мастерами орнаментирования изделия из меха оленя являлись эвенки (коренные малочисленные народы севера). Шедевром декоративно-прикладного искусства является круглый коврик (рис. 2).

Урок, РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА (7 класс)

Рис. 2

Что напоминает коврик? (Ответы учащихся.)

А еще что вы видите?

Он напоминает солнце, а полоски которые, исходят от центра, напоминают лучи.

Молодцы!

Итак, вывод: этот ковер создан не только для красоты, но имеет еще символическое значение, т.е. солнце - символ теплоты и жизни.

Посмотрите на следующий прямоугольный ковер - кумалан (рис. 3).

Урок, РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА (7 класс)

Рис. 3

Что напоминает этот коврик

Да, верно, мозаичная полоска напоминает дорогу, а пустые квадратики - поля, а еще ковер является частью оленей упряжки. Декоративный эффект здесь достигается контраста белого оленьего меха с темно-коричневым.

Посмотрите на этот ковер!

Что напоминает этот коврик?

Да, вы правы! он напоминает медвежью голову, но в центре ковра распластанная пятнистая оленья голова, с аккуратно вшитыми в дырки глаз кусочки темного меха (рис. 4)

Это скорее панно, а не коврик для сиденья.

Урок, РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА КОВРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА (7 класс)

Рис.4

А теперь посмотрите на ковер, который создали выпускники нашего лицея.

- какие способы украшения можно применить в работе для создания коврика?

-В мозаике у народов севера широкое распространение получил геометрический мотив орнамента

- и сегодня мы будем выполнять такой эскиз

- А теперь давайте посмотрим на порядок выполнения эскиза коврика кумалана.

2. Составления орнамента деятельности совместно с учащимися. (предлагается заготовка)

- перед вами круг

- определите, какие действия уже выполнены?

- правильно! Что нам остается выполнить?

- чем можно воспользоваться, что бы более равномерно распределить элементы декора на всю поверхность круга

- по отмеченным точкам и линиям, мы их назовем вспомогательными, будем составлять композиции что бы получить геометрический рисунок

- Какие фигуры будете использовать?

- Хорошо! Приступаем!

- Наметили уже геометрический орнамент, а теперь отдохните!

Перемена

5 урок

Скажите, пожалуйста, что мы закончили выполнять на первом уроке?

А теперь к чему приступаем?

К раскраске в черно-белом варианте.

Приступаем!

IV. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач.

Задание: выполнить эскиз коврика с последующей раскраской .

V. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний:

  1. Контроль организации рабочего места.

  2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  4. Контроль объема и качества выполненной работы.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Выставка работ учащихся.

2. Беседа с учащимися по вопросам.

Все справились с заданием.

-Давайте вспомним, какая цель была у нас на уроке?

Да, молодцы!

- давайте развесим наши работы на доску!

- в какой работе наиболее интересная композиция?

- в какой работе красивое цветосочетание?

- какая работа наиболее контрастная и яркая?

- а чья работа самая аккуратная?

- да, я с вами согласна, что в этой работе более правильная композиция…….

- это работа наиболее яркая

- а это работа выполнена аккуратно!

- испытывали ли вы трудности при освоении техники орнаментирования?

- почему было трудно? (да, требуется терпение, старательность и аккуратность)

Я думаю, что этот опыт вам пригодится в будущем.

Все молодцы, всем спасибо за совместную работу!


© 2010-2022